Поиск авторов по алфавиту

Автор:Каптерев Н.Ф., профессор

Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Проф. Н. Ф. Каптеревъ.

ПАТРИАРХЪ НИКОНЪ

и

ЕГО ПРОТИВНИКИ

 

ВЪ ДѢЛѢ ИСПРВЛЕНІЯ ЦЕРКОВНЫХЪ ОБРЯДОВЪ

Время патріаршества Іосифа.

Приложеніе: Отвѣтъ профессору Субботину.

ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ.

Сергіевъ посадъ.

Изданіе М. С. ЕЛОВА.
1913.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие. I

Время патриаршества Иосифа.

ГЛАВА I. Характер отношений к киевлянам и киевской литературе при патриархе Иосифе.

Подозрительные отношения патриарха Филарета Никитича к киевлянам и их литературным произведениям.—Изменение в характере этих отношений при преемнике Филарета патриархе Иоасафе.—Время патриаршества Иосифа было временем усиленного влияния киевской литературы и ученых киевлян.—Кириллова книга, ее происхождение и состав.—Книга о Вере и другие южно-русские произведения, напечатанные в Москве при Иосифе.—Вызов в Москву при Иосифе ученых киевлян: Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого, Епифания Славенецкого  3—22

ГЛАВА II, Характер отношений к греческой вселенской церкви при патриархе Иосифе.

Отношение русских к грекам после флорентийской унии и падения Константинополя. — Крайние воззрения некоторых русских на греков, как на потерявших истинное благочестие, и значение в этом отношении постановлений Стоглавого собора.—Церковно-правительственный взгляд на греков, как на православных, но только неудержавших во всем древнего церковного чина и обряда.—Напечатанные при Иосифе книги признают греков во всемстрого православными.—Сам патриарх Иосиф не только признает строго-православною греческую церковь, но и ее высший авторитет в русских церковных делах 23—42

ГЛАВА III. Книжные исправления при патриархе Иосифе.

Испорченность наших церковных книг и необходимость их исправления издавна признавались нашею церковью; на это постоянно указывали и разные книжные справщики.—Во время патриарха Иосифа книжные справщики открыто и настойчиво заявляют о необходимости исправлять наши книги по греческому тексту и самую книжную справу поручать людям научно-образованным.—При патриархе Иосифе уже делаются попытки исправить некоторые наши книги по греческому тексту.  43—50

ГЛАВА IV. О книжных справщиках при патриархе Иосифе и происхождении двуперстия.

Несправедливость того мнения, что книжными справщиками при патриархе Иосифе были: Неронов, Аввакум, Лазарь и другие расколоучители, или что в их руках находилось, по крайней мере, высшее руководство книжною справою.—Господствующею и преобладающею формою перстосложения в московской Руси было двуперстие, то же самое было и в киевской Руси до Петра Могилы.— Двуперстие существовало у сербов, существовало в известное время, как господствующий обычай, и в самой константинопольской церкви, которая и передала его русским при их обращении в христианство.—Как следует с исторической точки зрения и в интересах православия решать вопрос о форме перстосложенияв крестном знамении  51—94

ГЛАВА V. О попытках при патриархе Иосифе устроить в Москве школу с помощью ученых греков и киевлян.

Во время патриарха Иосифа сказывается особая заботливость относительно распространения у нас просвещения, является сознание необходимости для русских правильного научного образования.—Как следствие этого создания, при Иосифе являются деятельные попытки образовать в Москве правильно устроенную школу, для которой стараются подыскать учителей в киевской Руси и на востоке  95—104

ГЛАВА VI. Кружок ревнителей благочестия, образовавшийся в Москве во вторую половину патриаршества Иосифа.

Царский духовник, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев.—Его влияние на царя и характер этого влияния.—Его заботы о насаждении на Руси истинного благочестия и об уничтожении различных церковных беспорядков.—Образование Стефаном в Москве кружка-ревнителей благочестия.—Иоанн Неронов, главный помощник Стефана в Москве.—Предшествующая деятельность Неронова, как ревнителя благочестия, и его московская деятельность.—Характер других ревнителей благочестия.—Задачи и цели кружка ревнителей благочестия: борьба с пороками, недостатками и суевериями в жизни народа, борьба с различными недостатками в жизни и деятельности тогдашнего белого и черного духовенства, борьба против многогласия в церковном чтении и пении.—Заботы кружка ревнителей о восстановлении на Руси совсем было забытого церковного учительства.—Различие во взглядах и убеждениях между ревнителями столичными и провинциальными и необходимость вследствие этого разделения между ними.—Особенности в воззрениях провинциальных ревнителей: их особый взгляд на русскую церковь и русское благочестие вообще, их взгляд на сравнительное достоинство русских церковных книг и печатных греческих, их особое отношение к ученым грекам и киевлянам. Враждебное отношение ревнителей к патриарху Иосифу и их борьба с ним. — Общие заключительные замечания о времени патриаршества Иосифа по отношению к времени Никона.  105—168

 

ПРИЛОЖЕНИЯ. К статье о патриархе Никоне.

№ 1.

Челобитная патриарха Иосифа 1649 года, февраля 11, государю Алексею Михайловичу с жалобою на царского духовника, Благовещенского протопопа Стефана Вонифатьева, что Стефан публично поносил бранными словами его, патриарха Иосифа, и весь освященный собор. 172—173

№ 2.

Челобитная неизвестного патриарху Иосифу с просьбою предпринять меры против разных укоренившихся церковных беспорядков, которые подробно указаны в самой челобитной  174—179

№ 3.

Челобитная старца Григория иконописца 1651 года царю Алексею Михайловичу с просьбою исправить различные пороки, недостатки и суеверия, особенно процветавшие среди духовенства и народа г. Вязьмы  180—182

№ 4.

Грамота царя Михаила Феодоровича к суздальскому и торусскому архиепископу Иосифу с обличением различных преступлений архиепископа и с объявлением ему, что он лишается архиепископского сана и ссылается на покаяние в Соловецкий монастырь  183-185

 

Ответ профессору Субботину: «Оправдание На несправедливые обвинения»  186


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.