Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 2


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

ИСТОРИЯ

РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Е. Голубинского,

Т О М I.

Период первый,

КИЕВСКИЙ ИЛИ ДОМОНГОЛЬСКИЙ.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ТОМА.

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ.

 

МОСКВА

1904.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава V.

БОГОСЛУЖЕНИЕ.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ:

ХРАМЫ ИЛИ ЦЕРКВИ.

I. Постепенное умножение числа церквей 1—3.

Количество церквей по достижении им своей нормы 4—6.

Статистика церквей каменных 6—14

Первые каменные церкви—6; города, в которых было наибольшее их количество—8; Киев—9; Новгород—10; Владимир Кляземский—11; каменные церкви во всей остальной Руси—12.

II Архитектура церквей каменных 15—125

Заимствование нами архитектуры каменных церквей от Греков и видовой ее характер—15. Очерк истории архитектуры каменных церквей, начиная с древнейших времен: базилики—16; купольные церкви, и именно—ротонды одиночные—21, ротонды двойные—25, октагоны—26, четвероугольники с куполами или купола на четвероугольных низах—28. Первый образец купольной церкви в ее окончательной форме—Юстинианова св. София Константинопольская и отношение к ней Ярославовой св. Софии Киевской—29 fin.. Многокуполие после Юстинианова единокуполия и позднейшие греческие церкви—33. Частные отличия наших русских церквей от церквей греческих, воспроизведение которых они представляют в общем—35 fin., и именно: относительно способа и места постановки одного купола или многих куполов—36; относительно величины куполов—39 fin.; относительно формы окон—41; относительно формы дверей—41; относительно орнаментовки или разделки стен с наружной стороны—41; относительно формы кровель—44; относительно употребления колонн—45. Вопрос о происхождении отличий наших русских церквей от церквей греческих—47. Пристройки к церквам: алтарные полукружия или абсиды—59; паперти (нартексы)—64: дворы—66; башни—72. Составляющие особый вид церкви крестовые и с закрестьями—76. Размеры наших каменных церквей домонгольского периода—81. Материал, употреблявшийся у нас для их сооружения и способ кладки—88. Время, употреблявшееся на их сооружение—91, 92. Мастера, строившие церкви—91. Сравнительные архитектурные качества (красота; церквей—92. Отличие наших домонгольских каменных церквей от позднейших—93 fin.. Частнейшая классификация наших каменных церквей домонгольского периода—94. Монументальные каменные церкви домонгольского периода: Киевская Десятинная церковь—95; Киевский Софийский собор—99; церковь Печерского монастыря—106; Новгородский Софийский собор—107 fin.; Владимирский Успенский собор—112.

III. Архитектура церквей деревянных 126—150.

Недостаток сведений о деревянных церквах домонгольского периода—126, 131. Значительно высокая степень, на которой у нас в период домонгольский стояло деревянное зодчество—127. В отношении к качеству деревянных церквей вероятное разделение домонгольской Руси на две половины—на северную и южную—129. Формы деревянных церквей—131 fin.; окна в них—138; верхи и низы их—139; купола на них—139 fin.; крыши их—141; главы на их куполах и крышах—144.

IV. Колокольни и их архитектура 150—161.

Заимствование нами Русскими колоколов не от Греков, а с Запада, от Немцев—151. Незначительная величина колоколов в домонгольское время—152 fin.. Форма тогдашних колоколен—155. При весьма малой еще распространенности в период домонгольский колоколов общеупотребительные тогда била—158 fin..

V. Внутреннее устройство и убранство церквей сообразно с их богослужебным назначением 162—248.

Примыкающая к алтарю (о котором выше—59) солея—162. Св. трапеза или престол в алтаре—166. Киворий над престолом—169. Дарохранительницы на престолах и так называемые Иерусалимы или Сионы—172 fin.. Завесы у престолов—174 fin.. Способ постановки престолов и место их в алтаре—176. Архиерейско-священническое сопрестолие—176 fin.. Антиминсы—181. Священные изображения и иконы в алтарях (явившиеся не с самого древнего времени)—187 fin.. Алтарная преграда и иконы над ней, образовавшие старое тябло или старый деисус, нынешний иконостас—195. Иконы настолпные и настенные—215. Хоругви—217. «Подлинники», по которым писались иконы—218. Стенная живопись в церквах—218. Мозаика—229. Амвоны в церквах—231. Омфалион или пуп на полах церковных—238. Женские галереи в церквах (гинеконитисы или катихумении, полати) и нижние женские части церквей—239. Сидения в церквах для молящихся мирян—248 fin.. Водосвятильницы или крестильницы при церквах—246 fin..

VI. Богослужебные принадлежности 249—291.

Священные сосуды—249. Покровы и воздухи—251. Рипиды—251. Богослужебные одежды: священнический подризник и диаконский стихарь—253; епитрахиль—255; пояс—256; священническая риза (фелонь)—257; малая фелонь—258 fin.; орарь—260 (употребление священнических риз некоторыми диаконами—261 fin.): омофор—262; саккос—263; полиставрий—264: жезл архиерейский—264: епигонатий—265; малая риза низших клириков и усвоение этим клирикам диаконских стихарей—265 fin.: цвет богослужебных одежд—268. Богослужебный головной покров архиереев—268 fin.. Панагии или енколпии архиерейские (и панагиары)—275. Свечи и деревянное масло для возжигания света пред иконами и для освещения церквей—276. Кадила и ладонь для каждения пред иконами и на молящихся—282. Подъиконные пелены—283. Вопрос о снабженности наших церквей домонгольского периода богослужебными принадлежностями—285.

Приложение. Список каменных церквей домонгольского периода— 292.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ:

САМОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ.

I. Перевод богослужебных книг на славянский язык. 326—342.

История перевода, предваренного изобретением славянской азбуки—326. Биографические сведения о первоучителях славянских Константине и Мефодии—833. Замечания об изобретенной Константином славянской азбуке—340.

II. Общественное богослужение 343—384.

Краткий очерк истории общественного богослужения—343 Литургия у нас в период домонгольский—854. Правила относительно литургии в наших канонических сочинениях периода домонгольского—362. Прочие службы, составляющие общественное богослужение—365. Богослужебный у нас устав в период домонгольский—870. О некоторых особенных обрядах архиерейского служения—377. Замечание о святцах—380. Об исполнении у нас по церквам устава богослужения в период домонгольский—884.

III. Собственные русские праздники 385—420.

Празднование князьям Борису и Глебу—885. Празднование Феодосию Печерскому—387. Празднование Леонтию епископу Ростовскому—390. Вопрос о времени установления празднований вел. княгине Ольге и вел. кн. Владимиру—391. О канонизации святых домонгольского периода—394. что разумелось у нас в древнее и старое время под нетлением мощей—395. Почитаемые усопшие периода домонгольского—397. Праздник перенесения мощей Николая Чудотворца—398. Праздник Покрова Божией Матери—400. Вопрос о праздновании иконе Знамения Божией Матери 27 Ноября—406. Праздники освящения некоторых церквей (Десятинной церкви, Киевской Софийской церкви и других)—408. Праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице 1 Августа—409.

Иконы особенно чтимые и чудотворные: Печерской Божией Матери—411; Божией Матери Пирогощей—411; Николая Чудотворца так называемого Мокрого—412; Смоленской Божией Матери—412; Владимирской Божией Матери—414; Николая Чудотворца Дворищенская—415; Знамения Божией Матери—415: Николая Чудотворца Жидичинская—416; Спаса Избавника Мельницкая—416; Николая Чудотворца Зарайская—416 (Корсунской Божией Матери, находящаяся в Нижнем Новгороде—417).

Святыня, привезенная и полученная из Греции: Мощи св. Климента Римского и ученика его Фива—418. Мощи Варвары великомученицы—418. Доска оконечная гроба Господня—419. Доска гробная св. Димитрия Солунского—419. «Гроб Господень»—419. Часть страстей Господних—419. Многие мощи святых—419.

IV. Частное богослужение 420—461.

(Древнее название требника, в котором содержатся частные службы—420). Крещение — 421. Миропомазание—430. Причащение—433. Покаяние—438. Брак (и брачное сожитие)—446. Елеосвящение—453. Погребение и поминки—453. Освящение церквей—460. Чин братотворения—461.

Прибавление к главе. Посты и споры о них у нас—462. Пища в продолжение всего года и правила относительно ее—478. Домашняя молитва—475. Домашняя и личная святыня—476 нач..

Приложения: 1. Симеон Солунский о древних вечерне и утрене кафедрально-епископских церквей или о так называемом песненном последовании—481. 2. Новелла импер. Льва Мудрого о всеобщем праздновании некоторым святителям—493. 3. Выписки из Студийского устава патр. Алексея—494. 4. Службы русским святым и русским праздникам—507. Служба свв. мученикам Борису и Глебу; Служба преподобному Феодосии Печерскому; Служба на перенесение мощей Николая Чудотворца в Бар-град; Служба Всемилостивому Спасу; Служба Покрову Божией Матери; Служба св. Владимиру; Служба св. Ольге; 5. Список богослужебных книг, сохранившихся от периода домонгольского до настоящего времени—523. 6. Устав белеческий или заповедь митр. Георгия—530.

ГЛАВА VI.

МОНАШЕСТВО.

I. Первое появление у нас монашества и монастыри несобственные. 552—565.

II. Монастыри собственные, между которыми знаменитейшие и наиболее известные: 565—602.

Киевский Печерский—569, Киевский Германечь или Спасо-Берестовский—585, Киевский Стефанечь или Кловский Влахернский—586, Тмутараканский Богородицкий—588, Новгородский Антония Римлянина—589 fin., Новгородский Хутынский Варлаамов—595, Старорусский Мартириев—596, Полоцкие Евфросиньины Спасский и Богородицкий—597.

III. Уставы жизни монашеской и самая жизнь 603—645.

Появление уставов и наиболее распространенные из них в Греции—608; безуставность у нас в первое время—605; введение преп. Феодосием в Печерском монастыре Студийского устава и правила этого устава—607: заимствование из Печерского монастыря Студийского устава другими нашими монастырями—627; несохранение нашими монастырями предписания Студийского устава относительно строгого общежития—628, и вероятное совершенное отсутствие его в большей части монастырей—631 fin.; монашествование наших монахов по уставам не строго монашеским, и соответственно с крайним упадком, в котором находилось монашество в Греции—633.

IV. Подвижники и виды подвижничества 645—657.

Преп. Антоний Печерский—647; преп. Феодосий и его соподвижнииси—649; пещерничество—651; столпничество— 656; юродство —656.

V. Мнимые монахи и подвижники и злоупотребления монашеством 658—668.

VI. Правила относительно монашества—668. Внешняя организация монашества и монастырей: степени или образы монашества—669 fin.; одежды монахов—675.

(И поступание с головными волосами—688).

Управление: 689.

(Монастыри свободные и ктиторские—698).

Средства содержания монастырей 710.

VII. Общественное значение и служение монахов 724—740.

Истинная цель нашего монашества—724· отношение монахов к общественной деятельности по каноническим правилам—725; предъявление к монахам требований, исполнять которые они не дают обещания—726; великая польза, которую монахи принесли бы обществу, если бы остались (и если бы опять стали) тем, чем намеревались и чем должны бы быть—728; учительные монахи древнего времени—731; игумены монастырей—помощники епископов в деле миротворения враждовавших князей—782 fin.; вопрос об участии домонгольских монахов в деле распространения христианства на Руси—733; вопрос об их участии в деле поддержания нашего (своеобразного) просвещения—734; принадлежность им наибольшей части произведений нашей домонгольской письменности—740.

Русские монахи в монастырях греческих и русские монастыри в Греции 741—745.

Приложения. 1. Список монастырей домонгольского периода—746. 2. Запись устава Студийского монастыря, сделанная в самом монастыре—776. 3. Завещание преп. Феодора Студита—785.

ГЛАВА VII

Попытки ересей в Русской церкви 791—795.

Отношения Русской церкви к латинству и латинская пропаганда между Русскими и на Русской территории.. 795 fin.—813.

Степень терпимости Русских к другим неправославным и к иноверцам 814.

Именно—к Армянам—815 и к Евреям или Жидам—816.

Приложение. Отступления и вины латинян по митрр. Георгию и Никифору, по монаху Феодосию и поучению к Владимиру от лица епископа Корсунского, помещенному в летописи—820.

ГЛАВА VIII.

ВЕРА, НРАВСТВЕННОСТЬ и РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАРОДА.

Степень достижения домонгольскою русскою церковью ее задачи воспитания людей в вере и нравственности христианской—829. Бывшие у домонгольских Русских средства к научению в вере христианской—831. Различное принятие христианства верхним меньшинством общества и народной массой—834. Двоеверие народной массы—836. Предшествующее христианству и не вдруг по принятии христианства оставленное народною массою язычество Русских: боги языческие—839; идолы или статуи богов—845; богослужение языческое—846; вера в бессмертие души—847; языческие праздники—848; характер двоеверия—849; вопрос о времени его прекращения—851; остатки язычества в народе и по прекращении настоящего двоеверия—852. Состояние христианской нравственности у Русских домонгольского периода и ее характеристические черты—859 fin...

ДОПОЛНЕНИЯ И ПОПРАВКИ ..................................................... 891—926.

РЕЧЬ ПЕРЕД ДОКТОРСКИМ ДИСПУТОМ I—X.

 


В предисловии к первому изданию настоящей половины тома, напечатанному в 1881-м году, мы писали: «Наибольшую часть этой второй половины тома занимает наша церковная археология периода домонгольского. Речи о чем бы то ни было в археологии, а в особенности речи об архитектуре (у нас—архитектуре церквей) могут быть совершенно понятными только при помощи рисунков (в машем случае— планов и фасадов). Мы и сами очень хорошо понимали это, и снабжение книги возможно полным и возможно удовлетворительным археологическим атласом составляло бы нашу горячую мечту; но, к сожалению, это такого рода неудобоисполнимая мечта, об осуществлении которой напрасно было бы для нас думать сколько-нибудь серьёзным образом»...

В последнее перед сим время обстоятельства наши неожиданным образом изменились так, что стало для не возможным осуществление нашей давней мечты. И мы постараемся осуществить ее, если только теперь не окажется к этому препятствия в нас самих по нашим летам и нашему здоровью.

В оправдание того, что в книге нашей мы отводим слишком много места церковной архитектуре, мы и теперь повторим сказанное нами по сему поводу в предисловии к первому изданию: «Вопрос о церковной архитектуре есть вопрос сколько научно-исторический, столько же и практический; а между тем у нас не только для людей вообще образованных, но даже и для тех, в чьих руках находится заведывание строением церквей (чрез составление планов и их утверждение), вопрос этот есть почти что совершенная terra incognita. В видах научных и практических нам желалось внести втемную область некоторую ясность представлений»...

19 Января 1904.


Страница сгенерирована за 1.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.