Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Митрополит Иоасаф

739

МИТРОПОЛИТ ИОАСАФ.

 

На место изверженного Шуйским Даниила поставлен был в митрополиты игумен Троицкого Сергиева монастыря Иоасаф 1).

В минуту низвержения Даниила находились в Москве шесть епископов. Каким образом оказались они здесь,—быв ли нарочито вызваны Шуйским именно для того, чтобы низвести Даниила и поставить преемника ему, или съехавшись для какого ни будь другого дела, остается неизвестным; вероятнее, как кажется, первое 2). Как бы то ни было, но с находившимися на лицо епископами поставление нового митрополита могло быть совершено очень скоро. II оно действительно совершено было чрезвычайно скоро: Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении Даниила 5-го Февраля, а посвящен был на седьмой день 9-го Февраля. Сохранившаяся запись об избрании Иоасафа уверяет, что епископы не совершили только простой обряд избрания, провозгласив кандидата, который был им указан, но произвели его настоящим образом, именно— что были избраны ими три кандидата: архимандрит Чудовский Иона, наш Иоасаф и игумен новгородский Хутынский Феодосий и что потом из трех кандидатов избран один действительный посредством жеребьевания 3). Если это правда, то с вероятностью нужно

1) По фамилии Скрипицын, поставленный в игумены из старцев того же Троицкого монастыря в 1529-м году.

2) Запись об избрании Иоасафа говорит, что находившиеся в Москве шесть епископов совершили избрание, «имеюще с собою волю и хотение боголюбивых епископов русьских» (остальных, не находившихся в Москве,—Акт. Эксп. т. I, № 184, II, стр. 161 col. 2). Если запись говорит в сем случае правду, то не бывшие в Москве епископы, быв приглашены в нее для избрания нового митрополита после низведения Даниила, не успели бы прислать своих повольных грамот в те три дни, которые прошли от его низведения до избрания Иоасафа. Следовательно, вместе с находившимися в Москве епископами они приглашены были ранее и, не явившись лично, прислали помянутые грамоты.

2) Сохранилась не одна запись об избрании Иоасафа, а две: в первой говорится, что он избран сейчас указанным образом 5-го Февраля; во второй,

 

 

740   

думать, что три кандидата все одинаково были угодны Шуйскому и прямо были им указаны.

В сохранившемся чине поставления Иоасафа в митрополиты замечательно исповедание веры, которое он произнес при сем поставлении. В исповедании этом он не отрицается от патриарха константинопольского, аки во области безбожных Турок сущего, но говорит: «во всем последую и по изначальству согласуя(ю) всесвятейшим вселеньским патриархом, иже православне дръжащим истинную и непорочную христианьскую веру, от святых апостол уставленную и от богоносных отец преданную, а не тако, якоже Исидор принесе от новозлочестивне процветшаго несвященнаго латинского собора» 1). Чем объяснить это признание со стороны Иоасафа неповрежденности православия у современных ему Греков,— влиянием ли представлений Максима Грека или иным чем, сказать не можем. Так или иначе, но и после него Русские остались прп своем прежнем мнении, что у позднейших Греков повреждена чистота истинного православия и что хранителями этой чистоты православия остаются они—Русские 2).

Иоасаф занимал кафедру митрополичью весьма недолгое время, всего три года без месяца, и был низведен с нее тем самым Шуйским, которым был поставлен.

Быв поставлен Шуйским, он объявил себя, подобно Даниилу, сторонником Бельского. Что побудило его к этому, положительным образом не знаем; но с большою вероятностью нужно думать, что не какие-нибудь расчеты личные, а заботы о благе государственном,— что в Шуйском он видел правителя недостойного, каковым этот и действительно был, и что в Бельском он надеялся видеть правителя лучшего. Соединившись с несколькими боярами, Иоасаф успел

что он избран 6-го Февраля «по писанию книжному»,—Акт. Эксп. ibid. II, стр. 161, и I, стр. 158, col. 1 fin. Это противоречие, вероятно, нужно примирять так, чтобы во втором случае разуметь не избрание, а возведение, cfrЦарственную книгу, стр. 77.

1) Акт. Эксп. ibid., стр. 162 col. 1.

2) Можно думать, что в чин поставления Иоасафа вписано исповедание веры старое, употреблявшееся у нас до того времени, как было у нас провозглашено новое мнение о Греках, и что только прибавлено в нем об Исидоре, ибо в этом исповедании между прочим читается: «и ни сотворити ми ничтоже по нужди ни от царя, (т. е. императора константинопольского) или от князя велика»..., ibidd. стр. 162 col. 1 sub fin.

 

 

741

достигнуть того, чтобы Бельский освобожден был из темницы и занял место Шуйского во главе правительства. Это было в Июле месяце 1540-го года 1), т. е. спустя без месяца полтора года после занятия им—Иоасафом кафедры митрополичьей. Шуйский уступил. Но преданные ему бояре и дети боярские устроили настоящий вооруженный заговор о низвержении Бельского, и еще спустя полтора года в ночь со 2-го на 3-е Января 1542-го года последнего захватили силою, чтобы отправить в ссылку и потом умертвить. Вместе и одновременно с Бельским был согнан с кафедры и Иоасаф, которого отправили в заточение в Кириллов Белозерский монастырь 2).

В продолжение полуторых лет господства Бельского Иоасаф, по свидетельству летописей, был его помощником в деле управления государством 3). Карамзин отзывается о Бельском и о времени его правления с великими похвалами 4). Может быть, он и прав; однако, положительные основания, на которые он в сем случае опирается, как будто не могут быть признаны совершенно достаточными и с уверенностью как будто может быть утверждаемо только то, что Бельский действительно был лучше Шуйского. А таким образом, и об Иоасафе, как о государственном деятеле, мы не можем сказать ничего определенного и решительного, кроме того, что заменив Шуйского Бельским, он заменил было худшего лучшим.

О церковно-правительственной деятельности Иоасафа за его кратковременное правление нам известно то, что в 1540-м году по его благословению и повелению и вместе по благословению новгородского архиепископа Макария священник новгородского Софийского собора Агафон составил Великий миротворный круг, содержащий пасхальные расчисления на полный 532-летний индиктион, и вместе руководство к этим расчислениям или как бы учебник пасхалии 5).

1) См. Соловьева т. VI, изд. 3 стр. 36.

2) По рассказу Царственной книги, заговорщики, арестовав Бельского, приступили к митрополичьему дому и начали осаждать его метанием камней. Митрополит бежал на Троицкое подворье; но бояре послали за ним туда детей боярских, которые едва его не убили. Митрополит искал убежища во дворце государевом, но бояре пришли за ним сюда и взяли его, чтобы отправить в ссылку,— стр. 102. По свидетельству Грозного, Иоасаф был согнан с митрополии «с великим бесчестием»,—в Сказаниях Курбского, изд. 2 стр. 184.

3) Никон. лет. VII, 33, Царств. кн. стр. 100.

4) VIII, 36.

5) Экземпляр Миротворного круга, написанный самим Агафоном, находится в библиотеке Троицкой Лавры,—As 736; в библиотеке Моск. Дух. Академии есть

 

 

742

Если справедливо предположение, что митр. Иоасафу принадлежит житие архиепископа новгородского Серапиона, из-за ссоры с преп. Иосифом Волоколамским низведенного с кафедры: то он весьма не жаловал этого последнего. А что во всяком случае до большей или меньшей степени он не жаловал Иосифа, каковое обстоятельство служит к некоторой его характеристике,. это видно из его замечаний на деяния Стоглавого собора 1).

С значительною вероятностью нужно усвоят митр. Иоасафу освобождение от темничного заключения преп. Максима Грека, что также служит к его характеристике. Об этом скажем ниже в главе о митр. Макарии.

В библиотеках Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии сохраняется до 23 №№рукописей (кроме богослужебных), принадлежавших митр. Иоасафу. Это дает основания предполагать, что он принадлежал к числу нарочито книжных людей своего времени. А прекрасное письмо большей части рукописей дает знать, что он был любителем книг в смысле любителя изданий изящных, роскошных.

Если верить свидетельству Иоанна Васильевича Грозного, то по своей жизни Иоасаф, подобно Даниилу, принадлежал к числу людей, которые любят хорошо пожить 1).

Сосланный в Кириллов монастырь, Иоасаф переведен был потом, после 1547-го года, в Троицкий Сергиев монастырь 3). В 1551-м году ему присылаемы были сюда для просмотра постановления

список,—фундамент. библиот. № 104 (исторические известия см. в нарочитом «историке рекше летописце» книги,—Лаврск. ркп. л. 27, Академ. ркп. л. 29).

1) Казанск. изд. стр. 428 fin.,—придирчивое и неосновательное замечание к тому, что говорится об Иосифе на конце главы 1-й,—стр. 20 fin..

2) В знаменитом учительном послании в Кириллов монастырь Грозный пишет: «пригоже ли так в Кирилове быти, как Иоасаф митрополит у Троицы (см. сейчас ниже) с крилошаны пировал?» и потом говорит, что в самом Кирилловом монастыре Иосаф хлопотал было о прибавке поваров,—Акт. Ист. т. I, № 204, стр. 383. Собственные замечания Иоасафа на постановления Стоглава относительно монастырей дают видеть в нем любителя хорошего стола.—Стогл. гл. 100 («а в великих обителех всякие бы квасы были—и старые и черствые и выкислые и сладкие и житные и сыченые и простые: чье каково естество подымет, таким бы и покоити по немощем»).

3) См. книжку: Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880-го года, Москва, 1880, № 66.

 

 

743

Стоглавого собора. В одном из своих замечаний на постановления собора он обнаруживает достойную всякой похвалы заботливость о том, чтобы тяглые люди или крестьяне не были подавляемы бременем налогов 1).

В Троицком Сергиевом монастыре Иоасаф скончался (как принимают) 27-го Июля 1555-го года 2).

1) На постановление собора о собирании денег для искупления пленных Иоасаф сделал замечание: «чтобы не с сох (или тягол крестьянских, как постановил собор) имати тот окуп, имати бы окупы из митрополичи и из архиепископли и изо всех владычных казн и с монастырей со всех, кто чего достоин, как, государь, ты пожалуешь, положишь, на ком что велишь взяти; а християном, государь—царь, и так твоей много тягли в своих податех: государь, покажи им милость как тебе—государю Бог положит на сердце».

2) См. помянутую книжку: Список погребенных, ibid.,. и другую книжку: Надписи Троицкой Сергиевой Лавры, собранные архимандритом Леонидом, Спб., 1881, № 184.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.