13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич
Список богослужебных книг, сохранившихся от периода домонгольского до настоящего времени
4. Список богослужебных книг, сохранившихся от периода домонгольского до настоящего времени.
Евангелия и Апостолы.
В древнее и старое время евангелия писались у нас двояко: в полном виде евангелистов, по принятому их порядку, и в виде избора из евангелистов богослужебных чтений, в годовом порядке сих последних, начиная со дня Пасхи. Полные евангелия назывались у нас тетро-евангелиями и евангелиями-тетрами, из коих первое название есть греческое — τετρευαγγέλιον, четвероевангелие, а второе явилось посредством нашей перестановки в сложном слове составных его слов (тетроевангелие, евангелие-тетро, тетр); изборы богослужебных чтений назывались апракосами (евангелие-апракос), что из греческого—ἄπρακτος (от ἀ—не и πράσσω—делаю), которое в приложении к дням (ἀπρακτος ἡμέρα в противоположность ἔμπρακτος ἡμ.) значит день недельный, праздничный, и которое употреблено в приложении к нашим евангелиям в
524
смысле избора чтении на праздники 1). Сохранившиеся от периода домонгольского полные евангелия или тетры указаны нами выше; а здесь мы укажем одни апракосы.
1. Остромирово евангелие. Написано в Новгороде, в 1056—57 г., диаконом Григорием для тогдашнего Новгородского посадника Остромира (припись писца на конце рукописи), от которого и получило название. Представляя собою древнейшую, известную в настоящее время, русско-славянскую рукопись (славянскую рукопись, написанную в России), состоит из 294 листов, которые написаны писцом в продолжение 6-ти месяцев и 20 дней с 21 Октября по 12 Мая (та же припись). Избор богослужебных чтений, образующих из себя евангелие, состоит: из евангелий на каждый день недели от дня св. Пасхи до понедельника св. Духа; из евангелий на субботы и воскресенья от понедельника св. Духа до Страстной недели; из евангелий на каждый день страстной недели, между коими 12-ть страстных евангелий под великую пятницу (,—в других местах пишется , что есть оставленное без перевода греческое τὰ πάθη); из 11-ти евангелий утренних воскресных; из евангелий на памяти святых всего года по месяцеслову, начиная с 1-го Сентября (этот отдел чтений надписан: В настоящее время рукопись находится в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке. Она издана палеографически и учено-филологически покойным Востоковым в 1843 г.. под заглавием: «Остромирово евангелие 1056—57 года, с приложением греческого текста евангелий и с грамматическими объяснениями». Снимок письма см. у Срезн. в ирилозкж. к Древнн. памм. Р. п. и я.
2. Архангельское евангелие, написанное неизвестно где в 1092-м г.. По составу одинаковое с евангелием Остромировым, но не вполне сохранившееся (без нескольких тетрадей в начале и потом без нескольких листов в других тетрадях,—всего 178 четверточных листов). Находится в Московском Румянцевском Музее, которым приобретено в 1877-м году и которым внесено в каталог под именем Архангельского потому, что по заявлению его продавца оно вывезено из Архангельска. См. о нем в Отчете Музея за 1876—1878 г, стр. 87 sqq, где указаны и статьи, посвященные его описанию и обследованию.
1) По выпискам у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. εὐαγγέλιον как будто следует, что сами Греки употребляли название τετρευαγγέλιον в приложении не к полным евангелиям, а к богослужебным изборам чтений или к нашим апракосам и что слово ἀπρακτος в нашем приложении у них не (потреблялось, cfr у него же слл. ἀπρακτος и ἔμπρακτος. Дело, может быть, должно понимать так, что выписки Дюканжа из более раннего языка, чем из какого взяты наши тетро и апракос.
525
3. Мстиславово евангелие. Написано в том же Новгороде, что и Остромирово евангелие, по заказу Новгородского князя (после великого князя) Мстислава Владимировича, Алексою (Алексеем), сыном попа Лазаря (припись писца), до 1117 г. (в котором Мстислав ушел из Новгорода), и было приложено князем в построенную им церковь Благовещения на княжеском Городище, что близь Новгорода. Для обложения великолепными досками (как принято украшать богослужебные евангелия) оно вожено было по приказанию князя в Константинополь (его чиновником Наславом — припись на евангелии этого Наслава) 1). Содержит чтения евангельские в том же составе, что и Остромирово евангелие, с некоторыми частными разностями. В настоящее время находится в Московском Архангельском соборе. См. о нем статьи: Невоструева в Известиях Акад. Η., т. IX, вып. 2, стр. 65, и Билярскогоibid. X, стр. 110 (специальное не напечатанное исследование об евангелии, принадлежащее первому, хранится в рукописи в библиотеке Московской Дух. Академии).
4. Юрьевское евангелие. Написано для Новгородского Юрьева монастыря Феодором Угриньцем до 1128 г. (при игумене Кириаке, который умер в сем году,—припись писца); в настоящее время находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. По составу избора чтений полнее предыдущих, именно—есть в нем чтения: на понедельник-пятницу каждой из 16-ти недель по Пятидесятнице и на понедельник-пятницу 18-ти недель по новемь лете. См. о нем Срезневск. в Известт. Акад. Н.. т. VIII, стр. 355, и также в Древнн. памм. Р. п. и я.
5. Симеоновское (Добрилино) евангелие. Написано в том же Новгороде. что и три из предыдущих, дьяком церкви святых апостолов Константином Добрилой для священника церкви Иоанна Предтечи Симеона, в 1164 г.. Находится в Румянцевском Музее. См. у Востокова №103, стр. 171, также Калайд. Ио. Экз. стрр. 31, 107 и 110.
6. Архангельско-соборное евангелие. В Московском Архангельском соборе кроме евангелия Мстиславова еще находится евангелие апракос, которое относят к XII веку. См. книгу протоиер. А. Лебедева: Московский кафедральный Архангельский собор, М. 1880, стр. 365.
7. Милятиново (Домкино) евангелие. Написано в Новгороде для Милятина Лукинича попом церкви св. Лазаря «Дъмъкой» в 1215 или 1230 г. («в голодьное лето».—припись). Находится в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке. См. о нем Калайд. Ио. Экзарха стр. 111, прим. 69, и Срезн. Древнн. памм. Р. п. и я., стр. 44.
1) Доски сохранились до настоящего времени; снимок с передней доски в Памятниках Московской древности Снегирева и в Древностях Российского государства.
526
8. Типографское евангелие, находящееся в библиотеке Московской Синодальной типографии, XII—XIII века, № 6.
Евангелия, сохранившиеся в небольших отрывках:
Туровское. названное так потому, что в начале XVI века было приложено князьями Острожским к Туровской церкви Преображения. Сохранился отрывок, состоящий из 10 листов; покойным И. И. Срезневским считается немного младшим Остромирова и вообще относится к XI веку. Все сохранившееся напечатано г. Гилдебрандтом в Вильне, в 1869 г., под заглавием: «Туровское евангелие одиннадцатого века» и потом Срезневским в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, XLI—LXXX, Спб. 1876.
Новгородские листки, всего два, внастоящее время находящиеся в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке,—Срезневского Древние славянские памятники юсового письма, стр. 25.
Листки Ундольского,—из одного евангелия два и из другого два, в настоящее время со всей библиотекой рукописей Ундольского находящиеся в Московском Румянцевском Музее,—Срезн. ibid, стрр. 43 и 135.
Апостол в древнее и старое время писался у нас так же, как и евангелие,—в полном виде или в виде избора богослужебных чтении. Употреблялись в приложении к двум его видам и названия «апракос» и «тетро», хотя последнее к нему и не идет 1). Богослужебных апостолов от периода домонгольского пока неизвестно ни одного (а равно неизвестно и ни одного апостола небогослужебного или полного, за исключением одного списка апостола толкового,—первой полов. тома стр. 885).
Псалтыри.
Псалтыри богослужебной, т. е. не толковой, а простой, известно:
1. Отрывок, относимый к XI в. (и замечательный тем, что имеет гадательные приписки),—Срезневского Сведения и заметки о малоизв. и неизв. памятнн., № XLII, 2 т. стр. 38.
2 и 3. Два списка, относимые к половине XIII в., оба находящиеся в библиотеке (бывшей) Новгородского Софийского собора. Оба списка представляют собою псалтыри так называемого «смеснаго строения», в которых для антифонного или переменного на обоих крылосах пения псалмов написаны только половины стихов (для одного клироса), тогда как другие половины заключались в других соответствующих книгах,—Срезневск. Древнн. памм. Р. п. и я., стр. 59.
(В древних памятниках юсового письма Срезневский говорит о
1) См. напр. Троицкий Лаврский апостол № 79 в Описании рукописей Лавры, также у Востокова в Опис. № 9, стр. 12 fin..
527
Слуцкой простой или нетолковой псалтыри XI века. Но русского ли она письма или южнославянского, не ясно,—стр. 21).
Паремейники.
В Московской Синодально-типографской библиотеке находится 15 пергаминных паремейников, не имеющих годов (№№ 156—170). Два первые из этих номеров с вероятностью относятся к XIII веку и, может быть, принадлежат еще первой его половине.
(Паремия, греческ. παροιμία, значит притча, нравоучительное изречение, нравоучение. Так названы положенные на дни праздничные чтения из Ветхого и отчасти из Нового завета потому, что в чтениях предлагаются нравоучения из Свящ. Писания, соответствующие праздникам).
Служебники и Требники.
От периода домонгольского известны два служебника: один, усвояемый преданием преп. Антонию Римлянину, и другой, усвояемый тем же преданием преп. Варлааму Хутынскому. См. выше стр. 354.
Вместе с служебниками были у нас в период домонгольский и требники, см. выше стр. 420. Но последних в настоящее время неизвестно ни одного.
Устав церковный.
Из церковных уставов, бывших у нас в употреблении в период домонгольский (выше стр. 370) сохранились от нашего периода два списка Студийского устава патр. Алексея (о котором выше стр. 371):
1. Типографский, находящийся в Московской Синодально-типографской библиотеке, № 285 (1206), XI—XII века. Описание у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, т. I, изд. 1 стр. 120 и приложж. 35, изд. 2 стр. 155.
2. Синодальный, находящийся в Московской Синодальной библиотеке, Ἀ 330, конца XI—начала XIII века. Описание у Горск. и Невостр. под № 380.
В бывшей Новгородской Софийской библиотеке, по свидетельству И. И. Срезневского в Древнн. памм. Р. п. и я., стр. 38, находится «монастырский устав церковного служения». Но, к сожалению, этот устав, как можно подозревать—очень важный по отношению к вопросу об уставах, у нас в период домонгольский (см. выше) пока не описан и остается вовсе нам неизвестным.
Минеи месячные и праздничные.
Месячных Минеи, сохранившихся от периода домонгольского, известно:
За месяц Сентябрь четыре списка: два Типографские, конца XI и
528
XII—XIII в., №№ 294 и 295, Синодальный XII в., № 159, и Новгородской Софийской библиотеки того же XII в. (первые два видены нами самими, о третьем архим. Саввы Указатель, о четвертом Срезневск. в Древнн. памм. Р. п. и я., стр. 39).
За месяц Октябрь три списка: Типографский 1096 г., № 200, Синодальный XII в., № 160, и Новгородской Софийской библиотеки того же· XII в. (Савва и Срезн).
За месяц Ноябрь три списка: два Типографские, 1097 г. и XII и., ЛУѴ 202 и 203, и Синодальный XII в., № 161 (Савва).
Типографские Минеи за месяц Сентябрь № 294 и за месяц Октябрь и Ноябрь 1096 и 1097 годов изданы с ученым комментарием И. В. Ягичем в издаваемых Отделением русского языка и словесности Академии Наук Памятниках древнерусского языка, в которых они составляют том I (Спб., 1886).
За месяц Декабрь три списка: Синодальный XII в., № 162 (Савва) и два Типографские XII—XIII в., №№ 207 и 209.
За месяц Январь четыре списка: три Типографских: XI—XII в., № 210, XII в., № 210, и XII—XIII в., № 209 (в одной книге с Январем), и Синодальный XII в, № 163 (Савва).
За месяц Февраль три списка: два Типографские, XI—XII в.. № 214, и XII—XIII в., № 215, и Синодальный XII в, № 164 (ibid.).
За месяц Март полных списков пока неизвестно ни одного. В Румянцовском Музее на переплете одной старопечатной книги найдены два листа Минеи нашего месяца, которые И. И. Срезневский относит к XI веку, см. его Сведений и заметок о малоизвестных и неизвестных памятниках № LI, т. 2 стр. 191, где листы сполна напечатаны.
За месяц Апрель три списка: Типографский XI—XII в., № 221, Синодальный XII в., № 165 (Савва) и Новгородской Софийской библиотеки (Срезневск.).
За месяц Май три списка: Синодальный XII в., № 166 (Савва) Новгородской Софийской библиотеки XI—XII в. (описан Востоковым в Ученых записках и Отд. Ак. Н., кн. II вып. 2, стр. 126) и библиотеки Общества Истории и Древностей XII в. (Срезневск.).
За месяц Июнь три списка: Синодальный XII в., №167 (Савва), Санктпетербургской Публичной (небольшой отрывок) и Новгородской Софийской библиотек того же XII в. (Срезневск.).
За месяц Июль два списка, оба Типографской библиотеки: XI—XII и., № 234, и XII в., № 235.
За месяц Август два списка: Типографский XI—XII в., № 238, и Синодальный XII в., № 168 (Савва).
Праздничных Миней известно две, — находящаяся в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, XI—XII в. (см. о ней в статье Лавров-
529
скаго: Описание семи рукописей Спб. Публ. библиотеки, помещенной в Чтенн. Общ. Ист. и Древн., 1858 г. кн. 4), и Типографская XII—XIII в., № 330.
Триоди постные и цветныя.
Триодей постных известно пять списков: Новгородской Софийской библиотеки два—начала XII в. и начала XIII в. (Срезн. ibid. стрр. 21 и 47; вторую триодь, написанную попиным Савою Грьциным, не имеющую у Срезневского видового обозначения, относим к постным по собственному предположению); Типографский XI—XII в., № 254; Синодальных два—XII в., №№ 278 и 310 (первый список—Стихиры из постной триоди),—описание второго списка у Горск. и Невостр. № 423.
Триодей цветных известно два списка: Типографский XI—XII в., № 255, и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, XII в. (Срезн. ibid. стр. 38).
Стихирари.
Стихирари, в настоящее время у нас неупотребительные, содержали «собрание повседневных стихир на весь год» (Савва в Указат. под сл. Стихирарь).
В настоящее время известно от домонгольского периода восемь списков стихирарей: Синодальных три — один писанный в 1157 г., № 589, два XII в., №№ 279 и 572 (Савваibid. и Срезн.ibid. стрр. 82 и 38), Новгородской Софийской библиотеки, писанный до 1163 г. (Срезн. ibid., стр. 33), Санкт-Петербургской Публичной библиотеки XII в. (см. о нем в помянутой статье Лавровского: Описание семи рукописей П. Б.), библиотеки Академии Наук того же XII в. (описан Востоковым и Срезневским в Учен. Зап. II Отд. Акад. Н. кн. II вып. 2, стр. 121), Типографский XII—XIII в., № 308, и Гельсингфорский (небольшой отрывок) XI—XII в. (Срезн. Сведд. и замм. о неизв. и малоизв. памм. № XLI, в Зап. Ак. Н. т. XX, кн. 1).
Кондакари.
Кондакари, в настоящее время также неупотребительные, содержали «собрание кондаков и других церковных песней за целый год» (Савва в Указат. под сл. Кондакарь).
От периода домонгольского известно три списка кондакарей: Нижегородского Благовещенского монастыря, в настоящее время находящийся в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, XI—XII в. (Срезн. Памм. Русск. п. и я., стр. 38, и архим. Макария Памятники церковных древностей,— Нижегородская губерния, Спб. 1857, стр. 194), Троицкий Лавр-
530
ский конца XII в., № 23 (Срезн.ibid, и Описание рукописей Лаврской библиотеки), Синодальный XII—XIII в., № 777 (Савва и Срезн.).
И р м о л о г и.
Ирмологов известен от периода домонгольского один список— Типографский XII в., № 307.
Канонники.
Известен один список, содержащий выбор праздничных канонов,—Новгородской Софийской библиотеки, XII в. (Срезн.ibid, стр. 38).
Книги, называемые Праздниками.
Книги, называемые Праздниками, употребительны у нас до настоящего времени. Они «заключают в себе песнопения на двунадесятые Господни и Богородичны праздники неподвижные и подвижные» (Николск. Пособие к изучению Устава богослужения).
Один список книги Праздников, XII—XIII в., находится в Типографской библиотеке, № 330.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.