Поиск авторов по алфавиту

Автор:Михаил Феодорович, царь

Михаил Феодорович, царь Грамота к суздальскому и торусскому архиепископу Иосифу с обличением различных преступлений архиепископа и с объявлением ему, что он лишается архиепископского сана и ссылается на покаяние в Соловецкий монастырь

4.

Грамота царя Михаила Феодоровича и суздальскому и торусскому архиепископу Иосифу, с обличением преступления архиепископа и с объявлением ему, что он лишается архиепископского сана и ссылается на покаяние в Соловецкий монастырь.

 

«1).... патриарха Филарета Никитича московского и всеа Руссии было жалованье и милость, как еси к нам приехал из Литвы, а сказался епископ Володимерский, и грамоту ставленую на свое епископство привез святейшего Феофана патриарха иерусалимского, а сказал, что ты приехал в нам из Литвы от гоненья латынского, желая быти в нашем государстве совершенным христианином. И мы тебя пожаловали, приняли милостивно, и о гоненье твоем поскорбели, и пожаловав тебя многим нашим жалованьем денгами и платьем, а для тебя и всех тех людей, которые с тобою приехали, пожаловали нашим .жалованьем, и учинили тебя архиепископом суздальским и торусским, а то архиепископство в нашем государстве по степени другое место. и ты наше царское и отца нашего, великого государя, жалованье, но паче же священная церковная предания презрел, и почал жиги слабое и невоздержанное житие, и о церкве божии и о священной пастве, елико достоит епископом, радети неучал. А после того приехали из Литвы литвин Ондрюша ярматцкой с женою, и ты нам об нем бил челом, а сказал, что он, Ондрюша ярматцкой, тебе зять, а жена иво тебе сестра, и мы для тебя и Ондрюшу ярматцкого и жену иво пожаловали многим нашим жалованьем деньгами и платьем, и поместьем устроили. И ты как своего епископства (сан?) растленным своим житьем и невоздержаньем презрел, и священная апостольская правила и святых

1) Несколько начальных слов грамоты кем-то в подлиннике оторвано.

 

 

184

отец предания ни вочто обратил... И мы, великий государь, и отец наш, великий государь святейший патриарх Ф. Никитич московский и всеа Русии, тебя вовсем щадили, и наказывал тебя отец наш, великий государь, милостивно, точию словом наказательным с пощадением и милостию, а неранами наказания, ниже срамотою, неяко раба, но яко сына возлюбленна... И в толико лет, как еси приехал в наше государство, нимало непоискал еси от скверных дел обращения, и о своем спасении нимало непорадел еси, и ко истинне притещи невосхотел еси. Да тебежь били челом: человек твой Федка и иные, чтоб ты их совершил и истинным святым крещением в три погружения, как повелевает святая апостольская церковь, и ты их от того вобранял, а иных мучил и ни единого не исправил, и нам и отцу нашему о том не известил; да и сам де еси крещен несовершенно — обливан полатинскому обычаю, а не в три погружения крещен. Да и многое на тебя неистовство люди твои, которые с тобою выехали и у тебя жили, извещали чего нетокмо писати и глаголати стыдно. А строитель твой Варлам Соколовской также ездячи от тебя понизовым городом, многих людей мучил и побивал до смерти и вешал без покаянья, и дев и жен осквернял. И мы слыша о тебе и о души твоей поскорбели, а нашего государского гневу и опалы на тебя без сыску неположили, а велели о тебе пообыскати и  разсудити по священным преданием отцу нашему и богомолцу, святейшему Иоасафу патриарху московскому и всеа Русии, и яже о нем освященному собору. И святейший патриарх Иоасаф, и митрополиты, и архиепископы, и епископы и весь освященный собор про тебя сыскивали, и нам извещали, что ты по апостольским преданием и святых отец правилом нетокмо епископ быти достоин, ниже совершен христианин нарещися негоден. И мы, великий государь, как есмя обыкли от прародителей наших великих государей священные предании соблюдати непреткновенно, также и ныне их святительскому совету согласуем и священных предел непререкуем, и отом

 

 

185

есмя со отцем нашим и богомолцем, святейшим патриархом Иосафом московским и всеа Русии, и с митрополиты, и архиепископы, и епископы, и с бояры нашими, и думными людьми советовали, и по нашему царскому повелению и  рассуждением священных и царских правил архиепископом тебе быти непригож, потому что твое лихоимственное и нечистое житие стало многим явно и блазнительно и церкви божии чюжи, и для твоего исправления велели есмя тебе быти покаяния ради в обители у всемилостивого Бога на Соловецком морском острову в чину кающихся, и тыб о том ведал и у человеколюбивого Бога о своих многих преткновений милости просил, яко да милостив будет тебе всещедрый Бог зде и в будущем веце, понеже несть грех побеждающь божие человеколюбие. А пища тебе и одежда во обители всемилостивого Спаса будет монастырская нескудно» 1).

1) Эта грамота найдена нами между неразобранными делами Моск. арх. мин. иностр. дел.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.