Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Болотов В.В., проф. Учение Оригена о Святой Троице

Разбивка страниц настоящей книги соответствует оригиналу.

 

БОЛОТОВ В. В.

 

Учение Оригена о Святой Троице

 

 

 

Содержание

Введение 1

Состояние учения о Св. Троице до времени Оригена в связи с философским учением об отношении первого и второго начала 7-135

Учение Церкви о Св. Троице в Символах и изложениях веры 7-9

Философское учение о первом и втором начале 9-40

Учение Филона (11) о Боге (12) и Его Слове (15); Λόγος ἐνδιάθετος и Λόγοςπροφορικός (17); Логос как посредник (19); вопрос о его личности (22). Характер учения Филона о Логосе (23). Учение Плотина о едином (24); единое как бла­гое (26) и сверхразумное начало (28). Рождение ума (32). Ум   как многое (33) и энергия (36); его отношение к единому.  Философия Плотина в отношении к Филону (38) и к христианству (39).

Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена 41-110

Св. Иустин философ 41-55

Рождение Сына Божия (41) до начала мира (42). Различие Сына от Отца (44); Их единство; божество Сына (45). Вопрос о субординационизме (46). Подчинение Сына Отцу по Иустину (48). Св. Дух (54).

Татиан. Афинагор. Св. Феофил антиохийский 55-65

Черты различия в их учении (56). Учение о Слове Татиана (59), Афинагора (60) и Феофила (61). Λόγοςἐνδιάθετος и Λόγοςπροφορικός (61); вопрос об ипостаси первого (63). Уче­ние о Св. Духе (65).

Св. Ириней лионский 66-76

Рождение Слова (67); Его вечность (68).)Вопрос о рождении изсущества (70). Единство Сына с Отцом (72) и Их различие (73).Св. Дух. Принцип троичности (76).

I

 

 

Климент александрийский 77-85

Точка зрения Климента (77). Отец как единое, Слово как многое (79). Бог — благая монада (80), Слово, как сила Отца (81) и правосудный по преимуществу (82). Единство Слова с Отцом (83) и Их различие. Св. Дух (84).

Тертуллиан 85-108

Рождение Слова (86) двойственное (88), Слово и Сын (90). Сын есть Лицо (91); вопрос об ипостаси Слова (92). Субординационизм Тертуллиана (95). Св. Дух от Отца чрез Сына (98). Единство Божества (101); единосущие Лиц Св. Троицы (101); Отец как единый Бог (103); формулы учения о едином Боге (105). Принцип троичности (106). Значение Тертуллиана (107).

Св. Ипполит 109-110

Три формы бытия Слова (109).

Каллист, епископ римский 110

Внецерковные формы учения о Св. Троице 111-126

Начало монархианства и две формы его (112).

Монархианизм динамистический 113-115

Феодот византиец и Артемон (113); Феодот младший (114).

Монархианизм модалистический 115-126

Его характер (115). Праксей (116); вопрос о его патрипассианстве (117). Ноэт (119). Савеллий (120); общая основа его теории (121) и ее раскрытие (122).

Заключение 127-135

Главные пункты учения церковных писателей о Св. Троице (127). Задачи борьбы с монархианством и возможности даль­нейшего раскрытия догмата (129).

 

II

Учение Оригена о Св. Троице 136-387

Влияния, под которыми сложилось учение Оригена 136-143

Учение церкви (136). Отношение Оригена к христианской ли­тературе (138), к монархианам (139) и философии (140). Взгляд Оригена на свое учение о Св. Троице (141) и его задача (152).

Состояние источников 148-190

Количество сочинений Оригена (143); различные виды их (144). Вопрос о значении латинских переводов (145); полеми­ка между Иеронимом и Руфином по поводу сочинения «О на­чалах» (146); вопрос о повреждении сочинений Оригена ере­тиками (147) и об «исправлениях» Руфина (158); неточность перевода сочинения «О началах» (162): при-

II

 

  

бавки (167), про­пуски и исправления (168). Другие переводы Руфина (174) и Иеронима (178). Различная степень достоверности греческо­го текста; катены (179); замечательная схолия на Мф. 28, 18 (181). Важнейшие сочинения Оригена (185); слабость систе­матического элемента (188).

Бог Отец 191-205

Существо Божие (191): Бог чистейший дух (193); существо ли Бог? (194). Бог как абсолютно сущий (196) и благий (199).

Бог выше времени (201) и пространства (202). Неизменяе­мость Божия (208).

Рождение Сына 204-243

Рождение как акт вечный (206) и всегда настоящий (208). Непространственность рождения (211); вопрос о рождении из существа (212). Аналогия акта рождения (217). Вопрос об отношении рождения к творению в учении Оригена по мне­нию древних писателей (219); Премудрость как созданная (220), Сын как γενητός (221). Новейшая постановка этого вопроса (221). Рождение от воли (224); смысл этого воззре­ния у Оригена (228). Различие рождения и творения (230): Сын, как энергия из силы (232), аналогические воззрения в философии (233) и христианской литературе (235). Момент единства в рождении и творении (238).

Общие черты отношения Сына к Отцу 243-252

Сын как множественное (243), Отец как единое (245); Сын — открывающая энергия, Отец — сила (247). Ипостась Сына (248). Основные вопросы (251).

Вопрос о единосущии и равенстве Сына с Отцом 253-282

Употребление слов οὐσία и ὑπόστασις до Оригена (253) и у Оригена — вне учения о Троице (258) и в этом догмате (261); слабость их различия (266). Данные в смысле единосущия (278); полемика Оригена против единосущия (273). Субординационизм — основная черта учения Оригена (277).

Субординационизм Оригена 282-359

Его основной смысл (282) и возможность дальнейшего раз­вития (287).

Бытие Сына 289-292

Отец как единый вседовольный (291) и имеющий бессмертие (292).

Божество Сына 293-312

Единый (297) истинный Бог (299) — Отец. Вопрос о разли­чии Сына от других богов (301). Сын — Бог по причастию (304); Θεὸς и Θεός (306); обожествление Сына (309).

III

 

 

Благость Сына 312-327

Благ только Отец (312); толкование на Мф. 19, 17 (314); латинский (316) и греческий текст сочинения «О началах» (318). Сын не как Отец благ неразлично (320) и просто (322). Благость Отца и Сына в отношении к миру; Отец как благий,Сын как правосудный (323).

Ведение и воля Сына 327-346

Сын как Премудрость Отца (327); тождество хотения Отца и Сына (328). Превосходство самопознания Отца над позна­нием о Нем Сына (328) и область абсолютного ведения Сына (333); толкования Редепеннинга (335) и Дорнера (337). Толкование Оригена на Мф. 24, 36 (340) и Мф. 26, 39 (341); воля Отца выше воли Сына (344).

Вопрос о молитве 346-350

Мысль, что молиться должно только Отцу (346); попытки ее защиты (349).

Отдельные черты субординационизма 351-356

Зависимость Сына от Отца в Своем всемогуществе (351); Сын как Бог откровения (352); сфера специальной деятель­ности Слова (355).

Заключение о субординационизме Оригена 356-359

Единство Божества 359-364

Ответ Цельсу (360); нерешительность единства (363).

Св. Дух 364-375

Неполнота раскрытия этого учения (364). Св. Дух от Отца чрез Сына (366) и подчинен Сыну (369). Деятельность Св. Духа (373); Его божество (374).

Отношение учения Оригена о Св. Троице к предшествующему периоду 376-387

Черты сходства с философией Филона (376) и Плотина и от­личие от нее (377). Успех Оригена в раскрытии догмата (378). Ориген и Тертуллиан (383). Ориген как полемист против монархиан (385).

 

III

Историческая судьба учения Оригена о Св. Троицe 388-452

До арианства 388-397

Ученики Оригена (388): Дионисий В. (389), Пиерий (393) и Феогност (394). Противооригенисты; апология Памфила (394).

Арианство 397-418

Полемика Ария против Александра (398); первый фазис раз­вития арианства (399); сходство с оригенизмом (400) и отли­чие от него (401). Ἐξοὐκὂντων (402). Дальнейшее

IV

 

 

развитие арианства (404); черты сходства с оригенизмом (409). Аномеи (411). Полуариане (412); сродство их учения с оригениз­мом (416). Учение ариан о Св. Духе (417).

От арианства до Юстиниана 418-435

Отношение ариан (418) и защитников православия к Оригену (419). Следствия арианства (421).

Первый фазис противооригенистического движения: Епифаний (422), Иероним (423), Феофил (424), скитские монахи (425); оригенисты (425); александрийский собор против Оригена (427).— Ано­ним и его апология (428). — Второй фазис противооригенистического движения (430): осуждение оригенистов (431); послание Юстиниана к Мине (433). Пятый вселенский со­бор (435).

Суждения ученых о доктрине Оригена 435-452

Бароний и Петавий; Галлоа (436); Гюэ; Булль (437) и Маран. Неандер (438). Томазиус (439). Баур (417). Мейер (440). Дорнер (442). Редепеннинг (447). Кун. Берингер (449).

V


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.