Поиск авторов по алфавиту

Автор:Алексий Студит, патриарх Константинопольский

Алексий Студит, патр. Выписки из Студийского устава

3. ВЫПИСКИ ИЗ СТУДИЙСКОГО УСТАВА ПАТР. АЛЕКСЕЯ (ПО СИНОДАЛЬНОЙ РУКОПИСИ № 330, В ОПИС. ГОРСК. И НЕВОСТР. № 380).

Делаем выписки не в точном воспроизведении подлинника, что для наших целей не нужно и чем лишь затруднялось бы чтение 1), а в переложении на русский язык (с удержанием подлинника только в некоторых местах, что означаем кавычками).

Первая неделя великого поста или неделя православия (л. 11 об. fin.).

1-я неделя поста. Творим память святых пророков Моисея, Аарона, Давида и Самуила и прочих «и о иконах правоверия».

Тропарь, глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий... (в подлиннике тропарь написан сполна).

В субботу вечера, по пении: Блажен муж, на Господи воззвах уставляют стихов 9-ть и поются 3 стихиры воскресни настоящего гласа пооднажды и в Триоди о святых иконах 3 стихиры, глас 8, подобен: Прехвальнии мученицы; Слава. И ныне, Богородичен наставшего гласа; посем вход, прокимен: стиховна воскресная говорится дважды и о иконах самогласен 2 гласа: От нечестия в благочестие, Слава, И ныне, Богородичен, тропарь: Пречистому Твоему образу.

В 1-ю неделю поста на заутрени поется: Бог Господь приключившагося гласа; тропарь воскресный поется однажды, потом: Пречистому Твоему образу, Богородичен: Преблагословенна еси; по окончании обеих кафизм поются два воскресные такой, — один по одной кафизме, другой — по другой, и читаются послания Григория, папы Римского, к Льву царю еретику; по окончании евангелия поются три канона: воскресный наставшего гласа, и «правоверию», глас 4, творение Феофана, и пророкам, глас 3, творение Германа; по 3-й песни поется седален «правоверию», глас 7: Истинных повелений, при пении чего все стоят («сему поему прости вьси стоят»): Слава, И ныне, Богородичен: Плод чрева Твоего; по 6-й песни кондак, глас 8: Неисписанное Слово Отче;

1) И что в то же время, по причине титл и сокращений, представляло бы очень большие неудобства для печатания.

 

 

495

на Хвалите Господа уставляют 6-ть стихов: поются 3 стихиры воскресные пооднажды и другие 3 стихиры «правоверию», глас 6, подобен: Все упование, пооднажды; Слава, И ныне, Богородичен вторый наставшего гласа: на стиховне (стихира) воскресная («на стихов. въскрес.») однажды и самогласен дважды; Слава, И ныне, Богородичен, тропарь: Пречистому Твоему образу. В паперть («папьрть») же не исходят, хотя и оглашение читается.

На божественной литургии прокимен: Благословен еси, Господи, Боже отец; стих: Яко праведен еси; апостол: Братие, верою Моисей велик быв; аллилуия глас 4: Моисей и Аарон; евангелие от Иоанна: Во время оно восхоте Иисус изыти в Галилею: причастен: Радуйтеся, другой: Хвалите Господа.

В тот же день на вечерне пения псалтирного не бывает; на Господи воззвах уставляют стихов 4 и поются покаянны («покан.») настоящего гласа, как сказано; вход, прокимен, глас 8: Дал еси достояние; стих: «Коньць земл.»; на стиховне говорится стихира святого Феодора однажды, а самогласен мученичный дважды и Богородичен: Богородице Дево, радуйся.

В неделю (воскресенье) вечером поется великая павечерница с пением Господи помилуй 50 (раз); а во все пятки поста на вечерне на Господи воззвах уставляют стихов 9. пения псалтирного не бывает, и поется самогласна стихира дважды и 4 мученикам в Октоихе и 3 стихиры дневному святому и за мертвых две («два») и Богородичен; посем вход и литургия постная. В каждую субботу поста на заутрени поются каноны святым и за мертвых настоящего гласа: на 6-й песни оставляется за мертвых, а поются каноны святым «и с трьпесны, зане в тех за мертвыя, трепарем преходити. преже поютьбося канон. святых преже четверопесн. седальнаж. и в псалтирьнемь пении»; и на третьей и на шестой песни мученичная (стихира) и за мертвых и святых, и на Хвалите Господа мученичная стихира и с догматиками богородичными, также и на стиховных мученичная и за мертвых.

Неделя ваий или цветная (л. 20).

Неделя цветная. В субботу на вечерни поется: Блажен муж, и по окончании пения переменяются стороны, — левая сторона переходит на правую, а правая на левую; после этого бывает начало Господи воззвах от левой стороны, как и в прочия субботы всегда бывает; уставляют стихов 9 и поются 3 стихиры Цветные недели потрижды, глас 6: Днесь благодать, Входящу Ти, Господи, Слава Тебе, Христе, в вышних; Слава, И ныне, (поют) первую стихиру: посем вход и прокимен: Господь воцарися; чтения три: 1-е от Бытия: Призва Иаков, 2-е чтение от пророчества Софониина: Тако глаголет Господь: радуйся зело, дщи Сионова, 3-е чтение от пророчества Захариина: Радуйся зело, дщи;

 

 

496

на стиховне 3 стихиры самогласны, глас 4: Хотящу Ти внити, Множество людий, Господи, Изыдите языцы; на Слава, и Ныне стихира, глас 6: Преже шести дней пасхи; тропарь, глас 4: Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш... (в подлиннике тропарь написан сполна); после того как диакон скажет: Премудрость, бывает отпуск.

В неделю цветную на заутрени поют: Бог Господь, глас 1-й; тропарь: Общее воскресение, который поется трижды; Богородичен не поется, а поются две кафизмы, и по 1-й кафизме поются ипакои 6-го гласа: С ветвьми похвальше первее, а по 2-й кафизме седален праздника, также и по 3-й песни, а по 6-й песни кондак, глас 6: На престоле, на небеси; чтется (слово) Андреево празднику, которого начало: Вчера ны с Владыкою Лазарь, и разделяется на два чтения «до обычнаго» и одно (чтение) читается по 1-й кафизме, а другое по 2-й; по 3-й же песни чтется «от сказания святого Иоанна евангелия слово», которому начало: Един же некто от них Каиафа; по окончании второго чтения поются степенны и говорится прокимен, глас 4: Из уст младенец; стих: Господи, Господь наш, яко чудно; по сем Всякое дыхание и евангелие утреннее цветной недели: Воскресение Христово видевше не поется, но только 50-й псалом; поется канон, глас 4, творение Козлы: Явишася источницы. — уставляется стихов 10 и поются ирмосы и стихи по 4; а если соблюдать древний («ветхий») обычай, то поется и канон Андреев, глас 4: Вспоим песнь Богу, вместе с помянутым каноном;— лучше бы было, то оставивши, петь в неделю только (канон) Козмы мниха, потому что приличествует его канон («яко подобает того канон») и (также) петь стихи и постишие; по окончании каждой песни поются ирмосы «в перис (sic) 1) место»: светилен: Словом Твоим, Слове; на Хвалите Господа уставляют стихов 6, поются В стихиры 8 гласа подважды: Радуйся и веселися, и другие две подобно тому же («под. томуж.»); на Слава, И ныне иная стихира, глас тот же: На херувимех седяй; на стиховне стихира 6-го гласа самогласная: Имеяй престол небо, и другие две подобно тому же; на стихирах этих говорятся стихи: стих 1-й: Из уст младенец, стих 2-й: Благословен грядый во имя Господне; эти же стихи говорятся и в предшествующую субботу вечером на вечерне; на Слава, И ныне стихира самогласна гласа 6: Честное воскресение; тропарь: Общее воскресение.

Надлежит знать, что в сию неделю не поется ничего воскресного. По отпуске утрени, во вторый час дня ударяется в било 3-жды, собираются все в церковь и «бывающю начатию» совершают крестный ход («по хрьстех идут»), взяв кресты, и с пением тропаря: Общее воскресение, обходят весь монастырь; возвратившись с крестами, клеплют

1) «Перис»—периссы, περισσαί: те периссы, о которых у Симеона Солунского выше стрр. 487 и 488.

 

 

497

(в било) и начинается божественная литургия. И поют от канона праздника 4 песнь и 5; в начале же («почятии») не говорится: Егда в страсти разбойник, но вместо того ирмос: Христос приходяй; при входе же священников входный стих вместо: Приидите поклонимся, говорится: Благословен грядый во имя Господне до из дому Господня, глас 1-й, причем говорится и сказанный выше тропарь: Общее воскресение; посем Слава, И ныне, кондак, глас 6: На престоле; по нем эктения, потом Святый Боже; прокимен, глас 4: Благословен грядый; стих: Исповедайтеся Господеви, стих 2-й: Да речет убо дом Израилев; апостол: Братия, радуйтеся о Господе; аллилуия, глас 1: Воспойте Господеви песнь нову; евангелие от Иоанна: Прежде праздника пасхи; причастен, глас 4: Благословен грядый.

В ту же цветную неделю (на вечерне) поют: К Господу и Господь в скорби; на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поют 3 стихиры 7-го гласа пооднажды: Собор лукавый и другие две («два») подобны ей, и на глас 3 стихиры гласа 8-го, подобен: Иже в едеме; на Слава и на И ныне Богородичен: вход, прокимен: Се ныне благословите; на стиховне стихиру, глас 5: Достигше, вернии, и две («два») подобные ей; Слава, И ныне, глас 8: иссохшей смоковницы; тропарь: Богородице Дево, радуйся. Павечерница же поется великая, как и в прочие дни поста.

Великая суббота и день св. Пасхи (л. 53 fin.).

Во святую и великую субботу на утрени поют: Бог Господь; тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф... (вподлиннике тропарь написан сполна) поется без Богородичного; посем поются: Блажени непорочни «с аллел. приключьшагося гласа, с семою и осмою и девятою, девяти бо сущем аллелуиарем в кыйждоглас присно... (слово в рукописи изгладилась, так что нельзя разобрать) некъгда». Когда не подобает петь за мертвых, Блажени непорочни поется с помянутыми тремя последними «аллугиарми»; по пении же Блажени непорочни говорится тропарь, глас 6: Содержай концы, во гробе полагаешися... (в подлиннике тропарь написан сполна); читается слово Григория Антиохийского на святое и спасеное погребение и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, которому начало: Похвальное и се церковное; по 3-й песни поется седальна воскресная, глас 1: Гроб Твой, Христе, а по 6-й песни кондак, глас 2, подобен Рукописаного: Бездну заключи; по чтении и по пении псалтыря тотчас говорится: Помилуй мя, Боже, а Воскресение Христово не говорим; посем поется канон, глас 6, и поются стихи и ирмосы подважды до 5-й песни, поются же и с песнями Маркова творения: Безумный старче, и прочее, до 6-й песни; по этой же (песни) поется только четверопеснец, творения Козмы, и говорятся стихи и ирмосы по-

 

 

498

четырежды; светилен: Свят Господь: на Хвалите Господа стихира, глас 2: Егда от древа Тя «и тому под.», На Славу иная (стихира), глас 5: Тебе одеющагося, и на И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево, «яко же и великая церкы 1) поет по коньчянии же тех»; Слава в вышних Богу «певьчьскы»; на Славу же сего пения тотчас выходит священник с диаконом, имея евангелие и в предшествии свещи, и восходит «на стол» и дав мир сядет, и тотчас говорится прокимен, глас 4: Воскресни, Господи, помози нам, до—имени Твоего ради: стих: Бога ушима нашима услышахом; стих 2: Дело, еже содела, до — древняя: стих 3: Рука Твоя языки, до—насади я; потом паремия от пророчества Иезекиилева: Бысть на мне рука Господня; по паремии прокимен, глас 6: Воскресни, Господи Боже мой: стих: Исповемся Тебе. Господи, стих 2: Возвеселюся и возрадуюся, до—вышних.

Надлежит знать, что великая церковь во все лето на всякую неделю поет: Воскресни, Господи, шестым гласом, и (только) в эту одну утреню поет сей прокимен седьмым гласом; одна же Студийская церковь никогда не поет его шестым гласом, но или седьмым или пятым; «а ныне в шестые пети и (мы уставили в нашем монастыре), и вина яве, понеже утрьнее петие, рекше Слава в вышних Богу, певьчьекы поють, егоже николиже обычяи бе творите, тъчию ныне в правьду, и нынешний прокимен в шестыи глас поется»; бывает и вход священнику «и служба ина измерена за изрядьное дне; по немь же» апостол к Коринфянам: Братие, мал квас; потом аллилуия, глас 4· Да воскреснет Бог, потом евангелие от Матфея: Наутрия жe, еже есть по пятцы,—читается священниками в алтаре; и по окончании евангелия бывает ектения от диякона и отпуст по обычаю.

В ту же святую великую субботу вечером клеплют к вечерне в 11 час и по Благослови душе моя на Господи воззвах уставляют 6 стихов и поют 2 стихиры 6-го гласа подважды, святого Феодора, подобен: О великого таинства, на Славу, И ныне, глас 6, самогласен: Днешний тайно; посем бывает вход с евангелием на Свете тихий, и когда скажет: Мир всем, бывает сидение («долеседание») и читаются дневные паремии по чину их, (причем) прежде (их) не бывает прокимна; и по окончании чтения и по песни 3-х отроков тотчас ектения от диакона; потом: Елицы во Христа крестистеся, ради чтений, а в другие праздники, в которые поется: Елицы во Христа, не бывает ектении; посем прокимен, глас 8: Вся земля да поклонится; стих: Воскликните Богу, стих 2: Рцыте Богу, коль страшна дела.

Надлежит знать, что этот прокимен великая церковь поет прежде чтений; по прокимне апостол к Римлянам: Братие, елицы во Христа крестистеся; вместо аллилуия, глас 7: Воскресни, Боже, суди земли; поется

1) Т. е. Константинопольская патриаршая.

 

 

499

же весь псалом «на три стихи»; когда певец начинает петь: Воскресни, Боже, встают священники и стоят, пока не кончат певцы и люди, после чего садятся (и сидят), пока поются три стиха; и опять, когда певец начнет петь: Воскресни, Боже, встают и стоят до окончания евангелия, зря на восток; евангелие же читается от Матфея: В вечер субботный. и прочее. Божественная литургия святого Василия; причастен: Вста, яко спя, Господь. Павечерница же в тот день не поется, ни в великий четверг, «н инныи тъгда» (?). По восстании братии от трапезы бывает только Святый Боже и Господи помилуй 12 «и отпустить къждо в своей келии, якоже хощет, свою службу съвьршати».

О святой и великой недели (л. 36).

Должно знать, что по прошествии третьей стражи ночи, то есть (в) 9 (—ый) час («рекше 9 час.») пáдает «знамение» водяных часов 1) после этого встает будильник и обходит (келлии) будя братию со свечою, возглашая громким голосом: Христос воскресе, и это (возглашает) не однажды, но многажды; «по престании же того», когда ударяется (в) било, вся братия собирается в паперти церковной и (все) молятся тихо, (а) священник, взяв кадило, сначала кадит святый алтарь, в предшествии ему свеч, и вышед оттуда передними дверями проходит полунощную (—ою) сторону (—ою) церкви, и дошедши до царских дверей 2) выходит ими (в паперть): когда же он это творит, приставник обходит всю братию, давая по свече каждому брату: священник же, как было сказано, вышед (в паперть) царскими дверями, кадит братию, начиная от левой страны и проходя всю паперть, и опять приходит к царским дверям; после сего, став пред дверями, возгласит: Слава святей, единосущней Троице, всегда, ныне и присно, и по амине люди начинают тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых; когда сие поется, идет священник к южной стороне церкви, входя (вшед) в царские двери, а братия позади его входят в церковь; сам же (священник), положив кадило и вшед во святый алтарь, станет пред престолом («пред жьртвьникъмь»); когда люди пропоют тропарь трижды, священник говорит 1-й стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуимся и возвеселимся в онь, а люди: Христос воскресе; стих 2-й: Составите праздник в осеняющих, до —рог олтаревных, а люди: Христос воскресе; посем говорить Слава, а люди тот же тропарь; потом священник тот же тропарь, до — и сущим во гробех живот,

1) «Пáдает знамение водьных часов»: т. е. в назначенное время водяные часы, посредством неизвестного приспособления, подавали знак на подобие наших стенных (с боем) часов.

2) Т. е. дверей, ведущих из церкви в паперть, см. выше.

 

 

500

ибо этот конец припевается людьми, и опять (тот же конец) припевается священником («пакы же от попа пририкаеться»); потом начинается пение канона: поют ирмосы и стихи почетырежды, — уставляется на каждой песни по 10-ти стихов, а на 4-й и на 7-й по 20-ти стихов; по 3-й песни поется ипакои, глас 4: Предварившия утро яже о Марии, а вместо Богородична после Слава певцы поют воскресный тропарь того же гласа: Светлую воскресения; посем чтется слово Григория Богослова: Воскресения день; по 6-й песни поется кондак, глас 8: Аще и во гроб снисшел, «стоящи братии до скончания первого икоса»; посем говорится: Воскресение Христово видевше трижды, без Помилуй мя, Боже; говорится светилен, глас 4: Плотию уснув, что поется во всю неделю; посем поют Хвалите Господа, и поются стихиры гласа 1-го самогласны по дважды: Днесь спасение миру, потом: Воскресения день, плод сотворим, потом: Светлого и славного, а на Слава, И ныне (поют) первую стихиру; посем поется утреннее пение потиху: Слава в вышних Богу; после него бывает ектения от диакона, а от священника молитва; посем поются стихиры гласа 5: Пасха священная нам днесь; посем говорится стих: Да воскреснет Бог и расточатся до — ненавидящий Его, и поется другая стихира: Приидите от видения жены; стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут до — а праведницы возвеселятся: потом третья стихира: Мироносицы жены; Слава. И ныне. Воскресения день, и по окончании этого стиха тотчас: Христос воскресе, которое поется до окончания целования. Чин же целования бывает таким образом: станет перед преградой алтаря на правой стороне диакон, держа святое евангелие, потом подойдет («минеть» — пройдет), сначала игумен и целовавши святое евангелие встанет и он на правой стороне близь диакона, посем приходят вся братья со свечами, сначала целуя святое евангелие, потом игумена и прочую братью,—свечи же держат (зажегши) прежде начатия канона и до скончания; после целования, в предстоянии всей братии, чтется от игумена слово Златоустого, которому начало: Иже кто благочестив и христолюбив; после чтения бывает ектения, на которой поминаются игумен и братия, (причем) Господи помилуй говорится сначала трижды, потом 12 (раз); после сего отпуст.

А за часы поется таким образом: Христос воскресе трижды, потом Веселитеся небеса, посем Слава, потом Аще и во гроб снисшел еси, И ныне: Что тя наречем, обрадованная, потом Святый Боже и Пресвятая Троице, Отче наш, а Господи помилуй 12. Таким образом и за 3-й час и за 6-й и за 9-й; а за Благослови душе моя Господа и за Хвали душе—Христос воскресе трижды; Слава И ныне: Единородный Сыне; посем Во царствии си и Верую во единого Бога и Отче наш и Господи помилуй 12 и Един свят и Благословлю Господа на всякое. Так поется, кто поет (часы) особо; а на литургии, «часы отпевше» и

 

 

501

В царствии си и Верую во единого Бога и Отче наш и Господи помилуй 12, священник возглашает: Яко свят еси, ныне... и таким образом после сего начинается литургия.

Вся же служба божественные литургии в великую неделю, за исключением антифонов, совершается внутри божественного алтаря священниками: прокимен и апостол и аллилуия и евангелие, которое читает игумен, стоя близь престола, в предстоянии по сторонам (его) двух диаконов, держащих евангелие. Антифоны поются вне алтаря от людей и они суть следующие: антифон 1, псалом 65: Воскликните Господеви 1) вся земля, припев («отпел»): Молитвами Богородицы; стих 2: Воскликните Господеви 2) вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его; стих 3: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои: Вся земля да поклонится Тебе 3) и поет Тебе, да поют же имени Твоему, Вышний; Слава, И ныне; антифон 2, псалом 66: Боже ущедри ны и благослови ны; припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый; стих 2: Боже ущедри ны и благослови ны: просвети4) лице Твое5) на ны, и помилуй ны; стих 3: Познати 6) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое; стих 4: Да исповедятся 7) Тебе люди, Боже, да исповедятся Тебе людие вси; Слава И ныне: Единородный Сыне и Слове; антифон 3, псалом 67 Да воскреснет Бог и расточатся 8) врази Его, и на этом (антифоне) припевается («пририцяеться») на каждом стихе: Христос воскресе; стих 2: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежать от лица Его ненавидящий Его; стих 3 Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня; стих 4: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся; а на вход говорится стих 5: В церквах благословите Бога Господа от источник Израилевых, и тропарь: Христос воскресе; на входе, когда от людей говорится Слава И ныне, поется (в алтаре) кондак: Аще и во гроб; посем: Елицы во Христа крестистеся, потом прокимен, глас 8: Сей день, его же сотвори Господь; стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ: стих 2: Да речет убо дом Израилев; посем апостол от Деяний: Первое убо слово сотворих; аллилуия, глас 4: Ты, Господи, воскрес ущедриши Сиона; стих: Господь с небесе на землю призре до — умерщвленыя: также евангелие от Иоанна,

1) В подл.: Богу.

2) В подл.: опять: Богу.

3) В подл.: «Тебе» нет.

4) В подл.: и просвети.

5) В подл.: Свое.

6) В подл.: Да познаем.

7) В подл.: Исповедаться.

8) Подл.: разидуться.

 

 

502

глава 1: В начале 1) бе Слово; причастен, глас 5: Тело Христово приимите.

Надлежит знать, что в этот день (—св. Пасхи) в крестный ход («по хрьстех») не ходят; указанная же вся служба великия недели (дня св. Пасхи),—утреня и литургия, без целования и без чтения слова Златоустого, совершается во всю неделю (седмицу). И то надлежит знать, что по прошествии великия недели прокимен и апостол и аллилуия и евангелие говорятся не внутри алтаря, но вне, по обычному уставу («под (sic) дьржящюму уставу»). В туже великую неделю (день) Пасхи на вечерне не поется псалом: Благослови, душе моя, Господа, ни во всю неделю (седмицу) «праздьную» (пасхальную); но возглашает священник: Благословен Бог наш, люди: Христос воскресе трижды в глас, посем бывает ектения от диакона и молитва от священника, «ти тако коньчают»; Господи воззвах гласа 8,—уставляется стихов 6 и поются В стихиры подважды: Днесь ад стеня вопиет и иные две... (далее два слова слиняли в рукописи, так что нельзя разобрать), а на Слава И ныне (поют) первую (стихиру); посем бывает вход от диакона и от священников и с евангелием и с кадилом, в предшествии свечей; по совершении входа люди поют: Свете тихий; потом прокимен: Кто Бог велий; стих: И рех (sic), ныне начах; стих 2: Помянух дела Господня; стих: Сказал еси в людех, и по прокимне диакон говорит: Премудрость прости, услышим; священник читает внутри алтаря евангелие от Иоанна: Сущю позде, конец: не иму веры; посем ектения («диаконьницы и ектенья») и Сподоби Господи и Исполним вечернюю, и опять другая стихира, глас 5: Пасха священная, и прочее, Приидите от видения жены и Мироносицам женам; стихи же говорятся, которые на заутрени: Да воскреснет Бог; на Славу И ныне—Воскресения день; посем Христос воскресе трижды, также Веселитеся небеса, и посем диакон речет: Премудрость, и бывает отпуст.

Павечерница же поется таким образом: Христос воскресе трижды, потом Веселитеся небеса и Святый Боже и Господи помилуй 20; посем три поклона («поклонение тришьды») и отпуск. Этим уставом поется на всякий день во всю неделю павечерница и вечерня, как сказано, и часы до субботнего вечера.

Неделя Пятидесятницы или день св. Троицы (л. 60 об.).

В неделю Пятидесятницы на утрене по псалмах и по Бог Господь поют кафисму одну и поется седален праздника и чтется слово Богослова о Пятидесятнице; посем степенны и прокимен, глас 4: Дух Твой благий; стих: Господи, услыши молитву; Всякое дыхание; евангелие

1) В подл.: Искони.

 

 

503

от Иоанна: Сущу позде; потом 50-й псалом, а Воскресение Христово не поется; поются два канона, глас 7 и глас 4, которых ирмосы и стихи поются подважды; по 3-й песни седален праздника, а по 6-й кондак, глас 8; на Хвалите Господа уставляют стихов 6 и поются 8 стихиры подважды, глас 4: Преславная днесь и той подобные («том. под.») две; на Слава И ныне первая (стихира); на стиховне «самоглас.» 3 стихиры 1-го гласа: Пятьдесятницу празднуим, Вся подает Дух Святый, Языки иноплеменны; на Слава И ныне (поют) первую (стихиру); поются же стихи не по обычаю, но сначала: Сердце чисто созижди во мне, Боже, потом: Не отверзи мене от лица; они же говорятся и на стиховне в предшествующий вечер субботний.

А на божественной литургии поются антифоны:

1-й (антифон): Небеса поведают 1) славу Божию, Молитвами Богородицы; стих 2: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь; стих 3: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум: стих 4: Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их; Слава И ныне: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2, псалом 19: Услышит тя Господь в день печали, Спаси ны, Сине Божий и Утешителю благий, поющия Ти аллилуия: стих 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит 2) тя имя Бога Иаковля, Спаси нас Сыне; стих 3: Послет 3) ти помощь от святаго и от Сиона заступит 4) тя, спаси ны, Сыне; стих 4: Помянет 5) всяку жертву твою и всесожжение 6) твое тучно буди; Слава И ныне: Единородный Сыне. Антифон 3, псалом 20: Господи, силою Твоею возвеселится царь; тропарь: Благословен еси, Христе; (стих) 2: Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело, Благословен: стих 3: Желание сердца его дал еси ему и хотения устну его неси лишил его; стих 4: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна... Благословен. Вход. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него,... Благословен еси, Христе, Боже наш; на Слава И ныне кондак: Егда сшед, и потом: Елицы во Христа крестистеся; прокимен, глас 8: Во всю землю; стих: Небеса поведают; стих 2: День дни отрыгает; апостол от Деяний: Внегда скончашася дние: аллилуия, глас 1:

1) Подл.: исповедают.

2) Подл.: защити.

3) Подл.: Посли.

4) Подл.: заступи.

5) Подл.: Помяни.

6) В подл.: «олкавтоиата» т. е. оставленное без перевода греческое: ὁλοκάυτώματα.

 

 

504

Словесем Господним; стих: С небеси призре; евангелие от Иоанна: В последний день великий; причастен: Дух Твой благий.

Надлежит знать, что в ту неделю пятьдесятную и наутрие в понедельник Святого Духа не поются ни каноны ни стихиры святым, если (только) не случится когда в понедельник обретения честные главы Предтечи,—тогда поется канон его и стихиры; «инако ньчьже праздника; аще память святого нарочита будет, поем и того с службою праздьника; тоже и в коньчяния прочих Господских праздник бывает».

В этот день на вечерне пения псалтири не бывает; на Господе воззвах уставляют стихов 6 и поются 4 стихиры подважды, глас 4: Некнижные ученики и «том. дъва» (sic); на Славу 4 иные «тогоже»; посем вход; прокимен, глас 7: Кто Бог велий; по нем диакон тотчас говорит: Паки и паки, преклоньше колена, миром; священник читает из алтаря, в слух всем, первую молитву, «всем на колену лежащем»; по молитве же диакон говорит: Заступи, спаси, помилуй 1) и сохрани нас, Пресвятую чистую: посем священник говорит «възглашение мол.(итву)», и диакон: Рцем вси, Господи помилуй, и прочия прошения и эктению всю; после эктении диакон тотчас: Паки и паки преклоньше, и читает священник вторую молитву, как и первую, «всем на колену лежащем»; по окончании ее диакон: Заступи, Пречистую; когда священник скажет «возглашение молитву», тотчас говорится Сподоби Господи и конечная молитва; диакон: Паки и паки, преклоньше; «вьсем же, якоже речено есть, преклоньшемься на зем.»(лю, ли), священник читает третью молитву, как и предшествующия, и тотчас по окончании ее диакон: Заступи, спаси, Пресвятую, пречистую; «по возглашении же абие поп начьнет: Коньчаим вечерняя молитвы, тихы, и глаголет диакон двоицы или трижды, дондеже поп тайну молитву коньчяеть»: по окончании ее поют 3 стихиры пооднажды, глас 3: Ныне в знамение всем «и иже по немь»; стихи же вместо обычных стихов говорятся: от 50-го псалма Сердце чисто созижди в... и Не отверзи мене от...; Слава И ныне: Царю небесный; тропарь: Благословен еси Христе,—сие говорится во всю неделю вечером и на утрени.

Наутрия же Святого Духа на утрени пения псалтыря не бывает; поются же два канона: один, глас 7, Пятьдесятницы, а другий, глас 1. Святого Духа: Люты работы...

Рождество Христово с сочельником (л. 111 об.).

Месяца тогоже (Декабря) в 24 день на вечерни в навечерие (в) 23 день на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются стихиры самогласны 3, глас 4, подважды: Исаия ликуй, Христос приходяй, Виф-

1) Подл.: въстави.

 

 

505

лееме готовися; на Слава И ныне, глас 5: Не скорби, Иосифе; прокимен; на стиховне стихира, глас 5, самогласна: Приидите христоноснии, другая, глас 6: Вертепе, уготовися, иная, глас 2, подобен: Егда на кресте пригво...; Егда Иосиф, Девице; на Слава тогоже гласа, подобен: Доме Ефрафов: Всем пророком; И ныне: Доме Ефр...; тропарь, глас 4: Готовися, Вифлееме... (в подлиннике тропарь написан сполна); тог же (тропарь) на Бог Господь и на конце утрени.

На утрени чтется слово Богослова, «чьтому (sic) учащее» и святого Афанасия слово «написание» (на писание?); поются же 3 канона: препразднства («предпраздьника») два, глас 1: Христос раждается, и другой, глас 2: Поим Господеви, и святой Евгении тогоже гласа: В глубине потоп...; седален же на пении двух кафисм — препразднства и святой: по 3-й песни ипакои, глас 8: Сопль пастырский, уставляя песнь... (в подлиннике ипакои написано сполна): по 6-й песни кондак, глас 3, подобен: Дева днесь; поются же ирмосы святых Богоявлений «послед»: Глубины открыл; светилен: Свят Господь; на Хвалите Господа «стихира святыя... (слово полуизглажено; нужно: мученицы?) глас 2, подобен: Егда от древа, поются (sic) пооднажды; на Слава И ныне самогласен препразднства: на стиховне поются стихиры, глас 2: Се время, и другие две, подобен: Доме Ефраф..., — поются пооднажды; на Слава И ныне (поют) первую стихиру часовную. глас 8: Вифлееме, готовися: «имеют порознь чясом и кланянию разве дел...»

В тот же день, в навечерие Рождества Христова, если есть пост, поется вечерня при девятом часе дня; на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются три стихиры «самогласно», глас 2, подважды: Приидите, возрадуимся Господеви, Господу Иисусу рождшуся, Царствие Твое, Христе Боже; на Слава: Что Ти принесем, на И ныне: Августу единовластвующу; посем вход, на Свете тихий, от иереев с евангелием и с кадилом и со свечами «и бывшю долеседанию» поется прокимен дневный и чтутся чтения по обычаю, также и тропари по чину своему, и по окончании их бывает ектения от диакона, и тотчас: Святый Боже; прокимен, глас 7: Господь рече ко мне; стих... (в рукописи подстроки «ставлено не записанною); апостол: Многочастне: аллилуия, глас 5; Рече Господь Господеви моему,—и поется весь псалом «на три стихы»; евангелие от Луки: Во время оно изыде повеление, и прочее. Литургия святого Василия; причастен: Хвалите Господа.

Если же не будет поста, но случится праздник в субботу или в неделю: поутру («съутра») совершается литургия Златоустого и по отпусте ее входят братия в трапезу и поставляется им вареное сочиво и хлеба по одной части, пьют же и (вина) по одной чаше. Вечером же бывает вся помянутая служба до скончания евангелия; по евангелии же бывает ектения от диакона и отпуст. Однако ектении на Святый Боже не бывает, потому что не совершенная литургия; тропарь: Рождество

 

 

506

Твое, Христе Боже в тот вечер не поется. Посем собираются на трапезу и едят настоящий («правый») обед,—рыбы, и пьют по 3 чаши (вина). Во время еды читается слово преподобного отца нашего исповедника Феодора в навечерие Рождества Христова, и встав от обида поют Святый Боже на трапезе и бывает отпуст, после молитвы от игумена.

Павечерницы вместе не поют; но каждый в своей келье по обычаю творит свою службу.

Наутрия же в 25 (день) месяца сотворяется по плоти спасительное Рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и говорится по псалмах Бог Господь, глас 4, и поется трижды тропарь, глас... (цифра гласа в рукописи стерлась): Рождество Твое, Христе Боже (в рукописи тропарь написан сполна); посем поются две кафисмы, и по конце первые кафисмы поется ипакои, глас 8: Неизреченным Твоим рождеством; на Слава И ныне: О тебе радуется; и чтется слово Богослова: Христос раздается, — на два чтения; посем поется вторая кафисма, и поется ипакои, глас 5: Свидетельством твари; на Слава И ныне богородичен: Страшное Девы таинство, и чтется второе чтение Богослова; посем поют степенны, глас 4, и Всяко дыхание тогоже гласа; если случится не неделя (воскресенье), тогда степенная и Всякое дыхание поются в приключившийся глас; прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы; стих: Рече Господь Господеви моему; евангелие от Матфея: Иисус Христово рождество сице бе, «ищи его от полу книга рождеств. и до коньця»; потом поется 50-й псалом; канонов поется два: глас 1, Христос раздается, а другой: Спасе люди, — уставляют стихов 12 и поются подважды и стихи и ирмосы их. Надлежит знать, что обе стороны по окончании (каждой) песни поют: эта (одна) сторона: Христос раздается, а другая: Спасе, люди; на отдании же праздника наоборот начинающая (первая) сторона поет на конце (каждой песни): Спасе, люди, а другая сторона: Христос раздается. По 3-й песни седален праздника, глас 4, подобен «удис. иос.»: Приидите, видим вернии,  и чтется от толкования евангелия от Матфея слово Златоустого: Иисусу рождьшуся; по 6-й песни кондак: Дева днесь, который поется до окончания 31-го дня (месяца); светилен: Посетил есть нас, а Пречистая Владычице в этот день не поется; стихиры на Хвалите Господа, глас 4, «однажды: Веселитеся праведнии, Богородице Дево рождьши, Приидите, похвалим; на Слава: Отец изволил есть; на И ныне (поют) туже (стихиру): на стиховне стихира, глас 6: «Ангелскыя пред. и ина дъва под. тому»: Трубный глас, Родила есть; стихи поются таким образом: стих 1: Рече Господь Господеви моему, до — ногама твоима; стих 2: Из чрева прежде денницы, до—Мелхиседекову; на Слава И ныне «ино» тогоже гласа, подобен Днесь висит на древе: Днесь раздается от Девы; тропарь: Рождество Твое, Христе; посем ектения и отпуст.

 

 

507

На божественной литургии поются антифоны:

Антифон 1 псалом 105 1): Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, Молитвами Богородицы: стих 2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, в совете правых и сонме 2); велия дела Господня, Молитвами; стих 3: Изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, Молитвами Богородицы; стих 4: Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой, Молитвами Богородицы; Слава: Молитвами, И ныне: Молитвами.

Антифон 2, псалом 111, стих 1: Блажен муж бояйся Господа, Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Богородицы: стих 2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Спаси ны; стих 3: Силно на земли будет семя его, род правых благословится; стих 4: Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века, Спаси ны Сыне; Слава И ныне: Единородный.

Антифон 3, псалом 109, глас 4: Рече Господь Господеиви моему: седи одесную Мене; тропарь: Рождество Твое, Христе Боже: стих 2: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Рождество; стих 3: Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй 3) посреде врагов твоих, Рождество: стих 4: С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих, Рождество Твое.

Стих входа: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается, Рождество Твое; Слава И ныне—кондак: Дева днесь и Елицы во Христа крестистеся, а ектении не бывает; прокимен, глас 8: Вся земля да поклонится; стих: Воскликните: стих 2: Рцыте Богу, яко страшна; апостол к Галатам: Братие, егда прииде кончина; аллилуия, глас 1: Небеса поведают; стих: День дни; евангелие от Матфея: Иисусу рождшуся в Вифлееме; причастен: Избавление.

Надлежит знать, что если случится праздник Рождества Христова или Просвещение (Богоявление) в день недельный, то воскресное не поется: ни на утрени Воскресение Христово видевше, ни воскресное евангелие не читается, ни на литургии апостол и евангелие недельное не читается, но только празднику».


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.