13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Повесть «О выборе вер»
Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
Дошед до событий самых достоверных, каково крещение Владимира, мы все-таки не избавились от так называемых народных повестей. Напротив, теперь перед нами повесть этого рода, которая может быть названа таковою по преимуществу и по превосходству (κατ’ἐξυχήν).
К великому князю Киевскому приходят послы от разных народов с предложением своих вер; князь посылает своих послов к народам для осмотра вер на местах; наконец, из всех вер Русские выбирают веру самую лучшую: вот эта, всем более или менее известная, повесть о крещении Владимира. Прискорбна обязанность посягать на то, относительно чего весьма многие так привыкли и так хотели бы не сомневаться и в чем тщеславие этих весьма многих находит такое себе удовлетворение. Но неумолимый долг историка заставляет нас сказать, что повесть эта не заключает в себе ничего истинного, что она есть позднейший вымысл и притом даже вымысл, по всей вероятности, не русский, а греческий.
Передадим сначала подробно эту, ставшую, так сказать, классическою в нашей истории, повесть. Будучи позднейшею вставкой в летописи и будучи поставлена в ней без всякой связи с предыдущим, она рассказывает следующее:
105
Под 986-м годом, который есть 8-й год княжения Владимирова 1). Пришли ко Владимиру Болгары веры Магометовой 2) и говорили: «Ты князь мудрый и смысленный, а не знаешь закона (держишься недоброй, неистинной веры); веруй в наш закон и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «В чем состоит ваша вера»? Они сказали: «Веруем в Бога, а Магомет заповедует нам обрезывать тайные уды, не есть свинины, не пить вина; по смерти будем творить похоть блудную с женами: даст Магомет каждому по семидесяти жен прекрасных, изберет одну (из них) прекраснейшую, возложит красоту всех на (эту) одну, и она будет человеку жена». А также и здесь, говорили они, — достойно творить всяческий блуд; кто убог на этом свете, тот так же будет и там. И иную многую лесть говорили они, чего и писать нельзя срама ради. Владимир с большим удовольствием слушал их (послушаше сладко), когда говорили о женах, ибо сам любил женщин и был сильно предан блуду; но то ему не любо было, чтобы обрезывать уды и не есть свиного мяса, а о запрещении пить отнюдь не хотел слушать, сказав: «Русским питье — веселье, без того не можем быть» 3). Потом пришли Немцы, говоря: «Пришли мы, посланные (к тебе) папою». Они сказали Владимиру: «Так приказал говорить тебе папа: земля твоя как и земля наша, а вера ваша, не как наша; ибо наша вера есть свет, кланяемся Богу, который сотворил небо и землю, звезды, месяц и всякое дыхание, а ваши боги суть дерево». Владимир спросил: «Какая заповедь ваша»? Они сказали: «Пост по силе, (а затем) кто что ни ест и ни пьет, все в славу Божию, как сказал учитель наш (апостол) Павел». Владимир сказал Немцам: «Идите назад, ибо отцы наши сего не
1) Владимир занял престол не в 980-м, а в 978-м году, ибо по самой же летописи всех лет его правления 37 (в общей хронологии под 852-м годом), а у монаха Иакова находим совершенно определенное показание, что он сел в Киеве месяца Июня в 11-й день в лето 978. Когда летопись говорит, что Ярополк княжил 8 лет (под тем же 852-м г.), то годы княжения нужно разуметь не с 972-го г., в котором умер Святослав, а с 970-го, в котором он посадил Ярополка при своей жизни; когда монах Иаков говорит, что Владимир сел в Киеве в осьмое лето после смерти отца своего Святослава, то у него нужно видеть ошибку, происшедшую от забвения, что Ярополк занял великокняжеский престол не после смерти, а при жизни Святослава.
2) Т.-е. Болгары Волжско-Камские (называвшиеся у нас Серебряными, нужно думать, от закамского или уральского серебра). См. о них Бестужева-Рюмина Русскую историю, I, 74 (с указанием литературы).
3) «Русии есть веселье питье, не можем без того быти».
106
принимали). Услышав обо (всем) этом, пришли Жиды Козарские 1), говоря: «Слышали мы, что приходили Болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере; христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем во единого Бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева». И спросил Владимир: «Что есть закон ваш»? Они отвечали: «Обрезываться, не есть ни свинины ни заячины 2), хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша»? Они отвечали: «В Иерусалиме». Он спросил: «А там ли и теперь»? Они отвечали: «Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по разным землям за наши грехи, и предана была земля наша христианам». Владимир сказал: «Так, как же других учите, когда сами отвержены Богом и расточены? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то вы не были бы расточены по разным землям: или вы хотите, чтобы и с нами случилось то же»? После этого Греки прислали к Владимиру философа, говоря: «Слышали мы, что приходили Болгары и учили (убеждали) тебя принять их веру; но вера их оскверняет небо и землю, они прокляты паче всех человек, ибо уподобились Содому и Гоморре, на которые пустил Господь каменья горючие, чтобы потопить их; подобным образом и сих ожидает день погибели их, когда Бог придет судить землю и погубит всех, творящих беззаконие и сквернодеющих: «си бо омывают оходы своя (и) в рот вливают и по браде мажются, наричющи Бохмита, такоже и жены их творят ту же скверну и ино пуще — от совокупленья мужьска и женска вкушают». Слышав это, Владимир плюнул и сказал: «О отвратительно»! 3). Философ продолжал: «Еще слышали мы, что приходили из Рима (Немцы) учить вас своей вере, но их вера немного (несколько) повреждена против нашей 4), ибо служат на опресноках, то есть оплатках, которых Бог не предал, повелев служить на хлебе, (ибо сказано): и преда апостолом, приим хлеб, и рече: се есть Тело Мое, ломимое за вы..., они же этого не творят, и (потому) вера их (не совсем) исправна». Владимир ска-
1) О Козарах или Хазарах, которые имели свою столицу Итиль при устье Волги и у которых с половины VIII века иудейство, принесенное из греческой империи, было верою государя и вельмож, см. у Бестуж.-Рюм.ibid. I, 78 (с указанием литературы).
2) «Заячины» прибавлено, вероятно, потому, что старые Русские очень любили есть ее.
3) «Си слышав, Володимер плюну на землю, рек: нечисто есть дело».
4) „Малом с нами развращена“.
107
зал: «Приходили ко мне Жиды и говорили, что-де Немцы и Греки веруют в Того, Которого мы распяли». Философ отвечал: «Действительно, мы в Него веруем, ибо пророки предрекли — одни, что Бог родится, другие, что Он будет распят и погребен, в третий день воскреснет и вознесется на небеса: они же тех пророков избивали, а других пилами претирали; когда же сбылись пророчества, (Бог) сошел на землю, был распят и по воскресении вознесся на небо, то (Он) ждал от них покаяния 46 лет, и поелику не покаялись, послал на них Римлян, которые города их разрушили, а самих расточили по разным странам, в которых они и до сих пор в рабстве». Владимир спросил: «Но для чего Бог сошел на землю и принял такую страсть»? Философ сказал: «Если хочешь, (князь), послушать, то скажу тебе по ряду и обстоятельно, для чего Бог сошел на землю». Владимир сказал: «Готов слушать с большим удовольствием(послушаю рад)». И начал философ говорить таким образом...
За сим следует весьма пространная речь философа к Владимиру, в которой подробно излагается вся священная история ветхого и нового завета от начала до конца, от сотворения мира до вознесения Иисуса Христа и проповеди апостолов. Показав таким образом план божественного домостроительства о спасении людей или то, для чего Бог сходил на землю, философ заключил свою речь: «Предуставил же Бог день, в который хочет судить, пришед с неба, живых и мертвых и воздать каждому по делам его — праведникам царство небесное и красоту неизреченную и веселье без конца и жизнь вечную, а грешникам бесконечную муку огненную и червя не усыпающего». Сказав это, философ показал Владимиру полотно, на котором написан был страшный суд Господень, и указал ему одесную праведников, в веселии идущих в рай, а ошуюю грешников, идущих в муку.
Владимир вздохнул и сказал: «Добро сим — одесную, горе же сим — ошуюю». Философ сказал: «Если хочешь стать с праведными одесную, то крестись». Владимир, положив на сердце своем слова его, сказал: «Подожду и еще мало», — ибо хотел испытать о всех верах. Дав философу дары многие, Владимир отпустил его с честию великою.
Под 987-м годом. Созвал Владимир бояр своих и городских старцев и сказал им: «Вот приходили ко мне Болгары, говоря: прими закон наш; потом приходили Немцы, которые также хвалили свой закон; потом приходили Жиды; после всех пришли
108
Греки, хуля все законы, а хваля (только) свой, и много говорили, повествуя от начала мира о бытии всего мира; хитры и чудны повести их, каждому любо послушать их; говорят они, что и другой свет будет и кто-де вступит в их веру, тот умерши воскреснет и больше не будет умирать во веки, а кто вступит в другую веру, тому на том свете гореть в огне. Как вы мне ума прибавите, что посоветуете», — спросил Владимир бояр и старцев. Бояре и старцы отвечали: «Знаешь, князь, что свое никто не хулит, а хвалит; если хочешь испытать хорошенько, то имеешь у себя мужей: пошли испытать службу каждого из них, как служат Богу». Эта речь была люба князю и всем людям; избрали мужей добрых и смыленных, числом 10, и сказали им: «Идите сначала к Болгарам и испытайте их веру». Пошли они и пришедши видели скверные дела их и кланянье в ропатах 1) и возвратились домой. И сказал Владимир: «Идите теперь к Немцам, посмотрите также и (у них), и оттуда идите к Грекам». Пришли они к Немцам и смотрели их церковную службу; (потом) пришли в Царьград и вошли к царю. Царь спросил, для чего пришли, и они рассказали ему бывшее. Выслушав их, царь рад был и сотворил им в тот день честь великую. На утро (на другой день) царь послал к патриарху и приказал сказать: « Пришли Русские и желают смотреть нашу веру, прикажи убрать и приготовить церковь 2), собери и приготовь (весь свой) причт 3) и сам соверши богослужение, чтобы видели они славу Бога нашего» 4). Услышав это, патриарх приказал созвать причт, и устроили праздничную службу, как это обычно в праздники, зажгли ка(н)дила и составили пения и лики. И пошли с ними (послами) в церковь и поставили их по средине
1) Мечетях.
2) Т.-о. убрать и приготовить по праздничному, каковые убранство и приготовление состояли особенно в том, что привешивали к иконам богатые пелены и что развешивали в церквах множество кандил и лампад, дабы устроить возможно блистательное освещение (φωταγωτία — иллюминация, см. ниже).
3) „Пристрой крилос“. Под крилосом, т.-е. клиросом, разумеются не певчие, а штат патриарших богослужебных „чиновников“. Клиросами называлось собственно штаты административных архиерейских чиновников (см. ниже), а потом и штаты чиновников богослужебных, так как из чиновников административных многие были вместе и чиновниками богослужебными.
4) Вообще царь дает в повести тот приказ патриарху, чтобы он совершил для Русских в св. Софии возможно торжественным образом праздничное богослужение.
109
церкви 1), показывая им красоту церковную, пение и службу архиерейскую и предстояние диаконов, толкуя им, как они служат Богу своему (толкуя им чин своего богослужения). Они же, быв в изумлении и удивлении, похвалили службу их. И призвали их цари Василий и Константин и сказали: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Когда они пришли в свою землю, то Владимир созвал бояр своих и старцев и сказал: «Вот пришли посланные нами мужи; послушаем, что они видели, пусть рассказывают пред дружиною». Послы сказали: «Ходили мы к Болгарам, и смотрели, как они покланяются в храме, то есть, в своей ропате: стоят беспоясые, поклонившись сядет (на корточки) и смотрит туда и сюда, как бешеный, «несть веселья в них, но печаль и смрад велик, несть добр закон их». Потом пришли мы к Немцам и видели, что они творят в храмах своих многие службы, но красоты не видели никакой. После этого пришли мы к Грекам, и ввели они нас туда, где служат Богу своему, и не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты; не умеем вам рассказать, только то знаем, что там Бог пребывает с людьми и что служба их превосходит службу всех других стран; мы не можем забыть такой красоты; как всякий человек, если попробует сладкого, после уже не хочет горького, так и мы не хочем здесь оставаться 2). (Выслушав речи послов), бояре в ответ на них сказали (Владимиру): «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей» 3). Владимир сказал: «Так где же крестимся»? Бояре сказали: «Где любо тебе».
«Минувшю лету», в 988-м году, Владимир пошел с войском на Корсунь, город греческий, взял его и в нем крестился...
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.