Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 25‑ю по Пятидесятнице (Лк. 10. 25—37) О милосердном самарянине

169

Поучение
в неделю 25‑ю по Пятидесятнице (Лк. 10. 25—37)

О милосердном самарянине

И, видев его, милосердова (Лк. 10. 33).

О милосердии к людям и внимании к вещам

Возлюбленные братие и сестры! Сегодня мы слушали Евангельское чтение о милосердном самарянине. Кто из нас не знает эту дивную притчу! Кого из нас не трогала и не трогает эта заботливость иноплеменного самарянина о впавшем в беду еврее! Еврей израненным, ограбленным, полуживым был оставлен на проезжей дороге. Сделав свое жуткое дело, разбойники скрылись. И лежит, истекая кровью и мучась от боли, при дороге этот несчастный человек. Проходит, видя — не видя несчастного, священник. Проходит мимо и левит… а несчастный все лежит, лежит, теряя, быть может, уж и надежду на помощь.

Но вот проходит той дорогой самарянин и проявляет такую любовь, такое попечение и милосердие к несчастному, что Отцы Церкви приравнивают это милосердие самарянина к милосердию Самого Господа и толкуют, что в лице самарянина был Сам Господь, показывающий нам пример милосердия, а в лице священника и левита — ветхий закон с его законническим, формальным холодным отношением к человеку.

В самом деле, возлюбленные братие и сестры, как удивительно поведение самарянина: увидя израненного и страдающего

 

 

170

еврея, он прекращает свой путь, сходит с осла, подходит к несчастному и, видя раны его, возливает на них вино и елей — масло (т. е. порции своего путевого питания). Своим состраданием и сердечным участием он ободряет и утешает больного, сажает его на осла, и, отправляясь в путь, идет рядом с ним, поддерживая его.

Смотрите, какая забота! Все здесь предусмотрено, все нужное сделано! От всего своего отрекся самарянин: и от пищи, и от осла, и от времени, лишь бы помочь несчастному. Его забота распростерлась и на будущее: доставив больного в гостиницу, он платит деньги на его содержание и обещает гостинику уплатить по возвращении и ту сумму, что будет издержано сверх оплаченного. Все это участие в судьбе «впавшего в беду», самарянин проявляет молчаливо, скромно, терпеливо, не ожидая никакой награды. Какой высокий и трогательный пример милосердия и сострадательности дан нам в лице милосердного самарянина!

На этом примере мы должны учиться делу христианского милосердия. Что от нас требуется? Прежде всего от нас требуется сострадание ко всякому впавшему в беду, несчастье, болезнь. Будет ли это увечный на улице, при дороге; будет ли это больной, лежащий в соседней комнате; будет ли это страдающий от холода нищий или плачущий от обид ребенок. Все они — наши братья во Христе, за всех их пролита Кровь Христова, все они — неотъемлемая частица нас самих и Тела (Церкви) Христова, и за всех их мы ответим перед Господом. Не жалея себя, отдавая им то, что сейчас имеем

 

 

171

(сердце, заботу, молитву), мы тем самым проявим к ним свое сострадание, проявим не на словах, а на деле. И это хорошо начатое доброе дело завершим, доведем до конца.

Как часто наше милосердие бывает мимолетным, проявляется на один миг, выражается в чем-нибудь одном и затем сразу же обрывается. И тем самым доброе дело, не доведенное до конца, не достигает цели, свидетельствуя о нашем нерадении, неумении творить добрые дела по-настоящему.

Благочестивые слушатели! Кругом нас непочатый край дел, требующих нашего участия. Этого участия и внимания требуют не только на каждом шагу люди, но и растения, животные, птицы и разные вещи и предметы. Всякий клочок бумаги, зря валяющийся, всякий замусоренный угол комнаты, долго не мытая посуда, сохнущий цветок в комнате — все это вопиет к нам о порядке, требуют внимания к себе. Около нас нет ничего совсем чужого, к нам не относящегося; Нет того, за что мы не ответили бы пред Богом. И это потому, что все Божие, от Бога нам дарованное — для нашего попечения и для нашей пользы. Все, что встречается на нашем пути и попадает в поле нашего зрения и в наше сердце — все это жаждет нашего участия. Только так должна пониматься наша жизнь в Боге, наша роль и назначение на земле.

Через человека Бог управляет миром. Человеку вручено Богом попечение о мире — духовном и материальном. Так будем же относиться ко всем людям милосердно, как того требует наша любовь к Богу и ближним. Будем внимательны ко всякой вещи и предмету, данному в наше управление и попечение от Бога. И Бог мира, любви и милосердия всегда будет с нами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.