Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. Завещание

3. ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕП. ФЕОДОРА СТУДИТА (у Миня в Патр. t. 99, р. 1813).

«Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, завещание. Читается накануне (дня) его успения 2).

1) В нынешнем чине этого тропаря нет.

2) Πρὸ τῆς κοιμήσεως αὐτοῦ, что может быть понимаемо и так: читается ежедневно в продолжение известного времени перед днем (праздников) его успения.

 

 

786

Слыша божественного Давида, говорящего: уготовихся и не смутихся (Пс. 118. 60) и еще:готово сердце мое (Пс. 56, 8), поелику впал я в непрестанную болезнь жалкого тела (моего), а между тем не могу я, чада мои и братия и отцы, собрать всех вас пред лице мое во время исхода, потому что (иные из вас, ушед из сего монастыря) составили в различных местах (свои) монастыри, а другие (будучи монахами сего монастыря) находятся в отсутствии: то, поелику уже приближился час моего приложения от сей жизни, спешу урядить вам сие завещание, считая приличествующим и требующимся безопасностию то, чтобы имеющие услышать мой последний голос узнали, как я верую и как мыслю и какого оставляю после меня игумена, дабы отсюда содержали вы согласие и мир во Христе, который Господь, возносясь на небеса, оставил святым Его ученикам и апостолам.

О вере.

«Итак верую в Отца и Сына и Св. Духа, святую и единосущную и превечную (ἀρχικήνТроицу»... Этот параграф, не относящийся к нам, мы опустим и приведем только его заключение 1): «Соисповедую к сему, что монашеский образ есть высокий и вознесенный и ангельский, чистый от всякого греха ради совершенного пережития (умерщвления страстей,—διὰ τελείας ἐπιβιώσεως); он должен быть проводим (т. е. жизнь в нем) вполне по законоположению Аскетических слов божественного и великого Василия, а не на половину (только), как (делают) иные, одно приемля, другое оставляя, потому что без трех состоянии, указанных в божественной Лествице, невозможно законным образом прожить жизнь(ἐπιβιῶσαιпо какому-либо (иному произвольному) выбору; так что не должно даже приобретать (монахам) ни раба ни скот женского рода, поелику это несообразно с обетами и опасно для душ...

Об игумене 2).

Итак, во-первых, оставляю господина и отца моего и отца вашего, преподобнейшего Затворника 3) и отцом и светильником и учителем. Он и меня и вас превзошел в Господе и стал головой, хотя ради христоподражательного смирения и удалился (из братства),

1) Достойно замечания, как выражается здесь преп. Феодор о вселенских «оборах: «последую святынь и вселенским шести соборам; еще же (приемлю) и недавно собранный во второй раз в Никее (собор)»...

2) Для названия которого употребляется слово καθηγούμενος.

3) Ἔγκλειστον; так как собственного имени Евклист нет, то мы полагаем, что это было прозванием не называемого по имени монаха вследствие того, что он жил в затворе.

 

 

787

проводя жизнь в безмолвии. Верую, что его водительством и молитвами вы спасетесь, если будете с своей стороны оказывать (ему) подобающие «благопокорение и послушание. Затем (оставляю вам игуменом того), кого вы общим избранием богопреподобно, в предшествии отеческой воли (подразумевается—Затворника) присоедините к нему (Затворнику1). Кого излюбит все братство, тому последует и моя воля. Итак, прииди сюда, отец и брат, кто бы ты ни был! Вот возлагаю на тебя пред лицем Божиим и избранных Его ангелов все во Христе братство. Как примешь его? Как будешь печися о нем? Как (бодрственно) будешь водить (его)? Как (заботливо) будешь охранять (его)? Как агнцев Христовых; как члены твои возлюбленнейшие, согревая и окружая нежными попечениями каждого из них, в равной мере любви, потому что у каждого человека равная любовь ко всем членам (своего) тела. Отверзи недра твои с любовию, всели всех (у се ба) с милосердием; воздой их, преобразуй их, соверши их в Господе! Изощряй ум твой размышлением, возбуди готовность в себе мужеством, утверди сердце твое в вере и надежде! Предъиди им во всякой добродетели, предшествуй в борьбе против воюющих мысленно, защити, направи, «веди их в места добродетели, раздай им жребии земли бесстрастия! Посему и заповедую тебе заповеди сии, которые ты непременно должен соблюдать.

Заповеди игумену 2).

1. Да не изменишь ни в чем устава и порядка, который принял  ты от моего смирения, без настоятельной нужды.

2. Да не приобретешь чего-либо от мира сего и да не скопишь отдельно для самого себя и до одного сребренника.

3. Да не уделишь души и сердца твоего на попечения и заботы (о ком-либо ином), кроме вверенных (тебе) от Бога и от меня преданных и ставших твоими духовными детьми и братьями. Никогда да употребишь (чего-либо) из твоего монастыря ни на близких по плоти ни на родственников ни на друзей ни на товарищей, ни при жизни ни по смерти, ни в виде милостыни нии посредством оставления в наследство; ибо ты не от мира, чтобы принимать (тебе) участие в находящихся в миру. Разве когда кто-либо (из помянутых) перейдет из мирской

1) Затворник оставляется ее игуменом монастыря, а только, так сказать, высшим его руководителем и надзирателем. Действительный игумен—тот, кто к нему присоединяется.,

2) Нижеследующие заповеди игумену читаются у преп. Феодора Студита еще в виде наставления ученику Николаю, возведенному в игумены какого-то монастыря,—у Миняtibid. р. 940.

 

 

788

жизни в наш (монашеский) чин; тогда будешь печься (о них) по подражанию святым отцам.

4. Да не приобретешь раба, — человека по образу Божию, ни для собственного пользования ни для своего монастыря ни для полей 1), ибо это попущено одним мирским людям, как (и) брак; ты же должен представить себя в (своем) изволении рабом своих, имеющих одинаковые с тобою души, братьев, хотя по внешней наружности ты и считаешься господином и учителем.

5. Да не имеешь животного женского рода для работ, ибо от женского ты совершенно отрекся,—(да не имеешь) ни в монастыре ни на полях (твоих), как никто не употреблял (сих животных) из преподобных и святых наших отцов и как не дозволяет (сего) и самое естество.

6. Да не ездишь верхом на лошадях или мулах без нужды, на христоподражательно да путешествуешь пешком. Или по крайней мере да будет твоим верховым животным молодой осел (πώλος).

7. Да хранишь всячески, чтобы у братства все было общее и нераздельное, и ничего ни у кого не было частно собственного (даже) до иголки. Твои же тело и душа, и ничто-либо другое, да будут разделены в равенстве любви всем духовным твоим чадам и братьям.

8. Да не имеешь с мирскими людьми братотворения или кумовства (σοντεκνίας), ибо ты беглец из мира и от брака; сего не обретется у отцов, а если и обретется, то редко, и это (примеры обретаемые)—не закон.

9. Да не вкушаешь пищи вместе (за одним столом) с женщинами, кроме матери по плоти или сестры, — монахиня она или мирская, если только не вынудит какая-либо настоятельная нужда, как повелевают святые отцы.

10. Да не имеешь частых выходов (из монастыря) и частого обращения (в миру), без нужды оставляя собственное стадо. Ибо вожделенно то, чтобы ты, и досуги свои проводя в стаде, возмог спасти и самых заблудших и избалованных словесных овец.

11. Да хранишь всячески, чтобы трижды в неделю творить оглашение (сказывать поучения братиям), и также каждый вечер, (что ты должен делать) или сам или через другого из (своих) чад, поелику это есть дело отцепреданное, и спасительное.

12. Да не дашь того, что называют малым образом, а потом как бы великого, ибо один образ, подобно крещению, как было в обычае у святых отцов.

13. Да не преступишь законов и канонов святых отец (и) пре-

1) Полей, т. е. монастырских хозяйственных усадеб, метохий.

 

 

789

имущественно пред всеми божественного и великого Василия. Но все, что делаешь и говоришь, делай как имеющий свидетельство от Писаний или от отеческого обычая, без нарушения заповеди Божией.

14. Да не оставишь твоего стада и да не перейдешь к другому или да не возвратиться к сану (? ἢ πρὸς ἀξίαν ἐπαναδρἀμης), без согласия собственного твоего братства.

15. Да не водишь дружества с монахиней; да не посещаешь женского монастыря и да не беседуешь наедине с монахиней или мирской женщиной, если только не случится нужды, и тогда (да имеешь беседу с ней) в присутствии двух лиц с каждой стороны, ибо одно (лицо), как говорят, легко соблазнило (подкупило? εὐεπηρέαστον).

16. Да не отворишь дверей монастыря для входа какой бы то ни было женщины без великой нужды; если же можешь принять так, чтобы (тебе с нею) остаться невидимыми (друг другу), то сие не неприемлемо.

17. Да не сделаешь себе прибежищем (местом частого выхода, посещения, — καταγώγιονили духовным своим детям мирской дом, в котором есть женщины, ходя (в него) часто: но избери (кого-нибудь) из людей благочестивых, чтобы исполнять преходящие (παροδικάς— случающиеся) и необходимые нужды.

18. Да не возмешь в келлию к себе в ученики (послушники) мальчика (юношу) 1) с пристрастием (προσπαθῶς), но да устроишь себе служение (прислуживание) из лиц неподозрительных и из различных (попеременно, поочередно) братьев.

19. Да не приобретешь (себе) одеяния изысканного и многоценного, кроме одежд богослужебных. Но отцеподражательно да одеваешься и да обуваешься в скромную (смиренную, ταπεινοῖςодежду и обувь.

20. Да не будешь роскошествующим ни в издержках на самого себя ни в принятии гостей, так чтобы сим (суетно) развлекаться, ибо это свойственно распущенной жизни.

21. Да не скопишь золота в монастыре твоем, но избыток всякого вида да раздаешь нуждающимся в воротах двора твоего, как (делали) святые отцы.

22. Да не принимаешь на себя хранения казны и экономских забот, но да будет твоим ключом величайшая забота о душах — решить и вязать, по Писанию. Золото же и относящееся до (телесных) нужд да вручишь экономам, келарям и (вообще) как подобает (быть) каждой службе, а что касается до тебя, то очевидно, что ты имеешь власть над всеми и что по совету с преимуществующими (братиями) переменяешь, если заблагорассудить, чиновников, принимая отчет от приставленного к каждой службе.

1) Μειράκιον, что значит собственно мальчик, но также и юноша до 20-летнего возраста.

 

 

790

23. Да не предпочтешь пользе братства лицо всякого другого человека, великого и имеющего власть в настоящем веке, и да не уклонишься предложить душу твою даже до крови ради сохранения божественных законов и заповедей.

24. Да не сотворишь и не учинить ни в каком деле, относящемся до душевного или до телесного, чего-либо по собственному хотению,—во-первых, без воли и молитвы господина и отца твоего (Затворника), потом преимуществующих знанием и благочестием, смотря по предлежащему предмету, ибо иногда нужно советоваться с одним, иногда с двоими или троими или и многими, как мы наставлены от отцов и как мы (сами всегда и непременно) делали(διήξαμεν).

Все это и что другое принял ты да сохранишь и да сбережешь, дабы благо тебе было. Буди благошествен в Господе, а противного да не будет ни говорить ни думать.

Заповеди братиям.

Приидите и вы, чада мои и братья, послушайте моего жалкого слова Приимите господина игумена, как избрали его вы все, ибо никому не позволительно никоим образом избрать иную какую жизнь, кроме той, которая предлежит,—и сие связание от Господа. Любите его, как преемника моего, взирая на него с уважением и почтением, и требуемую законом заповедь послушания так же соблюдайте в отношении к нему, как соблюдали в отношении ко мне, не пренебрегая новым в Господе избранием его и не ища (от него) большего данных ему от Св. Духа дарований. Довлеет ему содержать то, что заповедано от моего смирения. И если любите меня, чада мои, заповеди мои сохраните. И мир имейте между собою и ангельский ваш обет соблюдите ненарушимым, шествуя (как подобает) по небесному.

Возненавидев мир, не возвратитесь к делам мира. Разрешившись от уз пристрастия, не связывайте себя опять плотскими отношениями (союзами, σχέσεις).

Отрекшись от всего сладкого и скорогиблющего настоящей жизни, да не отбежите чрез презорство от подвижнического вашего послушания, чтобы стать предметом радости для демонов.

На пути послушания да пребудете твердо до конца, чтобы приобрести неувядаемый венец праведности.

Водясь смиренномудрием, да будете отреченниками от собственной воли, сообразуясь с одним тем, что одобряется (указуется) вашим игуменом. И аще сие ведите, блажени есте, аще сохраните сие до конца, ибо лик мучеников сретит вас и став венценосцами в небесном· царствии вы насладитесь вечных благ».

Завещание оканчивается «епилогом», который мы опустим, как и первый параграф и по той же самой причине.

 


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.