13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Поучение в неделю 18‑ю по Пятидесятнице (Лк. 5. 1—11) О чудесном улове рыбы и призвании апостолов
Поучение
в неделю 18‑ю по Пятидесятнице (Лк. 5. 1—11)
О чудесном улове рыбы и призвании апостолов
Не бойся: отныне будешь ловить человеков (Лк. 5. 10).
О влиянии Спасителя на народ
Явление в мир Иисуса Христа, благочестивые слушатели, сразу привлекло к Нему сердца народов. Бесхитростный, нелукавнующий народ быстро узрел в Нем благословенное, богодарованное высшее Существо и изрек Ему в лицо: блаженно чрево, носившее Тебя, сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11. 28).
Огнем живущего в Христе Духа Божия Он неизъяснимо и неотразимо действовал на души и сердца людей. Они чувствовали, что не слова только (как у книжников и фарисеев), а и сила благодати Божией исходит из уст Его и незримо, но ощутимо воздействует на них. И каждый из народа невольно думал, Кто же Он — этот необычный Сердцеведец, Человеколюбец и Чудотворец? Кто Он?
И вот Христос (это было в самом начале Его служения народу) однажды в синагоге раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал
116
вслух: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение… Проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 4. 18—19). Прочитав и закрыв книгу, Христос сказал: Ныне исполнилось писание сие. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его (20—22 ст.).
Влияние Иисуса Христа на народ со дня на день возрастало, Его Божественное посланничество в мир открыто стали признавать бесы, изгоняемые Им из одержимых ими. Знаю Тебя, кто Ты, Божий (Лк. 4. 34), сказал один из них. Ты Христос, Сын Божий (41 ст.) — говорили другие.
Проповедь Христа, Сына Божия, о наступающем Царстве Божием находила всенародный отклик. И вот явилась потребность и в других проповедниках-благовестниках для широкого распространения этой благой проповеди. Иисус Христос и избирает благовестников лице апостолов.
В сегодняшнем Евангельском чтении, как мы слышали, и говорилось о первоначальном избрании апостолов и той обстановке, в которой оно произошло. Оно произошло на берегу Генисаретского озера (моря), где Христос с лодки рыбака Симона учил народ. Среди слушателей были и рыбаки — Симон-Петр и братья Заведеевы Иаков и Иоанн). Всю истекшую ночь на двух лодках они ловили у, но ничего не поймали. А теперь, утомленные и опечаленные неудачей, они внимали учению Христа о приблизившемся Царствии Божием.
117
Но вот они слышат от Наставника и Учителя слова, обращению к Симону: отплыви на глубину и закинь сети свои для лова. Симон сказал в ответ: Наставниче! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали. Но по слову Твоему закину сеть (4—5 ст.). Ночная неудача могла бы затормозить волю Петра: ведь если уж ночь не дала успеха, то чего ждать от дня, когда рыба вообще не ловится. И предложи эту дневную ловлю кто либо другой, Петр не откликнулся бы на это. Но эту ловлю предложил Тот, Кто говорил со властью, с такой внутренней силой и уверенностью, что невозможно было не подчиниться Ему.
И вот, сделав это, т. е. загнув сети, они поймали столько рыбы, что сети стали прорываться, и лодки тонуть (6-7 ст.). Зрелище рвущихся сетей, тонущих лодок и множества пойманной рыбы столь было сильным и страшным, что подлинный ужас объял рыбаков.
Участие в этом неслыханном улове всемогущей Божественной силы настолько было очевидным, что Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (8 ст.).
Чудесный улов открыл Петру глаза: Тот, Которого он раньше назвал Наставником, предстал пред ним (пред его внутренним восприятием), как Господь, как высшее Божественное Существо, Которому подчинены и земля, и вода, и люди, и рыбы, и вся природа. Как можно иметь грешному человеку общение с Господом? Поэтому
118
Петр и взмолился: выйди от меня, Господи! Я человек грешный. Что ответил Христос на эту мольбу? Он сказал: Не бойся, отныне будешь ловить человеков (10 ст.).
Эти слова Христа рыбари поняли как призыв следовать за Ним, чтобы служить Ему благовестием Его учения. Они поняли, что им предстоит мрежи (сети) сменить на другие и ловлю рыбы сменить на ловлю человеческих душ и сердец. И, не колеблясь, они вытащили обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним (11 ст.). Так произошло призвание рыбарей на апостольское служение,
Братие и сестры! Может быть кто либо из вас спросит: почету Господу угодно было даровать рыбакам такой необычайно-богатый, такой чрезмерный улов? Это произошло для того, чтобы рыбаки или кто либо из народа не могли объяснить улов случайностью, что могло бы иметь место, если бы это был обычного размера улов. Чрезмерность же этого улова удостоверила собой явное действие в нем силы Божией. Апостолы, кроме того, могли увидеть в нем (чрезмерном улове) символ, образ того преизобильного улова душ человеческих, к которому призывал их Христос, когда сказал: Не бойся (не бойтесь), отныне будешь (будете) ловцами человеков.
Братие и сестры! Чудесным уловом рыбы Иисус Христос расположил рыбаков (Петра, Иакова, Иоанна, Иакова, Иоанна) следовать за Ним, чтобы выполнить Его волю — сделаться ловцами человеков. И мы знаем, что эти рыбаки стали наиболее близкими и преданными Ему апостолами.
119
Чудесный улов рыбы вошел в их души и раз и навсегда покорил в полное послушание Спасителю.
В Евангельском рассказе об этом чуде есть и для нас особо назидательный момент. Это момент припадания Петра к ногам Иисуса Христа с мольбой уйти от него, как человека грешного. В этих словах рыбаря Петра сказался страх грешной души пред чистотой, святостью и Божественным величием Спасителя мира. Сознание своей греховности, своего недостоинства пред Бом, страх пред Ним — это и для нас первое условие веры в Бога начало пути спасения. Страх Божий — начало премудрост — говорит Слово Божие.
Из жизни святых мы знаем, что страх Божий Действительно явится началом спасения. Так, преподобная Пелагия, услышав в храме проповедь о Страшном суде, преисполнилась страхом Божиим и, раздав все, что имела, ушла в монастырь и достигла высокой святой жизни.
Страх Божий и страх греха должны быть постоянными спутниками и нашей жизни, нашими внутренними побудителями к покаянию, вправлению и непрерывному молитвенному единению с Богом. Будем и мы, подобно апостолу Петру, почаще духовно, молитвенно припадать к ногам Спасителя, к подножию Креста Его и молить не оставить нас, грешных и недостойных, Своим долготерпением, Своей любовью и милостью. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.