Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 13‑ю по Пятидесятнице (Мф. 21. 33—42)

Поучение
в неделю 13‑ю по Пятидесятнице (Мф. 21. 33—42)

Царство Божие дано народу, приносящему плоды его.

О злых виноградарях

Однажды, братие и сестры, Иисус Христос рассказал иску

 

 

76

шавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошел и стал работать. Другой сказал: иду, но однако не пошел, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике.

Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей: который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый.

Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым — нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их — Отца Небесного, а под виноградником — Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие (Мф. 21. 31). Ибо пришел к вам Иоанн Креститель и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему.

Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за Цервой вторую притчу — о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

И здесь речь идет о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесен оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передает его на время отъезда (по закону Моисея

 

 

77

на пять лет (Лев. 19. 25) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определенную часть этих плодов.

Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Также они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.

Казалось бы, уже после первых злодеяний, а тем более вторых, следовало бы привлечь виноградарей к ответу. Но хозяин, проявляя к ним долготерпение и великодушие, рассудил иначе: если я, думал он, пошлю к ним сына своего, то постыдится его, раскаются и отдадут плоды ему. Но злодеи тут оказались еще большими злодеями: они убили и сына хозяина, полагая, что теперь будут полными владельцами виноградника. Что сделает с ними хозяин, когда возвратится? — спросил Христос книжников и фарисеев. И они в один голос ответили: злодеев сих предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (41 ст.).

Так ответили они. Так, братие и сестры, ответили бы и мы, если бы Христос спросил и нас. Но кто подразумевается под хозяином виноградника, кто под сыном его, кто под слугами его?

 

 

78

Хозяин виноградника и отец убитого сына — это Отец Небесный. Слуги — это пророки и праведники Божии, из которых многие действительно были убиты (Евр. 11. 36—38). Сын хозяина — это Единородный Сын Божий — Спаситель мира.

Об этом Сыне так сказал Иисус Христос в последних словах притчи, обращенных к книжникам и фарисеям: Неужели вы никогда не читали в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: Это — от Господа, и есть дивно в очах наших (42 ст.).

И добавил: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Так и произошло. Христианство приняли другие народы, в том числе, в свое время, и народ нашей страны. Мы тоже стали работниками в вертограде Господнем и должны приносить плоды своих трудов хозяину — Господу Богу.

Господь и каждого из нас призывает и говорит: Иди и работай в Моем винограднике, твори там Мою волю: оказывай внимание, заботу, любовь и помощь всем работникам вертограда — как слугам и чадам Отца Небесного. Не досаждай, не твори зла другим, не огорчай их осуждением, неприязнью, злобой и враждой. Помни, что всем вам даны таланты: одному пять, другому два, третьему один, чтобы вы трудились в вертограде Моем по мере этих талантов и сил и приносили Мне плоды своих трудов. Так говорит, так зовет нас всех к труду в Своем вертограде. Слышим ли мы, братие и сестры, этот зов Господа? Откликаемся ли на него? Не говорим ли: «идем», но однако доселе не идем, обманывая себя и Господа своего.

 

 

79

Не так поступали святые и угодники Божии. В жизни преподобию Авраамия Смоленского был такой случай. Епископ Игнатий просил, чтобы он помолился о дожде. «Кто я, грешный, что ты просишь меня? Помолись ты сам». Однако, затворясь в келье, он так помолился, что пошел сильный дождь (Житие). Видите, как у связи: сначала смирение («я — грешный»), а потом послушание, т. е. выполнение воли Божией.

Но почему такими жестокими злодеями оказались те, кому хозяин виноградника на время вручил его? Почему побили камнями и убили слуг, а затем и сына виноградаря? Потому, что они думали только о себе, о своем личном благополучии, о своей выгоде, о том, как захватить и присвоить себе чужое добро. Эти люди потеряли стыд, страх, совесть, честь, чувство долга, забыли закон, суд Божий и Самого Бога.

Что им следовало бы сделать?

Им следовало бы сразу же отдать плоды первым слугам. А если однако они убили их, то следовало бы пред лицом сына хозяина раскаяться и просить прощения, а затем и возвратить ему плоды виноградника. Отец Небесный этого и ждал и все откладывал к откладывал наказание за злодейство.

Братие и сестры! Господь и нас, нерадивых и нераскаянных, все долготерпит и ждет. Ждет нашего покаяния и плодов, достойных этого покаяния (Мф. 3. 8). Так будем же всегда помнить, что мы живем в винограднике Господнем, что мы — слуги Бога и друг друга, что от нас требуется непрерывная забота друг о друге и послушание воле Божией.

 

 

80

Наш виноградник — это квартира наша, это дом, где мы живем, это и то место, где мы ежедневно работаем. Слуги, посылаемые к нам за плодами, это те люди, с которыми мы ежедневно и ежечасно встречаемся и работаем. Плоды, которые мы должны отдавать — это наша забота о них, как братиях и сестрах во Христе наша любовь и помощь им во всем, в чем они нуждаются. Вот ж эту заботу и любовь к людям Господь и испрашивает с нас теперь, в этой земной жизни и строго спросит отчет о ней в будущей, загробной.

Если мы будем иметь в этой временной жизни эти заботы и плоды любви нашей к Богу и ближним, то Он скажет нам при Своем втором, славном и страшном пришествии: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34).

Буди, буди так Господи! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.