Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 2. Часть 1


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

 

ИСТОРИЯ

РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Е. Голубинского,

бывшего профессора Московской Духовной Академии.

Период второй.

МОСКОВСКИЙ.

ТОМ II,

от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА.

ИЗДАНИЕ

ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ
при Московском Университете.

МОСКВА.

Университетская типография.

1900.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ПОСВЯЩЕНИЕ КНИГИ I—IV.

ПРЕДИСЛОВИЕ V—VIII.

Порабощение Руси Монголами и отношения ханов монгольских к русской церкви или к вере Русских и к их духовенству 1-49

О Монголах или Татарах до порабощения ими Руси—1. Первое нашествие их на Русь 1223-го года и Калкинская битва—3. Нашествие 1227—28-го года и порабощение северо-восточной Руси—4. Ужасность опустошения этой Руси—9. Порабощение в 1229-м году юго-западной Руси с таким же ужасным ее опустошением и поход в западную Европу—10. Установление господства Монголов над Русью—12. Поведение и участь духовенства во время поработительного нашествия Монголов—14. Бедствия, которым подверглась церковь во время этого нашествия—16. Отношения, в которые стали Монголы к вере Русских и к их духовенству, состоявшие в полной их терпимости к вере и в полном признании ими прав духовенства, и причины этих полной терпимости и полного признания—17. Предположения относительно истории терпимости—24. История Фактически-Формальных отношений ханов к русской церкви и к русскому духовенству—27. Ханские ярлыки митрополитам и содержащиеся в них предписания относительно веры Русских и их духовенства—32. Небезусловность непричастности духовенства тягостям ига монгольского—39. Епископия сарайская, проповедь христианства между Татарами, выход татарских девиц за наших князей—41 (и в дополнн.—876). Частные случаи поведения ханов, как будто представляющие собою возражение против совершенной терпимости их к нашей вере и против строгого уважения ими прав нашего духовенства—41. Осуждение ханами на мученическую смерть за веру: князя Михаила Всеволодовича черниговского—42, и князя Романа Ольговича рязанского—47: попытка ханов обложить данью наше духовенство—48; уверения некоторых наших летописей относительно намерения ханов ввести свою татарскую веру в одной из русских областей—49.

Митрополиты киевские и всея России.

Митрополит Кирилл III 50—89.

Предположения о судьбе последнего пред нашествием Монголов митр. Иосифа—50. Предположения о причине избрания первого после нашествия Монголов митрополита, каков Кирилл, из природных Русских—50. Избрание этого митрополита южно-русским великим князем Даниилом Романовичем—51. Причина скорого избрания—52. Путешествие Кирилла в Грецию для посвящения53. Признание его за своего митрополита северною Русью—54. Непребывание его постоянно в Киеве, но частые покидания им последнего для странствований по Руси—55. Отсутствие сведений о путешествиях его в родную ему галицкую Русь—58. Установление при нем отношений Монголов к русской церкви—59. Учреждение им епископской кафедры в Сарае—60. Ярлык ему хана Менгу-Темира и общее его с ханом посольство к императору константинопольскому—61. Приобретение им из Болгарии Кормчей книги—62 (и в дополнн.—876). Владимирский собор 1274-года и его деяния, содержащие ряд предписаний против недостатков церковной жизни и против существовавших в ней злоупотреблений—65 (и в дополнн.—876). Вопросы епископа сарайского Феогноста константинопольскому патриаршему собору—78. Известный по летописям частный случай из церковно-правительственной деятельности Кирилла—80. Его участие в государственных делах Руси—81. Сношения с папой и может быть кратковременный церковный союз с ним галицкого великого князя Даниила Романовича—81 (и в дополнн.—876—877). Предположения касательно отношений к этим сношениям митрополита—86. Попытка папы привлечь к союзу с римскою церковью владимирского великого князя Александра Ярославича—87. Кончина Кирилла—88.

Митрополит Максим 90—97.

Избрание второго после нашествия Монголов митрополита, каков Максим, снова из Греков—90. Прибытие Максима на Русь, путешествие его в Орду к хану и призыв им к себе всех русских епископов—90. Путешествия его по Руси—91 fin.. Отсутствие известий об его церковно-правительственной деятельности—92. Устав его о посте среды и пятка—92. Участие его в государственных делах—94. Перенесение им кафедры митрополии из Киева во Владимир—94 (и в дополни.—877). Открытие особой митрополии галицкой—96. Кончина Максима—97.

Митрополит св. Петр 98—144.

Жития св. Петра—не вполне удовлетворительный источник сведений о нем—98. Посылка в Константинополь после смерти митр. Максима великим князем владимирским, удельным князем тверским, Михаилом Ярославичем игумена Геронтия для поставления в митрополиты всея России и одновременно с этим посылка в Константинополь великим князем галицким Юрием Львовичем игумена св. Петра для постановления в отдельные митрополиты галицкие—99 fin.. Биографические сведения о св. Петре— 102. Устранение патриархом Геронтия и поставление в митрополиты всея России св. Петра—103. Нежелание вел. кн. Михаила Ярославича принять св. Петра и притворное примирение с ним—105. Донос на св. Петра патриарху, с целью его удаления с кафедры, сделанный великим князем через тверского епископа Андрея, и Переяславский собор на Петра под председательством патриаршего клирика или чиновника—106. Вопрос о неизвестных положительным образом обвинениях, взведенных великим князем на св. Петра—108. Вторичная попытка великого князя удалить св. Петра с митрополичьей кафедры—112. Скудость сведений о церковно-правительственной деятельности св. Петра—115 fin.. Его законоположение о вдовых священниках—116. Его учительные послания—117. Его поездка в Орду к хану и полученный им от хана ярлык—121 fin.. Поднявшийся у нас протест против взимания епископами платы за поставления в церковные степени—123 fin.. Отделение Литвы и Галиции в особую митрополию—125. Еретик Сеит—130 (и в дополнн.—877). Сношения с папою галицкого великого князя Юрия Львовича—132. Соборный приговор об ежегодной помощи патриарху константинопольскому со стороны подведомых ему митрополитов—132. Перенесение св. Петром (не собственно так называемое) кафедры митрополии из Владимира в Москву—133. Кончина св. Петра, его причтение к лику святых и остающиеся после него до настоящего времени священные предметы и вещи—142 fin. (и в дополни.—877).

Митрополит Феогност 145—170.

Избрание св. Петром вместе с вел. кн. Иваном Даниловичем своего кандидата в митрополиты и незанятие этим кандидатом кафедры митрополичьей, но взамен того объявление себя за Москву новым действительным митрополитом, выбранным в Константинополе из Греков—145. Поставление этого действительного митрополита, каков был Феогност, и прибытие его на Русь после того, как (вероятно) удалось ему достигнуть закрытия особой митрополии литовской—147. Его содействие вел. кн. Ивану Даниловичу в возвышении Москвы—148. Торжественное причтение им к лику святых своего предшественника Петра и важное политическое значение этого прославления Петра—150. Услуга, оказанная Феогностом вел. кн. Ивану Даниловичу наложением церковного отлучения на Тверского князя Александра Михайловича и на Псковичей—152. Открытие особой галицко-литовской митрополии и по стараниям Феогноста ее закрытие—153. Путешествие его в Константинополь—155. Попытка хана наложить дань на русское духовенство и счастливое устранение ее Феогностом—155 fin. Новое открытие и новое закрытие галицко-литовской митрополии—157 (и в дополнн.—878). Путешествия Феогноста по Руси—162. Собор в Костроме и снем (съезд) князей про причет церковный—163. Составляющие вопрос ереси на Руси при Феогносте—163 fin. (и в дополнн.—878). Вызов наших богословов на международный диспут с богословами латинскими (шведскими, и Магнус, король шведский)—164 (и в дополнн.—878). Домашние прения о земном рае—166 нач.. Жалоба на Феогноста патриарху новгородского архиепископа Моисея—167. Заслуги Феогноста перед Москвой—168. Отзыв о нем Никифора Григоры—168 (и дополнн.—878). Кончина его—170.

Митрополит св. Алексий 171—225.

Жития св. Алексия—еще менее удовлетворительный источник сведений о нем, чем жития св. Петра о сем последнем, и значительное восполнение их сохранившимися греческими актами—171. Происхождение и детство св. Алексия—172. Пострижение в монахи—174. Назначение в митрополичьи наместники-—174. Испрошение у патриарха согласия на то, чтобы в случае смерти Феогноста он— Алексий был поставлен его преемником, и посвящение его в епископы владимирские—175. Путешествие Алексия в Константинополь для поставления в митрополиты и годичное проживание в Константинополе на испытании—176 fin.. Поставление его в митрополиты с возложением на него обязательства—через каждые два года, лично или чрез уполномоченных, являться на состоящий при патриархе собор—178. Поставление особого митрополита для Литвы, по имени Феодорита, патриархом терновским и по низвержении незаконного митрополита, при чем патриархом константинопольским Формально было признано перенесение седалища митрополитов всея Россия из Киева во Владимир, поставление этим патриархом законного особого митрополита для Литвы, по имени Романа—179 (и в дополнн.—878). Тяжба с последним Алексия перед патриархом из-за Киева и одержание над ним победы 181 fin.. Решение патриарха по жалобе новгородского архиепископа Моисея на митр. Феогноста—185. Возвращение Алексия домой из Константинополя с поставления—187 fin.. Отсутствие сведений о церковно-правительственной его деятельности—188. Его учительные послания—188. Путешествие в Константинополь для новой тяжбы с митрополитом литовским—190. Смерть митрополита литовского и закрытие особой литовской митрополии—192. Государственная деятельность Алексия—193—196, 198—206. Исцеление им ханши Тайдулы—196. Прение в Орде о вере с муллой Гавзадином—197 (и в дополнн.—879). Государственная деятельность Алексия—198. Загадочная грамота патриарха константинопольского архиепископу новгородскому — 205. Открытие особой митрополии галицкой—208. Поставление в особые митрополиты литовские Киприана, имевшего под известными условиями сменить на кафедре митрополии всея России, живого св. Алексия, и необыкновенное смятение, произведенное сим постановлением в московской Руси—209 fin.. Избрание в Москве преемника св. Алексию—215 fin.. Строение и возобновление им монастырей и его значение в истории нашего монашества—216. Хранящееся в Чудовом монастыре и усвояемое ему преданием славянское евангелие—218. Значение его как государственного деятеля—222. Его кончина и установление празднования его памяти—224.

Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия 226—261.

Избрание в преемники св. Алексию архимандрита Михаила (Митяя)—226. Биографические сведения о Михаиле (Митяе)—226. Доказательства того, что св. Алексий назначил и благословил его в свои преемники—229. Испрошение у патриарха согласия на поставление Михаила в преемники св. Алексию—231. Приезд Киприана в Москву, арест его в ней и позорный высыл из нее—232. Приглашение патриархом Михаила в Константинополь—235. Возведение великим князем Михаила по смерти св. Алексия на двор митрополичий и вопрос о предосудительности поведения Михаила в качестве нареченного митрополита—236. Принятое было им и потом, вследствие случившихся обстоятельств, оставленное намерение посвятиться в митрополиты в самой России—239. Ссора его с Дионисием, епископом суздальским—240. Путешествие его в Константинополь и внезапная его смерть на корабле в виду Константинополя—242 (и в дополни.—879). Заключительная речь о нем—243. Поставление в митрополиты вместо умершего Михаила сопутствовавшего ему архимандрита Пимина—244. Вопрос об истинных виновниках этого деяния—244. История поставления Пиминова—247 (и в дополни.—879). Призвание великим князем из Киева Киприана—249. Прибытие в Россию Пимина и его заточение—249 fin.. Отослание великим князем Киприана и призвание Пимина—250. Посольство в Константинополь с требованием низложения Пиминова и поставления в митрополиты епископа суздальского Дионисия; назначение патриархом в митрополиты Дионисия и захват сего последнего в Киеве—251. Путешествие Пимина в Константинополь для хлопот о восстановлении себя на кафедре митрополии—254. Низложение патриархом Пимина и провозглашение митрополитом всея России Киприана—255. Медление Киприана ехать в Москву—257. Возвращение Пимина в Москву, новое путешествие в Константинополь и смерть в последнем—257.

Св. Стефан епископ пермский 262-296.

О житии св. Стефана, написанном Епифанием премудрым—262. Происхождение, учение и начальная жизнь св. Стефана—263 fin.. Пострижение в монахи и жизнь в монастыре, посвященная довершению самообразования и подвигам монашеским—265 (изучение греческого языка—267). Помысл стать просветителем жившего близ его родного города Устюга языческого народа Пермяков-Зырян—270 (и в дополнн.—880). Изобретение зырянской азбуки и перевод богослужебных книг на зырянский язык—274. Испрошение благословения пойти на проповедь к Зырянам у нареченного митрополита Михаила (Митяя)—276. Отправление на проповедь—278. Первый малый успех проповеди и скоро затем великий успех—280. Приготовление новокрешенным духовенства и устроение у них богослужения—283. Противодействие Стефану зырянских языческих волхвов и их посрамление (Пам сотник)—286. Поставление Стефана в епископы зырянские с наименованием пермского—287. Докончание дела обращения Зырян и старания об их утверждении в христианстве—289. Отличительная характеристическая черта проповеднической деятельности Стефана—292. Попечения его о Зырянах в отношении житейском—292 fin.. Литературная и писательская его деятельность—293 (и в дополни.—880). Кончина его и прославление его памяти как святого—295 (и в дополнн.—881).

Митрополит Киприан 297—356.

О национальности и о родовой Фамилии Киприана—297. Объяснение того, как он мог попасть в клир константинопольского патриарха—298. Отправление его из Константинополя на Русь и прибытие в Москву—300. Суд его над тверским епископом Евфимием Висленём—302. Ссора его с Новгородцами из-за месячного суда—306. Тяжба его с архиепископом суздальским за пределы епархии—319. Личная брань его с преп. Евфимием суздальским—321. Отсутствие сведений об его церковно-правительственной деятельности—322. Свидетельство о переводе им на славянский язык Кормчей книги—322. Осуждение епископа луцкого Саввы—323 fin.. Две грамоты ему вел. кн. Василия Дмитриевича—324 fin.. Его собственный административного содержания грамоты в Новгород и Псков—328 fin.. Сделанное им для нашего церковного богослужения—329. Принесение в Москву из Владимира иконы Владимирской Божией Матери—331. Путешествие Киприана в литовскую Русь,—дела его там и неблагоприятная для православия перемена обстоятельств—333. Церковные дела в Галиции—342 (и в дополни.—882). Непочитание русским великим князем императора и патриарха константинопольских—345. Денежная помощь Русских Грекам—346. Литературная или писательская деятельность Киприана—347 fin.. Собственноручное писание им книг—354 fin.. Кончина его и отзыв о нем летописи—355.

Митрополит Фотий 357— 413.

Вероятное предположение относительно того, почему вел. кн. Василий Дмитриевич не избрал преемника Киприану в самой России—357. Искание Витовтом отдельного митрополита для Литвы; отказ ему и поставление на всю митрополию Фотия—358. Биографические сведения о Фотии до поставления в митрополиты и поставление—358 fin.. Прибытие его в Литву и признание его Витовтом—361. Прибытие в Москву. Энергические его старания возвратить расхищенное движимое и недвижимое имение митрополичьей кафедры и возбужденная похитителями имения вражда к нему великого князя—362. Посещение им Владимира и избегнутая опасность попасть в плен к Татарам—365. Брак дочери вел. кн. Василия Дмитриевича с греческим царевичем—366. Претензия митрополита к великому князю относительно неизвестных доходов митрополичьей кафедры—368. Возбужденная похитителями имений крайняя личная вражда против Фотия со стороны Витовта и по сей причине принятое последним намерение поставить отдельного митрополита литовского—369. О кандидате Витовта в особые литовские митрополиты Григории Цамблаке—374 (и в дополнн.—882). Поставление Григория в митрополиты—377. Писания и действия Фотия против Григория—380. После скорой смерти Григория примирение Фотия с Витовтом и закрытие отдельной литовской кафедры—383. Посещение Фотием Литвы—387. Галиция при нем в церковном отношении—388. Усердная его учительность и недостатки, находимые в его церковных словах и учительных посланиях—389. Немногое известное из его церковно-правительственной деятельности, именно—подтверждение им узаконения св. Петра о вдовых священниках—393. Безуспешные старания его о возвращении от Новгородцев месячного суда—394 (и в дополни. —883). Секта Стригольников: ее возникновение—396; ее учение—398; причина ее возникновения—400; написанные против нее обличительные сочинения—402; численность сектантов—404; послания Фотия, во Псков о Стригольниках и подавление Псковичами секты —405. Отношения Фотия к преп. Павлу Обнорскому, характеризующие его как пастыря—407. Его послания во Псков—408. Явившаяся у Русских мысль ставить своих митрополитов в самой России—409. Государственная служба Фотия—410. Дружеское расположение к нему Витовта после примирения с ним—411. Умножение им недвижимых имений митрополичьей кафедры—412. Его кончина—413.

Митрополит Исидор 414—468.

Избрание преемника Фотию св. Ионы в самой России—414. Причиной, по которой Иона медлил идти в Константинополь на поставление, должно быть считаемо не поставление в митрополиты Герасима, епископа смоленского, ибо этот поставлен был в отдельные митрополиты литовские—41G, а замешательства, происходившие в великом княжении—418. Отправление св. Ионы в Константинополь для поставления и посвящение там в митрополиты русские перед самым его прибытием Грека Исидора—419 fin.. Биографические сведения об Исидоре и вопрос о причине, заставившей избрать его в митрополиты—421 (и в дополнн.—884). Прибытие его в Москву—428 Оборы его на Ферраро-Флорентийский собор и сочиненность в наших летописях того, что говорится о сопротивлении его путешествию со стороны великого князя—430. Путешествие его на собор—433. Прибытие его на собор и роль его на соборе—438. Вопрос о том, что заставило его стать горячим сторонником унии—441. Возвратное путешествие его с собора и послание его к своей пастве из Будима в Венгрию — 443. Прибытие домой и долговременная остановка в Литве—446. Как принята была уния королем польским и великим князем литовским—448. Как принят был сам Исидор южно-русскими православными—450. Прибытие его в Москву и мнимое всеобщее крайнее смущение его поведением—452. Решение поступить с ним как с изменником православию, принятое до его прибытия в Москву—454. Арест его, суд над ним и его бегство—456 sub fin.. Значение Флорентийской унии в истории нашей русской церкви—458 (и в дополнн.—884).

Митрополиты московские и всея России.

Митрополит св. Иона 469—515.

Отсутствие у Русских мужества на то, чтобы свергнуть с себя власть патриарха-униата, и при нежелании с другой стороны, чтобы их православный митрополит был поставлен этим патриархом, их решение обратиться к патриарху с просьбою о дозволении им поставить себе митрополита самим—469. По той или другой причине неполучение Русскими дозволения—476. Вторичное решение их обратиться с тою же просьбою в Константинополь, оставшееся без исполнения—477. Решение их поставить митрополита самим, без дозволения патриарха—478 fin.. Причины, ускорившие это их решение—479. Продолжительные колебания их привести решение в исполнение и оправдание ими себя относительно первого—481. Поставление ими св. Ионы в митрополиты без дозволении из Константинополя, медление относительно извещения туда о своем поступке и при случившейся там перемене обстоятельств намерение сделать это последнее—484. Отказ от исполнения намерения при новой, случившейся в Константинополе, перемене обстоятельств—487. Биографические сведения о св. Ионе до поставления его в митрополиты—488 fin.. Протест некоторых Русских против поставления его в митрополиты без дозволения патриарха-униата— 490. Старания его распространить свою власть на литовские и галицкие епископии митрополии, увенчавшиеся успехом несполна—491. Очищение им полученных в свою власть епархий литовских от некоторой заразы исидоризма—493 fin.. Единственно известное церковно-правительственное его дело—причтение к лику святых митр. Алексия—494. Учительные его грамоты на Вятку, в Новгород и во Псков—495. Отношения его к литовской части его митрополии— 499. Нарушение устава о посте, допущенное архиепископом ростовским Феодосием—499. Обережение св. Ионою своих преимуществ как митрополита—500. Участие его в делах государственных — 501. Прибытие в Литву митрополита-униата Григория—503. Напрасные старания со стороны великого князя московского и св. Ионы не дать Григорию сесть на литовской части митрополии—504. Принятие мер против Григория в самой Москве—506. Разделение русской митрополии на две особые митрополии—507. Решение московских Русских ставить своих митрополитов у себя дома, принятое ими после взятия Константинополя Турками—507. Вопрос о том, дано ли было Русским патриархами константинопольскими дозволение ставить своих митрополитов у себя дома—511. Юридическая сторона дела—513. Заботы св. Ионы о внешней представительности—514 (и в дополнн.—885). Его-кончина и его причтение к лику святых—514.

Митрополит Феодосий 516—531

Необычным образом совершенное избрание Феодосия в митрополиты—516. Предосторожности, принятые при сем против литовского митрополита-униата Григория—518. С поставления Феодосиева начало Фактической независимости русских митрополитов от патриархов константинопольских—519. Выдающееся место, которое должно быть предоставлено ему среди наших митрополитов—520. Безыменная грамота ростовского архиепископа, свидетельствующая об особенной архипастырской ревности ее автора, которая с некоторою вероятностью может быть усвояема Феодосию как архиепископу ростовскому—520 fin.. Предпринятая им в сане митрополита попытка исправления нашего духовенства, окончившаяся печальной неудачей, заставившей его удалиться с кафедры—521. Грамота его в Новгород о Григории литовском—524. Грамота в Новгород против посягательства мирских властей на права архиепископа и на недвижимые церковные имения—525. Неудачные искания Псковичей получить себе особого епископа—526. Окончание крещения Пермяков— 527. Посвящение Феодосием греческого митрополита Кесарии Филипповой—529. Его кончина—531 и в дополнн.—885).

Митрополит Филипп I 532 — 548.

Поставление Филиппа в митрополиты—532. Послания великого князя и митрополита в Новгород с увещанием не отдаваться под власть польского короля и не приступать к Григорию литовскому—532 (и с заявлением, что на Москве имеют чюжа и отречена от себя самого патриарха константинопольского, который восприсоединил Григория к православию и признал митрополитом всея России—535 fin.). Предпринятие Филиппом постройки нового Успенского собора в Москве — 538. Стойко ревностная заботливость его об охранении уважения к православию по поводу приезда в Москву второй супруги великого князя Софьи Фоминишны в сопровождении папского легата—542. Церковно-правительственные грамоты его в Новгород и Псков—544 fin.. Самосуд, дозволенный себе псковским духовенством по отношению ко вдовым священникам—545 fin.. Кончина Филиппа—548 (и в дополнн.—885).

Митрополит Геронтий 549—607.

Избрание Геронтия в митрополиты—549. Самовольное поставление в Константинополе в митрополиты литовские Спиридона Сатаны и меры против константинопольского самоволия, принятые в Москве—550. Стройка московского Успенского собора—551. Споры великого князя с митрополитом о том, как ходить с крестным ходом при освящении церквей—по солнцу или против солнца—553. Брань митрополита с ростовским архиепископом Вассианом из-за Кириллова Белозерского монастыря—555 fin.. Наказание митрополитом чудовского архимандрита Геннадия за обесчещение последним богоявленской воды—556 fin.. Удаление его с кафедры по случаю болезни и возвращение на нее, несмотря на противодействие сему великого князя—557. Грамота его на Вятку—558. Грамота его к великому князю на Угру—568 fin,. Загадочные скорбные восклицания летописца по поводу поставления им трех епископов—559. Ересь Жидовствующих: возникновение в 1470— 1471-м году секты Жидовствующих и первое ее распространение—560. Открытие в 1487-м г. ее существования, осуждение и казнь в 1488-м году немногих еретиков, еретичество которых было до некоторой степени доказано, и остановка стараний об искоренении ереси до смерти митр. Геронтия 563 нач. (и в дополнн.—885). Возведение на кафедру митрополии тайного последователя ереси Зосимы и собор на еретиков 1490-го года, имевший место вслед за поставлением Зосимы—566 fin. (и в дополнн.—886). Казни еретиков и история ереси до низведения Зосимы—570 fin.. Возведение на кафедру митрополии православного Симона и нескорое достижение последним того, чтобы великий князь решился казнить еретиков—577 нач.. Собор на Жидовствующих 1504-го года, их осуждение и казни, и судьба тех из них, которые остались в живых—582. Вопрос о существе ереси Жидовствующих—585 нач.. Вопрос о численности еретиков—601. Письменные памятники, которые с вероятностью должны быть принимаемы за памятники, оставленные после себя Жидовствующими—604 (и в дополнн.—886). Сочинения против них переводные и оригинальные —605 (и в дополн.—888).

Митрополиты Зосима и Симон 608—647

Зосима. О способе его избрания в митрополиты—608. Разчисление им пасхалии на 20 лет восьмые тысячи—608. Отдача им вместе с архиепископом новгородским Вологды епископу пермскому—609. Отставление при нем во Пскове вдовых священников от службы—609 (Удаление его с кафедры и сомнения некоторых в его еретичестве—574 fin.).

Симон. Особенности чина его поставления и значение этих особенностей—610. Собор 1503-го года о невзимании платы за поставления в церковные степени, о неслужении в миру вдовым священникам, о невдовых священниках, упивающихся допьяна и о купножитии монахов с монахинями—612 (и в дополни.—890). Написание Георгия Скрипицы против постановления собора о вдовых священниках—621. Списание преп. Иосифа Волоколамского в защиту постановления собора—622. Поднятие на соборе вопроса об отобрании вотчин у монастырей и отношение к вопросу вел. кн. Ивана Васильевича—624. Принятие великим князем некоторых мер к ограничению перехода недвижимых имений от мирских вотчинников во владение епископских кафедр и монастырей—636. Ссора Серапиона, архиепископа новгородского, с Иосифом Волоколамским, окончившаяся низложением первого—636. Учительные послания Симона в Великую Пермь—645 (и в дополнн.—890). Его кончина—647.

Митрополит Варлаам 648—699.

Избрание Варлаама в митрополиты и способ этого избрания—648. Совершенное отсутствие сведений об его церковно-правительственной деятельности—649 (и в дополни.—890). Жид Исаак, может быть, при нем пытавшийся распространять у нас жидовство—649. Деятель его времени инок Вассиан Патрикеев Косой с своей полемикой и пропагандой против вотчиновладения монастырей—650 (и с своей новой Кормчей—657). Другой деятель его времени преп. Максим Грек: значение Максима в нашей церковной истории— 665; биографические сведения о нем до его прибытия в Россию—666; его прибытие в Россию во исполнение просьбы к афонцам великого князя—675. Перевод им Толковой псалтири с частью толкования на деяния апостольские и напрасная его просьба к государю об отпуске его домой—678. Исправление им наших богослужебных книг—682. Публицистическая его деятельность, состоявшая в писании посланий и слов: против проповеди Николая немчина о соединении церквей—683; против астрологии—687: против вотчиновладения монастырей—691. Его протест против поведения Русских в отношении к патриарху константинопольскому и обличение им Русских за их мнение о повреждении чистоты православия у Греков—695. Низведение митр. Варлаама с кафедры вел. кн. Василием Ивановичем—697.

Митрополит Даниил 701—738

Даниил на игуменстве в Волоколамском монастыре, избрание его вел. кн. Василием Ивановичем в митрополиты и его характеристика—700. Его содействие великому князю в захвате Шемячича—703. Его вражда к противникам вотчиновладения монастырей Вассиану Косому и Максиму Греку и привлечение им тяжкого гнева государя на второго из них—704 fin.. Собор на Максима 1525-го года, его осуждение и заключение в Волоколамском монастыре—711. Собор на Максима 1531-го года, его вторичное осуждение и заключение в тверском Отрочьем монастыре—719. Суд и осуждение на соборе 1531-го года Вассиана Косого—726 fin.. Разрешение Даниилом вел. кн. Василию Ивановичу развестись с его первой неплодной супругой и вступить во второй брак—731 (и в дополнн.— 892). Известное церковно-правительственное дело Даниила—733. Положение его после смерти вел. кн. Василия Ивановича—734 (и в дополнн.—892). Посягательства правительства на права и преимущества духовенства во время регентства вдовы великого князя Елены—735 fin.. Низведение Даниила с кафедры митрополии—736. Заключительный отзыв о нем—736 fin..

Митрополит Иоасаф 739—743.

Избрание Иоасафа в митрополиты—739. Замечательная особенность в чине его поставления—740. Между временщиками, спорившими о власти, предпочтение им лучшего худшему, послужившее причиной его низложения—740. Немногое известное из его церковно-правительственной деятельности—741. Нечто к его характеристике—742. Его ссылка и кончина—742 fin..

Митрополит Макарий 744—875.

Недостаточность сведений о жизни и деятельности Макария—744. Его поставление в архиепископы новгородские—745 fin.. Его деятельность в сане архиепископа новгородского—750 нач.; в частности: введение им общежития в новгородских монастырях и прекращение купножития монахов и монахинь в одних и тех же монастырях—752; старания его об утверждении христианства между инородцами Водской пятины—754; благоукрашение им храма св. Софиии вообще его заботливость о новгородской святыне и тщание о тамошних церквах—757. Неудачная попытка его ознаменовать себя монументальным сооружением нецерковным—758. Дела его и поведение его, свидетельствующие об его пастырской ревности и доброте—759. Отношения его к правительству в бытность архиепископом новгородским—759. Литературная его деятельность за время, архиепископствования в Новгороде—760. Каким он вообще показал себя на кафедре архиепископии Новгородской—760. Слава его, выступавшая за пределы России—760 fin.. Избрание его в митрополиты: и несправедливость подозрений Карамзина и Соловьева, будто он достиг кафедры митрополии не совсем прямым путем—761. Его тяжелое положение и его благая пастырски-общественная деятельность до совершеннолетия государя—763. Произошедшая в государе, метаморфоза, виновником которой со всею вероятностью должен, быть считаем он—митрополит, венчание государя царским венцом и его помыслы и старания об обновлении государства—765. Предприятие Макарием обновления церкви—771. Соборы 1547-го и, 1549-го годов о канонизации святых—772. Стоглавый собор 1551-го года: исторические сведения о соборе—773; как понимать то, что в деяниях собора инициатором его представляется государь, а не митрополит, и как относился первый к мысли последнего об обновлении церкви—776; как объяснять то, что свои обширные занятия собор окончил в весьма непродолжительное время; о книге деяний собора, называемый Стоглавником или Стоглавом—779; о том, что книга эта представляет собою написанный, утвержденный и введенный собором в действие кодекс его постановлений (о подлинности Стоглава)—782 fin. (и в дополнн.—892); обзор, постановлений Стоглавого собора и некоторые частные замечания о постановлениях—785; каким способом обнародованы были постановления собора, как не скоро могло совершиться их обнародование и что они с постепенностью вводимы были в действие—792; помощь митрополиту со стороны государя в том, чтобы постановления собора, получив силу закона, действительно были исполняемы—794; ответ на заключительный вопрос о соборе: совершилось ли то обновление церкви, которое составляло цель и задачу митр. Макария при его созвании—795. Узаконения царя Ивана Васильевича о церковных недвижимых имениях—795. Недоуменный ответ митрополита к царю о недвижимых вещех, вданных Богови— 800. Учреждение в 1555-м году епархии казанской—800 fin.. Заведение книгопечатания в Москве—801. Окончание речей о преп. Максиме Греке: его жизнь в Твери у архиепископа Акакие и отношения к нему последнего—803; сочинения, написанные им в Твери—806; нравственно-обличительные и учительные слова его, обращенные к Русским—807: проповедь его об истинном христианстве против христианства лживого и фарисействующаго—808; освобождение его из темницы, просьбы о допущении к причастью св. тайн, напрасные хлопоты об отпуске на Афон, перевод его из Твери в Троицкий Сергиев монастырь и кончина в сем последнем— 813. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого—817. Вольномыслие бывшего троицкого игумена Артемия и других—830. Дело дьяка Висковатова, восстававшего против новых икон, написанных в Благовещенский собор—841. Получение от патриарха константинопольского грамоты, утверждающей вел. кн. Ивана Васильевича в сане царя—845. Отправление послов на Восток, с поручением «обычаи в странах тех писати»—847. О литературной деятельности митр. Макария или об его деятельности в области литературы— 848. Крещение Лопарей—854. Попытки пап привлечь нас— Русских к союзу с римскою церковью—861. Дело Шлитте— Штейнберга, хлопотавших перед папою будто бы по поручению царя Ивана Васильевича о принятии первым последнего в союз с римскою -церковью—869 fin.. Кончина митр. Макария—872. Заключительный отзыв о нем—873.

Дополнения и поправки 876—895.

Списки великих князей и митрополитов 896—903.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.