Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Восточные католические церкви

 

АТЛАС ИЕРАРХИКУС 1985 г.

 

В христианстве с самого начала были различные обряды и существовали многообразные литургические формы. В III веке три крупнейшие митрополии Римской Империи: Рим, Александрия и Антиохия дают первые, разнящиеся между собой, начатки богослужения. В IV столетии можно уже различить территории, соответствующие большим политическим делениям, на которых явно преобладает та или иная литургия. В этих трёх центрах формируются также и наиболее значительные литургические формы, являющиеся основой современных обрядов.

На Западе преобладала римская литургия. Однако, некоторые обряды сохранились до сих пор, например, в Толедо (мозарабский обряд), в Милане (амвросиевский), в ряде Орденов, например, у доминиканцев.

На Востоке повсеместно преобладают не латинские обряды. Они родились в пяти местах: 1 внутри Римской империи: Антиохия, Иерусалим, Александрия и Каппадокия с Константинополем; 2 за пределами Империи: в Месопотамии сиро-восточная форма, (в Персии также), и армянский обряд. Истоки всех современных восточных Церквей восходят к этим пяти обрядам, даже если на протяжении веков и могли иметь место изменения.

В основе разделения почти всех Церквей Римско-Католической Церкви заложены христологические расхождения (V, VI и VII вв.). Области, оставшиеся католическими, были подчинены Константинополю, где находилась резиденция императора; византийский обряд смог более распространиться через Балканы и обширные области Руси благодаря миссионерской деятельности. Все эти Церкви, поддерживая тесные связи с Константинополем, рано или поздно были вовлечены в восточный раскол (1054), который так и не был устранён длительное время, невзирая на бесчисленные попытки к объединению.

Несмотря на раскол, Восточные Церкви являлись органическим целым единой и соборной /кафолической/Церкви. Цель объединения Церквей - восстановление подобного положения при сохранении обряда, церковного языка и иерархии Восточной Церкви. На II Ватиканском Соборе с большим уважением говорилось об этих Церквах, а равным образом и о том, что в этом губительном расколе часть ответственности возлагается и на Латинскую Церковь. По завершении Собора (7.12.1965) были сняты взаимные анафемы.

До настоящего времени лишь незначительное число верующих присоединились к Риму: только ливанские Марониты (1881). В 1595 - украинские русины бывшего Царства Польского; в 1698 - трансильванские румыны, а позднее - прочие небольшие группы балканских стран.

Также и на ближнем Востоке, на территории бывшей Турецкой империи, малые группы присоединились к Католической Церкви благодаря усилиям католических монахов и под влиянием протектората европейских держав. Для этих небольших групп были учреждены новые патриархаты в надежде объединить разделённые Церкви с помощью и притоком католической иерархии. Но эти надежды не оправдались: иерархия лишь выросла вдвое.

Даже если современные воссоединённые Церкви кажутся нам скромными по количеству христиан, мы не можем тем не менее рассматривать их в качестве придатка латинской Церкви. Восточные Церкви имеют такие же права, что и Западные: они вправе требовать свойственные им литургию и юрисдикцию.

Отдельные Восточные Католические Церкви

 

Церкви Александрийского обряда

Этот обряд возник в Александрии, где о Благой Вести возвещал евангелист Марк. Он имеет место в Египте и Эфиопии. В результате монофизитского раскола (457) в Александрии образовались два патриархата: один - для католиков, другой - для православных. Арабские мусульманские завоеватели (639) называли египтян, которые к тому времени были уже христиане, "коптами", искажая слово "эгиптус". Именно так в наши дни называются христиане александрийского обряда, и их богослужебный язык, который является древним языком Египта.

Постепенно эта страна становится мусульманской, и францисканцы берут на себя попечение лишь о редких католиках-коптах. Коптский Александрийский Патриархат, давным-давно исчезнувший, восстанавливался дважды: в 1824 и 1896 гг. Копты-униаты, составляющие 5% христиан, распределены по 4 диоцезам. Эфиопская Церковь также приняла монофизитство, вместе с "геезом" в качестве литургического языка. Она также находилась в зависимости от Александрии, затем обособилась (в ХУ1 и ХУ11 столетиях) от Католической Церкви, с которой ранее поддерживала связи время от времени. До последнего времени Александрия направляла ей эфиопского епископа. Только в 1958 Церковь стала автономной, и в настоящее время у неё есть свой эфиопский патриархат. Начиная с середины XIX века среди коптов-униатов работали лазаристы и капуцины; в 1930 году у униатов появился свой епископ, по крайней мере для Эритреи. В результате второй мировой войны многочисленные латинские священники вынуждены были покинуть страну. В 1951 году в Аддис-Абебе была учреждена эфиопская церковная провинция. Но в стране насчитывается лишь немногим более пяти процентов христиан этого эфиопского обряда александрийского, входящего в юрисдикцию Римско-Католической Церкви.

Церкви Антиохийского обряда

Возникнув в Иерусалиме, этот обряд распространился в Антиохии, а затем в Палестине и в Сирии, северной Месопотамии и южной Индии. В настоящее время сирийский язык является богослужебным.

В Сирии монофизитство, осуждённое на Халкидонском Соборе в 451 году, повлекло за собой раскол Церкви. Православные сирийцы стали называться по имени апостола ереси в Сирии Иакова Барадея иаковитами (543). Большинство из них проживали на севере Месопотамии, а после первой мировой войны эмигрировали в Сирию и Ливан.

Попытки воссоединения завершились успехом сначала в XV веке, а затем в 1781 во время обращения иаковитского архиепископа Халебского. Эти объединенные иаковиты, которые представляют собой приблизительно 2/5 верующих сиро-католического обряда, проживают в Сирии, Ливане и в Ираке, но также в Иордании, Египте и в Америке. Их Александрийский патриарх имеет свою резиденцию в Бейруте.

Марониты представляют собой одну из ветвей Антиохийского обряда. Они особым образом чтут монаха Марона (ум. около 410 г.), и после арабского завоевания (636) избрали патриарха, поскольку Антиохийский патриарх имел отныне свою резиденцию в Константинополе. Марониты нашли убежище в горах Ливана и добились во времена арабского владычества некоей политической и религиозной самостоятельности. Заключив пакт с крестоносцами, их патриарх получил одобрение в Риме в 1215 году. Члены их общины, проживающие в Ливане (который стал независимым в 1946) и отчасти на соседних территориях, также в Америке, остались католиками. У Маронитов имеется несколько епархии в Австралии, Бразилии и Соединённых Штатах.

Мы встречаемся с другой ветвью антиохийского или сирского (западного) обряда на юго-западном побережье Индии: это маланкары. Возможно, в этих областях христиане сиро-восточного или халдейского обряда существовали здесь со времён апостола Фомы. Когда последние под влиянием португальцев во многом восприняли латинский обряд, то 32 церкви отделились (1753) и выбрали для себя антиохийский обряд и стали называться сиро-маланкарами. В наше время приблизительно 10% вернулись в лоно Католической Церкви (Римской) и входят в Триадрумскую церковную провинцию (1932 г.)

Церки Византийского обряда

Византийский обряд возник в Константинополе (Византия) на основе антиохийского обряда. Часто его называют также греческим обрядом из-за греческого языка, который в то время употреблялся. Под влиянием императора он был воспринят отчасти Востоком, а под воздействием интенсивной миссионерской деятельности, проводимой Константинополем, он распространился на все восточно-европейские страны. С церковной точки зрения отношения между Римом и Константинополем, новым имперским городом, часто были натянуты, и в 1054 привели к окончательному разрыву. Какая-то часть христиан осталась верной Риму, другие присоединялись в ходе столетий (потомки первого поколения). Так, в наши дни во всех странах византийского обряда существуют униатские Церкви, употребляющие в богослужении свой национальный язык. В результате эмиграции в Западную Европу, северную и латинскую Америку и Австралию католики византийского обряда встречаются и на этих континентах. Более 80% католиков византийского обряда (около 7,6 млн. человек) проживают в коммунистических странах Восточной Европы и на Балканах; совершенно невозможно дать сколько-нибудь точные сведения. Апостолические экзархи Афин и Константинополя пекутся о 3 000 униатах византийского обряда.

Многие удивятся, узнав, что в Италии, родине латинского обряда, существуют византийские епархии Лунгро (Калабрия), Пьяна дель и Альбанези (Сицилия) и аббатство нуллиус византийское Гроттаферрата близ Рима. Это потомки албанцев (как указывает название епархии на Сицилии), которые бежали из своего отечества после турецкой оккупации, богослужебным языком у них является греческий, а не албанский. Одна из ветвей византийского обряда сформирована мелькитами, "имперцами". Так называли греков христиан из Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского Патриархатов их противники, потому что первые согласились с решениями Халкидонского Собора (451), а, следовательно, восприняли веру императора. И тем не менее, когда произошёл разрыв между императором и папой, между Константинополем и Римом, мельхиты были вовлечены в раскол. Но начиная с 1720 многочисленные общины мельхитов трёх патриархатов начинают присоединяться к Риму окончательно. В наши дни из 1 млн. мельхитов - приблизительно 325 000 католики. Те, кто не присоединился к Римско-Католической Церкви, предпочитают называть себя греко-православными. Католический Антиохийский патриарх, который зимой пребывает в Каире, а летом в Дамаске, управляет двумя другими патриархатами Иерусалимским и Александрийским- через своих патриарших викариев. Приблизительно 150 000 мельхитов живут вне патриархата, в большинстве в Аргентине, в Бразилии (епархия Сан-Паулу) и США (Бостонский экзархат).

Русины, другая ветвь, христиане византийского обряда, ранее проживавшие в Царстве Польском и Австро-Венгрии (точнее в Венгрии). В наши дни они живут под властью Советов, а отношения с Римом порваны с 1947 года. Тем не менее, в Соединённых Штатах многочисленные эмигранты сформировали церковную провинцию русинов, митрополию Манхолл близ Питтсбурга, и епархии Парма и Пэссаик.

Украинцы также заслуживают того, чтобы их назвали особо: они проживают в Советской Республике и в Польше. Присоединившись к Риму в 1596, эти христиане силой были включены в Московский Патриархат в 1946 году. Но многие украинцы эмигрировали: у них церковная организация в Канаде (церковная провинция Виннипег), в США (церковная провинция в Филадельфии), епархия в Бразилии, кроме того, апостолические экзархи в Германии, во Франции, в Англии в Австралии и в Аргентине.

Халдейский обряд

Он зародился в Эдесе в качестве богослужебного языка используется сиро-восточный. Это обряд христиан Месопотамии и Персии, и благодаря миссионерским стараниям этих христиан обряд распространился также на Индию и Китаи. Естественно, они несториане (480), однако большая часть присоединилась к Риму (1552).

На Ближнем Востоке насчитывается 75 000 православных халдеев, и 230 000 униатов, которые входят в Вавилонский халдейский патриархат (резиденция в Багдаде) и 3 митрополии (Керкук, Тегеран и Урмия).

В Индии в штате Керала, на малабарском побережье, где их часто называют сиро-малабарами, насчитывается 2.210.000 униатов (что составляет четверть всех индийских католиков) и 50 000 неприсоединившихся. Они сгруппированы в две церковные провинции Эрнакулам и Чанганачерри, в которые входят 9 епархий. Кроме того, в центральной и северной Индии существуют 6 экзархатов.

Армянский обряд

Этот обряд используется только одним народом - армянами с Кавказа. Богослужение совершается на классическом армянском языке. К концу III века Григорий Просветитель становится апостолом своего народа. Армянской церковью управляет католикос, резиденция которого в настоящее время находится в Эчмиадзине. Монофизитская ересь приводит эту Церковь к расколу с Римом (506-507).После многочисленных попыток к объединению Мехитар (+ 1749) одержал наконец победу над малой частью своего народа. В 1742 был учрежден Армянский Католический патриархат (Армянская Киликия), резиденция которого в настоящее время находится в Бейруте (Ливан). В результате эмиграций армянские католики этого обряда (приблизительно 6% присоединились к Риму) находятся в Западной Европе, на всём Ближнем
Востоке и в Америке.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.