13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. Прот. С. Булгаков. Утешитель, О Богочеловечестве.
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
В. Зеньковский.
Прот. С. Булгаков. Утешитель, О Богочеловечестве. Ч. II. YMCA-Press. Париж, 1936.
Новая книга прот. С. Булгакова, посвященная догматическому исследованию о Св. Духе, является второй частью задуманной им «софиологической трилогии». Как и первая его книга («Агнец Божий»), новое исследование о. С. Булгакова имеет большое значение и ценность для философии вообще. Тема о Св. Духе, трактуемая автором во всей полноте ее догматической проблематики, дает ему повод касаться целого ряда общих вопросов: о. С. Булгаков строит в своих работах не только софиологическую догматику, но и софиологическую метафизику. Это и сообщает работам о. С. Булгакова общий интерес.
Первая часть новой книги о. С. Булгакова дает исторический обзор всей догматической литературы о Св. Духе. Эта часть написана очень тщательно, поражает ученостью автора, но грешит «гиперкритикой», иногда огорчает — тем тоном, в каком; автор излагает различные учения о Св. Духе. Прочитав книгу до конца,
473
убеждаешься, что ряд критических замечаний, которыми заполнена эта часть книги, со всей силой падают и на самого автора в его положительных построениях. Что касается второй части книги (глава III-V), то она более доступна для неспециалистов, так как далеко выходит за пределы чистого богословия и касается вопросов космологии, антропологии, философии культуры. С обычным своим мастерством о. С. Булгаков трактует эти вопросы, нередко возвращаясь к своей ранней книге «Свет Невечерний» (1917). В этих главах есть много неожиданного и нового, немало страниц написано с истинным вдохновением. Но надо признать, что самые замечательные места в этой части книги относятся как раз к не богословской их стороне, — богословские же построения автора — после того острого анализа, который развит в первых двух главах — не удовлетворяют читателя, богословски мыслящего. Не могу не отметить и того, что центральное понятие всей софиологической системы о. С. Булгакова - понятие Софии — получает в новой книге несколько иную трактовку, чем это было в Агнце Божием. В краткой рецензии невозможно входить и подробности, но чтобы быть понятым, укажу на то, что в «Агнце Божием» София совпадает с «сущностью» в Боге, т. е, является, как говорят богословы, «неипостасным» началом (и именно потому присуща всем Лицам Св. Троицы). В «Утешителе» же проводится идея «диадического» (двойственного) самооткровения Отца, что и есть софийность по существу (по «Утешителю»); это значит, что начало софийности, хотя бы и частично, связано здесь уже с ипостасным Божественным бытием (и именно с Сыном и Св. Духом). Если перевести эти богословские определения в сферу софиологической метафизики, то центральное понятие Божественной Софии становится вновь неясным и расплывчатым... Делая эти краткие и, боюсь, невразумительные по краткости замечания, хочу все же подчеркнуть, что новая книга о. С. Булгакова является огромным вкладом не только в русскую, но и общехристианскую литературу о Св. Духе,
В. В. Зеньковский.
474
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.