Поиск авторов по алфавиту

Автор:Глубоковский Николай Никанорович, профессор

Глубоковский Н., проф. Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

 

БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТЪ,

ЕПИСКОП КИРРСКИІЙ.

 

ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗСЛЕДОВАНІЕ

Н. Глубоковскаго.

Томъ первый.

МОСКВА

Университетская типографія, Страстной бульваръ.

1890.

 

 

ЖИЗНЬ

БЛАЖЕННОГО ФЕОДОРИТА,

ЕПИСКОПА КИРСКОГО.

Ἀνιστορήσας τοὺς σοφοὺς διδασκάλους,

Καὶ τὸν Θεοδώρητον αὐτοῖς συγγράφω,

Ὡς ἄνδρα θεῖον, ὡς διδάσκαλον μέγαν,

Ὡς ἀκράδαντον ὀρθοδοξίας στύλον.

Εἰ δ’ ἐκκλονήθη μικρὸν ἕκ τινος τύχης,

Ἄνθρωπος ἦν, ἄνθρωπε, μὴ κατακρινῃς.

Οὐ γὰρ τοσοῦτον δυσσεβὴς ἦν ὁ κλόνος,

Ὅσον μετεῖχε τῆς ἐριστικῆς βίας.

Τὶ γὰρ, Κύριλλον νικᾷν ἔδει,

Καὶ δογματιστὴν ὄντα καὶ λογογράφον;

Ὅμως δὲ τοῦτο καὶ διώρθωται πάλιν.

Τὰ δ’ ἄλλα πάντα τῶν μεγίστων ποιμένων

Βλέπων τὸν ἄνδρα μηδενὸς λελειμμένον,

Ἐνταῦθα τούτοις εἰκότως συγγράφω.

Joannes Euohait.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ
. 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Жизнь Феодорита до епископства. — Антиохии — родина Феодорита. —Год (393-й) и обстоятельства его рождения.—Родители.—«Внешнее» воспитание Феодорита. — Религиозно-христианское образование его: вопрос об учителях (Диодоре Тарсском, Феодоре Мопсуэстийском и св. Иоанне Златоусте) и школе.— Нравственное воспитание мальчика: влияние семьи (матери) и подвижников. — Феодорит в клире Антиохийской церкви.—Жизнь его в Апамийском монастыре. — Предположении о литературной и просветительно-полемической (между еретиками) деятельности Феодорита до избрании его на Кирскую кафедру. 1

ГЛАВА ВТОРАЯ. Феодорит—епископ: время и обстоятельства избрания его на Кирскую кафедру 26

I. Феодорит—епископ, как гражданский деятель— администратор. — Кирр и его положение.— Заботы Феодорита о благоустроении города и нуждах граждан: устройство портиков, мостов, бань и водопровода; привлечение художников и полезных людей. — Старания епископа о доставлении гражданам светского образовании; участие его в гражданских делах.—Бедственное состояние земледельческого класса вследствие строгости финансовой политики и жестокости владельцев-помещиков.—Старания Феодорита об уменьшении податей и облегчении участи доведенного до нищеты народа: письма его в влиятельным лицам. 30

II. Феодорит—епископ, как духовный пастырь и учитель.—Взгляды Феодорита на пастырское служение и образ жизни его в Кирре. — Отношения Феодорита в подвижникам; полная нестяжательность и высокая безупречность его и клира.—Устройство храпов в доставление в Кирр мощей разных святых.— Заботы о поднятии нравственного уровня народа.—Борьба против еретиков.— Деятельность во время гонения в Персидской Армении.—Участие к Африканцам, пострадавшим от Вандалов. — Проповедничество в Кирре, Верии и Антиохии.—Письма Феодорита—поздравительные (ἑωρταστικαί), по случаю праздников, и утешительно-увещательные. — Общая характеристика Феодорита — епископа. 45

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Догматические вопросы, занимавшие умы людей IV — V веков. — Несторий и отношение к нему Феодорита, выступившего против св. Кирилла не по «дружбе» к ересиарху, а в качестве богослова-Антиохийца, вследствие различия точек зрения на лицо Спасителя.—Начало несторианских споров и письмо Иоанна Антиохийского и Константинопольскому архиепископу.—«Главы» св. Кирилла и произведенное ими впечатление на «Востоке».—Возражении Феодорита и разбор его ответов со стороны полемической я положительной; причина резкого отношения в противнику при тожестве взглядов по веществу; опровержение обвинений на Кирского епископа в разных догматических заблуждениях.—Ефесский собор 431 года и отделение «Восточных» по подозрению св. Кирилла в аполлинаризме.—Деятельность Феодорита в Ефесе: письма его к Андрею Самосатскому, составление «Антиохийского символа» и послание от имени «отступников».— Халкидонско-Константинопольско конференции и участие Феодорита в защите интересов «Восточных».—Постановления Сирийцев на пути домой, в Антиохии и в Верии. — Послания Феодорита к монахам, Кандидиану и Константинопольскому народу.—Надежды Кирского пастыря на умиротворение церквей. 61

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Решение императора примирить «Восточных» с св. Кириллом и условия, выработанные в Константинополе на σύνοδος ἐνδημοῦσα 432 г. и отправленные в Антиохию чрез трибуна Аристолая. — Собор в Антиохии и его предложения, не принятые Александрийским епископом: письмо его к Акакию Верийскому.—Вопреки крайним Сирийцам Феодорит одобряет догматическую часть этого послания, но требует оговоров, ограничений в осуждении Нестория. — Стремления Феодорита и Андрея Самосатского привлечь на свою сторону Евфратисийского митрополита Александра. — Миссии Павла Эмесского, на первых порах не имевшая успеха по несогласию св. Кирилла, выставившего свои пункты.—Новый Антиохийский собор принимает последние, почему объявляется полное примирение. — Раскол между «Восточными». — Решение «уверенных» на совещании в Зевтие в 438 году и отношение их к «унии»: Феодорит признает ее только наполовину. — Постановления «строгих» в Аназарве.—Репрессивные меры Иоанна, заставляющий «умеренных» сблизиться с «крайними».—Указ императора о том, чтобы недовольные или примкнули к Антиохийскому епископу, или оставило свои церкви. — Примирение Феодорита с Иоанном и его деятельность с целью привлечения на свою сторону ««Аназарвийцев— Отношения его к св. Кириллу. — Требование из Александрии касательно безусловного приговора над Несторием. — Феодорит прерывает связи с «унионистами». — Прекращение разногласий в 436 году. — Волнение из-за Феодора Мопсуэстийского.—Конец споров. 107

ГЛАВА ПЯТАЯ. Положение церковных партии по прекращении волнений из-за Нестория и Феодора Мопсуэстийского.—Кончина Иоанна и восшествие на Антиохийский престол Доина: первенствующее значение Феодорита в делах «Востока» за это время.— Устранение крайних антидиофизитствующих епископов с своих кафедр и цель такой веры. — Отношение к этим распоряжениям Константинопольского и Александрийского пастырей.—Смерть св. Кирилла; его место занимает Диоскор. — Письма Феодорита в последнему, а равно и к другим лицам, расположенным и нему. — Бывший комит Ириней поставляется в митрополита Тирского по мысли и инициативе Кирского епископа. — Протест Диоскора, не уваженный в Антиохии. — Новый Константинопольский владыка Флавиан и дружественные отношении к нему Феодорита. — Архимандрит Евтихий-монофизит и его сторонники на «Востоке». — Донос Доина на еретика императору Феодосию.—Императорский эдикт от 17-го февраля 448 года, направленный против «Восточных» и вызвавший волнения на «Востоке». — Феодорит не одобряет этого акта.—Собор пастырей в Антиохии и его деятельность.— Движение в Египте против «Восточных», произведенное прибывшими сюда из Антиохии монахами. — Письмо Диоскора к Домну от имени Александрийского собора и ответ Феодорита и Антиохийского владыки.—Серьезность положения по взгляду Феодорита и историческое значение его сочинения «Эранист». — Послания Кипрского епископа для укрепления «Восточных». — Указ Феодосия о заключении Феодорита в Кирре и средства, какими он был достигнут; участие в этом деле Озрописких клириков, недовольных Ивой.— Письма Феодорита к разным лицам, в которых он оправдывается в своих поступках и раскрывает истинные мотивы вражды в нему. — Обширная корреспонденция Феодорита за эти время и ее содержание. — Осуждение Евтихия в Константинополе и радость Кирского пастыря. — Посольство из Антиохии в пользу Феодорита и письма последнего при этом случае с требованием вселенского собора. — Указ Феодосия по этому предмету и запрещение Феодориту присутствовать в Ефесе. — Состав σύνοδος ληστρική и его существенная задача. — Суд над Кирским епископом: анализ прочитанных здесь отрывков из его сочинений, vota и окончательное решение.—Эдикт императора, ἐγκύκλια γράμματα Диоскора и «противонесторианская» формула. — Феодорит признан еретиком и лишается кафедры. 158

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Положение Феодорита после разбойничьего собора, оправдание его в Халкидоне и кончина его в мире с Церковью. — Тяжелая жизнь Кирского епископа после его осуждения.—Необходимость самозащиты в видах личных и в интересах веры. — Посольство в Рим в конце 449 года и послание к папе Льву: его содержание. — Феодорит обращается к Римскому первосвященнику не как к главе и непогрешимому авторитету, а как в равноправному с другими иерархами члену тела Церкви, несогласие коего должно было отнимать обязательное вселенское значение у Ефесских постановлений, — Письма Феодорита к другим лицам на Западе.— Просьба его в Константинополе о разрешении поездки в Рим илиудалении и свой монастырь и ее результат: Феодориту позволено жить в Апвиие. — Оправдание Кирского пастыря в Риме судом западного собора при участии Льва Великого. — Стесненное материальное положение Апамийского заточника.—Деятельность Феодорита в это время: письма его к разным лицам, где он раскрывает козни врагов, показывает несправедливость их постановлений, объясняет православным надлежащий образ поведении и распинает здравые христологические понятия.—Характеристика Феодорита и значение его деятельности в этот печальный период: призывав других в принятию томоса Льва, он пролагает путь дли провозглашении Халкидонской христологии.— Надежды Кирского епископа на лучшее будущее. — Смерть Феодосия и легаты папы в Константинополе; письмо Феодорита в Абундию. — Восшествие на престол Маркиана, который, по ходатайству некоторых сановников, облегчает участь Апамийского изгнанника. — Феодорит требует нового собора, каковой и назначается Маркианом на 1-ое сентября 451 года. — Кирский пастырь возвращается в свой епархиальный город; письма его отсюда. — Открытие Халкидонского собора; монофизитские легенды об участии здесь Феодорита.—Прошение Кирского епископа императору и легатам папы. — Вступление Феодорита в церковь св. Евфимии: разделение партий.—Факты, в коих проявлялись активность Феодорита в заседаниях 8-го, 10-го, 17-го и 25-го октября. — Признание полной невинности Феодорита на восьмом заседании; значение соборных прений и смысл определения.—Последующая деятельность в Халкидоне епископа Кирского, в каковом знании, не отказавшись от кафедры, он и возвратился на свою епархию. — Характер его дальнейшей деятельности. — Указ Маркиана от 6-го июля 462 года.— Полемика Мария Меркатора против Феодорита, как подготовление для будущих спорил по вопросу о «трех главах». — Письмо папы Льва Римского в Феодориту.—Кончина Кирского епископа в 457 году. 233

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Вопрос о Феодорите и его учении после его смерти.—Причины ненависти монофизитствующих к Кирскому епископу и их попытки очернить его память. — Усилия противников Халкидонского собора и особенно Филоксеия Иерапольского анафематствовать личность и догматику Феодорита в царствование Анастасия и Юстина. — Эпоха Юстиниана. — Collatio с Северианами в 531 году и господствующее настроение, противное «главам». — Возбуждение оригенистами вопроса о Феодоре, Феодорите и Иве. — Первый указ Юстиниана относительно их и вызванные им протесты: письма Понтиана и Фульгенция Ферранда.Оппозицияпапы Вигилия, завершившаяся его согласием.—Judicium 547 года.—Защита «глав» Факундом, епископов Гермианским, в сочинении Pro defensione trium capitulurum.—Значение этой апологии в истории споров.— Judicatum папы и новые волнения. — Второй эдикт Юстиниана Ὁμολογία τῆς πίστεως и его обвинительные пункты против Феодорита.—Предварительная конференция касательно «глав» и решение перенести дело на вселенское исследование. — Собор 553 года и его отношение к результатам прежних совещаний и определений по спорным вопросам. — Пятое заседание 17-го мая, где были читаны некоторые выдержки из сочинений Феодорита, и характер его постановления. — Общий результат соборной деятельности; значение приговора Константинопольских отцов от 2-го июня 653 года.—Мнение папы Вигилия и суждение его преемников: Пелагия II и Григория Великого о Кирском пастыре.—Отзывы Леонтия Византийского и Иоанна Евхаитского.—Феодорит — православный учитель Церкви. 304


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.