13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий иконописец
Григорий иконописец Челобитная 1651 года царю Алексею Михайловичу с просьбою исправить различные пороки, недостатки и суеверия, особенно процветавшие среди духовенства и народа г. Вязьмы
№ 3.
Челобитная старца Григория иконописца 1651 года царю Алексею Михаиловичу с просьбою исправить различные недостатки, пороки и суеверия, особенно процветавшие среди духовенства и народа г. Вязьмы.
Благочестивому царю и государю и великому князю Алексию Михаиловичу всеа Русии самодержцу. Таинства царева добро есть хранити и соблюдати, божественная же словеса, еже сокрывати, бедно и пакостно, тем же и аз многажды невидимою понуждаем силою, еже возвестити, что враг и супостат многими козньми хощет превратити православных веру через своих угодников злых человек еретик, иже в твою царскую державу, свою одежду изменяючи, многие входят и свою ересь сеют, а наипаче изуиты, что и нам ведомо, иже зде на Москве един 50 год (в пятидесятом году?) был, греком себе нарицав, и еще шесть их в большую Русию пустилисе, штобы свою ересь всеяти. И исполняется им Христова словеса: обидяй, да обидит, еще: и скверный да осквернится, еще: и праведный правду да творит; еще: и святый да святится, еще: тахожь и ты, державный цару, яко начал еси правду и прилежание о вере православной и ревность о церкви Христовой, но и до конца исправити, иже по иных городах великое небрежение и нестроение, а наипаче от пастырей, еже посмрадиша виноград Христов, чтобы имели образ быти овцам стада Христова: волну одирают и гладных оставляют, еже бы учением божественным насыщати, но паче соблазн бывают, и не по правилу святых отец священнический чин имеют, от чесого и в малой Русии унея явися, иже не по правилу имеша святительский чин и папе поклонилися, а он их раздрешил. Такожде и где в болшой Русии, а наипаче что и нам ведомо: иже в городе Вязме вначале соборной церкви протопопа сестру имеет за собою двуродную, и пастыру
181
их возвещено о нем, а он на денги печаль возвергл, и тии ему благословиша священствовати. А другой—ключар тое соборное церкви, взял зде на Москве грамоту у своего пастыра, еже исправити и догледети чину во церквах у вяземском уезде, и он изрядно исправлял: на одном попу исправил 50 рублей, на ином 30, на иншом десять, и на иных по силе меншии вытресал. А иной поп, споведавши женщину, ее мужу грехы написавши, торг сотворил и пяти рублей прошал и грехи то ее объявил; а другой поп недосыть того што сам блудник, знаем людем, но и прочая учит глаголя: что за грех еже похоть исполнити, но и священная действует надеяся на денги. И от денег много зла: иже посулы берут, и на Господа Бога не помнячи, недостойных достойными творят. А о церковном единогласии, яко Господь Бог тебе, государя царя, вразумит, иж попы, на денги уповающе, глаголют: нихто не может нам единогласия вовести, такожь и табаку не токмо мужеский пол, но и женский и девки явне пиют, а все небрежением начальников за денги благословение имеют. Такоже и игрища разные и мерзкие бывают вначале от Рождества Христова и до Богоявления всенощные, на коих святых нарицают, и монастыри делают, и архимарита, и келаря, и старцов нарицают, там же и женок и девок много ходят, и тамо девицы девство диаволу отдают. Другое игрище о Троичном дни: за город на курганя ходят и неподобная творят. Третие игрище от Петрова дни до Ильина дни: на релях вешаются и на крутящих крутятся, и многих диавол берет, и денги тых благословляют при церкви погребати. Такоже о рожестве Иоанна Предтечи всю нощь бесятся, бочки дегтярные зажигают, изгор катают и, веники зажегши, скачут. Такожь ведунов много и свадбы без них не могут отправити, и один другого портят. А на тое на все начальники, посулы беручы, благословляют, и людем соблазн и пагуба, где бы вместо, сего Бога молити, еже бы сохранил и избавил в нынешнее последнее время от еретик и от иного всякого зла. По и ты, государь, царь и великий князь,
182
Алексей Михаилович всеа Русии, яко имеяй ревность по Господе Бозе, еже начат благочестне, и до конца соверши, да и прочий страны слышаще прославят Господа Бога, и такового бы человека изыскати на исправление по иных городах, еже не своего искати, но Божия, и неналица зрети, и посулов бы не брати. Но и еще вспомяну: в Вязме городе поп молодой соудовою што внего жива, сваеё поподии недоволен будучы з’другою живучы, детище прижил, и ее замуж выдал, и яко до него приставили, он за тое детище корову да пять рублей денег дал, а протопопе дал два улии пчол, да пять рублей денег, и ныне священнодействует. Такожде пияниц, кои упившися умирают, и попы тых при церкви погребают через правила святых отец. И поиных городах такожде много неисправления, а еретики, тоесть папежники, тое слышаще, радуются, и для того они с болшую Русию, свою одежду отменивши, ходят, и удобь могут попов и людей небрежливых от православные веры отвратити, а наипаче в нынешнее последнее время, што вси своего си ищут, а не Божия. Тем же и аз грешный и всих последний, не хотех дерзнути о сем возвестити твоему царскому величеству, ведый, яко тысяща мене лучший есть зде на Москве божиих угодников, но, невидимою силою понуждаем, дерзнух сия возвести, но и бояся, паче да негоршая постражду, якоже в лете зде на Москве страдах, и от смерти дважды возвратихся. Но и паче ведый твою царскую светлость и величество по благочестии ревнителя и многая исправления соделавша, что слышаще и в малой Русии православные радуются и Господа Бога прославляют, такожде и мы радуемся и Господа Бога молим, да Господь Бог подаст на многодетное тебе царя государя царствовати в сия последняя времена» 1).
1) Эта челобитная найдена нами между неразобранными делами Московского архива министерства иностранных дел. По поводу этой челобитной был допрос в Москве вяземским протопопу и ключарю, которые отрицали справедливость доноса на них, при чем писавший челобитную называется старцем Григорием иконописцем, подавшим свою челобитную в 1651 году.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.