Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 26‑ю по Пятидесятнице. О безумном богаче (Лк. 12. 16—21)

Поучение
в неделю 26‑ю по Пятидесятнице

О безумном богаче (Лк. 12. 16—21)

Надежда не посрамляет (Рим. 5. 5).

О надежде на Господа

Три основные добродетели, братие и сестры, должны украшать нашу жизнь: вера, надежда, любовь. И пока жив человек, они должны в нем пребывать (1 Кор. 13. 13), как самая существенная, неотъемлемая и спасительная принадлежность его сердца и духа.

Верой мы признаем бытие Божие и входим с Ним в непосредственное внутреннее общение; надеждой окрыляемся на Его помощь в земной жизни и на милосердие Его — в будущей, загробной; любовью, как путеводной звездой, озаряемся и

 

 

185

животворимся [[В своей жизни мы мало имеем любви, а между тем ничего так сильно не жаждет душа каждого из нас, как именно любви. Беседу о любви см. «Сборник великопостных и пасхальных проповедей». Сборник № 3, стр. 146.]].

С веры начинается наша духовная жизнь, надеждой укрепляется и любовью наполняется и завершается. В наших беседах на Евангельские зачала им не раз говорили о вере. И это не случайно, ибо без нее, как исходной добродетели и основной потребности нашего духа, — не может быть спасения. Не раз беседовали и о любви христианской. Бог даст, мы и впредь еще не раз будем говорить о вере и любви. Сегодня же остановим свое внимание на 2‑й добродетели — на христианской надежде.

Корень надежды — в вере. Если у человека нет христианской веры, то не будет у него и надежды, ибо сама надежда — тоже вера, только устремленная на будущее. Верой мы живем каждую данную минуту: ибо молимся ли мы, скорбим ли, каемся ли — все это переживаем сейчас, в текущую минуту, потому что верим в помощь Божию. Когда возносимся умом и сердцем к Богу, прося Его помощи, каясь перед Ним в своих грехах, переживая горечь богооставления или радость богообщения, то все это делаем потому, что верим, что Господь услышит нас. Когда же устремляемся духом в предстоящее будущее, то проникаемся надеждой, что Господь поможет нам совершить задуманное (например, сходить в храм исповедоваться и причастить

 

 

186

ся).

Живя на земле, мы оживляемся и укрепляемся надеждой на будущее воскресение из мертвых (Деян. 24. 15) [[В нашем «Символе веры» мы читаем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Чаяние это и есть надежда, или, иначе, — упование, ожидание, переходящее в уверенность, убежденность.]], на будущую вечную жизнь за гробом (Тит. 1. 2). Надежду нам, братие и сестры, надо развивать укреплять внутренней постоянной связью с Богом через молитвы и таинства.

Апостол Павел указывает нам путь (лествицу) восхождения к крепкой, светлей надежде на Бога. Вера, — говорит он, — сопровождается скорбями: Скорби же создают терпение. Терпение — опытность. Опытность — надежду. А надежда не посрамляет (Рим. 5. 3—5), т. е. спасает. Поэтому, если мы хотим спасения, то должны терпеливо переносить посылаемые от Бога скорби. Так создается опытность в духовной жизни. А от опытности рождается и соверненнейшая уверенность в надежде (Евр. 6. 11). Уверенность в надежде и есть сама надежда в ее подлинней духовно-благодатной, спасительной силе.

Братие и сестры, нам, к сожалению, далеко от этой благодатной и светлой надежды на Бога, на Его милосердие, на Его

 

 

187

готовность проявлять в нашей жизни полное и постоянное участие. Ибо мы холодно, сухо, рассудочно верим в Бега и не столько, собственно верим, сколько еще (всю свою жизнь) собираемся верить, а отсюда рассудочно и как-то отдаленно и надеемся на Него [[Рассудочная вера отличается от живой веры тем, что она лишь допускает существование Бога, не имея о ним живой, внутренней связи.]].

А между тем, вспомним-ка, что говорит нам Господь, к чему зовет, на какие примеры указывает, в чем укоряет и упрекает нас? Он упрекает нас в том, что мы не столько Богу, сколько своей мамоне (чреву) служим (Мф. 6. 24), что заполняем свою жизнь хлопотами и заботами не столько о душе, сколько о пище и одежде, хотя душа и больше пищи, а тело одежды (Мф. 6. 25).

Он указывает на пример птиц, которых питает Отец Небесный, и полевых лилий, которых одевает Он же (Лк. 12. 21), и зовет искать прежде всего Царства Божия и правды Его, и тогда все (пища, одежда и другое) приложится нам (Мф. 6. 33). Он говорит нам, что Отец Небесный знает, что вы имеете нужду (во всем) в том (Лк. 12. 30).

Братие и сестры! Мы не серьезно относимся к словам Спасителя о птицах небесных и полевых цветах. Мы мало задумываемся о том, как Господь печется о них, как птицы все невзгоды своей, жизни (особенно зимой) мужественно переносят и остаются живыми; и цветы доживают до осени, если человек раньше срока не погу

 

 

188

бит их. Это мужество вытекает из их непоколебимой надежды [[Эта надежда заложена Богом в природу всякого живого существа в виде инстинкта самосохранения, располагающего и искать и ожидать питания.]], что они будут жить дальше, хотя нередко несколько дней сразу голодая. И эта надежда не посрамляет их: там или здесь, позже или раньше, но Господь действительно питает их, ибо Он отзывчив на нужды всех Своих созданий.

Только нам, маловерам, кажется трудным и день прожить без приема пищи, ибо опасаемся похудеть или заболеть и забываем, что ни единым хлебом жив будет человек. Поэтому мы и стремимся обеспечить себя пищей и другими запасами на несколько дней и недель вперед. И через это превращаем свою жизнь в непрерывную суету, заботу и погоню за материальными средствами и благами. Эта погоня создает пристрастие к ним, лихоимство и телолюбие, а вместе с ними блудливость и гневливость, гордость и уныние и прочее. Имея это в виду, Христос и рассказал ученикам притчу о безумном богаче, которую мы сегодня слушали в Евангельском чтении.

Имея богатый урожай, некий землевладелец захотел себя обеспечить на многие годы и для того лишь, чтобы пить, есть и веселиться, ни о чем не беспокоясь (Лк. 12. 19). В своих мечтах и планах он все забыл: и Бога, и людей, и долг, и совесть, и будущую жизнь за гробом и всю надежду возложил на себя (на свои планы) и свое богатстве. Поэтому и был назван безумным, достойным немедленной смерти (Лк. 12. 20).

 

 

189

Братие и сестры! Всем нам, конечно, питаться и одеваться нужно, но не чрезмерно, а скромно и не заглядывая далеко в будущее. Все мы имеем право на жизнь, но не на безрассудную, а полную высокого смысла. Всем нам не запрещается богатеть, но лишь в Бога (Лк. 12. 21), т. е. в вере (Лк. 17. 5), в надежде (Рим. 5. 14) и любви (1 Ин. 4. 17).

Только этими тремя добродетелями может быть создана полнота подлинно-христианской жизни на земле, т. е. только при исполнении их Христос может быть посреди нас и в каждом из нас.

Господи, укрепи нас в сих спасительных добродетелях! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.