Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоаким (Деведзис), патр. Константинопольский

Иоаким (Деведзис), патр. Константинопольский Письмо министру юстиции и духовных дел Турции Азиму от 27 мая 1883 г.

Ε. п. министру юстиции и духовных дел.

1948.

Ваше превосходительство!

Двумя нашими смиренными такририями от 19 прошедшего февраля и 13 апреля в ответ на последовавшее по содержанию их высокое ответное тескере вашего превосходительства от 18 марта, в которых обоих говорится о неожиданном и без ведома патриархии происшедшем изменении двух пунктов высокого императорского берата, царски выдаваемого новоизбираемым и новоопределяемым архиереям, из коих один касается места и судадля рассмотрения дел их, относящихся к гражданскому праву, а другой указывает способ привлечения священников и прочих клириков и место предварительного их заключения, этими двумя, говорим, такририями изъяснено вашему превосходительству, какое живое и вместе прискорбное чувство во всех нас смиренно нижеподписавшихся произвело это неожиданное деяние с. императорского правительства, и каково ваше законосообразное мнение об этих двух изменениях и о прочих преимуществах и правах, предоставленных славным завоевателем Магометом 2-м нашей православной церкви и находящемуся под духовною ее юрисдикцией ромейскому народу после завоевания, и но временам умноженных преемственно славными султанами и имевших силу до последних дней славно царствующего и народолюбивого нашего государя султана Абдул-Гамида. Затем предложена была просьба вашему превосходительству, а чрез вас почтенному императорскому правительству, дабы вы по справедливости благоволили восстановить эти два измененные пункта в их прежний вид и таким образом сохранить настоящее положение наших вообще церковных преимуществ и прав.

Между тем, ваше превосходительством нескрываемою скорбью мы нижеподписавшиеся замечаем, что пламенные просьбы наши об этом к вам и чрез вас к почтенному императорскому правительству оставлены без внимания, последующие же действия предвозвещают нам неблагоприятное течение дел, клонящееся

 

 

236

к уничтожению и других наших преимуществ и прав церковных, много значащих в жизни вообще и состоянии нашей церкви и народа.

Кроме изменения упомянутых двух пунктов берата, ваше превосходительство, получено сведение о важном изменении права патриархии судить ей и митрополиям возникающие по завещаниям православных христиан споры по христианским законам безапелляционно. Получено сведение о новом способе рассмотрения и решения происходящих от брака споров о содержании супругов, что влечет за собою расстройство всего права, относящегося к браку, который у нас есть таинство. Сделалось известным из официальных бумаг, что доселе имевшее благую силу право— свободно строить церкви, школы и другие народные человеколюбивые заведения, где потребовали бы их нужды христиан, подвергается ограничениям, весьма мало законным и согласным с началом свободы религиозной совести. Замечена перемена в древнем законном порядке исполнения постановляемых патриархией карательных определений, относящихся к церковному наказанию непослушных или впадших в какие-нибудь другие духовные проступки клириков, равно и других церковных определений, относящихся к управлению церкви, которых исполнение требует правительственного содействия. Многократно оказывались ограничении в свободном управлении нашими общественными школами, управлении, совершавшемся согласно с древним порядком, всенародно признанным от е. и. правительства и соблюдаемым с полным уважением к законным правам почтенного императорского правительства.

Обо всем этом, ваше превосходительство, с достаточною полнотой и подробностью говорится в императорском патриаршем берате, в народных постановлениях, имеющих силу закона высокой державы, и в других различного рода и значения официальных бумагах, как по праву и преимуществу принадлежащем судебной и правительственной компетентности и юрисдикции вселенской патриархии, что было признаваемо и неоднократно подтверждаемо и

 

 

237 —

во многих важнейших исторических обстоятельствах высокой державы. Это составляет господствующий в нашей церкви местный порядок и обычай. Это наконец имеет величайшую связь с вероисповедными законами нашей церкви и так тесно соединено с нею, что нам никак непозволительно принять другой порядок кроме уже освященного. По вышеизложенным и другим многим основаниям и причинам общественная жизнь православного христианина в Турции теснейшим образом связана с вероисповеданием и церковью, так что с какой бы точки зрения ни были рассматриваемы упомянутые вопросы, оказывается неприемлемым преобразование и изменение настоящего их положения, что всегда признавало с. императорское правительство. И действительно, когда в отношении к какому-либо одному из сказанных прав и преимуществ случалось какое-нибудь нарушение со стороны местного наиба или других властей, патриархия всегда относилась к высокому правительству, которое, признавая права ее, издавало соответственные повеления, запрещающие наибу и прочим властям какое-бы то ни было вмешательство в эти вопросы, как вероисповедные и следовательно относящиеся к компетентности церковных судов. Изданные по временам высокие повеления об этом, как известные, перечислять здесь мы считаем совершенно излишним.

При таком положении дел, ваше превосходительство, и при невозможности быть этому иначе по причине вышеизложенных вкратце вероисповедных, общественных и преимущественных оснований, нижеподписавшиеся законные представители православной церкви константинопольской и греческого народа, принимая смелость представить замечания касательно совершающегося и объяснения касательно сущности и начал этих преимуществ и прав, не сомневаемся, что высокое императорское правительство благоволит принять это к сведению и внимательному рассмотрению и соизволит показать и в этом случае благосклонность и справедливость свою, сохранив в целости настоящее вероисповедное положение, имеющее характер общественный и политический, настоящее положение, которое нашел и утвердил великий и слав-

 

 

238 —

ный завоеватель и которое весьма мудро и преемственно было признаваемо и подтверждаемо впоследствии. Это будет со всякой точки зрения важнейшею услугою к истинным пользам высокой державы и величайшим благодеянием для православной церкви и духовно принадлежащего ей народа, который вместе с нею будет молиться всевышнему Богу о здравии, благополучии и долгоденствии е. и. в. народолюбивого нашего государя султана Абдул-Гамида хана, повелителя нашего, и непоколебимом и продолжительнейшем пребывании его на славном престоле славных предков.

27 мая 1299. 3 шабана 1300.

Следуют подписи е. с. п., членов св. синода и о. н. с. совета.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.