13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Поучение в неделю перед Рождеством Христовым (Мф. 1. 1—25) О родословии Спасителя
217
Поучение
в неделю перед Рождеством Христовым (Мф. 1. 1—25)
О родословии Спасителя
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова (Мф. 1. 7).
О родословной Спасителя, праотцах и отцах
Наступают, братие и сестры, последние дни Рождественского поста. Через неделю мы будем радостно присутствовать на торжественном Рождественском богослужении. Весь пост Святая Церковь} готовила и продолжает готовить нас к встрече Рождества Христова. Многие из вас нашли в себе силы и время за этот пост и попоститься, и поговеть, и исповедоваться, и причаститься, и тем приготовили себя к радостной встрече великого праздника. Но однако, ни для кого из нас не закрыта радость праздника. Ибо даже и за оставшуюся неделю до Рождества Христова можно еще многое сделать: и помолиться, и попоститься, и примириться со своими ближними, и исповедоваться, и причаститься, возродиться духовно.
Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, братие и сестры, родословие нашего Спасителя по Его человеческой природе, поскольку Он был не только Бог, но и Человек, не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. В Евангелии от Матфея, которое читается сегодня, приводится родословие Христа Господа по праведному Иосифу, а в другом месте, в Евангелии от Луки, это родословие ведется по Богоматери, Пречистой, Преблагословенной Деве Марии.
218
Родословие Девы Марии начинается с Адама, а праведного Иосифа — с Авраама.
Для чего даны эти родословные? Они даны нам для того, чтобы показать, что Христос по Своей человеческой природе имел длинный ряд предков, или родов. Таких родов у евангелиста Матфея указано 42. Значит, Христос имеет глубокий родословный корень в еврейском народе и, следовательно Он не есть случайное явление в истории. Надо прямо сказать, что вся многовековая ветхозаветная история готовила людей к встрече Его, как своего Мессии, своего Спасителя и Избавителя. Она готовила к этой встрече с первого же человека на земле — с Адама. Ему были даны обетования о пришествии в мир Спасителя. Эти обетования затем были повторены многим ветхозаветным праведникам — праотцам, патриархам и пророкам.
Братие и сестры! Мы слушали в сегодняшнем Евангелии: Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова, Иаков роди Иуду, Иуда — Фареса и т. д. К этим праотцам принадлежит и пророк Давид, из рода которого ожидался Мессия-Христос, и к роду которого принадлежали и праведный Иосиф, и Пресвятая Дева Мария.
Вот и в прошлое воскресенье, в Неделю Праотец, Святая Церковь призывала нас прославить всех этих ветхозаветных праотцев. Кроме патриархов, к этим праотцам относятся и пророки: Илия, Елисей, Исаия, Иезекииль, Даниил, Иеремия и все другие пророки, вплоть до святого Иоанна Крестителя. Много было их — святых праотцев. Они и сами сохраняли в своем сердце веру в грядущего Мессию, и помогали народу еврейскому донести эту веру до времени воплощения Сына Божия. Последний из этих святых
219
людей сам и увидел Христа и, указывая не Него, сказал: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1. 29).
В нынешнее воскресенье, в Неделю святых Отец, Святая Церковь опять чтит ветхозаветных праведников, в особенности тех, кто были прямыми предками Христа по плоти. Святые ветхозаветные праотцы и пророки имели твердую веру в грядущего Христа, и этой верой жили и спасались. А мы сейчас, чада христианской Церкви, живем и спасаемся уже верой в пришедшего, за нас пострадавшего и воскресшего Господа. Мы веруем в то, что Рожденный от Девы Марии Христос действительно есть Спаситель мира, что Он всегда был и есть наша Истина, наша Жизнь и Путь нашего спасения, как Он и Сам оказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14. 6).
Братие и сестры! Начало нашей христианской веры восходит к Рождеству Христову. В Вифлеемских яслях, в пещере, родился Спаситель мира. Здесь зародилась и наша вера в Него. Первыми уверовали в Него вифлеемские пастыри, которых ангелы привели в эту пещеру, возвестив им сначала благостную весть: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2. 14).
Этой же вере в рожденного Христа научила восточных мудрецов — волхвов Вифлеемская звезда («звездою учахуся»), и они так же, как и пастыри вифлеемские пришли и увидели Богомладенца — Христа и поклонились Ему. С тех пор воистину «воссия мирови свет разума». С тех пор свет Христов просвещает, возрождает всех, жаждущих спасения.
220
Возлюбленные братие и сестры! Смысл праздника Рождества Христова заключается в нашем духовном возрождении. Христос рождается для каждого из нас в каждом из нас. Славьте Его.
Христос с небес — срящите. Встречайте Его.
Христос на земли — устремляйтесь, возноситесь к Нему. Пойте, прославляйте Его.
Считанные дни и часы остались до праздника Рождества Христова. Поспешим же предуготовить Ему Вифлеемские ясли в своем сердце. Как и волхвы, будем готовить Ему свои дары: свою веру, свою любовь, свое упование на Него — великую радость обновленного, возрожденного духа. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.