Поиск авторов по алфавиту

Автор:Симеон, архиепископ Солунский

Симеон, архиеп. Солунский О древних вечерне и утрене кафедрально-епископских церквей или о так называемом песненном последовании

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

1. Симеон Солунский о древних вечерне и утрене кафедрально-епископских церквей или о так называемом песненном (певческом) последовании

(ἡ ἀσματικὴ λεγομένη ἀκολουθία).

De sacra precatione главы 300-й конец и главы 301 и 302, у Миня в Patrol. t. 155, р. 553 sqq.

«Уставов церковных два, и один из них есть устав соборной церкви (τῆς καθολικής ἐκκλησίας, — кафедрально-епископских церквей), который по своему чину, как он изложен, соблюдается только в отношении к одной священной литургии. (Гл. 301)... Остальные же все последования Устава великой церкви (т. е. Константинопольской патриаршей, которая принимается за представительницу церквей кафедрально-епископских) в настоящее время в других (кафедрально-епископских) церквах не соблюдаются, и ни даже в самом христолюбивом и царствующем граде, потому что и он некогда пленен был латинянами и погубил свои добрые и древнейшие обычаи: думаю же, что (случилось это) и по причине недостатка в множайших священниках и певцах. Однако исполняет его в праздник Воздвижения, если (только) совершает песненное последование, и в Успение Богоматери и в день памяти Златоустого. Но молитвы светильничного и утрени свидетельствуют о нем, сохраняясь (до сих пор) и будучи сложены по древнему чину...; и самая молитва вечерни из этого последования. Об этом свидетельствуют (и) молитвы, читаемые священником, (а равно и то), что поют певцы. И пятидесятого псалма молитва тоже показывает, (а также) и (молитва) хвалитных. Итак, сие песненное последование прекратилось в других городах, хорошо будучи сложено и возносимое Богу посредством псалмов и славословий; и только в одном нашем сем благочестивейшем городе Фессалонике, в его великой (т. е. кафедрально-митрополичьей) церкви сохранилось (оно) и остается, по древнему прекраснейшему обычаю оных великих церквей, разумею — царствующего

 

 

482

града и Антиохии и весьма многих других. (Гл. 302) И молю вас во Христе, чтобы вы соблюли этот чин навсегда, и чтобы оставалось у вас предание отцов, как некая божественная искра. И мы (с своей стороны), желая соблюсти его неповрежденным и сохранить, как некое сладкое и изысканное брашно, присоединили к нему и пение канонов (συνηρμόφαμεν αὐτῆ, т. е. τάξει, καὶ τὰ τῶν κανόνων), чтобы какой-нибудь укоритель (поноситель) доброго и не имеющий сведений о чине, более же беззаботный и ленивый, не нашел каких-нибудь предлогов решиться на его (чина) уничтожение, говоря, что не слышим обычных и всеми у поемых канонов. Ныне и они (каноны) присоединены (нами) и для усердствующих и ревнителей он (наш чин) благосложеннее и приятнее последований, совершаемых в монастырях. В монастырях же этих и почти во всех церквах совершается (содержится) чин Иерусалимского Устава монастыря святого Саввы. (Это потому), что возможно исполнять его и одному кому-нибудь, так как (он) и изложен монахами и в киновиях часто совершается (и) без песней. И сие чиноположение есть необходимейшее и отеческое. Его начертал божественный отец наш Савва, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, которые (в свою очередь) приняли (от отцов), бывших прежде них и от исповедника Харитона. Чиноположение же Саввы, как мы узнали, утраченное вследствие опустошения монастыря варварами, трудолюбно изложил святой отец наш Софроний, патриарх святого града. А после него опять божественный и богословствующий отец наш Иоанн Дамаскин возобновил и предал писанию. Этому (Уставу) последуют все священные монастыри и церкви, за исключением некоторых особенностей, установленных (и сохраняющихся) в великой Константинопольской церкви от древнего чина и (также) в мирских церквах, потому что находящиеся в миру не имеют силы исполнять всего,—не читают и псалтыри за исключением святой и великой Четыредесятницы».

 

 

481

 

Того же трактата De sacra precatione главы 345351, у Миня р. 624 sqq.

Глава 345.

Начало устава и чина так называемого песненного последования.

Посмотрим яснее домостроительство Христово, изображаемое преимущественно в песненном, хорошо так названном, последовании, которое, как сказали мы, от отцов предано нам издревле. И все соборные (кафедрально-епископские) церкви во вселенной первоначально исполняли его песненно (μελῳδικῶς), ничего не говоря без пения (χωρὶς μέλους), кроме одних молитв священнических и прошений (ектений)

 

 

483

диаконских, преимущественно же великия церкви Константинополя, некогда (бывшей) Антиохии и Фессалоники. В настоящее же время он остался действующим (исполняемым) только в одном божественном храме святой Божией Софии (т. e. Солунском). Имеет же себя так...

Глава 346.

О песненной вечерне.

На вечерне прежде был обычаи, чтобы пред началом службы служители (церкви) наполняли храм фимиамом в славу Божию и в образ божественной славы Божией, которая исполнила некогда скинию (и храм Соломонов)... И на утрене подобным образом перед началом службы наполняли храм дымом фимиама.

Глава 347.

Что (значит) каждение, (совершаемое) в молчании перед вечерней и утреней.

Ныне же этого не бывает, кроме того, что на литургии и только диакон или священник, после проскомидии, во образ оной славы кадит в молчании алтарь или же и весь храм. Это бывает и в монастырях пред великой вечерней, причем священник знаменует божественную славу и благодать, преподаемую через ангела, и потому что дом Божий исполнь (полон) славы. Итак, на песненной вечерне священник, став пред святой трапезой, как бы на небе перед престолом Божиим, благословляет в Троице Бога, не говоря: «Благословен Бог», ибо это необычно чину песненному, потому что это одного ветхого Завета, но как на священной литургии: «Благословенно царство Отца и Сына и Св. Духа, всегда»..., богословя единство царства и естества и троичность Бога, что есть проповедание благодати, признание и исповедание единого в Троице Бога. И тотчас «мирная» 1), (в которых) священник преподает мир от Бога и учит всех просить (его). Итак, должно знать, что только последование одной литургии осталось совершаться по древнему чину; посему-то таким образом благословляет Бога священник и посему-то тотчас говорит «мирная», и поются три антифона в образ Троицы, что принадлежит древнему песненному последованию. И некоторые, не знающие того, что на песненной вечерне говорятся три антифона, а напоследок и Трисвятое, называют это как бы (какой-то) литургией (ὡς λειτουργίαν τοῦτο κατονομάζουσι). И особенно имевшие прежде это последование Константинопольцы теперь ди-

1) Τὰ εἰρηνικά—ектения: «Миром Господу помолимся».

 

 

484

вятся сему, не знай, что оставили сии прекраснейшие обычаи вследствие гонения латинян... Когда священник благословит и скажет все «мирная» (все прошения ектении: Миром Господу помолимся) и «Заступи, спаси, помилуй», певцы тотчас поют: «Услыши мя, Слава Тебе, Боже». И необходима эта песнь, содержащая вместе и моление к Богу и славословие Его, и одно (взято) из псалма: «Приклони, Боже, ухо Твое и услыши мя», другое от ангелов: «Слава в вышних Богу», и «Полны небеса и земля славы Его» и «Благословенна слава Господа». Потом говорит священник: «Пресвятую, пречистую», и велегласно славит в Троице Бога, у (возглашая): «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение». И таким образом говорится весь псалом с (припевом) «Слава Тебе, Боже». Итак, «Услыши мя», как сказано, принадлежит присовокупляемому псалму (? τὸ ἐπάκουσόν μου οὖν τοῦ ἐπαγομένου ψαλμοῦ τυγχάνον). Так это обычно и в других песненных последованиях, ибо всегда говорят наперед некоторую часть стиха присовокупляемого псалма (ἐπιφερομένου ψαλμοῦ), предначиная или с «Аллилуия» или «Слава Тебе, Боже» или иного припева (ὑπόψαλμα), — припев же называется (так) потому, что поется с псалмом постишно. И сначала стих, а потом говорится он (припев): напр. «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя, Слава Тебе, Боже»; подобным образом и в прочих (припевах). Итак, на всех вечернях поется: «Приклони, Господи, ухо Твое». Это потому, что и Солнце правды преклонило небеса и сошло... Посему и весь псалом этот: «Приклони, Господи» говорится постишно от обоих хоров и «Слава Тебе, Боже» на каждом стихе. Что это есть древний обычай последования, это ясно и из молитв, ибо первая из молитв, читаемых на светильничном, содержит в себе мысль всего псалма и слова из него: «Господи щедрый и милостивый», и прочие (молитвы) подобным образом относятся к псалмам антифонов, — найдешь, что имеют и мысли их и слова из них; как ясно показывает и молитва входа на вечерне, которой начало: «Вечер и заутра и полудне». Посему-то (Ἐπεὶ γὰρ) вход бывает во время «Господи воззвах» и его стихов, и говорится молитва и содержите, (она) речения псаломские из поемого и мысли, у так что как бы все возносится священником к Богу, как-то «Исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою», и «Не уклони сердец наших в словеса лукавствия» и «Яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши». Посему-то и на этом стихе иерей приглашаемый (диаконом) восходит на входе. Это означает, думаю, моление (высказанное) чрез пророков и вместе пророчество о снисшествии и вочеловечении Господа и о спасении нас от ада и погибели чрез страдание и воскресение. Посему и первый из певцов призывает священника, как и Давид: «Господи, приклони небеса и сниди» и «Ниспосли силу Твою и прииди спасти нас».

И как бы из ада вопиет: «Яко к Тебе, Господи, очи мои, — На Тя уповах,—Да не погубили! души моея». Посему и священник тогда, на

 

 

485

этом стихе, восходит, знаменуя сошествие к нам Христа даже и до ада и восстание Его, чрез которое мы освобождены от ада, и опять восшествие на небеса. Итак, прежде говорилась псалтырь и вечером, как ныне утром. И подражая сему, монастыри постоянно говорят (одну) кафизму псалтири вечером и две утром. В настоящее же время на песненной вечерне, по слабости и нерадению, антифонов псалтири не говорят, кроме одной только святой Четыредесятницы и вечера каждой субботы в одной святой Софии, в которой, по причине ропота некоторых ленивых, назначили мы говорить только «Блажен муж» — один псалом с песнию во глас. Во святую же Четыредесятницу опять говорятся по обычаю шесть антифонов или только одна кафизма. Псалом же: «Приклони, Господи, ухо Твое» содержит и моление к Богу и славословие Его. И восхваляет пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа и называет (Его) долготерпеливым и многомилостивым и истинным. И просит дать нам знамение во благое, то есть крест, на котором умер, к вечеру пригвожденный плотию, Христос; и ищет податися нам силе и спастися нам. Потом поют «Слава» и другой хор «И ныне» с «Слава Тебе, Боже». И опять священник малую ектению: «Паки и паки» и «Заступи», и певец с песнию «Вселенную» (поет) Аллилуия. Поелику священник сказал к Богу: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», то певец присоединяет: «Яко вселенную, Боже, заступи, спаси, помилуй и сохрани посещением Твоим». Сие означает (и) Аллилуия, ибо Аллилуия толкуется посещение и пришествие и явление Бога и оно есть преимущественная хвала домостроительства. Поэтому в постоянно поется оно нами и говорится перед евангелием, так как Аллилуия значит пришествие Христово; «ибо приходит, говорит, Бог»: а Он (уже) и пришел и опять придет с небес. И священник, сказав: «Пресвятую, пречистую» и предав всех Богу со всеми святыми, возглашает: «Яко Твоя держава», славословя единого в Троице Бога. И тотчас певец поет дневной прокимен, что называется последним антифоном, потому что другие антифоны, которые говоримы были прежде, ныне оставлены. Итак, в субботу вечером говорится: «Воскресни, Боже», один стих и «Слава, И ныне», и непосредственно за сим «Господи воззвах» с припевом: «Живоносное Твое восстание, Господи, славим». Это говорится в одну неделю, в другую же: «Спасительное Твое восстание, Господи, славим». И когда таким образом говорятся прочие по порядку стихи, священник творит вход или же и многие с ним (священники) и диаконы, какой есть (где) обычай, в предшествии свеч и кадила с фимиамом, в образ вышнего чина и в преподаяние от жертвенника (алтаря) благодати Божией и к возношение молитв наших горе, как благовонного и чистого фимиама, как говорит и поемый псалом и молитва произносимая при преклонении священниками глав, именно: «Вечер и заутра и полудне»,

 

 

486

согласующаяся, как сказано, с поемым, ибо говорит: «Исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою» и «Не уклони сердец наших» и «Избави нас от всех ловящих души наша» и «К Тебе, Господи, Господи, очи наша» и «Не посрами нас, Боже наш». И возглас. Когда восстанут священники 1), творится знамение креста, и говорит: «Благословен вход святых Твоих, Господи» и «Премудрость прости»,—говорится с изображением знамения креста кадильницею. Все это означает в последние веки и к западу жизни сей сошествие с небес Спасителя (и потом с победою над адом восшествие на небеса)... Посему и певец на стихе: «Яко к Тебе, Господи, Господи» обращается к западу и поклоняясь приглашает священника, изображающего Господа, и возглашает поя: «Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя надеяхся, да не погубиши души моея»... Таким образом, священник, восходя в алтарь, входит как Спаситель на небеса. Песни же воскресения (οἱ δὲ ὕμνοι τῆς ἀναστάσεως) поются на амвоне по образу ангелов, воспевших восстание Господа, и апостолов, возвестивших (о Нем) миру. И во время их пения бывает каждение от священника или от диакона, поелику воскресшим и вознесшимся Христом ниспослана нам благодать Духа. И после «Слава, И ныне» поется прокимен: «Яко Господь воцарися», победив смерть и диавола со всеми демонами... И тотчас от священника иди от диакона сугубая ектения 2) о всех верных, о царях и священниках, и после ектении возглас: «Яко милостив еси»... После сугубой ектении тотчас малая ектения и возглас: «Твое есть еже миловати».

Глава 348.

О трех малых антифонах на песненной вечерне.

И поется первый из трех антифонов, называемых малыми, так сак они имеют не полные псалмы, но четыре стиха из каждого на выбору, и «Слава, И ныне». Три же во образ и в честь святой Троицы. И первый антифон: «Возлюбих, яко услышит Господь» призывает и Богородицу, говоря: «Молитвами Богородицы. Спасе, спаси нас»... И после стихов, говоримых обоими хорами и «Слава, И ныне» опять малая ектения и возглас: «Благодатию и щедротами»... Второй же антифон: «Веровах, тем же возглаголах» призывает и Господа вопло-

1) Ἀνισταμένων δέ τῶν ἱερέων, т. е. священники, вышед на вход, сидели где-то и на чем-то (в стадиях?).

2) По-греч. κτενής δέησις, собств.: напряженное, усиленное моление (в нашем служебнике молитва, читаемая священником во время сугубой ектении, называется молитвой «прилежного моления»).

 

 

487

тившагося и говорит: «Спаси нас, Сине Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти»,—или к празднику или «во святых дивен если не Господский праздник, а память какого святого. «Веровах, темже возглаголах» означает веру апостолов и святых, которою (они) привлекли все народы от неверия к вере. И «Чашу спасения прииму, имя Господни призову» означает общение Христа и спасете кровию, которою приобщившиеся Христу чрез мученичество и спасенные посредством подвигов святые спасают нас, и чрез них мы соединяемся с Господом. Поэтому и на «Славу» говорим «Единородный Сыне», показывая Его общение с нами. Это изложено (установлено) божественным Кириллом. На «И ныне» преславную Божию Матерь именуем, потому что чрез нее соединился с нами Единородный и она есть превысшая и освящение всех ангелов и смертных. И после стихов и «Слава, И ныне», опять малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш». И певец опять (поста) третий антифон. Антифон этот: «Хвалите Господа вся языцы» есть ангельская песнь, призывающая весь мир к славословию Троицы. И присовокупляется: «Святый Боже». И когда говорятся стихи обоими хорами и «Слава, И ныне», говорится «дополнительная» (περισσή, подразум. Слава?), то есть после «Слава, И ныне» последнее (? τὸ τελευταῖον). И поется велегласно Трисвятая песнь, причем все стоят с откровенными главами, так как воспевают Бога. Итак, смотри в этих трех благочиние песней церкви: в первом антифоне призывает ходатайство Богоматери; во втором молит, чтобы Воплотившийся из нее был милостив предстательством святых; в третьем и последнем воспевает Самого Трисвятого с ангелами Бога, испрашивая милости и постепенно восходя к высшему. На конце сего (антифона) архиереи благословляет трижды с своего престола или из стасидии, изображая Господа, благословляющего с небес. Потом великая ектения, — прошения: «Исполним молитву» от диакона, мир же и молитва главопреклонения от священника; это означает рабство наше пред Богом и уничижение и даже до зрака раба уничижение Божие. И когда священник восклонит голову и возгласит означающее воскресение наше от падения и смерти и содержащее благодарение Спасшему: «Буди держава царствия Твоего», говоря (это) велегласно и вседушно, тотчас бывает лития позади амвона, для умилостивления Бога о всех верных. И когда поются воскресные стиховных (τῶν ἀναστασίμων ψαλλομένων τῶν ἀποστίχου) и «Слава, И ныне», священником творится напряженное моление (сугубая ектения) и «Господи помилуй», по обычаю, как бы пред гробом Христовым. И после «Услыши нас, Боже» отпустительные и отпуск. Если же день есть непраздничный (будний), литии не бывает. Отпустительное же говорится, когда сходит священник во образ (на подобие,—εἰς τύπον) литии по-за амвон в когда поется: «Богородице Дево». И после этого возглашает священник: «Господу помолимся, Яко Ты еси освящение наше, Христе

 

 

488

Боже наш, и Тебе славу воссылаем»... И таким образом бывает отпуск. Последняя же всех молитва есть молитва главопреклонения и отпуска. Подобным образом и на утрене и на всяком другом молении. Итак, из сказанного ясно, что песненное последование есть преимущественнейшее и старшее (всякого) другого... Если случится праздник или память празднуемого святого, после возгласа главопреклонения бывают по уставу чтения (сказаний о праздниках и мучениках и житий святых).

Глава 349.

О песненной утрене.

Изложу и утреню воскресную, по подобию которой и вседневные утрени, и отсюда будет ясен чин... Заключаются царские двери божественнейшего храма, — нового рая и неба, поелику и мы заключили для себя и непрестанно заключает рай и небо, и становится священник пред дверями 1), как посредник и как имеющий образ ангела и благословляет Бога, единого в Троице, говоря: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа». И тотчас присоединяет все «мирная» и «Заступи, спаси, помилуй». И певец тотчас поет часть имеющего быть петым псалма, по божественному слову: «И спах, Слава Тебе, Боже». И после того, как священник скажет «Пресвятую, пречистую» и предаст всех Богу и велегласно прославит Бога, сказав: «Яко подобает Тебе всякая слава», песненно (певчески—μετὰ μέλους) говорит певец: «Уснух и спах, Слава Тебе, Боже». И таким образом начав псалом: «Господи, что ся умножиша», совершает его по стихам (постишно) весь с прочими псалмами, причем тот и другой хор говорит: «Слава Тебе, Боже». Говорятся же вместе три псалма во образ и в честь всесвятой Троицы, именно — самый «Господи, что ся умножиша»... «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю»..., и «Се благословите Господа»... На этих трех (псалмах) в праздники поются и троичны, то есть «Слава Тебе, Отче, слава Тебе, Сыне, слава Тебе, Святый Душе», и подобные. В простые же дни и в воскресенья, кроме воскресений отцов и праотцов, только «Слава Тебе, Боже», потом «Слава» и опять «Слава Тебе, Боже», «И ныне»,—тоже и опять «дополнительная» (Слава? καὶ περισσήν αὖθις) высоким гласом тоже. И священник: «Паки и паки» и «Заступи», и певец: «Вселенную, Аллилуия». И священник: «Пресвятую» и возглас. И тотчас певец: «Непорочни в пути, Аллилуия», «Блажени непорочни в пути» и прочее стиха и Аллилуия. И таким обра-

1) Под царскими дверями разумеются главные входные двери в церковь с запада (и именно в самую церковь из нартекса).

 

 

489

зом опять обоими хорами стихи с Аллилуия, для исполнения всего первого стояния (τῆς πρώτης στάσεως ὅλης πληρουμένης). Потом «Слава, И ныне» и «дополнительная», «Аллилуия». И священник опять малую ектению. Певец: «Вразуми мя, Господи». Священник: «Пресвятую, пречистую» и возглас. И певец: «Руде Твои сотвористе мя и создасте мя» и остальное псалма с припевом: «Вразуми мя, Господи». И остальные стихи (поются) обоими хорами с «Вразуми мя, Господи, Слава, И ныне» и «дополнительная» тоже: «Вразуми мя, Господи». Потом опять священник малую ектению. Певец: «Вселенную, Аллилуия». Священник: «Пресвятую» и возглас. Певец: «Призри на мя и помилуй мя, Аллилуия». И тотчас отворяет одну половину дверей, показывая, как отворилось нам небо тотчас по воплощении Господа, призревшего с небеси на нас и воплотившагося от пренебесныя и живыя двери — Богородицы. Он и прежде страдания и воскресения отверз нам небесная, как и в крещении его написано, что видел разверзаемые небеса... Итак, стихи говорятся обоими хорами до «Да взыдет моление мое пред Тя, Господи». Тогда же, поелику домостроительство уже совершено и Спаситель пострадал и жертва крестная принесена и восстанием Господа освобождены все находящиеся в аде и на земле и чрез вознесение Его взошли на небо,—отворяются двери священником. И велегласно поется так называемое входное с Аллилуия, между тем как все входят в самое небо в предшествии священника, держащего крест, который изображает Господа, спасшего нас крестом. В крест же водружены (вставлены) и три свечи, знаменующия трисолнечный свет и поелику крестом познание святые Троицы и чрез него явилась и воссияла ее (Троицы) слава. И тотчас по входе преклоняет священник главу, принося благодарение Господу. Если же присутствует и архиерей, то и он преклоняет главу вместе с священником, и говорят молитву входа. И благословляет архиерей, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Итак, один архиерей входит в великую дверь, в предшествии ему священника и диакона — во образ божественных ангелов, изображая Христа, который отверз нам двери рая и неба... Прочие же входят боковыми дверями 1) или все позади2), потому что чрез Него (Христа), все за сим (крестом) следуя, входим на небо, и поют оба хора, стоя в средине церкви, остающееся псалма, поучающее нас воскресению Христа и жизни и спасению. «Да будет рука Твоя — говорит — спасти мя», и «Да живет душа моя и да восхвалит Тя» и «Умилосердися яко

1) В Греции в больших церквах входных дверей с запада (из нартекса в самую церковь) было не по одним, но по нескольку: обыкновенно трои, а в Константинопольской Софии девятеры (по трои в среднюю церковь и в боковые отделения, что под палатами или верхними галереями).

2) Т. е. когда нет боковых дверей.

 

 

490

о овце погибшей, взыщи раба Твоего». Потом «Слава, И ныне», и опять велегласно поется Аллилуия в славословие Воскресшего и нас совоздвигшаго; тотчас (затем) «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»,—поется же пением красным (украшенным, — μετὰ ᾄσματος ἐμμέλους). Когда сие поется, восходят, причем священник держит крест, как ангел, а архиерей изображает Христа,—восходят же как бы к алтарю, последуемые всеми, как к самому престолу Божию. И архиерей восходит на самый престол, знаменуя восход на небо и седение Спасителя,—под престолом же разумею стасидию. Крест же водружается на амвоне насупротив алтаря, свидетельствуя всем о смерти и восстании Господа и чрез возженные в нем три свечи проповедуя о Троице. И поется красно (ἐμμελῶς) и велегласно вся песнь свитых трех отроков с «Благословите», так как они и прообразили в пещи и вместе прославили Трощу и вочеловечение Слова. И «Благословим Отца и Сына и Св. Духа, Господа, и ныне и присно». И наконец «дополнительная», «Хвалим, благословим, поем и поклоняемся Господеви», поелику все благое нам стало от единого Бога, — всесвятые Троицы и чрез домостроительство Слова, единого от Троицы... Поэтому и тотчас славословим вину воплощения Слова — Богоматерь, говоря: «Ти необоримую стену, спасения забрало» (ὀχύρωμα).

Глава 350.

О молитвах, говоримых в нартексе (притворе) и там о бывающем каждении и о входе. И что (все) это значит.

Должно знать, что во время пения трех первых псалмов священник возносит к Богу утренние молитвы. Потом, когда начнут «непорочен», он берет кадило и положив фимиам (ладан) и благословив.—а если присутствует архиерей, то сей благословляет фимиам,— начинает (кадить) от правой стороны нартекса, где находится на стене святая икона архангела 1), и кадит кругом нартекс по столпам (περὶ τοὺς θεμελίους) и по стенам, а стоящие у стен отступают и опять становятся. И возвратившись туда, откуда начал, творит образ креста кадилом, говоря: «Премудрость, прости»,—одна свеча предносится пред ним в одни (только) праздники и в нартексе зажигаются малые и немногие свечи. Певец же, приглашая его (священника), возглашает: «Благословен еси, Господи», ибо обычно, чтобы этот стих был при

1) В Солунской ли только Софии находилась икона архангела на указанном месте или она должна была находиться на нем в каждом храме, у Симеона

 

 

491

конце каждения. И священник говорит тихим гласом: «Премудрость, прости» и тотчас идет кадить архиерея и затем остальных всех. Потом, вошедши чрез боковую дверь в храм, в молчании кадит весь его, а он (храм) остается затворенным, как сказано. И вошед в алтарь и покадив там и положив кадило, берет честный крест, который стоит позади священного престола, и никто не предшествует ему и нет (предносимых) свечей, но только один он или диакон. И вышед (из храма) другою боковою дверию и преклоняя главу пред архиереем несет и ставит крест на правой стороне (нартекса) близь великих дверей божественного храма, где он и стоит до окончания псалмов. Тогда возжигается в нем три свечи и отворяются двери и бывает торжественный вход... (Далее толкование описанных действий). Сие и о чине утрени. Когда же предложено будет чтение, и преимущественно из Синаксаря (Пролога), возвещающее (подвиги) пострадавших за Христа и историю наступающего праздника или дела праведно скончавшихся для Христа, которые подражали умершему и воскресшему Христу, опять бывает ектения и «Помилуй мя, Боже», с приличным припевом, что называется пятидесятым (τὸ πεντηκοστὰριον).

Глава 351.

О пятидесятом псалме.

Пятидесятное же (так) называется потому, что псалом пятидесятый; и будучи сложен Давидом по поводу обвинения в убийстве и прелюбодеянии, он приличествует всем благочестивым смертным, как псалом покаянный... Итак, пятидесятое подобающим образом (ἁρμοδίως) говорится на этом псалме (ἐν τούτῳ), по стиху на обоих хорах, (а) отпустительное или дня или праздника или святого. И в Господские праздники, Слава, И ныне» праздника, а в простые дни — дня. И на «Не отвержи мене от лица Твоего» (поется) «Предстательство христиан». На «Славу» — «Единородный» и на «И ныне»—«Преславную», и тотчас каноны (οἱ κανόνες) праздника или святого, которые приложили мы для благоукрашения и для благоустроения церкви, в славу Божию и святых его. И поются на восемь, если два (святые): на шесть, если великий святой: на четыре, если нет празднуемого (святого), — для пользы, утешения и укрепления благочестивых, как уложено в канонах. Прежде каноны не пелись на песненной (утрене), но после пятидесятого псалма и после ектении тотчас говорились: «Хвалите». Ныне же после канонов говорятся ексапостиларии. Потом малая ектения. И тотчас: «Хвалите»... Певец первого хора: «Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу», и другой в другой стих тоже самое; и говорят подобным образом и другие шесть стихов. Итак, отсюда ясно, что и монастыри из песненной утрени имеют (взяли) свои поводы (петь каноны), ибо и они подобным образом говорят в началах «Тебе подобает песнь, Боже»,

 

 

492

а на «Хвалите Господа от земли»—«Дайте славу Богу» и на остальные шесть стихов. А на «Вознесеся имя Его» —«Тому подобает хвала» и следующие. На «Восхвалят имя Его»—«Слава Тебе, Святый Отче», и на другой (стих) (т. е.) на «Возвышения Божии» — «Сыне Божий, помилуй нас», и (еще) другой стих (т. е.) на «Связати цари их узами»— «Пощади нас, Господи, ради Духа Святаго». Господь же, говорит Павел, Дух есть, дабы прославлена была Троица, и подобным образом на остальные. На «Хвалите Бога во святых Его» — «Сине Божий, помилуй нас», опять ради воплощения, и на прочие подобным образом. На «Хвалите Его в кимвалех доброгласных»—«Слава Тебе, показавшему свет» и на прочий после него. Потом «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим». И это говорят на всех стихах, ибо песнь эта есть пророчество о воплощении Слова и предварение его (воплощения) и благодарение и произнесена скоро по рождении Предтечи и Крестителя и как благодарственную песнь светло (торжественно) поет ее церковь. На «Славу» — «Благословен Господь Иисус царь, яко посети» и прочее велегласно. На «И ныне» — тоже. И (потом) «дополнительную». «Матерь Бога восхвалим вси, еюже получихом прегрешений прощение»... И тотчас на амвоне чтец, берущий в руки крест (λαμβάνων τὸν σταυρόν ταῖς χερσί) и стоящий на амвоне (возглашает): «Слава в вышних Богу», и присовокупляется от певцов великое славословие. Это бывает ежедневно. В воскресение же говорятся «Хвалите» во глас с припевами. И наконец воскресные стихиры или праздника или великого святого, если есть память его, «Слава» утренняя, на которой вход священников с крестом и божественным евангелием, так как вход сей означает воскресение Спасителя, бывшее около утра. Поэтому, когда священники говорят преклонившись молитву входа на утрене, что изображает до нас и даже до ада уничижение и низшествие Господа и восставляемых восстание, возвышается евангелие, так как и оно возвещает воскресение и говорится «Премудрость, прости»,—и сие в возвещение воскресения, и поется на «И ныне и присно»— «Преблагословенна еси»... Когда священники войдут внутрь (алтаря, сначала чтец на амвоне, держа крест, говорит: «Слава в вышних Богу», потом певцы поют его песненно (ἀσματικῶς). Потом священники в священном алтаре все вместе (сызнова) говорят, и от «В человецех благоволение» бывает согласное (общее) славословие внутри и вне, потому что стали мы единою церковью Христовою горе и низу. И это в проповедание и славу воскресения Христова. Поэтому и тропарь воскресный: «Днесь спасение» — в одно воскресенье и «Воскрес из гроба»—в другое трижды сладкогласно (ἠδυμελῶς) поется вне певцами и внутри священниками... Поэтому тотчас поется: «Возстани, Господи» и читается пресвитером на амвоне утреннее евангелие... И после того сугубая ектения,—великие прошения, главопреклонение и отпуск»...


Страница сгенерирована за 0.63 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.