Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитревский Иван Иванович

Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии

Москва

1894

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ,

ДОГМАТИЧЕСКОЕ И ТАИНСТВЕННОЕ

ИЗЪЯСНЕНИЕ

БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.

ОСНОВАНО НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, ПРАВИЛАХ
ВСЕЛЕНСКИХ И ПОМЕСТНЫХ СОБОРОВ, И НА ПИСАНИИ
СВ. ОТЦЕВ ЦЕРКВИ.

СОСТАВЛЕНО

ИВАНОМ ДМИТРЕВСКИМ.

Второе вновь пересмотренное и исправленное, с рисунками академика
Ф. Г. Солнцева.

Министер. Народи. просв. одобрено для фундаментальных библиотек
средних учебных заведений 21 Июля 1894 г.
14375.

Москва

1894

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.

I. О необходимости и древности жертвоприношения 9

II. О предании жертв законных и упразднении их 11

III. Об установлении единой, вместо всех, жертвы Иисуса Христа. 15

IV. Жертва Иисуса Христа в Евхаристии будет приноситься до скончания века 17

V. Евхаристия заключает в себе все части, все принадлежности жертв древних 20

VI. Евхаристия содержит в себе все виды древних жертвоприношений 22

VII. Все действия и обряды Евхаристий, или Литургии, имеют смысл двоякий; Исторический и Таинственный 24

Свидетельства Священного Писания Ветхого и Нового Завета о святейшей Евхаристии или Литургии.

А. Свидетельства Ветхого Завета 30

Б. Свидетельства Нового Завета 39

Предуведомление о Божественной Литургии.

ГЛАВА I. О превосходстве Литургии пред прочими таинствами и о различных ее именованиях 45

II. Что значит слово Литургия 52

III. Когда, кем, как и для чего установлена Литургия 55

IV. Как совершалась Литургия во времена Апостольские 63

V. Как совершаема была Литургия во втором и третьем столетиях 70

VI. По какому случаю Василий Великий и Святый Златоуст составили свои Литургии? 86

VII. О Литургии Преждеосвященных (Даров) 92

Введение в Божественную Литургию.

ГЛАВА I. О надлежащем приготовлении верных к Литургии. 98

II. О приготовлении Священника к совершению Литургии. 103

III. О храме и о частях его 107

IV. Освященных одеждах 121

V. Освященных сосудах и вещах, потребных для священнослужения 134 

Изъяснение Божественной Литургии.

О разделении Литургии на части. 146

ЧАСТЬ I.

О Проскомидии.

Слово Проскомидия откуда производится и что значит? 150

ГЛАВА I. О начале Проскомидии и целовании икон 153

— II. О вхождении в Алтарь и о облачении Иерея и Диакона. 156

III. О умовении рук и значении его 159

— IV. О приуготовлении хлеба или просфоры, именуемой Агнцем, и о влиянии вина с водою, или растворения, в Потир. 161

— V. Об извлечении и возложении частиц в честь Преблагословенной Девы и Святых, в память живых и умерших 168

VI. О возношении кадила 173

VII. А) О возношении предложенных Даров и отпуске Проскомидии, Б) о каждении Алтаря и всего храма 176

VIII. О приступлении Священника и Диакона к Престолу, и о приуготовлении их к начатию Литургии 180

ЧАСТЬ II.

О Литургии оглашенных, или общих молитвах.

Литургия оглашенных (какие имеет части?) 183

ГЛАВА I. А). О начале Божественной Литургии и Б) о великой Ектеньи 184

— II. А) Об Антифонах; В) о песни: Единородный Сыне; Г) о Псалмах, читаемых вместо Антифонов, и о Блаженствах. 198

III. О входе с Евангелием; А) о молитве входной; В) о возглашении: Премудрость, прости; Г) о Входном, Д) о пении стиха: Приидите поклонимся, и Е) о каждении Архиерейском по вступлении во Св. Алтарь 207

— IV. О песни Трисвятаго 214

— V. А) О восхождении на Горнее место, В) о древности его установления, Г) о таинственном знаменовании, и Д) уважении в Церкви 222

— VI. О чтении Апостольских Посланий и Евангелия, и о совершаемых при том возглашениях и обрядах 228

VII. А) О прилежном молении, по Евангелии совершаемом, и

Б) о молитвах за оглашенных 239

ЧАСТЬ III.

О Литургии верных.

В чем состоит Литургия верных? 246

ГЛАВА I. О молитвах, воссылаемых верными 249

— II. О песни Херувимской 253

III. О Великом Входе 259 

— IV. О молитвах и прошениях, воссылаемых по принесении Даров на Святый Престол 266

V. Оцеловании 270

VI. О чтении Символа 273

VII. О предварительных пред Евхаристией возглашениях Диаконских и Иерейских, возбуждающих к благоговению 277

VIII, Канон Евхаристии, с разделением его на члены 280

Член первый. Воспоминание о Божиих совершенствах и Его благодеяниях 281

— второй. О песни Серафимской 285

— третий. О возношении Даров в жертву 290

— четвертый. А) О призывании Святого Духа ко освящению Даров в Тело и Кровь Господню; Б) о плодах Священных Даров, и В) Богословские рассуждения о таинстве Евхаристии 298

— пятый. А) О благодарственном воспоминании Святых; Б) о памяти, совершаемой с молением за усопших, и В) живых, и о всей вселенной 309

шестый. Окончание канона Евхаристии 321

ГЛАВА IX. О возглашениях, содержащих всеобщие моления о благодатных действиях освященных Даров, и благопотребные Церкви прошения 323

X. О чтении Молитвы Господней 326

XI. О преклонении глав, с возношением тайных молений

от каждого о своих нуждах и потребностях жизни 329

XII. А) О возношении Святого Хлеба, и Б) раздроблении его на части; В) о соединении Таинств, Г) о влиянии теплоты в Потир и Д) о пении киноника 332

XIII. О причащении А) лиц священных и В) мирян, и Г) об отнесении Св. Даров на Жертвенник 342

XIV. А) О благодарных по Св. причащении песнях и молениях 354

Б) О Заамвонной молитве, или конечном Литургии заключении 357

В) О первых началах происхождения Антидора 360

XV. О Антидоре, когда он уставлен, по какому случаю и для чего? 363

XVI. А) О благословении людей, по раздаянии Антидора, Б) об отпуске 367

Книга о Храме—Симеона митрополита Солунского 375

 

 

«Бог, предивная творяй чудеса и великими воздаваяй «дарованиями с верою к Нему притекающим, да даст «мзду (как) чтущим сию книгу, (так) и послушающим; и «да сподобит их благия части, со всеми благоугодившими «Ему от века!» (Слова Софрония, святейшего Патриарха Иерусалимского, которого память 11 марта).

Сим святым желанием и свою книгу запечатлел составитель Иван Иванович Дмитревский, муж благочестивый и ученый. Родился он 16 сент. 1754 года в г. Михайлове, Рязанской губернии, обучался в Рязанской семинарии и Московской академии, после учительства в родной семинарии и секретарства в консистории в 1788 году переведен в Спб. на должность переводчика при Св. Синоде, откуда в 1790 году отправлен в Тамбовскую консисторию секретарем, где и продолжал службу по 1800 год: а в этом году поступил на службу при Московском университете и определен там учителем сперва Российского Этимологического. потом Латинского синтактического и Греческого Этимологического классов. В 1805 году пожалован чином Коллежского Ассессора и от службы уволился. Vмер в Рязани семидесяти пяти лет от роду, 2-го апр. 1829 года. Особенно известно и достойно известности его «Изъяснение на Литургию», которое в первый раз издано было в Москве 1804 г., и затем несколько раз; о других его сочинениях см. в «Обзоре Русской Духовной Литературы» Филарета, Черниговского архиепископа.

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.