13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Сергий (Страгородский), патриарх
Сергий (Страгородский), патр. Письмо от 30 августа (12 сентября) 1926 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ прошлого
Это частное письмо митр. Сергия Страгородского (впоследствии патриарха) имеет, как нам кажется, пророческое значение. Уже в 1926 году, без всякого давления со стороны властей, митр. Сергий пришел к мысли, что эмигрантские церкви должны объединяться не по национальному признаку, а по территориальному: подчиняться местной церкви там, где она есть, создавать новые общины-церкви там, где православной церкви нет. Увы, на этот путь, который один только может обеспечить единство и стояние над политикой и над нацией, а тем самым и чистоту Церкви, становятся только в наши дни, полвека спустя, и то далеко не все.
Ред.
ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ
Дорогие мои Святители!
Вы просите меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю. Не знаю и из кого состоят Ваш Синод и Собор, и какие их полномочия. Не знаю и предмета разногласий между Синодом и Митрополитом Евлогием. Ясно, что судьей между Вами я быть не могу.
Ваше письмо дает мне повод поставить общий вопрос: может ли вообще Московская Патриархия быть руководительницей церковной жизни православных эмигрантов, когда между нами фактически нет отношений?
Мне думается, польза самого церковного дела требует, чтобы Вы или общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления, достаточно авторитетный, чтобы разрешать все недоразумения и разногласия, и имеющий силу пресекать всякое непослушание, не прибегая к нашей поддержке (всегда найдутся основания заподозрить подлинность наших распоряжений или объяснять их недостаточной осведомленностью: одни будут их признавать, другие — нет, например, Митрополит Евлогий, как Вы пишете, ссылается на указ Святейшего Патриарха от 22 года, а Вы — указ 20 года и т. п.), или же, если такого органа обще-
147
признанного всей эмиграцией, создать, по-видимому, нельзя, то уж лучше покориться воле Божией, признать, что отдельного существования эмигрантская церковь устроить себе не может, и потому всем Вам пришло время встать на почву канонов и подчиниться (допустим, временно), местной православной власти, например, в Сербии — сербскому патриарху, и работать на пользу той частной православной церкви, которая Вас приютила.
В неправославных странах можно организовать самостоятельные общины или церкви, членами которых могут быть и не русские. Такое отдельное существование скорее предохранит от взаимных недоразумений и распрей, чем старание всех удержать власть и подчинить искусственно созданному центру.
Подумайте, пожалуйста, об этом. Такая постановка дела, по-видимому, более соответствует теперешнему положению и нашей здешней церкви.
Желаю всех Вас обнять и лично с Вами побеседовать. Но, видно, это возможно для нас лишь вне условий земной нашей многоскорбной и суетной жизни. Простите и помолитесь.
Господь да поможет Вам нести крест изгнания и да сохранит Вас от всяких бед.
О Христе преданный и братски любящий,
Митрополит СЕРГИЙ.
P. S. Между прочим, я должен подтвердить, что в апреле или марте 1922 г. Святейший, действительно, издал распоряжение об упразднении заграничного русского Синода. М. С.
30 августа (12 сентября) 1926 г.*
* Это частное письмо в ответ на обращение ряда заграничных иерархов было впервые .напечатано в ревельской газете “Последние Известия” от 11-го февраля 1927 г.
148
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.