Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец. От чего зависит успех в жизни?

СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ АЛЕКСИЙ ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ

 

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, был избран главой нашей Церкви, несомненно, по Божиему предопределению в то трудное время, когда раздиралось тело единой Святой Руси. Точнее, титул его звучал иначе — митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Святитель Алексий особенно много сделал для укрепления Москвы как столичного града, центра Русской Церкви, но и «до последняго своего издыхания»1 боролся за единство Русской Православной Церкви, за сохранение связей с ее южной столицей — первопрестольным Киевом.

Митрополит Алексий жил в сложном XIV веке, когда Отечество наше находилось в самых тяжких за всю свою историю условиях. С одной стороны, земля наша была захвачена восточным врагом — Ордой. С другой стороны, воспользовавшись этим грозным нашествием с востока, наши противники с запада стремились окончательно раздробить Русь и разделить Русскую Православную Церковь. Большая часть Руси, включая первопрестольный Киев, была разорена и находилась под неусыпным контролем и наблюдением внешних сил. Пресеклась независимая и самостоятельная жизнь древнего Русского государства, некогда могущественного, принявшего православную веру и объединявшего многие народы.

Татары разгромили столицу Руси — Киев, мать городов русских, и глава Русской Церкви не мог оставаться в этом городе,

1 Благодарственные молитвы по Святом Причащении, 2-я молитва св. Василия Великого.

140

 

 

который постоянно подвергался вражеским набегам. В силу этих обстоятельств Первосвятительская кафедра Промыслом Божиим была переведена из Киева вначале во Владимир-на-Клязьме, дабы обеспечить митрополиту всея Руси хотя бы скромное, но безопасное бытие и возможность управлять Церковью. А затем, опять-таки по Промыслу Божию, кафедра русских Первосвятителей переместилась в град Москву.

О святителе Алексии написано немало исторических трудов, в которых пред нами предстает муж государственного ума, огромной силы духа, человек, внесший особый вклад в историю нашего Отечества. Многие оценивают святителя Алексия как мудрого государственного и церковного политика, и это действительно так. Одной из важнейших задач, стоявших перед ним, было сохранение единого пространства Киевской Руси.

В то самое время из-за сильного политического влияния Запада началось расшатывание церковного единства Святой Руси. Внешние силы стремились навсегда оторвать западную и особенно юго-западную часть Руси. Эти силы были могущественны и в военном, и в политическом, и в материальном отношении. Многим искушениям поддался тогда наш народ, на многие лживые слова ответил действиями, которые ослабили единство Святой Руси. В процесс разрушения единого духовного пространства по злой политической воле включились и некоторые немудрые и недальновидные церковные деятели.

Святитель Алексий понимал, какая огромная опасность нависла над Русской Церковью. Он предпринимает усилия для того, чтобы получить поддержку Константинопольского Патриарха, ибо в то время Русская Церковь входила в состав Церкви Константинопольской, и ему это удается. Невзирая на многие и сложные политические интриги, в которые были втянуты и церковные деятели, жившие на западе и юго- западе Руси, он направляется в Константинополь к Патриарху и в результате состоявшихся переговоров обретает титул

142

 

 

митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Это была великая победа святителя.

С большими трудностями митрополит Алексий вернулся на Русь. Пересекая Черное море, он попал в бурю. Ветер был столь силен, что почти не оставлял шансов выжить, и тогда святитель дал обет: если он вновь ступит на Русскую землю, то почтит память святого того дня, когда это произойдет, строительством храма в его честь. И мы знаем, что позже митрополит Алексий воздвиг дивный монастырь, посвятив обитель Образу Спаса Нерукотворного, в день празднования которого произошло чудное избавление. Этим монастырем является Спасо-Андроников монастырь града Москвы.

Святитель Алексий был, выражаясь современным языком, человеком очень влиятельным в нашем Отечестве. При малолетнем князе Димитрии, будущем Донском, от имени отрока он практически руководил Русским государством. Не только церковное, но и гражданское управление Русью во многом сосредоточилось в его руках. Святитель, конечно, никогда формально не занимал место главы государства, но был высшим авторитетом.

В те времена Церковь имела очень большое значение в жизни Русского государства и нашего народа, и прежде всего потому, что она одна оказывала огромное духовное и нравственное воздействие на людей, формируя наилучшие черты нашего национального характера, укрепляя людей в понимании того, что высшей ценностью для человека является Бог, воспитывая благоговейное отношение к Творцу и милосердное отношение к ближнему. Эта система ценностей стала именоваться Святой Русью, потому что в жизни именно нашего народа в то время святость стала главной ценностью, основным целеполаганием в жизни. И поддерживалась эта система ценностей в первую очередь жертвенным и мужественным пастырским служением Церкви.

143

 

 

Церковь осуществляла свою проповедь, побуждая человека к святости в личной жизни, в семейных отношениях. Особое историческое значение святителя Алексия заключается еще и в том, что он стремился пронизывать христианским духом не только духовную, но и общественную, и политическую жизнь страны.

Но, имея огромное влияние на жизнь всего русского общества и государства, святитель никогда не переходил опасной черты — он никогда не имел притязаний на светскую власть и никогда не пытался насаждать учение Христа и воспитывать народ средствами этой власти.

Русской Церкви, несмотря на огромный авторитет, который она имела в народе, удалось избежать опасного соблазна — стать частью светской власти и осуществлять пастырское служение силой принуждения, свойственного государству. Именно поэтому наша Церковь и избежала всех тех опасных последствий, которые имели место прежде всего на Западе, где Церковь прочно связала себя с механизмами светской власти, вовлекаясь в политическую борьбу, не свойственную Церкви.

Святитель Алексий сознавал свою ответственность за всю Русскую Церковь. Единая Святая Русь есть величайшее наследие князя Владимира Крестителя. Митрополит Киевский и Московский Алексий напрягал все силы для того, чтобы сохранить духовное единство русских земель, когда многие внешние силы работали на то, чтобы никогда более не было этой единой Руси.

Одной из главных забот митрополита стало недопущение отделения первопрестольного града Киева от русского Православия. Всей душой он стремился посещать и разгромленный, разрушенный Киев, и другие близкие его сердцу епархии южной и юго-западной Руси, предпринимал всевозможные усилия, но это становилось все более и более затруднительным.

144

 

 

Внешние силы, действовавшие с запада, препятствовали святителю, он не мог в полной мере совершать в той части единой и неделимой Русской Церкви свое первосвятительское служение.

Можно представить себе, какой скорбью горело его сердце! Но он молил Господа о сохранении единства Руси, и мы знаем, что при его жизни не произошло никаких потрясений — они случились позже. Святитель Алексий вошел в историю Руси и в историю Церкви нашей как хранитель, сберегатель единства Руси и единства Русской Православной Церкви.

Другая важная забота митрополита Алексия сводилась к тому, чтобы оградить страну нашу, народ и Церковь от притеснений Орды. Поскольку на Руси еще не было сил, способных противостоять в открытой брани татаро-монголам, необходимо было, используя дипломатические средства, убедить хана не нападать на Русскую землю. Святителю Алексию удалась и эта почти невозможная задача! Он ездил в Орду, выполняя сложную государственно-дипломатическую работу. Словно в продолжение дела святого благоверного князя Александра Невского он трудился не покладая рук, желая предотвратить нашествие Орды, дать мир и покой нашему Отечеству. Это было очень важно для накопления и материальных, и военных, и духовных сил, чтобы уже при воспитаннике митрополита Алексия — святом князе Димитрии Донском — Русь смогла разгромить Мамая на Куликовом поле, начать освобождаться от рабства...

Тот, кто изучает лишь внешнюю сторону деятельности святителя Алексия, может спросить: почему же он причислен к лику святых? Не все разумные политики и мудрые дипломаты прославляются в лике святых, не все иерархи сподобляются быть канонизированными. Но этот выдающийся церковно-политический деятель средневековой Руси был действительно святым человеком.

145

 

 

Сама его жизнь была удивительной: пятнадцатилетним отроком он уходит в Богоявленский монастырь Москвы и в течение двадцати лет проходит послушание под мудрым водительством старцев, укрепляя себя в молитве и одновременно изучая светские науки. Овладевая тайнами духовной жизни, он работает и над воспитанием своего разума, проникая в глубину богословских наук и совершенствуя свою общую ученость, усваивая знания, необходимые в те времена для полноценного служения Церкви и народу Божиему. Вот почему митрополит Феогност, заметив способного и благочестивого молодого иеромонаха, поручает ему особое, сложное дело — возглавлять Церковный суд. В течение почти пятнадцати лет святитель совершал это служение. А позже все тем же митрополитом Феогностом он был возведен на кафедру святителей Владимирских, имевшую в то время важное значение ввиду того, что, прежде чем кафедра митрополита и великокняжеский двор переместились в Москву, Владимир был столицей нашего государства. И когда митрополит Феогност скончался, на Первосвятительский престол тотчас же был избран святитель Алексий Владимирский, потому что он обладал авторитетом, уважением, знаниями; а самое главное — Церковь знала, что он великий молитвенник пред Господом, умевший сочетать в себе и ревностную веру, и личное благочестие, и послушание Церкви, и сердечную молитву, и успешные труды во благо Церкви и Отечества.

Замечательное событие произошло однажды в жизни митрополита Алексия. Когда он отправился в Орду, хан предложил ему исцелить слепую ханшу. Можно себе представить, что это означало для святителя Алексия! Ведь он никогда никого не исцелял. Святитель был человеком уважаемым, любимым, но не чудотворцем. Он понимал, что от того, что произойдет там, в Орде, будет зависеть будущее страны и Церкви. И никакие дипломатические способности ему не помогут, никакая

146

 

 

человеческая мудрость не спасет, потому что задача стоит конкретная: исцелить слепую, а ведь медицина тогда не могла этого сделать. И что же? Силой Божией он привлекает такую благодать Духа Святого, которая исцеляет болезнь ордынской ханши Тайдулы, и она прозревает. Это чудо сильнее всякой дипломатии, сильнее всякого воинства защитило нашу страну и нашу Церковь и хоть и на время, но приклонило милость хана к земле нашей. Как же святитель исцелил слепую? Откуда взялась такая чудотворная сила молитвы? Она возникла из недр его духовной жизни. От людей, видевших в нем только правителя земли Русской и главу Церкви, была сокрыта та глубинная духовная сила, которая формируется не силой человеческой, не успехами в управлении и руководстве, а лишь внутренним, духовным подвигом. Исцеление Тайдулы явилось свидетельством пред всеми этого внутреннего, духовного подвига святителя Алексия. Вот поэтому после своей кончины он был причислен к лику святых. А через 53 года, когда его гробница была вскрыта, обнаружили нетленные мощи святителя, которые стали еще одним доказательством святости его жизни.

Мощи митрополита Алексия пребывают в Успенском соборе Москвы и даруют обильные исцеления и милости многим, кто к ним притекает. Через живое духовное соприкосновение с прославленными мощами великого святителя мы прикасаемся к святости его жизни, к его жизненному подвигу.

В дни, когда Церковь вспоминает святителей — святых иерархов, угодников Божиих, читается текст из Евангелия от Луки (см.: Лк. 6, 17-23), который содержит избранные заповеди блаженства. В Евангелии от Матфея перечислены все заповеди, а в Евангелии от Луки — лишь избранные. Какие же заповеди блаженства избрал святой апостол Лука для своего повествования? Он приводит лишь те заповеди, которые связаны с человеческой скорбью, со страданием

147

 

 

человеческим. Блаженны нищие духом, то есть те, кто уничижает себя, кто смиряется. Блаженны алчущие... блаженны плачущие... блаженны изгнанные за Сына Человеческого (Лк. 6, 20-22). Не случайно мы читаем в день памяти святителей именно этот текст — избранные заповеди блаженства помогают понять смысл архиерейского служения, смысл святительского подвига, который внешне окружается благолепием и красотой, почитанием и любовью, но внутренне являет собой великое крестоношение.

Святитель Алексий в полной мере исполнил эти заповеди. Вся его жизнь проходила в скорбях, в испытаниях. Он смирял себя, уничижал, в смирении шел в Золотую Орду и смирением своим и силой Божией смягчал сердца тех, кто в любой момент мог принять решение о принесении новых страданий земле Русской. Он алкал правды и взыскал ее. А чем иным можно объяснить его стремление на юг Руси — туда, где господствовали иные внешние силы, — как только желанием утвердить правду о том, что вся Святая Русь есть единое духовное пространство, по воле Божией, а не по воле политиков сохраняющее свое единство? Наверное, святитель и плакал много, но не слезами слабости и не слезами, которые являются результатом расстроенной нервной системы. Он плакал чистыми слезами молитвы — той молитвы, которая, несомненно, достигала Престола Божия и отображалась в великих деяниях святителя.

Ни о какой радости в этом отрывке Евангелия от Луки и речи нет — речь идет о скорбях этой жизни. Но почему же тогда употребляется слово «блаженны»? Да потому, что скорби разрешаются радостью. Скорби, принятые во имя Христа, разрешаются великой радостью — и не только на небесах, но и здесь, на земле, потому что человек, живущий по совести и проходящий скорби ради Христа, обретает от Него великую силу и поддержку, которую не могут поколебать никакие силы

148

 

 

мира сего. Именно эту радость, эту поддержку, несомненно, ощущал и святитель Алексий, и никакие скорби — ни внутренние, ни происходившие из-за рубежей Руси — не могли поколебать его в осознании своей правоты и в исполнении своего долга.

Чему же учит нас пример святителя Алексия? В первую очередь это пример для иерархов нашей Церкви, для духовенства и для правителей земли нашей, которые призваны решать множество каждодневных задач, стоящих перед ними. А эти задачи не всегда исключительно духовные. Много сил и времени, в том числе и у иерархов нашей Церкви, уходит на решение вопросов, касающихся обустройства церковной жизни. Наверное, так же много времени и сил уходило на разрешение подобных вопросов и у святителя Алексия, но он жил внутренней, глубоко духовной, молитвенной жизнью и государственные, и церковные вопросы мудро решал, опираясь на свой духовный опыт.

Однако будет ошибкой считать, что святитель Алексий — пример только для иерархов и государственных деятелей. Он — пример для всех священнослужителей, для мирян, для всего нашего народа. Он — пример того, как внутренняя, сокровенная духовная жизнь дает человеку силы для исполнения его внешних дел — профессиональных, семейных, общественных, любых, — с которыми он сталкивается по роду службы или по стечению обстоятельств. Только тогда мы можем быть успешными в нашей жизни, когда есть успех в жизни духовной.

Иногда кажется, что это вовсе не так, что и малодуховный человек может быть успешным политиком или государственным деятелем либо какой-нибудь священнослужитель, мало заботящийся о молитве, о своей внутренней жизни, может быть успешен в тех внешних делах, которые он совершает. Это глубочайшее заблуждение, потому что Богу было угодно так соединить духовное и материальное в человеческой природе,

149

 

 

что они действительно представляют собой сообщающиеся сосуды: и энергетический уровень в сосуде духовном будет соответствовать уровню в сосуде материальном...

Величайшая истина и мудрость жизни открываются нам через пример святителя и чудотворца Алексия.

Сколько грязной лжи, беззаконных слов обрушивалось на него со стороны врагов Руси только потому, что он, будучи верен своей присяге и осуществляя в жизни служение, заложенное в его титуле, нес подвиг крестный, желая восстановить единство Церкви Русской, сохранить единство Святой Руси!

Порой, когда на нас обрушиваются клевета, потоками льется человеческая злоба, мы задаемся вопросом: «За что, Господи? Я не сделал ничего такого, чтобы люди покрывали мое имя ложью». Наверное, по-человечески скорбь может быть у каждого архипастыря, у каждого священнослужителя, у каждого верующего, ведь всякий проходит через скорбные обстоятельства, нередко связанные с несправедливым, лживым и клеветническим отношением к нему со стороны других. Как надрывается тогда сердце и пытается искать правды, обращаясь к тем или к другим в надежде, что человеческая поддержка решит проблему и будет явлена справедливость!

Слова апостола Павла, которые раскрывают суть подвига Самого Христа Спасителя, развеивают и лишают основания такое отношение человека к страданиям: Он (Спаситель) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2,8-11).

Сам Господь Иисус Христос, будучи безгрешным, был оклеветан, оболган, более того, взят под стражу, мучим и распят на Кресте. Какое человеческое страдание может сравниться с этим страданием? Ведь каждый из нас все же сознает: «Я как

150

 

 

человек в чем-то согрешил и за грехи свои получаю Божие наказание»; а безгрешный Господь принял на Себя человеческую злобу, неправду и клевету и не искал помощи, не искал поддержки ни у сильных мира сего, ни у друзей Своих, ни даже у апостолов, самых близких Ему людей. Он смирил Себя... даже до смерти, и смерти крестной, а потому Бог и превознес Его.

Это послание апостола Павла мы — архипастыри, пастыри и весь верующий народ — должны хранить в своих сердцах. И пусть ни клевета, ни злоба человеческая не смущают нас, ибо если все это было направлено против безгрешного Спасителя мира, то кольми паче против нас, грешных и недостойных рабов Его!

Еще раз хочу отметить, что сказанное имеет отношение к каждому верующему человеку, ибо нет среди нас ни одного, кто не испытал бы на себе человеческой неправды, зависти, лжи, клеветы. И осознание того, что Господь в одном ряду вместе с нами, что и Он, безгрешный, прошел через все эти испытания, должно наполнять нас великой силой, способной сохранить наш внутренний мир, а вместе с миром и готовность сопротивляться злу, лжи и диавольским наваждениям, смиренно и с духовной силой осуществляя то призвание, которое вручает Бог всем членам Церкви — и архиереям, и священнослужителям, и благочестивым мирянам. В этом и заключается сила христианина, в этом — наша непобедимость, потому что вместе с нами Господь, не только научивший нас, как следует вести себя в этом мире, но и явивший нам великий пример несения страданий от человеческой несправедливости и одновременно пример того, как обретает милость в очах Божиих тот, кто с верой и надеждой на Бога проходит жизненные испытания.

К уже упоминавшемуся небольшому отрывку из 6-й главы Евангелия от Луки присоединяется еще несколько стихов, которые логически с ним связаны. В одном из них мы находим

151

 

 

удивительное свидетельство: Горе вам, если все люди... говорят о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26). Удивительные слова, исполненные огромного внутреннего смысла и силы. Горе вам, если все говорят о вас хорошо! Действительно, как же могут все говорить хорошо, когда блаженны те, кто изгнан за Сына Человеческого? Ведь те, кто будет гнать за Сына Человеческого, никогда не скажут о нас хорошо, иначе бы они и не гнали нас.

Горе вам, если о вас все говорят хорошо! Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. Ничего не изменилось со времен святителя Алексия! Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам.

Любая проповедь слова Божия, которая делает его актуальным, которая доходит до сознания людей, устремляет их внимание к подлинным целям и ценностям жизни, которая возвышает человека в понимании того, что перед Богом он должен дать свой ответ, — такая проповедь немедленно сопровождается либо игнорированием, замалчиванием, либо поношениями и скорбями. И то, что сегодня происходит, о чем многие из нас хорошо знают, по сути не отличается от происходившего во времена святителя и чудотворца Алексия.

Наученные этой историей, наученные словом Божиим, будем стараться различать духов, особенно же различать лжепророков (см.: 1 Ин. 4, 1). А это различение возможно только тогда, когда мы живем с Богом в Церкви, когда мы слышим Божественное слово, когда мы укрепляем себя святыми таинствами, когда мы становимся сильнее всех в мире, потому что наша сила есть сила Божия, оплодотворяющая верных через таинство Святой Евхаристии...

152

 

 

Мы сугубо молимся святителю Алексию сегодня — в то время, когда происходят тяжелые события и перемены в жизни украинского народа. Мы молимся, чтобы эти перемены не разрывали единого духовного тела и пространства Святой Руси; чтобы святитель Алексий, предстоя Господу, просил Спасителя мира уберечь историческую Русь от духовных разделений и вражды, Церковь нашу сохранить в единстве, соединить с ней всех тех, кто по разным политическим и иным обстоятельствам от нее отделился. Мы просим у него ходатайства пред Богом и о Киеве, и о Москве и верим, что великий угодник Божий, на опыте своей земной жизни знавший, как тяжела боль разделения братьев, будет ходатайствовать пред Господом об исцелении всех наших болезней и скорбей.

Дай Бог, чтобы мы помнили, что единственное предназначение Церкви — это спасение людей; и все, что она делает, в том числе и во взаимоотношениях с обществом и государством, она делает и должна делать только ради спасения людей, чтобы приблизилось Божие Царствие, чтобы каждый в своем сердце реально почувствовал прикосновение Божественной благодати и ответил на это прикосновение чистотой веры и жизни.

153


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.