Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Житие прп. Авраамия Ростовского

763

О мнимом основателе монастыря преп. Аврамии сейчас ниже.

2. Петровский, находящийся также за городом, в полуверсте далее от Богоявленского. Также неизвестно—когда основан, но не позднее конца XII века (Пахомий, поставленный в епископы ростовские из игуменов Петровских в 1214 г., был игуменом монастыря 13 лет,— Лаврент. лет. под 1214 и 1216 гг.—Житие преп. Петра, царевича Ордынского, о котором скажем в следующем периоде, легендарно усвояет основание монастыря сему последнему).

 

В Ярославле:

3. Спасский, основанный князем Ростовским Константином Всеволодовичем в 1216 г. (Лаврент. лет.: в сем же году заложена и его каменная церковь).

 

О мнимом основателе Богоявленского монастыря преп. Аврамии.

Основание Ростовского Богоявленского монастыря усвояется преп. Аврамию, который будто бы жил при великом князе русском Владимире святом, т. е. крестителе Руси, и при удельном Ростовском князе св. Борисе...

Житий преп. Аврамия известно три и именно в отношении к объему — пространное, среднее и краткое. Между этими тремя житиями действительное житие есть среднее, а что касается до остальных двух, то краткое есть проложное сокращение среднего или действительного жития, а пространное есть позднейшее его распространение, сделанное не ранее конца XVII—начала XVIII века (Списков краткого жития. Нач. «Преподобный отец наш Аврамий бе родителю благочестиву сын», весьма много. — преосв. Макарий, Истории т. I, изд. 2 стр. 269, указывает их 12, у нас под руками из библиотек Академической и Лаврской — 8; по одному списку Румянцевского Музея XVII в. оно напечатано в Памятниках Кушелева-Безбородко, I, 221. Списков среднего или действительного жития, Нач. «Еже удивлятися (удивитися) святых трудом добро», преосв. Макарий ibidуказывает два, у нас под руками еще один — Лаврской библиот. № 657. Указанное нами взаимное отношение двух житий совершенно явствует из их взаимного сличения. О пространном житии, представляющем собою позднейшее литературное произведение, скажем ниже).

Передадим среднее или действительное житие преп. Аврамия, по возможности близко держась подлинника и в нужных случаях воспроизводя его дословно. Аврамий, по мирскому имени неизвестный, ро-

 

 

764

дился в пределах Галичских, в городе Чухломе (ныне Костромской губернии), от благочестивых родителей. Наказанный от последних книжному учению и наученный благочестию, он пребывал в страхе Божием от младых ногтей, ходя во всяком смирении и простоте, любя чистоту душевную и вместе и телесную. Еще в хоном возрасте оставил он родителей своих и мирский мятеж и взяв крест свой последовал Христу: всего себя хотя представить Богу, он пошел искать в честных и чудотворных обителях жилищ святых. Обошед и соглядав «места довольна», он пришел в славный Великий Новгород, где соглядал «вся спасения и чудотворная места многонародна суща и по Бозе живуща»: но помянув глас оный, еже бегати от человек и спастися, он захотел водвориться в пустыне и пришел к великому озеру Ладожскому и там нашел обитель, называемую Валаам, в которой и поселился для обитания. Полюбив удаленное от города место и видя устроение в братии, он просил игумена монастыря сподобить его ангельского образа, каковой по приказанию последнего и был на него возложен. В монастыре Валаамском, упражняясь во всяких монашеских подвигах. Аврамий пробыл «лета довольна»; но потом он начал быть почитаем и славим и от некоторых называться пастырем. Не хотя сего слышать и бегая чести, он ушел из монастыря в «незнаемые страны» — по благословению Божию пришел в город Ростов, где начал обитать, составив себе малую «колибицу» или келью при озере. К нему начали приходить для духовных собеседований благоразумные и богобоязненные люди, а некоторые желали и жить с ним, почему и не желая он стал начальником иноков. Вдав себя на большие подвиги и чудес обогатився благодатью, т. е. удостоившись дара чудотворений, Аврамий сокрушался духом и проливал слезы о том, что в Ростове прелесть идольская еще росла в нечестивых душах, именно — что Чудской конец города, омраченный деянием бесовским, покланялся каменному идолу Велесу, в котором жил злой бес, творивший злым своим омрачением мечты и страшилища христианам, так что путем близь него никто не смел ходить. Видя таковую прелесть в несмысленных людях и возревновав ревностью Илииной, Аврамий обратился с молитвою к Богу, чтобы Он дал ему силу разорить многокозненного идола; но Господь, искушая веру святого и готовя ему большее прославление, не внял его молитве: Аврамий пытался разорить жилище бесовское и не мог, ибо «не дадяше близь себе прийти окаянный той волшебством своим». Когда (после напрасных попыток) Аврамий сидел в скорби, видит он идущего к нему некоего старца, благоговейного образом. Сретив его, взаимно с ним приветствовавшись и взяв от него благословение, Аврамий начал спрашивать его: откуда идет и коей есть страны, и получил в ответ, что он родом от Царяграда и пришлец на его (Русской) земле. На взаимный вопрос

 

 

765

старца: для чего сидит скорбный близь сего многострастного идола окаянного Велеса, Аврамий рассказал ему, как просил у Бога помощи на разорение идола и не был услышан в своей молитве. Тогда старец сказал Аврамию: если хочешь, отче, получить желаемое, то иди к Царюграду и там отыщи в городе дом Иоанна Богослова и войди в дом его и помолись образу его,—не выйдешь из него тощь, но получишь желаемое, а если не пойдешь в дом Иоанна Богослова, то не получишь желаемого. Когда Аврамий начал печалиться о продолжительности пути, старец отвечал, что Бог прекратит путь его малым временем. Исполнившись Духа Святого и взяв благословение у старца. Аврамий отправился в путь, не помышляя об его долготе; но когда он перешел реку Ишню (текущую с Московскую сторону Ростова, от города верстах в 3, а от Богоявленского монастыря или от того места, с которого Аврамий отправился в путь, верстах в 5), то сретил «человека страшна, благоговейна образом, плешива, взлыса, брадою круглою великою и зело благоговейна суща», имеющего в руках трость. Аврамий пал пред ногами его и поклонился ему, а он спросил Аврамия, куда идет. Выслушав ответ последнего, страшный муж сказал ему: «иди назад, старче, возьми трость мою, приступи к идолу Велесу, избоди тростию сею во имя Иоанна Богослова и обратится в прах окаянный». — после чего стал невидим. Исполнившись страха и радости, Аврамий возвратился назад, тотчас невозбранно приступил к идолу и обратил его в прах, прободши его тростию во имя Иоанна Богослова. Аврамий прославил Бога, давшего победу на диавола и на действо его, поведал обо всем сем «в то время епископу сущу Феодору» и с его благословения на месте стретения Иоанна Богослова поставил церковь во имя последнего, «иже суть (sicи до сего дне», а на том месте, где прежде был идол Велес, возградил церковь малу во славу Христова Богоявления, поставил келлии и призвал мнихов и «сотвори обитель свою общину» (устроил в монастыре общежитие). В первое время Аврамий принял много огорчений от (соседних) зломышленных и неверных жителей, пытавшихся то разорить, то сожечь его монастырь; но не по многом времени они были приведены им ко Христу и все от мала и до велика крестились, после чего многие из новокрещенных отроков, внимая наставлению преподобного, тайно оставляли домы родителей, приходили к нему в монастырь, и постригались в монахи. Когда умножилось число монахов. Аврамий создал великую церковь (вместо первой малой) и украсил ее как невесту Христову чудными иконами и святыми книгами. «Князи же Ростовстии начата веру велику имети к отцу своему Аврамию и к монастырю его и к всем мнихом и имениа многа даяху на строение монастиреви и села даяху монастырю, всем мнихом на потребу, нищим на прокормление». Преподобный же епископ Феодор, видя множащуюся братию в обители

 

 

766  

святого, благословил их (иноков) и любовию помогал им, о всем подавая совет к стезям спасения. «Последи же совет сотвори епископ Иларион с великим князем Владимером и с князем с Борисом, дабы сотворили архимандритью ту обитель и с советом абие понудиша святого и святивше поставиша преподобного Аврамия архимандритом». Этим кончается в житии биография Аврамия; затем следует рассказ об одном особенном и чудесном событии из его жизни, именно—о посрамлении им многокозненного беса. Старый ненавистник добра творил пакости святому во дни и в нощи, но не в состоянии был устрашить его своими мечтами; один раз, когда Аврамий, готовясь совершить божественную литургию, прочел молитвы к святому причащению и хотел по обычаю умыть руки, бес вошел в умывальницу, чтобы сотворить ему запятие водою; но преподобный уразумел кознь вражию, взял честный крест, положил его на верх сосуда, кругом сосуда оградил крестным знамением и таким образом заключил в нем беса. «Бысть же обычай ту (т. е. в Ростове) сущим князем» всякий день исходить в поле на ловы, причем возвращаясь в город они заходили в монастырь святого, чтобы поклониться церкви его и принять от него благословение. Один раз по обычаю «приидоша князи» в келлию к преподобному и не застали его в ней, ибо он находился в поварне, моя власянипы на братию. Дожидаясь его прихода (и рассматривая находящееся в келлии), князья с недоумением увидели умывальницу, накрытую крестом; один из князей взял крест, чтобы знаменаться им, чем и дал возможность бесу освободиться из своего заключения. Встретив Аврамия, идущего в келью, бес начал поносить его и с угрозою сказал: «как ты заставил меня мучиться силою невидимого Бога в твоем жалком сосуде, так и я скоро наведу на тебя лютейший ков и сделаю тебя посмешищем для всех видящих тебя, будешь посажен на пегую кобылу без седла и обут в женские красные башмаки и другого зла много сотворю тебе». Приняв образ воина, бес явился «к великому князю Владимеру в град Владимер» и начал клеветать ему на Аврамия, говоря: «господине царю, хощу ти тайну поведати велику, твоему державству достойну: есть в твоей державе, царю, в граде Ростове, мних некий, Авраыий зовом, волхв сый, образом творяся, яко свят, прельщаше люди, смирен ся творя, обрете влагалище велие в земли, сосуд медян полн злата, достоин твоему господству, имже бо сосудом златым (sic) и поясом златым и чепем немощно цене (sic)предати, сребру же и иным неким драгим вещем немощно исповедати. и тем сокровищем монастырь созда и церковь велию постави, а твоему господству не поведа». Великий князь Владимир, разжегшись тяжким гневом на преподобного, послал по него лютого воина, наказав ему взять Аврамия, в чем его застанет и не говоря ему ни слова. Посланный воин застал Аврамия

 

 

767

стоящего на келейной молитве после соборного пения и взял его входной власянице и необутого. На дороге, на другой стороне озера, они встретили крестьянина, ехавшего на пегой кобыле и имевшего в руках красные женские башмаки: воин посадил Аврамия на кобылу в обул в башмаки, чем и исполнилось пророчество беса. Великий князь Владимир приказал поставить перед собой Аврамия и мнимого воина, его соперника-, но когда последний начал повторять свою клевету, Аврамий силою Божией заставила, его открыться пред князем, что он есть бес Зефеус, искони ненавидяй добра роду человеческому, паче же иноком боящимся Бога», после чего немедленно исчез. Видя случившееся, великий князь Владимир объят был страхом и со слезами начал прост прощения у старца и пр. и пр. Получив прощение и наказанный Аврамием духовно (в обращениях ккнязю Аврамий постоянно называет его «царю» и «самодержавный царю»), великий князь «много, имения власть ему на устроение церкви и на создание монастыря, и домы и села и водные угодья многи подаст монастырю, и устрой его своим монастырем и учини его высша всех обителей, иже суть в Ростове,и многи рабы пода с дом святому Богоявлению, и грамоты многи подасть жалованные, иже суть и до сего дне». Отпущенный великим князем Владимиром с великою честью, преподобный Аврамий пожил в своем монастыре в великом смирении и отошел к Господу в старости доброй, 29 октября (не указанного в житии года).

Итак, Ростов, крещенный уже, но только не совсем сполна,— Аврамий. возводимый в архимандриты области Ростовской.—многие обители в Новгороде, Ростове и во всей северной России,—благочестивые родители в городе Чухломе Галичской области, — великий князь, имеющий пребывание во Владимире. — многие князья в Ростове: все это несомненно никак не времена святого Владимира. С другой стороны, два первые Ростовские епископа Феодор и Иларион,—великий князь Владимир и удельный Ростовский князь Борис. Что жезначит это, как примирить непримиримое и до нелепости противоречащее (Владимир в столице Владимире)? Примирить, очевидно, невозможно, ибо вчера и сегодня нельзя соединить в один день. Следовательно, в житии другое нечто. Это другое нечто может быть только одно, именно—что несоединимое соединила в житии позднейшая рука, которая прибавила в нем одни времена к другим. Древнего никогда не переделывают в новое, наоборот новое всегда переделывают в древнее, и следовательно не может быть никакого сомнения на счет того, что есть в житии привнесенное позднейшею рукой. Какой-то злонамеренный невежа, а очень может быть даже, что и просто шутник, вставил в житии имена епископов Феодора и Илариона, великого князя Владимира и князя Бориса, — и в этом вся нехитрая загадка. К счастью, фальсификатор был слишком невежествен или не хотел шутке придавать характера

 

 

768

злостного: сделав вставку, он не произвел в житии соответственных изменений, не подверг его соответственной переработке; учинив в нем нечто в роде того, что человека, одетого всермягу и лапти, украсил щегольскою бальною шляпою, он оставил нам полную возможность видеть истину. Эта простая истина, если бы кто не хотел признать ее на основании только соображений, открывается и из сличения среднего или действительного жития с житием проложным, сокращенным из первого. в немногих известных списках среднего жития, которое мы изложили сейчас, во всех стоят имена епископов Феодора и Илариона и князей Владимира и Бориса; но между многими известными списками краткого жития, есть некоторые, в которых этих имен не читается и в которых об епископах и князьях говорится безименно: таковы нам известные списки—Лаврские в №№ 649 и 693 и печатный в Прологе. Из этого ясно, что вставка имен в среднем дли настоящем житии сделана была уже после того, как из него сокращено было проложное, — что, быв распространена потом и по спискам сего последнего, она однако попала не во все.


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.