Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Католическая иерархия и её кафедры

С итальянского языка
Annuario Pontificio-1979 г., стр. 1455 и слл.

 

КАТОЛИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ И ЕЕ КАФЕДРЫ.

 

Священная Коллегия.

 

Кардиналы, возникшие из пресвитеров 25 "титулов" или храмов в Риме, из 7 (впоследствии 14) региональных диаконов и 7 палатинских диаконов и 7 (в XII ст. 6) субурбикарных епископов, были советниками и помощниками папы. С 1150 г. они образуют Св. Коллегию с деканом каковым является епископ Остийский и камерленгом, т.е. управляющим имуществом. С 1179 г. они исключительные избиратели папы. В XII ст. кардиналами начали назначать также прелатов вне г. Рима. По рангу они стали выше епископов и архиепископов с XII ст. и с XV ст. выше патриархов с XV ст. (Булла "Нон медиокри" Евгения IV, 1439 г.); на соборах они имели право голоса, даже если были простыми священниками. В XII-XV стт., их число обычно не превышало 30; Сикст V в 1586 г. (Конституция "Постквам" от 5.1.1586 г.) установил число 70 (6 кардиналов-епископов; 50 кардиналов-пресвитеров и 14 кардиналов-диаконов). Кардиналы принадлежат к разным Римским Конгрегациям; они считаются принцами крови с титулом "Высокопреосвященства" ("Эминенца") проживающие в Риме, даже вне Града Ватикан считаются гражданами Града Ватикана ("Тракто. Лат., ст.21"). Иоанн ХХШ в "моту проприо" "Кум грависсима" от 15.4.1962 г. установил, что все кардиналы должны быть епископами. Павел VI "моту проприо" "Ад пурпура торум патрум" от 11.2.1965 г. определил место Восточных патриархов в Св. Коллегии. Тот же папа в "моту проприо" "Ингравесцентем Этатем" от 21.11.1970 г. определил, что по достижению 80-ленего возраста кардиналы: а) прекращают быть членами дикастериев Римской Курии и всех постоянных органов Св. Престола и государства Град Ватикан; б) теряют право избирать папу Римского и, следовательно, право входить в Конклав.

Патриархаты

I Никейский Вселенский собор (325 г.) определил, что должна сохраняться предыдущая практика: а именно, что епископ Александрийский обладал высшей юрисдикцией над епископатом всего римского гражданского диоцеза Египта (вся Римская империя была разделена Диоклетианом на 12 диоцезов).

I Константинопольский Вселенский собор (381 г. пр. 2) санкционировал права экзархов или епископов главных городов трех гражданских диоцезов: Азии (Ефес), Понта (Кесария) и Фракии (Гераклея). С этого момента тот, кто занимал Александрийскую или Антиохийскую кафедру стал архиепископом. Халкидонский Вселенский собор (451 г.) отделил от Антиохии Палестину и присоединил ее к Иерусалиму, который стал архиепископией или патриархатом.

Тот же собор признал за архиепископом Константинопольским право функций апелляционного суда по делам трех экзархатов. С этого момента основные кафедры (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим) получили титул патриархатов, который первоначально могли получать и другие епископы.

Тот же титул имели главы Восточных Церквей, которые не приняли христологических определений Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) соборов.

По мере того, как христианство распространялось географически Римский патриархат объединил поместные западные Церкви, возникшие недолго до этого; на востоке, где общение с Римской Церковью прекратилось, признали автокефалию Церквей, возникших и сформировавшихся в результате ее миссионерской деятельности. Многие из них в свою очередь получили титулы патриархатов. Таким образом сегодня на востоке существуют, кроме древних патриархатов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархаты в России (автокефалия объявлена Московским собором 1448 г.; патриархат объявлен в 1589 г.), Сербии(1920 г.), Грузии (V ст.), Румынии (1925 г.) и Болгарии ( 1953,1961 г.) .

Во время Крестовых походов были созданы латинские резиденциальные патриархаты (кроме Александрийского «который всегда был просто титулом). После периода Крестовых походов эти латинские патриархи находились длительное время в Риме и были просто титулами. Пий IX буллой "Нулла целебриор" (23.7.1847 г.) восстановил латинский патриархат Иерусалимский с юрисдикцией над всеми верующими латинского обряда в Палестине, Трансиордании и на Кипре. Примат Константинополя над другими патриаршими кафедрами, признанный IV Латеранским собором (1215 г.) за латинскими патриархатами, был признан за восточными патриархатами Флорентийским собором (1439 г.).

Кроме православных патриархатов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, которые не поддерживают полного общения с Римским престолом, были также созданы патриархаты для частей этих Церквей, которые вошли в общение со Св. Престолом с конца XVI-го столетия, теперь имеются Коптский патриархат Александрийский, три Антиохийских (Греко-мельхитский, Сирский, Маронитский), Армянский патриархат Сисский и Киликийский, и Халдейский патриархат с титулом Вавилонского. Два последних точнее следовало бы называть католикосами (то есть делегатами по всем вопросам). Латинские титулярные патриархаты Константинопольский, Александрийский и Антиохийский были упразднены Павлом VI в январе 1964 г.

Католические патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский вне зависимости от обряда занимают место по рангу кафедры и в зависимости от древности учреждения. Затем следуют не только без различения в обрядах, но и без примата по достоинству кафедры, восточные патриархи Армянский Сисский и Киликийский и Халдейский Вавилонский (имеющие юрисдикцию) и затем просто титулярные патриархаты, а именно: епископ Аквилейский, затем Градский (с 607 г.), перемещенный в Венецию Николаем V ("Кост. регис", 8,7.1451 г.), патриарх Венецианский (Лев X), патриарх Лиссабонский (Климент XI, "Ин супремо", 7.11.1716 г»), патриарх Ост-индский (резиденция в Гоа, конкорд. Льва XIII, 26.6.1886 г.). Их ранг зависит только от древности учреждения.

Резиденциальные архиепископии и епископии»

Объединение епархий в церковные провинции (митрополичья организация) восходит к концу II-го столетия на востоке и введена в IV-V стт. на западе соответствуя более или менее гражданским провинциям. Епископ митрополии (митрополит) возглавлял собрания епископов, утверждал новых епископов «избранных духовенством и народом (Никейский собор, пр. 4; 325 г.) и посвящал их, если это право не относилось к компетенции патриарха (Александрия)». Он заботился об общих делах епархии или провинции (Антиохийский собор 341 г., пр.9). С VI ст. митрополита называли архиепископом; этот почетный титул прежде имели лишь патриархи и экзархи. Правило 272 СIС не различает оба титула , но митрополит должен всегда иметь викарных епископов, которые называются "со-провинциальными" или (досл.) "голосующими', "суффраганей"), поскольку могут голосовать на соборе. Несмотря на враждебность псевдо-Исидора к митрополитам эта организация сохранилась. Согласно декретированному праву, митрополит мог наблюдать за работой епископов-викариев, посещать их епархии, а не только собственную; он являлся апелляционной инстанцией и исправлял недостатки ("юре деволютиво") викариев. С XIV cт. утверждение и посвящение викарных епископов стало исключительной компетенцией папы. Тридентский собор ввел легкую модификацию в эту систему и права митрополитов были определены в пр. 274 и сл. Отличительной одеждой митрополита является паллиум. На востоке его носят епископы, а на западе до VI ст. только папа, который с этого момента предоставляет это право епископам и прежде всего митрополитам, которые с VIII ст. обязаны просить папу об этом в знак своего митрополичьего достоинства: пр. 275, а.

Епископы "юре дивино" выше пресвитеров (Трид,ХЖ.пр.7) и являются преемниками и подражателями божественной миссии апостолов (Деян. 20,28), хотя их территория, приход, именуемый с VI ст. диоцезом (епархией) ограничена. С самой смерти апостолов существовали резиденциальные епископы. Первые епископы были поставлены апостолами, затем они избирались духовенством и народом и утверждались и посвящались митрополитом. После различных вмешательств гражданских правительств, с XI-го столетия избрание епископов было компетенцией кафедральных капитулов, но с XIV ст. их назначение и посвящение относилось к обязанностям папы, что соответствует нынешнему праву, за исключением особых прав (прр. 329, §953). Резиденциальные епископы на своей территории являются правящими, учителями кафолической веры, законодателями и судьями первой инстанции и пастырями верующих, но зависят от папы (прр. 334,335). Некоторые резиденциальные епископы непосредственно подчинены Св. Престолу (епископы, изъятые из иного подчинения), другие входят в разные церковные провинции.

Титулярные архиепископии и епископии
(обычно предоставляемые Св. Престолом).

Титулярные архиепископы не присутствовали на Халкидонском соборе (451 г., ст. 6,13), который предоставил епископу Никейскому и Халкидонскому титул митрополита (без функций). Точно также некоторые резиденциальные епископы получили от папы в знак особого благоволения титул архиепископа и паллиум. Эти привилегии не давали юрисдикционных прав (Венедикт XIV,"Де син",1,II, п. 2, 5 и слл., I, ХIII, п.15, 9). Более многочисленны архиепископы и епископы, являющиеся титулярными, не имеющие своего титулярного храма. Происхождение этих титулярных епископов восходит к XVII ст. Согласно 8 пр. Никейского собора, новатианские епископы могли после обращения сохранить свой титул и честь, но не функции епископа. Большое число епископов также было изгнано сарацинами в VII и VIII стт. (с востока, в Африке, в Испании), язычниками в XIII ст. ( Ливония) и турками после падения Св. Земли (1268 гг.и слд.), которые были приняты западными епископами как ауксилиарии, и после их смерти другие были посвящены как их преемники для храмов "в руках неверных". Св. Престол сохранил эту практику, регламентированную соборами Венским (1312 г. пр. 5 "ин Клем", 1,3) и Тридентским (Засед. Х1У, п.2 "де реф").

Право назначения титулярных епископов и архиепископов принадлежит Св. Престолу. Их титул "епископ в странах неверных" был заменен Львом XIII ("Супреми Апостолатус Оффицио", 1.9.1883 г.) на "титулярный епископ" они не обладают никакой юрисдикцией в титулярном храме (папа Григорий XV, Декрет "Инкрустабилис", 5,2.1 1622 г.), но за редким исключением пользуются привилегиями и почестями резиденциальных епископов (п. 349,1).

 

Прелатуры и аббатства

Аббатства и прелатуры ("олим нудиус диоцезеос") представляют собой территории с духовенством и верующими, которые отделены от любой другой епархии, и где аббат или прелат осуществляет "квази-епископскую" юрисдикцию. Происхождение аббатств "нуллиус" восходит к монастырям, которые с IX-X стт. осуществляли душе-попечительство над соседними верующими и обладали архидиаконской юрисдикцией; затем они стали изъятыми из епархий, и аббаты получили "квази-епископскую" юрисдикцию не только над монахами, но и над храмами, зависящими от монастыря. Это изъятие было утверждено папами в XI-XII стт., и аббатам была предоставлена возможность пользоваться своей юрисдикцией. Некоторые секулярные капитулы получили такое же изъятое и их прево стали прелатами
"нуллиус". В XII ст. аббатств "нуллиус" было немного, и титул не встречается в Декреталиях Григория IX; но на них намекает Св. папа Александр IV (п.3 в VI,5,7). Несмотря на разные жалобы, Тридентский собор (засед. XXIII, п.10,ХХ IV, пр.9,"Де реф".) признает прелатуры "нуллиус" и определяет права и обязанности прелатов.

В наше время миссионерская деятельность некоторых монастырей привела к созданию новых аббатств "нуллиус"» В других случаях небольшое число верующих или политические мотивы заставили в качестве временной меры создавать прелатуры "нуллиус". Учреждение принадлежит компетенции Св. Престола (Св. Консисториальная конгрегация, пр. 215 § 1, пр. 248 § 2) и требует обычно территории с З-мя приходами; в иных случаях применяется особое правило ( пр.319 § 2).

"Моту проприо "Католика Экклезия" от 23.10.1976 г. Павел VI определил, что более не следует учреждать аббатств "нуллиус" за исключением особых мотивов, и установил критерии и юридические нормы переустройства этой древней церковной структуры.

Аббаты и прелаты, за исключением особого права избрания и участия назначаются или утверждаются папой. Они, как правило, не имеют епископского сана и являются "местными ординариями" (пр. 198, § 2) с "квази-епископской" юрисдикцией на собственной территории: они пользуются понтификалиями, могут предоставлять миропомазание, осуществлять служение и, с некоторыми ограничениями, обладают правами и обязанностями резиденциальных епископов.

Апостолические администратуры

Апостолическим администратором называется клирик, которому Св. Престол в исключительном случае поручил управление епархией или частью епархии. До XII ст. соседний епископ или митрополит управлял вакантной епархией (посредством визитатора). С XII ст. в целом управление вакантной епархией принадлежало кафедральному капитулу или викарию, избранному капитулом ("юре де волютиво") или митрополитом (Тридентский собор, засед. ХХIV, п.16, "Де реф".). Но в особых случаях с XIII ст. папы Иннокентий IV и Климент IV поручали некоторые епархии апостолическому администратору, в то время именуемому викарием.

С Вонифатия VIII это было правом папы, со времени Сикста V (Конст."Имменса", 1588) - правом Св. Конгрегации по созиданию церквей, а затем - правом Св. Консисториальной Конгрегации (п.248 §2) или Св. Конгрегации по особым церковным делам (п. 255). Затем апостолические администраторы стали особыми управляющими вакантной кафедрой или занятой кафедрой, на время или навсегда; их назначение требовало особых причин «которые препятствовали нормальному управлению территории». В наше время дисциплинарные мотивы «изменения государственных границ, трудности отношений с гражданскими властями требуют назначения апостолического администратора. Юрисдикция апостолического администратора обычная ("ви оффиции"), но викарная (от имени папы).

Апостолические викариаты

Апостолические викариаты являются церковными округами, управляемыми апостолическим викарием, учрежденным в миссионерских областях, где еще не организована соответствующая церковная иерархия. От апостолического викария, который управляет своей территорией от имени папы, зависят все миссии. Таким образом, все миссионерские пункты, деятельность которых развертывается на этой территории. Апостолический викарий – обычно титулярный епископ. Первые апостолические викарии в том смысле, в котором мы это понимаем сегодня, были утверждены в XVII ст. Большая часть апостолических викариев зависит от Св. Конгрегации Евангелизации народов, остальные - от Св. Конгрегации Восточных Церквей.

Апостолические префектуры

Апостолические префектуры являются церковными округами, схожими с апостолическими викариатами, которыми управляет апостолический префект (обычно не епископ); они отличаются от викариатов тем, что представляют собой первый шаг в организации церковной иерархии на определенной территории, в то время как апостолические викарии появляются на более развитой стадии.

Миссии " суй юрис"

Так именуются миссионерские территории, не входящие в апостолический викариат или префектуру. Ими управляет церковный настоятель, от которого зависят миссионерские станции и персонал.

Миссии " суй юрис" основаны на основании декрета "Эксцедесум" от 12.9.1896 г.

Военные викариаты

Военные викариаты - это церковные округа, установленные для попечительства о верующих, которые находятся в армии или деятельность которых тесно связана с вооруженными силами. Ими управляет военный викарий, при содействия курии и капелланов, избираемых из числа светского и монашествующего духовенства.

Юрисдикция военного викария - обычная и связана с личной юрисдикцией епархиального ординария.

Военные викарии организованы согласно инструкции Консисториальной конгрегации от 23.4.1951 г. "Содемне семпер", и особым нормам, содержащимся в отдельных декретах об учреждении. Большая часть военных викариатов зависит от Св. Конгрегации по делам епископов; остальные - от Св. Конгрегации Евангелизации народов.

Синод епископов

Синод Епископов был создан 15.9.1965 г. Павлом У1 на основании "моту проприо" "Апостолика соллицитудо" о 8.2.1966 г. был обнародован "Порядок работы Синода епископов". Синод Епископов собрался на свою Первую Генеральную ассамблею с 19.9 по 29.10.1967 г. 24.6.1969 г. был обнародован Признанный и введен в действие Порядок работы Синода Епископов о" 23.8. 1970 г. папа на основании голосования Первой Чрезвычайной ассамблеи (с II по 28.10.1969 г. учредил Совет Генерального Секретариата Синода Епископов из 15 членов, из которых 12 избирает Синодальная ассамблея, а 3-х назначает сам папа. Мандат совета распространяется на период от одной до другой ассамблеи.

Совет Епископских конференций Европы (СЕКЕ)

Совет является органом «созданным на основе пожелания Соборного
декрета " Христус Доминус"( 38,5) и в соответствии с предписаниями "моту проприо" "Экклезие санкте"( 1,41,5).

Первое заседание состоялось в ноябре 1965 г. и включало некоторых президентов Европейских Епископских конференции. Другие заседания имели место в последующие годы без формального учреждения совета, которое состоялось в марте 1970 г. Совет не имеет никакой юридической власти; его деятельность носит служебный характер (связь и сотрудничество Европейских Епископских конференций.

Совет состоит из делегатов, избираемых конференциями, которые из своего числа избирают президента и двух вице-президентов. Исполнительные обязанности поручены секретарю, назначаемому ассамблеей.

Заседания Совета имеют место, как правило, раз в год.

Латино-Американский Епископский Совет (СЕЛАМ)

На основании пожелания Генеральной конференции Латино-Американского Епископата. Латино-Американский Епископский совет был утвержден Пием XII 2.11.1955 г.

Это служебный орган для контактов и сотрудничества между Епископскими конференциями Латинской Америки, представленными своими президентами "де юре" и одним делегатом, которого избирают.

Совет обязан изучать проблемы, представляющие общий интерес для Церкви в Латинской Америке, находить их решения, координировать католическую деятельность, развивать и поддерживать инициативы и действия, представляющие общий интерес, «подготавливать генеральные конференции Латиноамериканского епископата, когда Св. Престол решит их созвать, и изучать другие проблемы по поручению конференции».

Совет функционирует через генеральный секретариат, и имеет свои заседания раз в два года.

Секретариат Центральной Америки и Панамы (СЕДАК)

Секретариат, заменивший Епископскую конференцию Центральной Америки и Панамы, организован по исполнение декрета Собора "Христус Доминус" (№38,5) и в соответствии с нормами "моту проприо" "Экклезие санкте" (1,41,5). Соответствующий устав был утвержден Павлом VI 26.9.1970 г.

Сюда входят епископы Центральноамериканских республик и Панамы, которые из своего числа избирают президента и генерального секретаря.

Секретариат должен развивать обмен информацией между Епископскими конференциями, распространять документы общего интереса и коммуникации по разным апостолическим инициативам. Он располагает в удобных случаях планами общих пастырских инициатив.

Члены секретариата собираются на пленарное заседание (обычно раз в два года).

Кустодия Святой Земли (Меньших Братьев)

Кустодия Святой Земли,- а это основная миссия ордена Францисканцев, - была основана на первом Генеральном капитуле в 1217 г. и после отделения Романии ( 1263 г.) (Византии) была разделена на три кустодии: Сирия, Кипр и Тарс. Все монастыри Сирии и Палестины были разрушены сарацинами в 1291 г. и многие монашествующие были убиты. Кустодия Св. Земли начала новую жизнь в 1333 г., когда Роберт, король Неаполитанский и его жена Санидя купили у султана некоторые святые места в Иерусалиме и поручили кустодию Меньшим Братьям. Это было утверждено Климентом VI апостолическим посланием от 21.11.1342 г. Начальнике продолжает оставаться хранитель горы Елеон; с XV ст. он назначается на генеральных капитулах или Генеральным настоятелем Ордена и его дефиниторвем. Как префект миссий зависящих от Кустодии, он утверждается Св. Престолом. Кроме власти провинциала, до 1847 г. (когда был восстановлен латинский патриарх; апостолическое послание "Нудда цедебриор", от 23.7.) он обладал юрисдикцией над верующими и духовенством Иерусалимского патриархата и мог пользоваться понтификалиями (Апостолическое послание, и дт.) Резиденция (вплоть до ее потери в 1553 г.) находилась в монастыре Тайной Вечери. С 1558 г. резиденцией является монастырь Спасителя.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.