Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 22-26. Рождественский пост

Поучение в неделю 22-26

Рождественский пост

Попечение о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14).

О пользе поста

В числе заповедей Спасителя, братие и сестры, есть строгая заповедь о посте (Мф. 6. 16—18; 17. 21). На основе этой заповеди святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу.

Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост — наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу?

 

 

147

Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста.

Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всем, в чем мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чем мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться.

Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возраждаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки или увеличиваю их.

Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путем» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлен в духе каждого из нас.

Так заглянем же, братие и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет (Мф. 5. 37).

 

 

148

Кто привык легко, по каждому пустяку волноваться, вскипать, раздражаться, гневаться, допускать взрывы вражды, неприязни к своим ближним, тот должен начать пост с борьбы со своей распущенностью и расслаблением своей воли. Пусть каждый из вспыльчивых, нервных людей вспомнит, что лучшее лечение нервных больных и распущенности заключается в самовоздержавии, в самообуздании, в создании навыков молчания, терпения, смирения, преданности воле Божией при всех жизненных обстоятельствах (Лк. 21. 19; Мф. 10. 23). Кто привык обильно кушать, переедать, перенасыщаться, увлекаться вкусными кушаньями, быть лакомкой, сладкоежкой, тот призывается начать пост с постных блюд, с умеренного, ограниченного употребления пищи. Пусть чревоугодники ужаснутся от слов, сказанных по их адресу, что богом их является чрево их (Фил. 3. 19). Пусть вспомнят они слова Спасителя: Не заботьтесь для душ ваших, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело — одежды (Мф. 6. 25) и вспомнят, что не единым хлебом жив будет человек (Мф. 4. 4).

Удивительное дело, когда врач предписывает нам диету, то мы соблюдаем ее, т. е. ограничиваем себя в пище. А вот когда Врач Небесный, Господь наш, предписывает нам Свою, заведомо полезную, спасительную диету, то мы всячески уклоняемся от нее.

Братие и сестры! Для чистого — все чисто (Тит. 1. 15), а для нечистого, похотливого, грешного человека все превращается в нечистое, или оскверненное. Хотя человеку и все позволено, но не все ему на пользу, ибо ничто не должно обла

 

 

149

дать им (1 Кор. 6. 12). Пища всех родов и сортов сама по себе не греховная и позволена человеку, но однако в свое время и при особых условиях. Но никогда не позволены ему излишества, пресыщения, пристрастия и наслаждения ею, какова бы она ни была.

Ведь и в дни поста можно объедаться и наслаждаться вкусно приготовленным винегретом, грибной лапшой, первосортным компотом или вкусным вареньем и печеньем. Это будет уже не пощение, не самоограничение, а грубый самообман: будто пощусь, а на самом деле, объедаюсь, наслаждаюсь. Питаться, кормить свое тело надо, но наслаждаться и увлекаться пищей нельзя, ибо в этом случае попечение о плоти (теле) превращается в похоть (Рим. 13. 14), т. е. в явный грех.

Оскверняет человека не то, что извне входит в него, а то, что из него самого исходит (Мк. 7. 15), т. е. не пища сама по себе оскверняет, а отношение к ней человека, когда она (пища) в избытке принятая, производит в человеке телесные возбуждения, страстные желания, вспыльчивость, гневливость, ссоры и прочее.

Часто слышится возражение против поста среди людей больных или престарелых, физически слабых, отягченных немощами духа и тела. У таких людей телесное истощение и есть их невольный пост телесный. И здесь следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения в несении болезней или старческих немощей, усиление трезвенности духа и молитвенности. И тогда улучшение духовного состояния укрепит и физические силы.

 

 

150

Как Господь учит нас творить пост? Он говорит, что когда поститесь, то не будьте унылы (Мф. 6. 16), мрачны, скучны, и не трубите о своем посте, а поститесь тайно (18 ст.), смиренно, скромно, чтобы не превращать добродетель в порок; свое воздержание в пище в средство самопревозношения, противопоставления себя другим, не постящимся.

Иногда слышится вопрос: «А как быть, если я живу в непостящейся семье, а как быть, если я хожу в гости, и сама принимаю в пост гостей, а как быть, если кругом меня никто соседей не поститься»? Если ты живешь в семье непостящейся, и для тебя не могут готовить постный пищи или, когда поднимают ссору и вражду из-за твоего пощения, то, ради мира в семье, пользуйся общим столом и усиль пост духовный.

Если в дни поста ты попадаешь в гости, то кушай, что подано без всякого исследования (1 Кор. 10. 27). Пусть хозяин не от тебя обличится и осудится, а от Самого Бога (Рим. 14. 12). Если ты сама принимаешь гостей, то угощай всем тем, что имеешь, не хвастаясь и не намекая, что постишься. Если постишься и ешь овощи, то не осуждай и не унижай соседей, если они не постятся, ибо всякий поступает по удостоверению ума своего (Рим. 14. 2—5), и сам даст отчет Богу (12).

Приготовляя на кухне пищу или употребляя ее, мы должны учесть обстановку: не соблазняет ли кого, что я приготовляю или вкушаю, скажем, мясо, когда оно не положено. Если, ты сама в пост соблазнилась мясом, то не дерзай соблазнять, вводить во

 

 

151

искушение соседа, ибо за него ты ответишь перед Богом больше, чем за себя саму, ибо сказано: горе тому человеку, через которого соблазн приходит… лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18. 6—7).

Видите, братие и сестры, как страшно, как опасно соблазнять людей своим поведением, в том числе и питанием. Поэтому апостол и говорит: лучше не есть мясо, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, соблазняется и изнемогает (Рим. 14. 21). Нет, — продолжает тот же апостол, — лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8. 13). Бог зовет нас к чистоте и святости (1 Сол. 4. 7) и Царство Его — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14. 17).

Ох, как все мы нуждаемся в этих добродетелях и как горько, что их не имеем! Прислушаемся в заключение к тому, что говорит о посте преподобный Серафим Саровский: «Пост в том, чтобы не есть много, не разбираться между снедями вкусными и невкусными. Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укреплялось, было другом и помощником душе в совершении добродетели.

…Постись…, и ангел Господень прилепится к тебе». Пост, братие и сестры, время благоприятное, «светлое и радостное», как говорит преподобный Феодор студит. Не преминем воспользоваться им, чтобы возродиться духом и достойно встретить великий праздник Рождества Христова. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.