13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зернов Николай
Зернов Н. Портреты некоторых участников собора в Карловцах
ПОРТРЕТЫ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ СОБОРА
В КАРЛОВЦАХ.
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ АНТОНИЙ. [Алексей Павлович Храповицкий (1863-1936)]. Невысокого роста, монументален, почти квадратен. Большая умная голова, окладистая борода, серые добрые глаза. Напоминает до-петровского боярина, крепко врос корнями в русскую землю. Говорит с нарочитой откровенностью и употребляет выражения и слова, неожиданные в устах церковного иерарха.
(Но окончании собора до своей смерти митр. Антоний оставался возглавителем синодальной юрисдикции. Прирожденный лидер, он производил впечатление цельности и силы, но в действительности он находился часто на поводу окружавших его лиц. Эта двойственность в его поведении происходила из-за исключительных противоречий его богатой, выдающейся личности.
Крайний консерватор в политике, он был смелый новатор в богословии.
Поборник восстановления патриаршества и независимости церкви, он поддерживал Союз Русского Народа.
Большой умница — он не умел разбираться в людях.
Очень добрый человек — он был не сдержан на язык и резок в своих отзывах.
Проповедник больше от головы, чем от сердца, он часто прерывал свои проповеди слезами.
Ректор нескольких Академий, он воспитал целое поколение ученых монахов, в то же время будучи сам дворянин старого рода, он свысока смотрел на «поповичей» и часто возвращался к недостаткам русского духовенства.
143
Эти противоречие характера митрополита постоянно выявлялись в течение собора и послужили дополнительной причиной для обострения внутри-церковной борьбы. Они в еще большей мере оказали влияние на дальнейшее углубление раскола. Так, например, в 1926 году митрополит подписал осуждение, вынесенное собором епископов в Карловцах международным христианским организациям, помогавшим Русскому Студенческому Христианскому Движению и Богословскому Институту в Париже. Международная Студенческая Федерация и Христианский Союз Молодых Людей были объявлены «явно масонскими», и членам русской церкви запрещалось находиться в сфере их пагубного влияния. Одновременно Митрополит в письме, посланном участникам Р.С.Х.Д. заявил, «что он открыто признает лично известных ему представителей международных организаций друзьями православной церкви и веры, влияние которых на русское студенчество может быть только отрадным». (См. Вестник РСХД № 10, 1926, Париж, стр. 25).
В январе 1927 года, следующий собор в Карловцах, под председательством митрополита, запретил митр. Евлогия к служению и прервал евхаристическое общение с приходами, находившимися в юрисдикции последнего. Этим актом зарубежная церковь оказалась окончательно расколотой на две несообшающиеся части. В письме к проф. В. В. Зеньковскому, председателю РСХД, тот же ^Митрополит Антоний писал, что наши церковные ссоры «гадкая завируха из-за выеденного яйца». (См. Вестник РСХД № 10, стр. 26).
ЕПИСКОП СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ВЕНИАМИН. (Иван Федченко, 1882-1962). Полная противоположность митр. Антонию. Выходец из крестьян, самородок. Эмоционален, талантлив, совсем не интеллектуал. Зажигательный оратор, прекрасный регент, поэт, иконописец. Среднего роста, с русой бородой и очень светлыми голубыми глазами. Ходит легко и ветренно. Стремителен, куда-то всегда устремлен, постоянно охвачен новыми планами и увлечениями.
(В 1926 году еп. Вениамин переехал в Париж и стал ректором Богословского Института. В 1930 году он покинул юрисдикцию митр. Евлогия и стал окормлять приходы во Франции, оставшиеся верными московскому митр. Сергию (Страгородскому, 18611944). С 1934 по 1947 год он был экзархом московской патриархии в Соединенных Штатах. В том же году он вернулся в Совет-
144
ский Союз и там управлял короткое время Рижской, Ростовской на Дону и Саратовской епархиями. Скончался в Псково-печерском монастыре.)
АРХИЕПИСКОП КИШЕНЕВСКИЙ АНАСТАСИЙ. (Александр Александр. Грибановский, 1875-1935). Худой, с аскетическим лицом и слегка выпуклыми глазами. Держит себя с большим тактом и достоинством, очень осторожен и замкнут в себе.
(Вскоре после собора он сменил свои позиции и отошел на сторону победившей партии. После смерти митр. Антония возглавил синодальную церковь).
АРХИЕПИСКОП ВОЛЫНСКИЙ ЕВЛОГИЙ. (Василий Семенович Георгиевский, 1868-1946). Большой, мягкий, с длинной бородой и маленькими живыми глазами, смотрящими поверх золотых очков. Первое впечатление рыхлости, отсутствия костяка, но за этой наружностью скрывается человек с большим житейским опытом, умеющий добиваться своих целей.
(Арх. Евлогию патриарх Тихон поручил управление заграничными русскими приходами указом от 8 апреля 1921 года. Когда постановления и воззвания, принятые на Соборе в Карловцах, достигли Москвы, то патриарх объявил собор не имеющим канонического значения, органы управления, созданные на нем, он отменил и вновь подтвердил, что единственным каноническим иерархом за рубежом остается Евлогий, возведенный в сан митрополита. Последний однако пошел на компромисс и продолжал сотрудничать с митроп. Антонием. Их отношения становились все более натянутыми. Разрыв произошел в 1926, когда архиерейский синод, вопреки протестам митр. Евлогия, выделил из его епархии германские приходы и назначил епископа Тихона их епархиальным архиереем. В 1927 году тот же синод, как уже было указано, запретил митр. Евлогия к служению.
В 1930 году произошел еще один разрыв, на этот раз с митр. Сергием, требовавшим от заграничного духовенства лояльного отношения к советской власти. В результате этих трений митр. Евлогий попросил вселенского патриарха принять ЗападноЕвропейские Русские Церкви в свою юрисдикцию, что и было осуществлено 17 февраля 1931 года. Митр. Евлогий, единственный из старого поколения епископата, оказался способным строить церковную жизнь в эмиграции, учитывая совершенно новые условия бежен-
145
ского существования. Он был человек мудрый, терпимый, готовый учиться у жизни. На соборе он держал себя выжидательно, присматриваясь к обстановке и не вступая, как епископ Вениамин, в открытый бой. До революции, будучи депутатом в Думе, он примыкал к правому крылу и его отказ сотрудничества эмиграции с представителями крайних монархистов рассматривался ими, как измена).
Остальные епископы на соборе в Карловцах вели себя пассивно, в прениях не участвовали, голосовали с митр. Антонием и очевидно чувствовали себя потерянными в необычайной для них атмосфере бурного церковно-общественного собрания.
Большинство из них окончило свою жизнь пенсионерами в сербских монастырях, за исключением епис. Серафима (Соболев 1881-1950) назначенного управлять приходами в Болгарии, где он и умер. Епис. Аполлинарий († 1933) уехал в Америку и одно время жил на Аляске)
ПРИМЕЧАНИЕ. Эти наброски портретов участников собора в Карловцах были сделаны мною во время заседаний. Сведения, заключенные в скобках, были собраны мною впоследствии. К сожалению они во многих случаях очень недостаточны.
146
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.