Поиск авторов по алфавиту

Автор:Несмелов Виктор Иванович, профессор

Несмелов В.И. проф. Догматическая система святого Григория Нисского


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

 

ДОГМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

СВЯТАГО ГРИГОРІЯ НИССКОГО.

СОЧИНЕНІЕ

Виктора Несмѣлова.

КАЗАНЬ.

Типографія Императорскаго Университета.
1 8 8 7.

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1-80.

I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова-догматиста.

Место св. Григория в ряду его знаменитых современников. Стремление его ввести в христианское богословие философский элемент; границы этого стремления и причины его. Достоинства и недостатки богословской мысли св. Григория. Его оригенизм 1-17.

II. Библиографический очерк творений св. Григория Нисского 17-77.

1. Библиографические сведения о творениях св. Григория в сочинениях Скультета, Дюпеня, Тилльмона, Фабриция, Селье, Шрёкка, Гейнса и Фесслера. Задачи и план новогосистематического обзора его догматических творений. 17-30.

2. Творения св. Григория, в которых раскрывается православное учение о Св. Троице: Книги против Евномия, Слово против Ария и Савеллия, Слово против македониан духоборцев, Послание к Авлавию и Фрагмент—К язычникам на основании общих понятий; письма его; к Севастийцам, к монаху Евагрию и к еретику Ираклиану 30-51.

3. Творения св. Григория, в которых раскрывается учениео мире и человеке: О шестодневе, О создании человека, и три церковных поучения об образе и подобии Божием в человеке 51-56.

4. Творения св. Григория, в которых раскрываетсяправославное учение о Лице Спасителя: письмо к Евстафии, Амвросии и Василиссе, Антирретик и послание к Феофилу александрийскому 56-63.

5. Творения св. Григория, в которых раскрываетсяучение о спасении: проповеди св. Григория, его нравственно-экзегетические и нравственно-философскиетрактаты 63-73.

6. Творения св. Григория, в которых раскрываетсяучение о последних судьбах человечества: О душе и воскресении, Слово к скорбящим об умерших, О преждевременно умерших младенцах и Беседа на шестой псалом 73-77.

III. Печатные издания творений св. Григория Нисского и опыты систематизации его догматического учения 77-80.

ВСТУПЛЕНИЕ

В ДОГМАТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СВ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО. 81-112.

1. Догматы и значение их в христианстве, по учению св. Григория Нисского.

Двоякий смысл термина δὸγμα и стремление св. Григория сделать из него специальный научный термин.Понятие о δὸγμα, как о таинственной истине веры, открытой в св. писании и содержимой церковью. Взаимное отношение δὸγμα и ἐντολή. Учение св. Григория об особенной важности догматических истин 81—88.

2. Необходимость глубокого усвоения догматических истин человеческим сознанием. Православная постановка вопроса о раскрытии догматов.

Усвоение и исследование истин веры указано Самим Основателем христианства. О том же самом заботились апостолы и апостольские ученики. С половины второго века раскрытие догматов сделалось необходимым в силу внешних обстоятельств церкви. Учение о взаимоотношении разума и веры Тертуллиана и Климента александрийского, св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Учение об этом св. Григория Нисского 89—95.

3. О руководительных принципах в деле православного раскрытия христианских догматов.

Учение ап. Павла о руководительном достоинстве св. писания. История этого вопроса до IV века; состояние вопроса в IV веке и решение его Григорием Нисским. Учение того же ап. Павла о руководительном достоинстве свящ. предания. История этого вопроса и решение его Григорием Нисским. Учение св. Григория о неизменности буквы догматических формул; смысл и значение этого учения. Учение св. Григория об отношении к догматам, еще не раскрытым вселенскою церковью 96—108.

4. План догматической системы св. Григория Нисского 108—112.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

УЧЕНИЕ О БОГЕ В СЕБЕ САМОМ 118—308.

I. Учение о бытии Бога.

Доказательства истины бытия Божия у св. Григория Нисского: врожденность богосознания, как внутреннее доказательство бытия Божия, внешние доказательства бытия Божия—космологическое и физико-телеологическое. Постановка этих доказательств у Григория Нисского и у предшествовавших и современных ему отцов и учителей церкви. Особенности взгляда св.Григория на значение и силу космологического и физико-телеологического доказательств бытия Божия сравнительно со взглядом на этот предмет предшествовавших ему церковных писателей 113-121. 

II. Учение о богопознании.

История этого учения в первые три века: языческо-гностическая точка зрения по вопросу о богопознании; учение о богопознании св. Иринея лионского,Иустина мученика и Климента александрийского. Учение о богопознании в IV веке: учение Ария, Аэтия и Евномия. Опровержение евномианской теории богопознания св. Василием Великим. Полемика по вопросу о богопознании между Григорием Нисским и Евномием.Собственная точка зрения Григория Нисского по вопросу о богопознании 122 - 155.

III. Учение о свойствах Божиих.

Беспредельность, как общее свойство Божественной природы и деятельности. Частнейшее раскрытие этого свойства Григорием Нисским: вечность самобытность, вездеприсутстиие, неизменяемость, всеведение, премудрость и всемогущество Бога, как Существа беспредельного и абсолютно-духовного. Учение Григория Нисского об отношении свойств Божиих к Божественной сущности 156—166.

IV. УЧЕНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ 167-308.

1. Общий очерк учения о Св. Троице до Григория Нисского.

Постановка учения о Св. Троице и исходный пункт в его раскрытии. Коренное разногласие в понимании этого догмата между православными и арианами и необходимость между ними полемики. Григорий Нисский и Евномий, как представители двух противоположных учений. Стремление их обосновать свои воззрения по спорному вопросу на учении древней церкви.История догмата о Св. Троице в первые три века. Непосредственная вера в троичность Божеских Лиц Мужей апостольских. Искажение христианского учения о Троице евионитами и гностиками. Раскрытие этого учения св. Иринеем лионским. Скрытый евионизм секты алогов. Развитие идей этой секты в монархианизме.Опровержение монархианизна Тертуллианом и Оригеном, и собственное их учение о Св. Троице. Учение Савеллия и опровержение его св. Дионисием александрийским. Крайности и неправильности в учении о Св.Троице св. Дионисия. Учение Ария и его отношение к еретическим доктринам первых трех веков Опровержение учения Ария св.Афанасием александрийским и его собственное учение о Св. Троице 167-202.

2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским.

Крайняя и умеренная (аномейская и омиусианская) партии в арианстве. Стремление Евномия примирить эти партии в одном среднем воззрении. Сущность учения Евномия: строго-аномейские напала этого учения. Резкое уклонение Евномия от основных начал аномейства к учению омиусиан: его учение о Сыне Божием, как о сотворенном Боге по природе. Объяснение всех резких противоречий и несообразностей учения Евномия. Библейская аргументация Евномия и опровержение ее св. Григорием Нисским 203—228.

3. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Сыне Божием в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия.

Главное положение в учении св. Григория о Сыне Божием и способ раскрытия им этого положения.Учение о происхождении Сына Божия чрез рождение от Бога Отца и решение вопроса: что значит по отношению к Богу — рождать и рождаться. Выяснение образа рождения Сына Божия из понятия Логоса.Учение о вечности и безначальности рождения Сына Божия и о непрерывности этого рождения. Решение вопроса—два ли безначальных. Учение о единосущии Сына Божия с Богом Отцем. Аналогии, употребляемые св. Григорием для выяснения единосущия Отца и Сына при их личном различии. Общий выход 229—265. 

4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Святом Духе в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и духоборцев.

Состояние учения о Св. Духе к первые три века.Появление ереси духоборцев в конце III века. Македоний и возобновление этой ереси в III веке. Отношение Македония к аномейству; учение Македония о Св.Духе; было ли это учение только дальнейшим развитием начал аномейства и приложением этих начал к третьей ипостаси Св. Троицы? Неподготовленность отцов IV века к защите и раскрытию православного учения о Св. Духе. Опровержение духоборчества св.Афанасием александрийским. Учение Евномия о Св. Духе и опровержение этого учения св. Василием Великим. Недостаточность защиты и раскрытия церковного учения о Св. Духе у Афанасия и Василия Великого и развитие духоборчества. Постановка защиты и раскрытия учения о Св. Духе у Григория Нисского; особенности его учения о Св. Духе сравнительно с учением Афанасияалександрийского и Василия Великого. Основания личногосамостоятельного бытия Св. Духа: учение Григория Нисского о Св. Духе, как о «царстве» Отца и «показании» Сына; смысл и научно-богословское значение этого учения. Учение св. Григория о личном отложении Св.Духа к Богу Отцу и Богу Сыну. Учение об похождении Св. Духа ото. Отца и аналогии, употребляемые св.Григорием для выяснения этого учения. Учение Григория Нисского о посреднической деятельности Сына между начальною деятельностью Отца и заключительною деятельностью Св. Духа; смысл и значение этого учения.Учение Григория Нисского о единосущии и равенстве Св.Духа с Богом Отцем и Богом Сыном. Общийвывод 266—301.

5. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о взаимоотношении единства сущности и троичности Лиц в Божестве 301 -308. 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

УЧЕНИЕ О БОГЕ В ЕГО ОТНОШЕНИЯХК МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ 309—622.

I. Учение св. Григория Нисского о мире духовном (об ангелах добрых) 309—325.

1. Учение св. Григория о происхождении ангелов и об их природе. Время и способ происхождения ангелов Особенность воззрения Григория Нисского на духовность природы ангелов сравнительно с воззрениями на это его предшественников и современников.Отношение природы ангелов к природе Бога. Разум ангелов и его отношение к разуму человеческому. Свободная воля ангелов 309—316.

2. Учение ее. Григория о жизни и деятельности ангелов. Постоянное нравственное возрастание ангелов.Смысл библейских указаний об ангельских хвалебных песнопениях Богу, по взгляду св. Григория 317—319.

3. Учение св. Григория о числе ангелов и обустройстве ангельского мира. Невозможность исчисления ангелов. Мнение св. Григория о постепенности размножения ангелов и о способе этого размножения. Деление ангелов по роду их деятельности—на предстоящих и служащих, а неустойчивость этого деления у Григория Нисского. Деление ангелов по их в взаимным отношениям—на архангелов и ангелов. Причина существования различия между ангелами 320—325.

II. Учение св. Григория Нисского о мире чувственном 326—356.

1. Общий очерк учения о происхождении видимого мира—в первые три века. Языческое и откровенно-иудейское учение о происхождении мира. Общее верование древней христианской церкви в истину творения мира из ничего. Учение о происхождении мира св. Иустина мученика, Климента александрийского и св. Иринея лионского.Гностические теории по вопросу о происхождении мира: теория дуалистическая гностика Гермогена и опровержение этой теории Тертуллианом; теория пантеистическая и опровержение ее древними церковными писателями. Учение церковных писателей первых веков о цели творения мира. Учение Оригена о вечности миротворенияиопровержениеэтогоучениясв.Мефодиемтирским 326—335.

2. Космология Григория Нисского. Учение о творении мира из ничего и защита этого учения: опровержение системы эманаций и учения о независимом бытии совечной Богу материи Решение вопроса—может ли абсолютно чистый Дух создать материю; мнение св. Григория о нематериальных основах вещественного бытия. Положительное раскрытие св. Григорием догмата о миротворении. Учение его о творении общем, или о творении общих мировых основ бытия Вопрос о совместимости библейского повествования о днях творения с понятием всемогущества воли Божией, мановение которой должно осуществляться моментально. Решение этого вопроса Климентом александрийским и уклонение от него отцов IV века. Решение вопроса Григорием Нисским: его учение о творении частном, или об устроении мира по его собственным силам и законам, вложенным Богом к мировые стихии при самом изведении их из небытия в бытие. Смысл и значение этого учения. Последовательное изложение и толкование св. Григорием событий первых четырех дней творения, и решение вопроса об отношении первого дня творения, когда появился свет, к четвертому дню, когда появились солнце и все небесные тела. Учение св.Григория о сущности процесса мировой жизни и о совершенстве творения 336-356.

III. Учение св. Григория Нисского о человеке 357-398.

1. Создание человека. Отличие его от всех остальных тварей видимого мира. Особенное, высшее назначение человека 357—301.

2.  Состав человеческой природы. Учение Григория Нисского о человеческой душе в связи с возражениями современного ему материализма. Самостоятельность души, как особогодуховного начала в человеке. Разумность души. Отношении души к телу: учение св. Григория о связи высшего, разумного начала в человеке с грубо-материальным человеческим телом при посредстветретьего начала—так называемой чувствующей (αἰσθανομένη), или чувственной силы: философское и библейское обоснование этого учения 361-379.

3. Особенное достоинство человеческой природы: учение об образе и подобии Божием в человеке. Метафизическая точка зрения в учении Григория Нисского об образе Божием в человеке: духовность человеческой природы, как образ Божий в человеке, и отношение этого образа к его Первообразу; особенность этого воззрения св. Григория сравнительно с воззрениями по данному вопросу других церковных писателей. Психологическая точка зрения в учении св.Григория об образе Божием к человеке: природные совершенства человеческого духа—разум и свобода, как образ Божий в человеке. Учение св. Григория о различии между образом и подобием Божиим в человеке и об их взаимном отношении. Нравственные совершенства человека, или совершенства его жизни и деятельности, как подобие Божие в человеке 380 — 388.

4. Учение св. Григория Нисского о первобытном состоянии людей. Связь между учением его об этом предмете и учением о будущей загробной жизни. Аллегорическое то толкование Григорием Нисским библейского учения—как вообще о райском состоянии первых людей, как в частности о древе познания добра и зла; диалектическое и библейское обоснование этого толкования. Отступление Григория Нисского от аллегорической точки зрения в учении о первобытном рае, и буквальное толкование им библейского учения об этом предмете. Мнение св. Григория о местонахождении первобытного рая и о качествах тела первых людей до их грехопадения. Учение св. Григория о внутреннем состоянии первых людей в раю, о состоянии их разума и воли. Мнение св. Григория о райских богоявлениях. 389—398.

IV. Учение о происхождении н сущности зла вмире и человечестве 399—430.

1. Краткая история вопроса о происхождении и сущности зла. Главные моменты в истории решения этого вопроса в мире языческом. Гностическо-манихейское решение вопроса о происхождении и сущности зла. Библейское учение о происхождении зла. Учение о зле; в древней христианской церкви: учение св. Феофилаантиохийского и св. Иринея лионского. Учение о зле вIV веке 399—406. 

2. Учение св. Гетерия Нисского о сущности зла. Определение сущности зла из его противоположности добру. Добро, как нормальное состояние тварного бытия, как бытие действительное; зло, как отрицание этого бытия, как не-сущее или не-бытие. Философское обоснование и раскрытие этого положения Григорием Нисским 406—410.

3. Учение се. Григория Нисского о происхождении зла в мире: падение ангелов. Необходимость мыслить происхождение зла от деятельности разумно-свободных существ. Зависть к первозданному человеку и властолюбие, как причина падения высшего ангела, по мнению Григория Нисского. Невозможность вполне разумно объяснить возникновение этого греховного настроения в высшем разумном духе. Непостижимость паденияангелов 410—414.

4. Учение св. Григория Нисского о происхождении зла в человечестве: грехопадение первых людей. Отрицание Григорием Нисскимбуквального смысла библейского повествования и аллегорическое объяснение этого повествования. Изображение Григорием Нисским внутреннего процесса отпадения первых людей от Бога по соблазну диавола. Сущность преступления первыхлюдей 414—420

5. Учение св. Григория о следствиях грехопаденияпервых людей. Общее расстройство человеческой природы, бедствия земной жизни и смерть человека, как следствия грехопадения. Следствия грехопадения первых людей для их потомков: учение Григория Нисского о первородном грехе, как об общем грехе человеческой природы, а не одних только Адама и Евы. Возражение против церковного учения о первородном грехе манихеев и опровержение этого возражения Григорием Нисским 420—427.

6. Начало спасения людей. Взгляд св. Григория Нисского на домостроительство Божие о спасении людей до явления на землю Спасителя и на противодействие этому домостроительству т стороны диавола 427—430.

V. Учение о лице Господа Спасителя. 431-518

1. Общий взгляд на историю догмата до IV века.

Ответ Спасителя на вопрос первосвященника—Сынли он Божий (Mф. XXVI, 63—64). Три различные представления о лице И. Христа и о деле искупления людей—впервые времена христианства: представление языческо-гностическое, воззрение иудео-евионейское и учение откровения. Общее верование древней церкви в истину соединения в Лице И. Христа полной божеской природы с полною природой человеческой. Изменение гностического и евионитского воззрений па Лице Спасителя под веянием учения церкви Главные пункты в учении о Лице Господа Спасителя 431—438.

2. Христологические заблуждения IV века.

Учение о Лице И. Христа Евномия и Маркелла анкирского. Христологическое учение Аполлинария Лаодикийского. Происхождение и сущность этого учения. Связь христологии Аполлинария с его антропологией. Мнение Аполлинария о трехсоставности человеческой природы. Учение его о высшем, разумном начале в человеке, как о главном виновнике и носителе греха, и о грехе, как о существенно-необходимом и положительном свойстве человеческой природы. Отсюда—невозможность соединения Бога с греховным человеческим умом, и необходимость признания, что Бог принял в ипостасное единение с Собою только две низшие стороны человеческой природы—душу и тело, так что место человеческого разума в Лице Спасителя занял разум божественный или божественный Логос. Библейское и философское обоснование этого учения Аполлинарием. Учение Аполлинария о небесном происхождении плоти И.Христа;подлинный смысл и значение этого учения в христологической системе Аполлинария. Учение Аполлинария об образе соединения в Лице И. Христа природы божеской и природы человеческой и об их взаимном отношении 439 —469,

3. Отношение христологии Аполлинария к древнему церковному учению о Лице Иисуса Христа и опровержение этой христологии св. Григорием Нисским.

Ошибочность мнения некоторых немецких ученых (Неандера и Баура), что будто Аполлинарий в своей христологии быть вполне верен древне-церковному, до-оригеновскому учению о Лице И. Христа, и что будто Григорий Нисский отступил от этого учения и в своейхристологии держался точки зрения Оригена, первого церковного писателя, учившего осоединении Бога не только с душой и телом человеческими, но и с разумным человеческим духом.Объяснение Григорием Нисским библейского термина— «плоть» в приложении к Лицу И. Христа, и его понимание боговоплощения. Учение о боговоплощении церковных писателей до-оригеновского времени. Учение о том же самом Оригена и отличие его учения от учения его предшественников Вывод из предыдущего. Опровержение Григорием Нисским библейской аргументации Аполлинария. Отрицательный характер христологии Аполлинария по отношению к делу спасения и искупления людей 470—482.

4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Лице Иисуса Христа в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и Аполлинария.

Иисус Христос есть истинный и совершенный Бог. Раскрытие и защита этого положения от следующих возражении Евномия против православного учения о воплощении Бога: а) воплощение будто бы унижает Божество,—б) подвергает страданию Бесстрастного, и с) ограничивает Беспредельного. Опровержение этих возражений и доказательства божества Иисуса Христа его чудесами, учением о Нем св. писания и величием совершенного Им дела спасения людей Иисус Христос есть полный я совершенный человек.Раскрытие и защита этого положения от возражения Аполлинария, будто полный и совершенный человек не может быть безгрешным и необходимо греховен, так как грех составляет существенное и необходимое свойство человеческой природы. Иисус Христос есть единое богочеловеческое Лицо. Возражение Евномия и Аполлинария, будто при двух полных и совершенных природах не возможно мыслить единство личности. Решение этого возражения в учении св. Григория об образе соединения в Лице И.Христа двух совершенных природ—божеской и человеческой. Терминология св. Григория в изложении им этого предмета. Постановка вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу и Духу Святому по Его человечеству.Решение этого вопроса в учении св. Григорияо превращении плоти в Божество, а подлинный смысл этого учения 482—518. 

VI. Учение о спасении 519- 573.

1.  Понятие о спасении и об образе совершения его Господом Спасителем.

Учение божественного откровения о спасении, как об освобождении человека от власти диавола—с одной стороны, и как о примирении его с Богом—с другой. Учение о спасении мужей апостольских и апологетов II века. Постановка церковными писателями II века вопроса о том, кому принес Спаситель Свою кровавую жертву. Учение св. Иринея лионского о смерти Спасителя, как о выкупе диаволу. Согласие с этим учением Тертуллиана. Учение о том же самом предмете, только в более резкой и определенной форме, Оригена. Учение о смерти Спасителя св. Афанасияалександрийского. Опровержение теории выкупа Григорием Богословом. Учение об искупительно-примирительной жертве Спасителя св. Василия Великого Учение о спасении св. Григория Нисского: необходимость спасения, его сущность и образ совершения. Спасительное значение смерти Христовой. Время принесения Спасителем примирительной жертвы Богу Отцу Необходимость кровавой смерти для освобождения людей от масти диавола. Доказательство этой необходимости в окончательном развитии теории выкупа. Раскрытие очистительной силы кровавой жертвы Спасителя. Время и образ разрушения Спасителемгреховного царства смерти. Учение о сошествии Спасителя в ад и о победе Его над диаволом. Учение об освобождении всех узников ада и о воскресении из мертвых. 519—539.

2. Учение о переходе спасительных заслуг Иисуса Христа на все человечество.

Библейское учение о Лице Спасителя, как о втором Адаме. Учение об этом Григория Нисского. Раскрытие св. Григорием оснований, по которым искупительные заслуги Спасителя могут быть усвоены людям и перенесены на все вообще человечество. Учение о Христе, как о новом родоначальнике человечества. Мнение Евномия и аполлинаристов, будто Христос страдал за людей Своим божеством. Опровержение этого мнения Григорием Нисским в его учении о взаимоотношениях божества и человечества во время крестныхСтраданий и смерти Христа. Решение св. Григорием разных возражений против догмата о спасении нолей со стороны язычников: а) решение вопроса о том, почему Спаситель не скоро явился для спасения человечества, если Он действительно мог совершить его; б) решение вопроса о том, почему грех царствует в мире, если Спаситель действительно победил его; с) решение вопроса о том, почему не все люди христиане, если в христианстве Бог всем даровал спасение 539 —556.

3. Учение об усвоении каждым человеком спасительных заслуг Иисуса Христа.

Вера как главное условие спасения, и крещение, как первое средство к нему. Образ совершения крещения и объяснение его возрождающей силы. Таинство причащения. Оригинальное объяснение св. Григория по вопросу о претворении евхаристических видов в тело и кровь Спасителя. Оригинальное мнение его о претворении тела и крови причастников в Божественные тело и кровь. Оригинальное основание учения о церкви. Понятие о церковной иерархии 557—566.

4. Человеческая сила и божественная благодать.

Наклонность человека ко греху и после своего возрождения в таинстве крещения. Необходимость для него особенной благодатной помощи со стороны Бога.Отношение благодати Божией к свободе человеческой воли. Сущность сотериологического процесса. Переход к учению о последних судьбах человечества 566—573.

VII. Учение о последних судьбах человечества. 574—622.

1. Краткая истерия учения о последних судьбах человечества.

Учение библии и отношение к этому учению христиан древней церкви. Попытка св. Иринея лионского к психологическому обоснованию библейского учения. Попытка Минуция Феликса утвердить буквальное понимание библии. Протест против такого понимания со стороны Климента и Оригена. Учение Климента о спасительной цели адских мучений. Учение Оригена о всеобщем спасении. Центральный пункт эсхатологии Григория Нисского 574—584. 

2.  Смысл и значение человеческой смерти, по учениюсв. Григория Нисского.

Понятие смерти Происхождение и особенное промыслительное значение ее в планах домостроительства Божия. Загробная жизнь умерших людей Конечный предел действия смерти 584—593.

3. Учение св. Григория о всеобщем воскресении.

Возможность и действительность воскресения по свидетельству св. писания и по началам разума. Образ воскресения по изображению откровения. Соединение каждой души с своим собственным телом: учение о загробной связи души и тела. Состояние воскресших тел: учение об отличительном и общем телесном облике воскресших людей 593—606.

4. Учение св. Григория о последнем суде и об очищении.

Процесс будущеговсеобщего суда. Двойство состояний воскресших людей. Учение св. Григория об очистительном мучении грешников и об огненном очищении язычников 606—615.

5. Учение св. Григория о восстановлении всех в первобытноесостояние и об откровении царства славы.

Конечное истребление греха Возвращение к Богу диавола. Окончание дела спасения и открытие царства славы. Краткая характеристика этого царства. Суждения древних церковных писателей об эсхатологии св.Григория 615—622.

Заключение 623—635.

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.