Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. В молитвенном соприкосновении

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

 

Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский удалился некогда в глухие места, чтобы очистить свою душу от страстей и приуготовить ее Христу в жертву благоприятную, непорочную и чистую. Пламенная любовь к Создателю побудила святого подъять даже превышающие человеческие силы подвиги: тысячу дней и ночей старец немощный и претрудный, молясь на камне в лесу, приносил плач о грехах и славословие Господу.

Стяжав богоугодной жизнью особый дар утешения страждущих, преподобный Серафим стал примером не только для своих современников, приходивших во множестве к нему за духовным советом и разрешением мирских проблем, но и для всех последующих поколений, и не в одной лишь России, но и во многих других странах мира. Сегодня мы, ощущая силу, исходящую от нетленных мощей святого, с любовью стекаемся к месту его земного упокоения, прося помощи и заступления.

Я всегда радуюсь возможности посетить святую Саровскую землю и Дивеевскую обитель, поклониться цельбоносным мощам Преподобного, помолиться вместе со всеми, еще раз увидеть дивную красоту этого святого места, которое гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между Преподобным и монастырем, между его духовным подвигом и этой видимой красотой — огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим,

216

 

 

несмотря на свою физическую немощь и даже внешнее уродство, явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы.

Обычно идеалом считается сильный, красивый, удачливый, имеющий власть человек. Именно такого героя современная культура, а чаще всего псевдокультура, и предлагает в качестве эталона, идеала. Как много таких красавцев, которые умеют всякое возражение в свой адрес пресекать насилием, которые не останавливаются ни перед какими нравственными угрызениями совести, угождая своей плоти, которые действительно достигают в этом мире и богатства, и власти. Сколько таких! Но разве можно сказать о них: это мой идеал? Может быть, и есть какой-то ограниченный круг людей, которые благоговеют перед историческими личностями, не отличавшимися высотой духовной жизни. Но ведь таких людей абсолютное меньшинство, о котором даже и говорить не стоит, их число ниже всякой статистической погрешности. А дивный образ угодника Божия, преподобного Серафима Саровского, согбенного, слабого старца, почитают миллионы!

Всю свою жизнь он провел в монастырях, в пустынях, в уединении, не выходил в свет, не публиковал статей в газетах, не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, никому никогда ничего не доказывал. Тем, кто его не знал, преподобный Серафим Саровский мог показаться человеком простым, убогим, даже странным. Ведь нашлись же злодеи, которые подняли на него руку, не видя красоты, не видя святости. Но мир увидел и узнал, и канонизация святого в 1903 году, на которой присутствовал государь император с семьей, была великим торжеством Православия, признанием того, что Сам Бог действовал через преподобного Серафима. Его канонизация стала прославлением имени Божия и преклонением пред величием убогого старца, явившего миру Божию красоту.

217

 

 

И сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все стекаемся к его святым мощам, потому что чувствуем силу, исходящую от дивных нетленных останков преподобного Серафима, потому что душа его стяжала плоды Духа Святого.

Именно об этих плодах говорится в Послании апостола Павла к Галатам (см.: Гал. 5, 22-6, 2), которое читается в дни памяти преподобных. Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22-23). На таковых, то есть на тех, кто стяжал плоды духа. Что означают эти слова? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона и связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к иудеям того времени? Если так, то эти слова не были бы известны всему миру. Слова апостола обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону духа. Это значит, что нормы человеческого закона на таких людей не действуют, не имеют над ними власти. Любой правовед и юрист скажет: помилуйте, но как же так? Закон над всеми. А вот над ними нет этого закона. Почему? Потому что жизнь в соответствии с дарами Духа превышает любую норму человеческого закона.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной: на таковых

218

 

 

нет закона — над таковыми не будет и Суда, Божьего Суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет Суда, но они прейдут от смерти в жизнь и не будут судимы (см.: Ин. 5, 24).

Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону духа, — вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по духу. «Если вы живете духом, то по духу и поступать должны» (см.: Гал. 5, 25), — говорит апостол Павел.

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений — страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают жизнь народа лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством,

219

 

 

которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законов, как не знает их абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются — естеством законное творим (см.: Рим. 2, 14), как говорит апостол Павел.

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимания на самое главное — на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе и из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

А знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Да он, наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император и склонил пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю, духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. «Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — и при этом ты можешь не знать законов. Живи по духу!

Слова апостола Павла из Послания к Галатам должны помочь нам многое понять. И самое главное — понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом

220

 

 

является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то всё тело твое будет светло (Мф. 6, 22). Если же там темнота, то, каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой и при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы делаем это во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в интернете, в газетах — и что? И ничего! Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И все это не только дар Божественного Духа, — это дар и нашего духа. Мы можем произвести на свет и любовь, и радость, и мир, и долготерпение. Это всё мы можем осуществить в жизни.

В том же отрывке из Послания к Галатам содержится непременное условие, при котором человек может все это реализовать. Это дивные слова: По те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Мы должны плоть свою распять со страстьми и похотьми.

Но совершенно очевидно, что ни плоть распять со своими страстьми и похотьми, ни стяжать дары Духа невозможно без помощи Божией. Это скажет любой, кто сделал хотя бы один маленький шаг на пути стяжания этих добродетелей. Невозможно, так как соблазны и искушения разрушат все, даже самые замечательные начинания.

Преподобный же Серафим действительно распял похоть плоти и всякую страсть и в результате обрел ангелоподобную жизнь. Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем эти слова, не очень задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть — это господство плоти над человеческим

221

 

 

разумом, волей и чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает, то это и есть похоть плоти. Почему же апостол соединяет похоть плоти со страстями? Страсть есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения — все это проистекает от господства плоти над человеческим духом.

А почему употребляется в нашем языке такое слово, как «страсть»? Ведь в прямом смысле страсть — это страдание. Употребление этого слова не случайно, потому что похоть плоти всегда приводит человека к страданию, она не может принести подлинного счастья. Трагедия заключается в том, что сиюминутное проявление похоти мы иногда отождествляем со счастьем, но это совсем не так.

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Учение Спасителя нашего является вечным и всепобеждающим, потому что открывает нам подлинную перспективу человеческого счастья. Если хочешь быть счастливым, стань вначале человеком, научись управлять своей плотью, употребляй волю и разум, подчиняй свое физическое начало возвышенному духовному началу, и тогда за этой земной жизнью откроется духовная перспектива блаженства, счастья и спасения.

Но в современной псевдокультуре понятие человеческого счастья трактуется именно как удовлетворение похоти плоти, потребностей человеческого тела и человеческого инстинкта. Полнота жизни в понимании людей, погруженных в эту псевдокультуру, означает максимальное их удовлетворение, если возможно — безграничное: мол, как только чувствуешь, что где-то плоть уже не удовлетворяется тем, что ты имеешь, ищи другие источники удовлетворения. Вступил в брак, через некоторое время почувствовал: что-то не так в жизни с этой

222

 

 

женщиной, которая является твоей женой, — ищи другие возможности; а снова пресытился — снова ищи. И так до бесконечности. Покупай вещи! Понравилась вещь так, что любые деньги готов за нее отдать, — отдай их. А если она перестает греть душу — купи другую. И так до бесконечности.

Этому удовлетворению плоти не будет никакого предела. Есть только один выход: в какой-то момент, даже если ты уже встал на этот преступный и греховный путь жизни, остановись и распни свою плоть. Хоть раз, но попробуй — распни свою плоть! И перед тобой откроется другой горизонт жизни. Ведь что такое любовь, радость, мир? Как одним словом выразить эти три таких замечательных состояния души и окружающего мира? Одним словом — счастье. Счастье — когда любовь, счастье — когда постоянно радость в сердце, вне зависимости от собственного материального положения и состояния окружающего мира.

Был ли счастлив преподобный Серафим? Да, несомненно. Наверное, никакой силой нельзя было снять его с камня, когда он молился тысячу дней и ночей, или вывести из пустыни и поместить в центр крупного города, где люди услаждают свою плоть. Он просто не смог бы там жить. Его внутреннее состояние было несовместимо с тем, что является вожделенным для очень большого числа, если не большинства, людей. Он был по-настоящему счастливым человеком, коли мог в одиночестве в лесу молиться тысячу дней и ночей, потому что только силой духа можно преодолеть человеческую усталость, слабость, голод и жажду. Но ведь это преодоление и помогает человеку подняться к Небу, взлететь над повседневной суетой и повседневными скорбями.

А мир? Разве может быть человек счастлив, когда нет мира? Я знаю, как многие сегодня страдают, видя кадры телевизионных программ, видя горе людей на Восточной Украине. Какое счастье?.. Некоторым кажется кощунственным даже

223

 

 

веселиться в этот момент, когда так много проливается крови и слез, в том числе и детских слез. Если нет мира, не может быть счастья.

Вспомним, как 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года, в день памяти Серафима Саровского, Германия объявила России войну, ставшую мировой. До этой даты человечество никогда не испытывало ничего подобного. К тому времени уже достаточно развилась наука и техника, было создано оружие огромной поражающей силы, включая оружие массового уничтожения, химическое оружие. И все это было использовано на полях Первой мировой войны, прервавшей 22 миллиона человеческих жизней. Мир до неузнаваемости изменился, война спровоцировала страшные процессы внутри европейских государств, которые привели к межгосударственным и гражданским войнам, а в конечном счете — к созданию военных блоков и колоссальному противостоянию Востока и Запада, но не только. Эта война привела к построению государств, которые встали на путь отторжения от общественной жизни духовного начала. Если воплощением подобного государства считать Советский Союз, то это будет правдой, но не всей правдой, потому что и на Западе происходило и происходит такое же отторжение духовного начала...

Разве можно в этих условиях современному человеку стяжать ангельский, Божественный мир подлинного счастья? События, отмечаемые в один день, — память преподобного Серафима и начало Первой мировой войны — словно сталкивают эти два мира: светлый, сияющий Божественной красотой, и черный, диавольский, потому что война явила всю бездну ада в реальных категориях человеческой жизни. Больше не надо было воображать, представлять себе, как кто-то поджаривается на каких-то сковородках. Та война явила картину ада. А что произошло, когда началась Вторая мировая война,

224

 

 

унесшая по меньшей мере в два с половиной раза больше человеческих жизней!

Сегодня апостольский призыв жить плодами духа звучит особенно актуально и сильно, потому что он так соответствует тому, что происходит со всеми нами. Всем нам есть о чем подумать. Мы живем в то время, когда существуют военные слухи (см.: Мф. 24, 6) и опасность большой войны, мировой войны. И Церковь обращается ко всему миру, ко всем правителям с тем, чтобы они поняли: никаких целей достигнуть войной невозможно. Где достижения Александра Македонского? Где достижения Наполеона? Где достижения других завоевателей? Время все стерло и разрушило. Но сколько человеческих жизней было загублено!

Церковь в это тревожное время не перестает молиться о прекращении гражданского конфликта и междоусобной брани на Украине. О том, чтобы этот конфликт никогда и ни при каких условиях не перерос в большую страшную войну. Еще раз нужно подчеркнуть, что тот, кто считает себя сильнее в возможном противоборстве и связывает с возможной победой получение выгоды, непременно обманется и не достигнет ничего. Поэтому единственный путь, который сегодня есть перед нами, перед родом человеческим — и завтра, и послезавтра, — идти дорогой жизни и стяжать дары Духа. Этому научены мы и упомянутым апостольским чтением, и дивным образом святого преподобного Серафима Саровского, великого чудотворца и заступника, молитвенника и ходатая о всех нас.

Мир счастья, мир полноты жизни, которым жил преподобный Серафим Саровский (а он действительно стяжал дары Святого Духа), — это и есть особый Божий мир, Царствие Божие, которое внутри нас (см.: Лк. 17,21), которое существует уже в этой земной жизни. И ничего даже ждать не надо, потому что смерть ничего нового не откроет человеку, живущему

225

 

 

этими дарами, она просто введет его в то Царство, где все живут этим законом.

Мы должны помнить, что человечество либо будет жить плодами духа, ограничивая свою плоть, либо вообще не сможет существовать. Нет серого пути, нет пути в крапинку и в полоску, где пересекалось бы черное с белым: свет и тьма несовместимы. И в качестве человеческого идеала может быть только идеал света. И хотя реализуется он «и в полоску, и в крапинку», а иногда на две трети или даже на три четверти затмевается грехами человеческими, но, если этот идеал сохраняется и ему подчиняется и государственная, и общественная, и семейная, и личная жизнь, тогда у человечества есть надежда на спасение.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим. Даже один человек может спасти тысячи! Но сколько же тысяч и тысяч могут спасти люди, объединившиеся вокруг Божественного идеала жизни!

Наверное, совершенно не случайно Преподобный носил имя Серафим — в честь огненных небожителей, пребывающих в общении с Богом в некоей неведомой для нас высоте, в тех мирах, которые от нас сокрыты, пока мы живы и находимся в теле. Он был подлинно пламенеющим Серафимом, и его внутренний мир был настолько богат, настолько прекрасен, что он был действительно глубоко счастливым человеком.

Влияние примера Преподобного не может ограничиваться ни местом, ни временем, и мы, люди XXI века, владеющие многими технически совершенными способами устроения жизни, может быть, лучше, чем люди XIX века, понимаем, в чем красота, сила и немеркнущее притяжение образа святого преподобного Серафима.

Дай Бог, чтобы его пример, его молитвы простирались на всех нас, особенно на нашу молодежь. Ведь именно в молодом возрасте нужно ясно понять опасность греха и поставить

226

 

 

предел распространению похоти, чтобы она, как раковая опухоль, не съела здоровую жизненную ткань. И поэтому сегодня наша молитва к преподобному Серафиму в первую очередь о нашей молодежи, о молодом поколении, которое сталкивается с огромными искушениями и соблазнами, но для которого преподобный Серафим может и должен быть немеркнущим примером победы духа над всякой похотью плоти.

Дивеевский монастырь, так же как и Саровская обитель, сохраняет свое великое значение для всей нашей Церкви и для всего православного мира. Во-первых, потому, что здесь пребывают мощи Преподобного, но, кроме того, еще и потому, что здесь, как нигде в мире, почитается его имя и постоянное молитвенное призывание великого старца земли Русской преображает человеческие сердца, создает особую духовную атмосферу, которую мы чувствуем, проходя через святые врата сей святой обители или идя по Канавке Преподобного...

Всякий раз, когда мы совершаем всенощное бдение, мы слышим слова псалма: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его (Пс. 150, 1). Привыкая к литургическим текстам, мы нередко пропускаем слова мимо сознания, не вдумываясь в них. Но почти каждое слово несет в себе огромный смысл. Вот и слыша фразу хвалите Бога во святых Его, вдумаемся в то, что святой человек являет миру славу Божию и, прославляя святого, мы прославляем Самого Бога. Действительно, так оно и есть: все доброе, что есть в людях, — от Бога. Богу было угодно вложить в природу человека такие внутренние силы, которые, раскрываясь, способны приносить добро и благо, и в этом смысле всякое добро и всякое благо есть косвенное проявление Божьего присутствия через того или иного человека. Это, конечно, не дает нам оснований прославлять любого человека только за одно или за несколько добрых дел. Но когда мы видим, что жизнь человека наполнена добром, что, совершая добро, он жертвует собой, что он

227

 

 

служит добру всей своей жизнью, это означает, что перед нами святой. Может быть, и не прославленный, но святой человек, потому что Божественная сила и красота являются через него в мир.

Преподобный Серафим и был таким человеком. Мы прославляем Бога перед иконой святого преподобного Серафима, мы прославляем Господа, почитая святого Серафима, потому что он отобразил в жизни своей то, что Бог вложил в его душу, — святость, добро, чистоту, любовь.

Если мы будем внимательны к добру, которое совершают люди, то и сами станем лучше. Ведь обычно мы видим в другом человеке отрицательное и с легкостью осуждаем, а доброе и положительное нередко скрываются от нашего взора. На самом деле видеть добро, исходящее от другого человека, означает самому быть добрым, потому что подобное, как говорили древние, познается подобным. Если мы видим добро, исходящее от людей, значит, мы сами настроены на ту же волну, то есть и от нас проистекает некое добро. В этом и заключается великая учительная миссия святых, которые жизнью своей помогают другим увидеть Божию правду, Божию красоту, Божий замысел о человеке и поклониться этой красоте.

Преподобный Серафим, как и каждый святой, может и должен быть для нас не просто примером жизни, — трудно брать пример со старца, жившего в дремучем лесу. Но он должен помогать нам признавать и сердцем чувствовать присутствие Божие в этом мире. Недаром мы так тянемся к святыням — чудотворным иконам, святым мощам, — потому что есть потребность прикоснуться к чему-то, что овеяно Божией славой и Божией силой.

Прославление святых угодников, празднования в их честь дают нам замечательную возможность подумать о жизни святого человека, войти с ним в молитвенное соприкосновение и благодаря этому самим стать лучше или, по крайней мере,

228

 

 

в свете их жизни увидеть свои недостатки и попытаться их исправить. Потому мы и называем святых угодников учителями, даже если они формально никого не учили, что их жизнь и их пример обладают огромной учительной силой, а нам остается лишь принимать уроки их жизни и святости в надежде, что по их молитвам Господь и к нам, грешным, приклонит Свою милость.

Я молитвенно желаю всем нам, чтобы немеркнущая слава и духовная сила Саровской земли и Дивеевского монастыря сегодня, как и в прошлом, притягивали к себе тысячи и тысячи человеческих сердец, которые, соприкасаясь с подвигом преподобного Серафима, обретали бы ясную и правильную перспективу своей жизни.

Ныне мы просим преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, чтобы он, предстоя Богу, возносил молитвы о всей исторической Руси, о державе Российской, о нашей Церкви и о всех, кто сознает важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону.

Пусть молитвами преподобного Серафима укрепляется духовная жизнь нашего народа. Его молитвами да сохранит Господь Отечество наше и весь род человеческий от войн и от подчинения себя страстям и похотям, истребляющим саму основу и опору человеческой жизни!

229


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.