Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Равноапостольные братья Мефодий и Кирилл. Без прошлого не может быть будущего

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ БРАТЬЯ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ

 

Более тысячи лет назад два святых равноапостольных брата Кирилл и Мефодий совершили великое дело, которое продолжает жить поныне. Это дело заключалось в том, что они создали нашу азбуку, грамматику, а значит, литературный язык. Они дали нашим далеким предкам возможность письменно общаться друг с другом, читать великие источники знаний, в первую очередь слово Божие, Книгу книг, Книгу жизни — Библию, которую они перевели на славянский язык.

Святые братья заложили основу духовного бытия славян, передали нашим предкам великое сокровище святой православной веры. Создав литературный церковнославянский язык, Кирилл и Мефодий органически включили проповедь о Христе в огромное культурное делание. Изначально наша культура стала культурой христианской. Трудами святого Кирилла и его брата святого Мефодия Русь и другие славянские страны вошли в христианскую цивилизацию, причем не как подражатели, говорящие на чужих языках и мыслящие чужими мыслями, но как мощное творческое начало. Именно благодаря приобщению к мировой христианской цивилизации славяне и стали культурной силой на Европейском континенте.

Всякий раз, когда мы празднуем день священной памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — День славянской письменности и культуры, мы вспоминаем об истоках нашей веры и нашего благочестия. Благодарность за подвиг славянских учителей неизменно пребывает в наших сердцах.

Трудно переоценить то, что было сделано равноапостольными братьями... Мы знаем, что слово является средством

60

 

 

общения, без которого не может состояться человеческая личность. Науке хорошо известно, что, если ребенка с момента его рождения поместить в полную изоляцию и лишить возможности общаться с другими людьми, он не сможет стать полноценным человеком. Человеку помогает состояться как личности только общение с другими, и в первую очередь устное. Однако и письменное общение также имеет большое значение. Без письменного слова, письменной коммуникации не может формироваться общность людей, тем более такая общность, как государство. Поэтому, создав славянскую письменность, святые Кирилл и Мефодий создали условие для формирования славянских государств, в том числе и русского.

Взирая на то, что нас окружает, мы сознаем, что есть нечто общее, единое, принципиально важное, что было положено в основу и нашего государства, и всего славянского мира. История знает, что многие цивилизации, культуры и государства создавались в результате войн, конфликтов, борьбы. Удивительно, но в основе нашего исторического бытия лежало совсем другое: два брата, два ученых мужа из Византии, прибыв в славянские страны, принесли им азбуку, литературный язык и переведенный на этот язык текст слова Божия. Именно с этого момента начался рост духовной культуры и национального самосознания славян, стала развиваться письменность. Именно с этого момента началось обращение Руси в Православие, ибо святой Кирилл вместе с другими миссионерами из Византии проповедовал слово Божие и на территории исторической Руси — в Крыму.

В результате творческого действия святых братьев сформировалась вся наша национальная культура, сформировался и русский язык — язык межнационального общения многих народов, культурно и духовно принадлежащих к Русскому миру, выросла всемирно известная русская литература. Посредством письменного слова записывалась историческая

62

 

 

хроника, формировалась историческая память народа, на основании которой складывались нравственные и духовные системы, помогавшие оберегать людей, сохранять их единство.

Почему мы не перестаем говорить о подвиге жизни святых Кирилла и Мефодия, о значении их дела для последующих поколений? Они посеяли семена. А что такое семя? Семя — это некий геном, некая программа развития. Из семени вырастает дерево. Это дерево может быть гигантским, огромным, но оно развилось в соответствии с той программой, которая заложена в семени.

Слово Божие и стало тем семенем, которое бросили в древнеславянскую почву Кирилл и Мефодий. Создание церковнославянского языка преследовало совершенно конкретные цели: чтобы вместе с грамотой, образованием, культурой в сознание и душу славянских народов входили высочайшие, вечные и неизменные нравственные и духовные истины, которые не были сочинены и сформулированы людьми, пусть даже великими, но открыты нам Самим Богом Живым. Эти вечные и неизменные нравственные истины наш народ впитал разумом и сердцем вместе с языком и с культурой. Именно они сформировали систему ценностей, в которой воспитывались все последующие поколения славян, в том числе и наш великий народ.

Что же это за истины? Это те истины, которые помогают человеку оставаться человеком вопреки логике и жестокости окружающей жизненной реальности. Ведь именно в них содержатся величайшие прозрения духа, которые единственные могут определить возвышенное состояние человека, такие как любовь, милосердие, жертвенность, самоотдача.

Разве можно почерпнуть эти понятия из физического мира, из перипетий человеческой борьбы, борьбы за существование? Нет. Они есть лишь там, откуда пришло Божественное откровение, выраженное святыми равноапостольными Кириллом

63

 

 

и Мефодием на родном для славянских народов языке. Впитав эти высочайшие ценности, этот духовный и культурный «геном», люди стали развиваться в соответствии с заложенной в нем программой.

Конечно, огромное количество факторов влияет на развитие человека. Что греха таить — много было попыток изменить эту программу, вторгнуться внутрь этого «генома», разрушить его изнутри или засеять поле другими семенами, чтобы то, истинное, семя погибло. Мы знаем, что на реализацию этих замыслов бросались огромные средства — не только материальные, но и интеллектуальные, политические, организационные. Пока не получилось, крепкий духовный стержень нашей культуры, несомненно, сохраняется до сих пор.

Однажды рядом с домом, где я живу, упала огромная сосна. Она весила несколько тонн, выглядела так красиво! Мощное дерево, которому было больше двухсот лет. Когда эту сосну стали пилить, то оказалось, что ствол очень крепкий, сильный, жизнеспособный; и долго не могли понять, почему же сосна упала без всякого ветра или урагана. А потом оказалось, что всего в полуметре от земли ствол сгнил и отделил дерево от корней. И это могучее дерево, ровесник Наполеона, рухнуло, потому что перестало быть связанным с корнями.

Эта сосна — образ того, что происходит с человеком, с семьей, с народом, с государством, если разрушается связь с корневой системой, выросшей из семени. Не нужно никакого ветра, никаких землетрясений, никаких войн — и великая страна может рухнуть за несколько дней, — мы помним, как это произошло в 1990-е годы. Для того чтобы сохранить народ, государство, нужно не только любоваться мощным стволом древа, беречь плодоносящие ветви и собирать плоды, но и помнить и заботиться о корнях, потому что именно они удерживают дерево. Корни — это фундамент жизни, в том числе и жизни человека, жизни государства.

64

 

 

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — это те, кто, собственно говоря, и создал «корневую систему» нашей нации. Они пришли в славянские страны, чтобы проповедовать Христа. Но в отличие от других миссионеров, которые говорили исключительно по-гречески или даже по-латински, они, будучи просвещенными греками, поняли, что слово Божие нужно передавать людям непременно на их языке. А ведь письменности не было: ни грамматики, ни даже азбуки. Люди только говорили по-славянски! И святые равноапостольные братья стали создавать алфавит, а вскоре перевели на славянский язык самую важную книгу — Евангелие.

В этом и есть наш корень. Но если мы не будем помнить об этих корнях, если значительная часть населения России никогда в жизни не откроет Евангелия и не подумает над тем, о чем там сказано Самим Богом, вряд ли мы сумеем сохранить наше могучее древо нерушимым.

Проповедуя Христа, святые равноапостольные братья заложили основы нашей культуры. А культура, наряду с Церковью, и есть тот инструмент, который сохраняет и переносит во времени корневую силу и «геном», держащие древо нации. В этом сила культуры, и в этом же сила церковной традиции, потому что без передачи духовного и культурного «генома» из поколения в поколение, сквозь столетия и тысячелетия не может быть единого народа, связанного одной историей, одним языком и одной системой ценностей.

Как я уже сказал, в основе нашего исторического бытия — не война, не конфликт, не меч, но духовная культура. И мы должны всегда помнить об этом. И если великая духовная традиция будет жить в нашем народе, то будет существовать и сам народ. Остаться самими собой мы сможем только тогда, когда сохраним свои культуру, язык и веру...

С самого начала равноапостольные Кирилл и Мефодий были не только учеными мужами, не только замечательными

65

 

 

грамматиками, способными подъять, осуществить великий труд создания письменного языка, но они были просветителями. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия — соединение человека с Богом, освящение всей жизни, а значит, исключение из жизни всего того, что несут в себе грех и неправда.

Под словом «просвещение» обычно подразумевается свет. В наше время люди нередко задаются вопросом: а что такое свет? На этот вопрос может быть тысяча ответов — ведь сколько голов, столько и умов. Каждый по-своему ответит, что такое свет, что такое просвещение, и потому сегодня это слово почти утратило подлинное значение. В просвещение вкладываются разные смыслы, и мы знаем, какая битва идет сейчас во всем мире и в нашем Отечестве за эти смыслы. Чему учить детей? Какой свет, какие ценности нести народу?

Церковь обладает путеводной нитью, неразрывно соединяя два понятия — святость и свет. Святость и свет — это Божия правда, и если нравственным следствием просвещения являются освящение и возвышение личности, то это и есть подлинное просвещение. В этом случае невозможна подмена понятий, тьма не называется словом «свет», и всем очевидно, что тьма есть тьма, а свет есть свет.

Какова цель всякого просвещения? Что, собственно, нужно просвещать, высвечивать? Просвещать нужно ум и сердце человека. Если просвещается только один ум, а сердце пребывает во тьме, то человек может стать способным на выдумку и талантливым преступником. Если просвещается только сердце, а ум остается в темноте, то человеку трудно вписаться в ритм современной жизни и понимать то, что происходит вокруг него. Он поневоле уходит от этой жизни, и не всегда это полезно для человека, для его семьи и для окружающих.

66

 

 

Нужно просвещать ум и сердце — на этом настаивали наши просветители Кирилл и Мефодий. И если просвещение ума связано с образованием, наукой, то просвещение сердца связано с таким воздействием на человеческую душу, когда из нее исторгается зло. Просветить душу — значит исторгнуть зло, значит отдать ее во власть света.

Если именно так будет просвещаться наш народ, если сочетание высокого образования, научных достижений, широкого горизонта и эрудиции с духовной и нравственной доминантой жизни будет очевидным, тогда действительно к лучшему и очень быстро изменится жизнь нашего народа. А поскольку Россия — это держава, имеющая влияние на весь мир, то мы можем использовать такой опыт синтеза интеллектуального и духовного в нашем влиянии на мир, неся ему свое собственное послание.

Иногда нас спрашивают: каково ваше послание миру? Мы должны ответить: это сочетание знаний, интеллекта, образования и духовности. В этом сплаве — сила нации, сила народа. Именно это сочетание и определяет жизнеспособность государств.

И наша молитва сегодня о том, чтобы святые равноапостольные Кирилл и Мефодий приклонили милость Божию к народу нашему, к нашей Церкви, с тем чтобы она оставалась способной убедительно свидетельствовать миру о свете Божием, о святости и о просвещении, целью которого является возвышение человеческой личности. И дай Бог всем нам служить такому просвещению!..

Пример святых Кирилла и Мефодия всегда был для меня очень притягательным. Святой Кирилл не только умел убедить людей в правоте христианской веры, умел находить аргументы в диалоге с людьми иных культур, иных вер, иных взглядов, но и обладал невероятной силой духа, способностью к подвигу, огромными интеллектуальными и духовными силами, что

67

 

 

помогало ему так успешно осуществлять ту миссию, которая была на него возложена.

Святые братья соединили в себе высоту светского знания, положения в тогдашней Византийской империи с горячей верой и христианским призванием. Они соединили государственное и церковное, светское и духовное, культурное и религиозное. Благодаря этому синтезу они стали самыми выдающимися в истории православными миссионерами, потому что их слово содержало то, что было положено в основу культуры людей. Оно было глубоко духовным, несло в себе огромный нравственный заряд, оно содействовало как духовному, так и интеллектуальному и культурному развитию общества. Это и есть параметры христианской миссии.

Церковь несет свое слово миру для того, чтобы помогать каждому человеку, обществу и даже всей человеческой цивилизации сохранять систему нравственных координат, не путать добро со злом, ложь с правдой, свет с тьмой. Это слово помогает нам делать правильный выбор, когда он стоит перед нами. И это является величайшей способностью человека. Какой сегодня была бы человеческая цивилизация, если бы люди не теряли этой способности? Каким было бы лицо нашего Отечества, если бы наши предки, да и мы сами всегда были способны делать правильный выбор?

Миссия, которую несет Церковь миру, включает также и огромной силы культурный заряд, потому что главная цель миссии — это обновление человека, его воспитание, возрастание, его «культивирование». Слово «культура» как раз и происходит от «культивирования, возделывания». Как мы возделываем поля, так мы должны возделывать и свои души. Культура служит возвышению человека тогда, когда она нравственно ориентирована. И когда сегодня нам говорят, что культура и свобода могут существовать вне связи с нравственностью, что нравственность есть дело сугубо личное, что она не имеет

68

 

 

отношения к общественной жизни и является лишь делом свободного выбора человека, то это очень опасное греховное заблуждение.

Культура, потерявшая нравственное измерение, становится антикультурой. Общество, утратившее нравственную систему координат, превращается в волчью стаю, а человек разрушает свою человеческую природу.

Поэтому миссия Церкви есть миссия спасения, и не только во имя обретения жизни вечной, но и во имя преображения жизни настоящей, во имя полноты жизни и подлинного человеческого счастья, — вот те заветы, которые оставил Православной Церкви святой равноапостольный Кирилл и которые его брат Мефодий поддержал и укоренил в религиозной жизни славянских народов.

И сегодня, следуя их примеру, мы должны продолжать то дело, которое они нам оставили. Я верю, что молитвами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия миссия, осуществляемая Русской Православной Церковью, соответствует тем высоким задачам, которые сегодня стоят перед ней, и будет так же успешна, как была успешна и их собственная миссия.

То, что было посеяно святыми Кириллом и Мефодием, богато расцвело в нашей национальной культуре и в жизни нашего народа. Тот идеал, который проповедовали святые равноапостольные братья, стал идеалом и русской художественной литературы, и русской философской мысли. Это тот самый положительный идеал, на примере которого воспитывался и даже до сих пор, несмотря на попытки разрушить эти ценности, воспитывается наш народ.

Дай Бог, чтобы при всех обстоятельствах система ценностей, которая была заложена святыми Кириллом и Мефодием, усвоена культурой и народной жизнью, обогащена великим опытом всего народа, вошла в его плоть и кровь через радость

69

 

 

и через скорбь, через жизнь и через смерть; чтобы эта система ценностей всегда оставалась тем фундаментом, на котором должна строиться жизнь нашего общества. И как замечательно, что эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, близкой людям других традиционных религий нашей страны! На этом и основывается наша общность — на единой системе ценностей народов России.

Когда предыдущие поколения грудью встречали врага, желавшего поработить нашу страну, когда проходили через междоусобицы и даже через годы беспамятства и осквернения святынь, в глубине народной жизни всегда сохранялось это духовное и нравственное ядро, заложенное святыми братьями в основу культурной жизни славянских народов.

Вот и сегодня эта основа должна работать — не привнесенные извне субкультуры, которые иногда являются столь привлекательными, особенно для людей, оторванных от исторического знания, но наша базисная, основная культура, на которой и развилась вся национальная жизнь, должна быть реальной основой нашего бытия. Более того, эта основа является — как в прошлом, так и в настоящем — фундаментом объединения славянских народов. И хотя ныне они имеют суверенитет и независимость, это не мешает и не должно мешать им сохранять духовное и ценностное единство, сохранять параметры великой цивилизации, которая при единстве славянских народов может существовать как чрезвычайно важное и обогащающее весь мир духовное и культурное явление. К этому призывает нас история наших народов, к этому призывает нас исток, из которого проистекает вся наша общая культура, — подвиг служения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

70

 

 

Опираясь на непреходящие ценности нашей национальной культуры и духовной жизни, мы сохраняем нашу силу, которая единственная способна, как показывает история, превозмочь все исторические искушения и испытания, преодолеть все кризисы и все трудности нашего настоящего бытия.

Верим, что святые равноапостольные братья и сегодня с нами. Не случайно день их памяти стал церковно-государственным праздником, Днем славянской письменности и культуры, именно в тот момент, когда народ, общество, светская власть стали сознавать важность духовного и нравственного измерения жизни общества. Этот праздник отмечается при поддержке государства, а это означает, что государство поддерживает подход, в основе которого — соединение интеллектуального и нравственного, образование как получение знаний и навыков и формирование личности нравственно целостной, сильной, способной любить ближних и Отечество свое.

Это праздник, когда мы вспоминаем наши истоки. Но мы отмечаем его не только как воспоминание о прошлом, о величайшем культурном событии в человеческой истории, когда славянские народы приобщились к христианской цивилизации и впитали в себя высочайший духовно-нравственный идеал. Мы говорим о событиях прошлого, устремляясь в будущее. Нам нужно все это знать, мы должны провести все это через свое сознание и через свое сердце, чтобы никогда не утратить ту программу, которая была заложена в основу исторического развития славян благодаря подвигу святых Кирилла и Мефодия.

Наша сила — и в единстве с прошлым, и в способности трансформировать это прошлое и его ценности в реальности современной жизни, устремляться вперед с верой и надеждой на процветание нашего возлюбленного Отечества, на духовное и культурное единство всего православного христианского славянского мира.

71

 

 

Мы надеемся на то, что этот праздник, Богу содействующу, будет входить в плоть и кровь нашего народа, и особенно на то, что он станет близким и понятным нашей молодежи. Обращаясь к молодежи, я хочу сказать: не связывайте с историческим прошлым нечто скучное, несовременное, неудобоваримое для сознания современного человека. Не отмахивайтесь от того, что является и вашей «корневой системой». Чтобы быть сильными, чтобы построить мирную, справедливую, счастливую жизнь, помните о том, что без прошлого, которое живет в настоящем, не может быть будущего.

Сегодня перед нашей страной и перед всем славянским миром встают задачи сохранения нашего единства, потому что мир вступил в эпоху глобализации, когда стираются границы между культурами, нациями, государствами. И для того чтобы выжить, нужно сохранять национальную общность. Именно поэтому Церковь призывает сегодня своих чад любить свою страну, сохранять единство, единство славянских народов, поддерживать свою культуру, оберегать ее от всякого засорения, сохранять чистоту языка — этот замечательный способ общения людей друг с другом! Но самое главное — сохранять чистоту помыслов и чистоту сердец, потому что именно эта чистота является залогом счастья и процветания людей.

С того времени, как был учрежден праздник славянской письменности и культуры, утекло уже много воды, произошло множество событий. Но мы можем с удовлетворением сказать, что все то, что происходило (хотя многое было весьма болезненным для нашего народа), в конце концов привело к обновлению нашей жизни сегодня. Мы молимся и надеемся на то, что Господь благословит и страну, и Церковь нашу, что мы сумеем, окончательно преодолев трудности, которые выпали на нашу долю, построить мирную и справедливую жизнь, жизнь, духовно и нравственно ориентированную, а потому

72

 

 

реально счастливую, делающую человека радостным, мирным и благополучным.

Верим, что, пока будем основываться на фундаментальных нравственных ценностях, пока не соблазнимся, не впадем в грех, не растопчем свои святые истоки, не разорим свою историю, но сохраним свое религиозное национальное самосознание, до тех пор мы будем существовать как народ независимый, духовно сильный, способный не только одухотворять свою собственную жизнь, но и оказывать духовное влияние на других.

73

 

 


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.