Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 17‑ю по Пятидесятнице. О вере и смирении хананеянки

Поучение
в неделю 17‑ю по Пятидесятнице

О хананеянке (Мф. 15. 21—28)

О женщина! Велика вера твоя (28 ст.).

О вере и смирении хананеянки

В сегодняшнем Евангельском чтении, возлюбленные во Христе

 

 

103

братие и сестры, святая Церковь назидает нас чудом исцеления бесноватой дочери хананеянки.

В своих молитвах в Господу мы не всегда получаем ответ на те прошения, с которыми мы обращаемся к Богу. Это происходит потому, что слаба и неустойчива наша молитва по недостатку живой веры и любви к Господу. Обратимся к Евангельскому рассказу о хананеянке, чтобы получить назидание о том, как следует молиться Богу.

Однажды Иисус Христос удалился в страны Тирские и Сидонские. Это были языческие страны. Здесь жили хананеи, самые худые, нечистые из язычников. За их нечистоту иудеи называли их псами. Христос перешел границы Тиро-Сидонских стран не для проповеди, а для кратковременного отдыха. Но, как говорит Евангелист Марк, Он не мог здесь утаиться (Мк. 7. 24), т. е. отдохнуть. Не мог потому, что свет небесный исходил от Него и от всех чудес и дел Его. Этот небесный свет просиял и в земле языческой.

Молва об этом Свете шла впереди Христа (Лк. 6. 17). Еще до Его прихода в эти страны многие из местных жителей уже ходили (Мк. 3. 18) к Нему и разнесли весть о Нем по всей стране как Чудотворце и Целителе недугов и болезней. И вот, когда Христос пришел в эти страны, выходит к Нему навстречу жена-хананеянка с верой в Его Божественную силу, которая, помогая иудеям, может помочь и язычникам.

 

 

104

Эту женщину посетило великое горе: ее дочь была одержима злой силой и жестоко бесновалась. При этой болезни ни мать не могла утешить дочь в ее страданиях, ни дочь не могла чувствовать заботы и скорби матери. Это крайне терзало несчастную мать.

Слух о появлении в ее стране Чудотворца-Целителя оказался ярким лучом, вдруг прорезавшим тьму ее тяжких и безвыходных страданий. У нее вспыхнуло неудержимое желание прибегнуть к чудодейственной Божией силе пришедшего Спасителя. И вот, устремившись к Нему, она еще издали стала вопить — кричать: Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! Дочь моя жестоко беснуется (22 ст.). Этот душу раздидающий вопль повторился не раз.

Но Христос хранил молчание. Он как бы не замечал ее присутствия и как бы не слышал ее голоса. Апостолы, привыкшие к тому, что Христос обычно не отказывал в исцелениях, были в недоумении и стали, с своей стороны просить Христа отпустить хананеянку, столь неотступно кричавшую сзади их. Христос ответил им: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (24 ст.).

Казалось бы, уже одно молчание Христа могло привести хананеянку к унынию, а Его ответ апостолам — ввергнуть ее в отчаяние и лишить всякой надежды на помощь Божию.

 

 

105

Однако произошло другое.

Слова Спасителя о погибших овцах отразились в ее душе сознанием собственной гибели, а Его слова, что он послан к погибшим, преломились в ее сердце полнотой веры, что никто другой, а именно Он Один может спасти и ее дочь, погибающих в своей беспомощности. И, полная решимости, она снова приступает к Нему с воплем: Господи, помоги мне (25 ст.).

Тогда Господь говорит ей в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам (26 ст.). Как видим, Господь называет иудеев детьми, а ее псом. В этих словах Господа хананеянка могла увидеть не только отказ в ее просьбе, но и обиду. Ведь открыто она названа псом. В ней, вместе с тем, могла вспыхнуть и зависть и даже неприязнь к детям т. е. иудеям.

Но однако совсем не то происходит в душе несчастной матери, готовой любой ценой помочь своей страждущей дочери. Со дна этой души поднимается чувство величайшего смирения. В смущении она говорит: Так, Господи! Ибо чувствует, что недостойна той благодати, которая предназначена для иудеев. Для нее хорошо быть и псом у господ своих. Она и в этом находит утешение и приписывает себе действия, свойственные псам: и псы, — говорит она, — едят крохи, которые падают со стола господина их (27 ст.).

 

 

106

Смирение скорбящей матери, как видим, безгранично.

Сам Христос, казалось, был поражен непреодолимой силой того смирения и беспредельной верой ее в Господа. И, воздавая ей должное, Он говорит: О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (28 ст.).

Может быть, кто либо из вас, возлюбленные братие и сестры, спросит, а почему сердцеведец Господь медлил с исцелением бесноватой дочери? Между тем, как в других случаях Он исцелял больных сразу же, после первой просьбы их?

Замедление с исцелением произошло не потому, что хананеянка была грешнее других исцеленных, а потому, что Господь захотел представить ей возможность открыть нам все сокровища ее души: сокровища веры, терпения, смирения, любви к Богу и дочери. За все эти сокровища Господь увенчал хананеянку исцелением ее дочери, а нам завещал следовать ее примеру в своих молитвах к Господу. Как бы на наших глазах она, силой Божией, превращается из презираемой, несчастной страдалицы в образец высоких христианских добродетелей, зовущий нас к подражанию.

Будем же и мы, братие и сестры, следовать за ней в неотступной молитве к Богу и взывать ко Господу ее словами: «Господи, помоги мне, Господи, помилуй меня»! Будем, как и она, терпеливы в наших молитвах, смиренны в ожидании помощи Божией в наших скорбях и нуждах и крепки вере и в любви к Богу и ближним.

Господи, помилуй нас! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.