Поиск авторов по алфавиту

Поучение в 3‑ю неделю по Пятидесятнице (Мф. 6. 22—39)

Поучение
в 3‑ю неделю по Пятидесятнице (Мф. 6. 22—39)

Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия

Воззрите на птицы небесные … и на цветы полевые.

Чему нас учат птицы и цветы

В Евангелии, благочестивые слушатели, мало повествуется о внешней природе: о животных, птицах и растениях. И это не потому, что Христос не любил живую природу, не ценил ее, не воспринимал ее красоту. Проходя не раз, из конца в конец Галилею, Иудею, Самарию, Он созерцал красоту палестинской природы и, конечно, и читал «книгу» природы и любовался ею, как великим творением Божиим. В Своих беседах со слушателями Он часто брал сравнения и образцы из живой природы и трудовой жизни палестинского жителя (образ Сеятеля, поля, зерна, горчичного дерева, облака и прочие).

 

 

17

Однако, у Спасителя внешняя природа всегда была лишь фоном и побочным средством при главном — внутреннем духовно-благодатном общении с человеком. Он говорил, что пришел призвать к покаянию и спасти погибающего, грешного человека (Мф. 9. 12—13). И этот грешный, погибающий человек в сотнях и тысячах лиц ежедневно окружал Его, взывая к Нему и моля о помощи. И Христос всегда и всем оказывал эту помощь (Мф. 4. 23—24).

Но вот в сегодняшнем евангельском чтении, братие и сестры, мы услышали дивные слова Господа о природе, полные глубокого смысла. Он сказал: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая от них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольни паче вас, маловеры! (Мф. 6. 26—30).

Какие чудные слова, полные глубокой жизненной правды, правды о трогательной заботе Господа о Своих созданиях. Все мы знаем, что птицы не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и однако по-своему трудятся, добывая пищу для себя и своих птенцов. Как же и чем Господь питает их?

Питает их не только тем, что дает им разного рода пищу, но и тем, что заложил в природу их особую способность к существованию. Он даровал природе птицы неистребимый, незатухающий

 

 

18

инстинкт — веру, что она будет жива при любых условиях, и все, что нужно для ее питания, она найдет. Птица может долго пребывать в воздухе, преодолевать огромные воздушные пространства, подолгу недоедать и голодать, но никогда не лишается уверенности, что все же найдет то, что нужно ей, чтобы жить и летать. Богатство внутренней жизни птицы и состоит преимущественно в этой абсолютной уверенности, что как она жива сегодня, так будет живой и завтра и нечего заранее заботиться и волноваться о завтрашнем дне. И эта уверенность уже сама по себе питает, укрепляет птиц, являясь источником их жизненной силы.

Птица может жить и действительно живет при самых тяжелых условиях, например, на севере зимой при сильных морозах и заснеженной земле. Приходится удивляться, как выживают в такие продолжительные и суровые зимы воробьи, вороны и другие зимующие птицы. Подлинно сам неистощимый, жизненный инстинкт, сама органическая вера, Сам Творец их — питает их.

Указывая на птиц, Христос побуждает нас к надежде, что Отец Небесный не оставит нас, не лишит своей Помощи, как не лишает птиц, лишь бы и у нас была глубокая, живая, органическая, действенная вера в Бога и Его помощь.

По вере вашей будет вам (Мф. 9. 29).

Все возможно верующему (Мк. 9. 23). Часто говорил Христос окружающим Его.

Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6. 33), как сказано в сегодняшнем евангельском чтении.

 

 

19

Как святые отцы объясняют текст Евангельский о птицах?

«Сказал Спаситель, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — смотрите, птицы питаются без заботы. А это и нам легко исполнить. Наши заботы не могут прибавить роста хотя бы локоть один или продлить нашу жизнь хотя бы на один час. Поэтому и неразумно излишне заботиться о своей жизни».

«Всю жизнь мою, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — жал, шил и плел я, но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы я прокормиться».

Братие и сестры! Если птицы учат нас вере в Бога, и в Его попечительный промысл о нас, то, может быть, вы спросите, чему же учат полевые цветы? О них Христос говорит, что они не трудятся и не прядут и однако одеваются в такую красивую, изысканную одежду, в какую не одевался и сам царь Соломон, при всей мудрости государственных делах его и вычурной красоте и блеске в царственной одежде его.

Соломона одевало искусство людей: ткачей, красителей и портных, но кто одевает так изощренно, так неподражаемо полевые цветы, кто их ткач и художник? Христос отвечает: Господь одевает их, заложив в их природу дивную гармонию и нежную, лучезарную красоту. Ничего они сами для себя не создали, а все получили от Творца и Промыслителя. Не потому ли так неприхотливы, так кротки и скромны, так благодарны Создателю цветы, что произрастают всюду, даже в самых тяжелых условиях. Где их только не встретишь: в горах

 

 

20

и в расщелинах скал, в долинах и в лесах, в полях и лугах, в парках городов и в приусадебных участках в поселках. Отовсюду они приветливо кивают нам своими головками, ласкают взор нежными, чистыми красками, благоухают ароматами-фимиамами.

И кажется не найдешь на земле человека, равнодушного к красоте этих Божиих кротких, лучистых и благоухающих созданий. Все, вероятно, согласны, что цветы — символ радости, счастья, красоты жизни. Мир и люди были бы сумрачнее, холоднее, бездушнее и скучнее, если не было бы цветов на земле. Украшая землю, они облагораживают ее. Чаруя взор человека, они смягчают, умиротворяют его. Вот почему так часто люди прибегают к цветам. Их преподносят гостям, дарят новобрачным, приветствуют в день рождения и именин. Ими смягчают скорбь утраты и тяжесть разлуки с умершими, изобильно усыпая ими «домовину» (гроб) почившего.

Цветы, братие и сестры, кратковременны, скоротечны: быстро (на гладах) вырастают, отцветают и увядают. Но и тут особая мудрость в Тройстве и развитии растительного мира помогает делу: не успевают поблекнуть цветы одной разновидности, как их уже сменяют цветы другой разновидности. Весенние цветы сменяются летними, летние осенними и, таким образом, земля и человек весь весенне-летний-осенний (вегетационный) период не остаются без милых и нежных, кротких и чистых спутников жизни.

Цветы — вестники горнего мира. Своей целомудренной чисто

 

 

21

той, красотой и скромностью своего наряда, фимиамом своих благоуханий они живо напоминают нам нездешнюю красоту и сияние небесного высшего мира. Всякий цветок — девственно сияющая улыбка неба загрязненной и грешной земле [[Говоря о цветах, мы говорим о тех цветах, о которых говорит и Евангелие, о цветах естественных, полевых: васильках, колокольчиках, ромашках, незабудках и прочих.]].

Чему же, братие и сестры, учат нас цветы земные, и о чем напоминают нам? Прежде всего они, как и птицы небесные, напоминают нам о вере в Бога и надежде на Его всеблагую помощь. На это и указывает Христос, когда приводит их (птиц и цветы) как пример попечительной заботы о них Отца Небесного и когда, с другой стороны, упрекает нас, людей, в маловерии. Если сено сельное так Господь одевает, то тем более вас, маловеры (Мф. 6. 30), — говорит Он в сегодняшнем евангельском чтении, т. е. говорит и нам.

Будем же, братие и сестры, «возгревать» в себе веру в промыслительную о нас заботу Господа, в Его любовь к нам и готовность по вере нашей дать нам все потребное для жизни.

Скоротечные, скоропроходящие цветы напоминают нам о скоротечности, неустойчивости и нашей собственной жизни. Но однако при всей краткости жизни, цветы успевают отдать все, что имеют: и нежную красоту, и кротость, и благоухание своих ка

 

 

22

дильниц. Отдав все это, выполнив свое назначение, они отцветают, тихо увядают и засыхают.

Это ли не образец того, как надо жить и умирать человеку, как ему следует не зарывать в землю «талантов», а полностью отдать Богу и людям весь запас своих духовных сил, все богатство сердца, всю красоту своей человеческой души.

Цветы также напоминают нам и о том, что лучший, достойнейший цветок на земле есть сам человек, как венец мироздания, как образ Божий, призванный украшать собою землю и благоустроить ее (Быт. 1. 28—29).

Но во что мы превращаем этот образ? Украшаем ли мы собой землю? Выполняем ли волю Божию о своем высоком назначении на земле?

Устыдимся, братие и сестры, своего жалкого и недостойного существования и восскорбим об этом. Мы попираем высокое достоинство человека, пренебрегаем попечительной заботой о нас Господа, а потому и не получаем от Него благоприятной помощи. Мы забываем, что даровав нам высочайшее благо — свободу воли, — Господь не спасает нас без нас, без решимости и усилий нашего разума и воли, без живой и действенной веры в Бога и Его благое попечение. Кого винить, кого упрекать, когда мы сами же обрекли себя бедам и напастям: недоверию Богу и людям, унынию и ропоту, злобе и вражде. Отсюда внутри нас и произрастают не цветы добра и кротости, а цветы зла и вражды, не цветы мира и единения, а цветы раздора и разъединения.

 

 

23

Боже, пощади и помилуй заблудшее создание Свое! Не наказывай нас, не вметай в огонь как сено, как сорняк, прежде нашего покаяния! Будь долготерпелив и милосерд к нам. Господи! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.