13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:И.П.
И.П. О молитве за умерших
Разбивка страниц настоящей электронной брошюры соответствует оригиналу.
Издание
Синодального Миссионерского Комитета.
И. П.
О МОЛИТВЕ ЗА УМЕРШИХ.
Миссионерская беседа.
Стояла осень. Деревья, прощаясь с летом, сбрасывали с себя пожелтевшие листья и грустно смотрели кругом. Гирлянды серебристых облаков длинной вереницей медленно плыли по небу. Солнце лило свой печальный свет, который струился так тихо, так кротко и так задумчиво по улицам большого города! Чуть-чуть прохладный ветерок ласкал своим дуновением лица прохожих. Он как то грустно звенел минорными струнами, напоминая о том, что мы уже расстались с прекрасным, чудным летом.
Я шел по одной из ул. этого города, Шум толпы, стук экипажей, гудки автомобилей, звонки трамваев—ничто не развлекало меня. Но вот я услышал громкие крики мальчишек: «Спешите, спешите, кто любит музыку! Приехал великий скрипач-виртуоз; он только дает один концерт сегодня и завтра едет в Америку».
3
Мальчики были представителями «живой рекламы», которыми пользуются импресарио.
Я заинтересовался концертом; пошел в здание музыкального училища и купил себе билет. В восемь часов вечера, на какое время было назначено начало концерта, я уже входил в зал, чтобы послушать великого музыканта. Огромный зал, весь освещенный электричеством, был переполнен публикой. Кого здесь не было? И военные, и статские, и духовные особы, и учащаяся молодежь наполняли величественный зал. Устремив взор на сцену, публика с нетерпением ждала появления великого музыканта. Наконец, на эстраде появился знаменитый артист музыки. Весь зал, при его появлении, разразился громом аплодисментов. Привычный к таким восторженным приемам, скрипач гордым наклонением головы отвечал на приветствие публики. Это был высокий, стройный, красивый, средних лет мужчина. Длинные, начинающие седеть волосы обрамляли его нервное бледное лицо. Черные, жгучие, выразительные глаза как то рассеянно блуждали, ни на чем не останавливаясь. Он держал в своих длинных красивых пальцах ту знаменитую скрипку, игрой на которой он очаровывал мир... В зале затихло: великий артист ударил смычком
4
по струнам скрипки, и зарыдала скрипка. Какие-то невыразимые, божественные звуки лились пор движением смычка артиста. Все сразу замерло, очарованное игрою скрипача. При слушании этой игры сжималось сердце, вздымалась грудь, хотелось плакать и молиться; я уже видел на лицах слушателей катящиеся слезы. Что навеяли эти дивные звуки на всех присутствующих?... На молодых людей, как мне казалось, они навеяли думы о будущей их судьбе. Старые вспоминали свою утраченную молодость. Отцы и матери о потерянных детях, дети о родителях. Вдовы вспоминали о потере своих мужей, вдовцы об утрате жен. На всех лицах я читал печаль и тоску о прошлом. Какая-то неведомая грусть царила под сводами зала. Как будто тени усопших реяли в воздухе и шептали каждому: «Вспоминайте о нас, вспоминайте!» Случайно я обернулся и увидел у дверей входа стоящего молодого человека. К удивлению своему, я не заметил на его лице никакого впечатления от игры великого художника. Что это значит? — подумал я:или так грубы его нервы, что звуки музыки не волнуют их, или так грубые его уши, что неспособны воспринять движения воздушных волн, производимых игрой?" Это меня так сильно заинтересовало, что
5
я решился подойти к нему. Я, имея входной билет, стоял сам недалеко от входа в залу: и мне ничего не стоило подойти к нему. Тихо я направился к нему, чтобы откровенно спросить его: «почему такая чудная игра на скрипке не волнует его душу?» Так я и сделал. Но, к моему великому удивлению, он ласково кивал мне головой, не отвечая ни на какие мои вопросы. Тут я понял, что он глухой и пришел сюда, вероятно, по какому-нибудь важному делу, которое ему нужно передать своему знакомому посредством мимических приемов. Я отошел от него на свое место.
Рыдания скрипки закончились. Буря аплодисментов, крики: «бис, брависсимо»! слышались в зале. На сцену бросались к ногам виртуоза платки, цветы... Я вышел из залы, потрясенный этой чудной, незабвенной игрой художника. При выходе моем меня нагнал один мой знакомый — сектант, который, дружественно поздоровавшись со мною, тут же начал восторгаться игрой скрипача.
— Я ничего никогда не слышал подобного; мне казалось, что Сам Дух Святой двигал смычком этой скрипки. Боже мой, Боже мой, воскликнул он, какие гении бывают на свете!..
6
— Да, — сказал я, — А ведь, эти звуки будили у нас воспоминания о былом, о прошедшем. Они как бы говорили нам, что нет мертвых, а все живы. Загробный мир носился перед нами во время игры артиста и говорил нам: «нас не забывайте!..» Я вот вы, увлекающийся сектантским учением, говорите, что за умерших не нужно молиться.
— Ну, друг мой,—сказал он мне,— разве это мы говорим? Это говорит слово Божие.
При этих словах мы вышли из залы музыкального училища и пошли по улицам города.
— Слово Божие вовсе не так учит, как вы думаете,—ответил я.—Я встретил в зале, во время игры глухого. Он не слышал игры артиста, хотя видел его, и, вероятно, удивлялся при виде слушателей, почему и отчего они плачут. Так и вы, сектанты, не понимаете духа Св. Писания; не видя перед собой умерших, не можете чувствовать сердцем, которое огрубело в вас, и слышать неземные призывы умерших, просящих Вас не забывать их в своих молитвах. Они зовут томительно и нежно, напоминая нам о той неведомой дали, куда они ушли, и сердце верующего христианина всегда так сладостно отвеча-
7
ет им, взывая о них в своих молитвах пред Престолом Всевышнего, чтобы Господь уготовал им новый путь — пут Царствия Небесного. Вы-же, как упомянутый мною глухой, не слышите и не чувствуете этих призывов!
— Да, да. Все это слова, а вы покажите мне от строки Св. Писания, где было бы ясно сказано, что нужно молиться за умерших.
— Хорошо, я укажу. Но мне желательно прежде слышать от вас те тексты Св. Писания, которыми запрещается возносить молитвы за отошедших в потусторонний мир наших братьев и сродников во Христе.
— Что ж, извольте. Только зайдемте ко мне на квартиру, кстати она недалеко здесь, и там, раскрыв книгу Св. Библии, побеседуем. Вот и моя квартира,—указал он на огромный дом с подъездом, у которого стоял в ливрее важный швейцар. В подъезде мы поднялись по лестнице на третий этаж дома. Мой знакомый нажал кнопку у своей квартиры. Прислуга отворила нам дверь и мы вошли в нее. В кабинете, куда он меня провел, было так уютно, что не хотелось из него выходить. Он, усадив меня в мягкое кресло, сам
8
сел за стол, раскрыл лежащую на столе св. книгу Библии большого формата и стал продолжать прерванную беседу.
— В Ветхом Завете,—начал он,— пророк Иеремия, Иисус, сын Сирахов, псалмопевец, пророк и царь Давид нам ясно говорят, что древняя ветхозаветная церковь никогда не учила, что нужно молиться за умерших.
Здесь он, можно сказать, залпом вычитал мне тексты из книг указанных пророков. Он раскрыл Библию и прочитал сначала место из книги пр. Иеремии 17, 5: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
Ясно, — продолжал он толковать Библию, — что пророк упрекает тех людей, которые думают, что люди им помогут в чем бы то ни было, хотя бы в ходатайстве своем за умерших пред Богом. Почему так? А потому, говорит Иисус, сын Сирахов, что Господь—в день смерти воздаст человеку по делам его (Прем. Сир. 11, 26). Значит, всякий человек, что совершил в этой жизни, то и получит в будущем. Никакия ходатайства не нужны. Псалмопевец говорит: Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе
9
кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). Я уж как умрет человек, так другой тогда ничего ему не поможет. Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс. 48, 4). Что вы на это скажете?—обратился он с торжествующим видом ко мне.
Я посмотрел спокойно на него, попросил Библию и сказал:
— Помолимся сначала Св. Духу, чтобы отверз нам ум к уразумению Священного Писания.
Прочитал я Царю Небесный», осенив себя крестным знамением. Он молчал, приготовившись терпеливо слушать меня. Я начал.
— Прежде всего установим на основании текстов Св. Писания то, что умершие, вместе с живыми, принадлежат к единой Церкви Божией, возглавляемой Христом, и что умершие—мертвы только телом, но живы душой, живя за гробом разумной, сознательной жизнью. Ап. Павел в послании к Евреям (12, 22—23) указывает, что как живые, так и умершие принадлежат к единой Церкви. А апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит нам, что умершие умерли только телом, но не душой (Откр. 4, 10—11; 7, 9—10; 5, 9; 14, 3; 5, 3). Выяснивши этот вопрос, мы знаем,
10
что молитва наша за умерших, есть молитва за разумных существ, а не за прах, за людей, так же живущих, как и мы, но только в потустороннем мире. Ваши же ссылки на тексты из Св. Писания, книг Ветхозаветных для меня совершенно не убедительны. Пр. Иеремия, ведь, говорит только о том, чтобы люди не забывали Бога, полагаясь всецело на человека, и чтобы не думали, что человек, помимо Бога, может кого-либо спасти. Я вам приведу пример, который нам ясно покажет значение и смысл слов из Иеремии. Представим себе такой случай: человек тонет. Он кричит и взывает о помощи. Проходящий по берегу кто-либо бросается в реку и спасает его. Если спасшийся человек не воздаст хвалы Богу, за то, что Он послал ему помощь, а станет благодарить только это лицо то, конечно, пророк Иеремия такого человека проклинает. Почему так? Да потому, что в конце то концов не это лицо спасло утопающего, а сила Божия. Будь на этом месте другой человек, не обладающий умением плавать, или слабосильный, то он, при всем желании, спасти его не мог бы. Я что пр. Иеремия ясно свидетельствует о том, что нужно молиться за умерших это видно из 7 ст. 16-й гл. его книги. Он укоряет здесь как раз
11
современных сектантов, говоря, что они не будут преломлять для них хлеба в печали, в утешение об умерших; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Что же касается слов псалмопевца и пророка Давида, то в 6, 6 говорится не о душе, а о пребывании умершего в гробе, т. е. о смерти тела. Умершее, разлагающееся тело действительно неспособно к памятованию и прославлению Господа. Это он ясно разъясняет в 29 пс. 10 ст. Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? В 47 пс. 8 ст. пророк Давид развивает именно ту мысль, что никакою ценою, даже богатством всего мира нельзя искупить от естественной смерти человека. И только. Но ничего не говорит о том, что нельзя молиться за умерших. Мы видим, что сам царь Давид молился за умерших, а раз он молился, то как он мог говорить, что нельзя за них молиться другим людям? Так постился царь Давид по смерти царя Саула (2 книга Цар. 1, 12) и по смерти славного вождя Явенира (2 книга Цар. 3, 31—35). Иисус, сын Сирахов, дает прямое наставление о молитвенном поминовении умерших: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай
12
милости" (Прем. Сир. 7, 36). Особенно ясно высказана мысль о повиновении и молитве во 2-й кн. Маккавейской 12, 43 — 45 стл «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда,— какая святая и благочестивая мысль!—Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. Правда, вы не верите этой книге, называя ее неканонической. Но какие к этому основания,— вы их нам не представляете. Если вы откидываете неканонические книги, то с таким же успехом вы можете выкинуть и книги канонические, ибо достоверность тех и других можно доказать только на основании Св. Предания.
Мой собеседник на это ничего не возразил, он только сказал:
— Да, в Ветхом Завете вы можете найти оправдание себе о молитве за умерших, но, что касается Нового Завета, то уж извините. В Новом Завете вы оправ-
13
даний для себя не найдете. Там нигде не сказано, что нужно молиться за умерших. На основании текстов Св. Писания наша вера учит, что человек пожнет то, что он сеял здесь на земле. Был грешным, умер грешным и за это будет осужден. Был свят, умер святым и за это будет оправдан, и никакие молитвы тут не нужны. Какой выкуп,—говорит Христос,— даст человек за душу свою (Мф. 16, 27). «Ибо всем нам—свидетельствует апостол Павел,—должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). То же самое говорит и евангелист Иоанн Богослов в книге Откровения (20 гл. 13 ст.). Это потому, что между раем и адом Господом Богом установлена такая непроходимая пропасть, что грешники не могут перейти из ада в рай, если бы даже им хотели помочь святые. В Евангелии от Луки (16 гл. 26 ст.) праотец наш Авраам и подтвердил это, в ответ на просьбу богача: «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Почему и говорит ап. Павел в 1-м послании к Коринфянам (6 гл. 9—10 ст.): «Или не знаете,
14
что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники—царства Божия не наследуют. Итак, ясно видно из слова Божия, что молитвы за умерших совершенно лишни и бесполезны, ибо, как говорит ап. Павел. «Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6).
На этом мой собеседник и закончил свою речь. Было уже за полночь. Кругом все заснуло. Я спросил его: может быть в другой раз я встречусь с ним и разберу его возражения против учения о молитве за умерших.
— Нет,—ответил он,—не беспокойтесь. Я не утомлен и могу выслушать ваш разбор со вниманием.
— Хорошо, — сказал я,— будем продолжать. Мне чрезвычайно приятно, что вы желаете выслушать и мое мнение. Итак, начнем. Меня, прежде всего поражает то, что как вы, называя себя истинными последователями Евангельского учения, допускаете ту мысль, что Бог так жесток и немилосерд, что не будет обращать внимания на наши ходатайства и просьбы об освобождении от уз адовых грешных людей,
15
Вы допускаете, что в Ветхом Завете Бог мог смиловаться над грешниками, но почему же Он не будет это делать в Новом Завете? Такое мнение противоречит всему христианскому учению, всей христианской морали, и всякий глубокий христианин, никогда не помирится с той мыслью, что Бог настолько жестокосерд, что, несмотря на все молитвенные прошения и ходатайства пред престолом Всевышнего, Он не может им избавиться от сени смертной. Приводимые вами доводы из текстов Нового Завета также нисколько не убеждают меня в вашем ложном учении. Прежде чем разобрать приведенные вами тексты, нужно установить ту мысль, что Господь И. Христос дал закон христианской любви. Этот закон, закон любви, наполняющий наше сердце, нисколько не осуждает нас за молитву об умерших, а дает нам надежду на их помилование. Ап. Павел, в своем 1-м послании к Коринфянам раскрывает нам великую идею христианской любви » следующих словах: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею; то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то
16
я ничто. И если я раздам все имение свое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует» любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, веему верит, всего надеется, все переносит. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 1—8). Видите, какая любовь христианская. Причем, эта любовь никогда не перестает. Неужели же при виде могил, где покоится прах моих предков, я, искренно вздохнув пред Богом, если помолюсь за усопших братьев и сродников моих по вере, не помогу этой молитвой им? Неужели Всемогущий, Всесильный Господь не отзовется на мое моление? Я думаю, я верю, я надеюсь, что Господь Бог по вере моей пошлет то, что я прошу.
Если я, грешный человек, страдание и мучаюсь за своих единоверных собратий умерших, прошу Господа во имя любви, которая никогда не перестает, помочь им, то любящий Бог поможет им. Да у меня нет в этом никакого сомнения. Я убежден в этом, как убежден в том,
17
что на моей руке пять пальцев. Вы можете приводить тексты, искусно их подбирая, но при разборе и внимательном чтении они никогда не могут сказать против основной истины христианского учения, что любовь никогда не перестает. Раз она не перестает никогда, то, следовательно, всегда живет, движется, действует и соединяет меня с умершими и говорит мне, незримо рея надо мною: «Помолись, помолись за усопших по вере братьев твоих, и Бог поможет им...
Далее. Разве Христос словами: «какой выкуп человек даст за душу свою, говорит о том, что не нужна молитва за умерших? Не мог этого сказать Христос, когда Он же поведал миру, что всякий грех опустится людям, только хула на Духа Святого не простится ни в сем веке ни в будущем. Христос словами о выкупе развивает только ту мысль, что нельзя человеку надеяться на все свои богатства, какие бы они ни были, будто именно эти богатства могут помочь ему и в загробном мире. В 36 ст. 7 й гл. Еванг. Марка так и говорится: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
Душа, следовательно, не есть какая-нибудь вещь, которую можно выкупить день-
18
гами, сознательно творя, вместе с тем худые дела. Вы не подумайте, что отсюда можно сделать вывод о том, что нельзя творить милостыню за умерших, или делать пожертвования на богоугодные цели; нет, Христос именно указал на то, что человек должен творить добрые дела, а не уподобляться тем людям, которые, ведя распутную жизнь, думают: «ничего, мол, я богат и за деньги достигну Царствия Небесного, хотя теперь и грешу». Чтобы это было ясно для вас я укажу на такой пример. Человек сознательно ограбил других, думая, что Бог его помилует и простит, лишь бы он только из ограбленного что-нибудь пожертвовал для Бога. Вот именно это и осуждает Христос. Я сказал, что сами же по себе пожертвования не осуждаются Христом, и это видно из целого ряда текстов Св. Писания. И я говорю вам,—Возвещает Спаситель,—приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лук. 16,9). Под словами «богатством неправедным» подразумеваются богатства земные, а не христианские добродетели. Богатому юноше Христос также сказал: Если хочешь быты совершенным, то раздай имение свое бедным и иди вслед за мною (Мтф. 19, 21). Но мы
19
немного уклонились в сторону от главной темы наших рассуждений. Для нас важно, нужно ли молиться за умерших или нет. Мы знаем, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук. 20, 38). А если у Бога все живы, то молиться за них нужно: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф. 6, 18). О всех святых нужно молиться, сказал апостол. Под словом святые здесь подразумеваются все верующие христиане, живы ли они или умершие плотью. Ап. Павел во многих местах развивает ту мысль, что нужно молиться за умерших. То же самое он говорит и в первом послании к Тимофею (2 гл. 1 ст.): Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. Не отрицает силы молитвы за умерших ап. Павел, когда говорит, что каждому человеку должно явиться на судилище Христово и получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Здесь ап. Павел говорит о всеобщем, окончательном суде, когда Христос придет во второй раз судить и живых и мертвых (Мтф. 24, 29—30). Но Церковь Православная молится за умерших до все-
20
общого, окончательного суда Божия, потому что до всеобщего суда души грешников, не испытывая полного мучения, находятся в тени смертной, томительно ожидая окончательной своей участи (Откр. 20, 13). Что так именно мыслил ап. Павел, когда говорил эти слова, мы видим из его молитвы о умершем Онисифоре. «Да даст,— молился апостол об умерших, — ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь (2 Тим. 1, 18). Да и странно было бы, чтобы ап. Павел не молился за умерших, если он проповедовал любовь, которая никогда не прекращается. И чего мы ни попросим, — говорит Иоанн Богослов, — получим от Бога (1 Иоан. 3, 22). Следовательно, и апостол Иоанн Богослов не мог говорить того, что за умерших молиться бесполезно. Ссылка ваша на притчу о Богатом и Лазаре также нисколько не убедительна. Разберемте эту притчу. Богач молился в аду. Кого он просил о помощи? Авраама. Здесь не лишним считаю указать вам и на то, что просить можно и святых, чтобы они помогли нам. Что ответил богачу Авраам? Ответил не отказом, а сказал, что мешает оказать помощь ему—богачу великая пропасть между адом и раем. Да, в Ветхом Завете эта
21
пропасть была, но Христос разрушил ветхозаветную пропасть. Он сам сказал, что закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лук. 16, 16). После же крестных страданий Господь Иисус Христос сходил Сам в ад, разрушив этим пропасть, существовавшую между адом и раем. В этом нас удостоверяют св. апостолы Петр и Павел.Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал (1 Петра 3, 18—19). А «восшел», что означает, как не то, что Он нисходил прежде в преисподние места земли (Ефес. 4, 9). Ибо Христу дана всякая власть на небе и на земле (Мтф. 28, 18; Откр. 1, 18). И Христос сказал нам: Что мы ни попросим на земле в молитвах с верою—получим (Мтф. 21, 22). Таким образом, при ближайшем рассмотрении этой притчи мы видим, что Христос не учил так, как думаете вы. Что касается ссылки вашей на св. апостола Павла, что грешники Царствия Божия не наследуют, и что Бог каждому воздаст по делам его, то разве Православная Церковь
22
учит иначе. Православная Церковь так учила и учит, что праведники наследуют вечное блаженство в Царствии Небесном, а грешники—муки вечные в аду. Если бы учение Православной Церкви было иное, то тогда разницы между праведниками и грешниками не было бы никакой и грешники тоже могли бы сказать: «что нам трудиться и исполнять заветы христианства, если мы и так получим ту же награду в день суда, какую получат и лица исполняющие строго Завет Христов». Но Церковь Православная уча так, вместе с тем говорит, что Она во имя Христовой любви, тем не менее, обязана молиться за всех отошедших от нас в потусторонний мир братий и сродников наших по вере. Молясь о них, Церковь твердо памятует слова ап. Петра, сказавшего: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 4, 6). Церковь, молясь за умерших, знает, что она должна так поступать; миловать же грешников — это дело Божие (Ев. Лук. 18, 1—7). Молясь о всех умерших, мы оказываем помощь действительно нуждающимся и этим не повредим ни осужденным ни спасенным. Если бы наши молитвы оказались излишними для умерших — спасенных людей, то
23
эти молитвы были бы спасительны для нас самих (Мтф. 10, 13; Пс. 34, 13).
Итак, я заканчиваю свою беседу с вами, хотите вы—верьте мне, хотите—нет, но только знайте, что вы не поступаете по христианской любви, относясь так жестоко. И так бесчеловечно к умершим братьям и сродникам, отвергая молитву за них...
Мой собеседник, утомленный нашим продолжительным разговором и поздним временем, хотел уже покоя. Он закрыл; глаза и как бы впал в дремоту. Я встал и спросил: «не имеет ли он еще что-нибудь возразить?" Он сказал: «нет».
Я стал прощаться с ним; он меня? не удерживал. Я вышел. Было еще темно; на дворе, но чувствовалось, что скоро уже наступит утро. Дай Бог,—думал я,— чтобы утро наступило и в сердце моего собеседника.
И. П.
24
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.