13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Верные Господу. Царская семья
Правообладателем дано разрешение на размещение материала на сайте «Электронная библиотека Одинцовского благочиния».
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
СЛОВО
СВЯТЕЙШЕГО
ПАТРИАРХА
ВЫПУСК 6
ПАТРИАРХ
МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
КИРИЛЛ
ВЕРНЫЕ ГОСПОДУ
Царская семья
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МОСКВА
2018
[Предисловие]
Памятной датой, важной не только для истории, Церкви, общества, но и лично для каждого из нас, отмечен 2018 год. Эта дата — 100-летие со дня мученического подвига святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и их верных спутников. Это переломное и трагическое для российской истории событие стало днем торжества жизни над смертью и победой святости над злом.
Жизнь Царской семьи — очень важное свидетельство того, что такое святость в наши дни.
Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего Государя и его Семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: “Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу”. Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление Царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни, через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах!..»
Сегодня очень важно открыть для себя истинный образ святых Царственных страстотерпцев. Посмотрите на их одухотворенные, светлые лица. Невозможно, увидев их, узнав их житие, не захотеть в чем-то измениться, стать лучше, чище. Пусть же знакомство с ними наполнит нашу жизнь новым смыслом, придаст сил и поможет в созидании Царства Небесного в наших душах и сердцах.
Кирилл,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
ПАТРИАРХ
МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
КИРИЛЛ
ВЕРНЫЕ ГОСПОДУ
Царская семья
Династия Романовых была призвана на царство после одоления Смуты, страшного разорения Русской земли внутренними усобицами и иноземными вторжениями, когда государство и страну пришлось восстанавливать из руин. Но при всем страшном опустошении, которое принесла Смута, сохранялся фундамент и источник народной жизни — православная вера. Именно вера дала людям возможность выстоять и изгнать захватчиков, именно вера стояла за тем национальным согласием, которое было выражено в решении Земского собора 1613 года избрать Михаила Феодоровича Романова на Всероссийский престол.
За решением поставить свои частные интересы, личные или групповые, на второе место всегда стоит сознание общности, которая перекрывает все сословные, региональные, клановые или семейные разделения. И в истории России это именно православная вера. Люди вспомнили, что прежде всего они — православные, и это сознание дало им возможность совершить деяние поистине эпических масштабов.
9
Бывают ключевые, переломные моменты в истории страны или всего мира. Для нашей цивилизации это в первую очередь Крещение Руси. А на второе место можно поставить одоление Смуты и воцарение Дома Романовых, потому что Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость. Страна, казалось, обреченная на исчезновение, народ, которому, по-видимому, предстояло исчезнуть с лица земли, быть порабощенным, а потом и поглощенным более сильными, развитыми, воинственными соседями, отстоял свою независимость и воссоздал государство, ставшее впоследствии, за триста лет правления Романовых, одной из крупнейших мировых держав.
После завершения Смуты и избрания Михаила Феодоровича на царство, а в особенности с приходом к власти Государя Алексея Михайловича, Россия обрела второе дыхание, произошло огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель. Огромные силы, жившие в нашем народе, развернулись, и Московия превратилась в великое государство — от моря и до моря, от океана до океана — с цветущей культурой и бурно развивающейся экономикой.
Мы знаем, что в течение трехсот лет правления династии Романовых из небольшого государства страна наша стала великой державой — от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления Государя Императора Николая II, до начала Первой мировой войны, явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира,
10
и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, Гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в XX веке.
Конечно, мы призваны трезво смотреть на нашу историю. Люди, которые творили ее, не были безупречны. У каждого человека, тем более
11
у правителя, есть плюсы и минусы, которые оценивают современники и потомки, а историки тщательно исследуют в своих научных трудах, что человек сделал доброго, где поступил правильно, а в чем ошибся. То же самое делается и по отношению к любому представителю трехсотлетней династии Романовых.
Но здесь мне хотелось бы четко разделить два возможных подхода к истории. Существует трезвый, взвешенный подход — что произошло на самом деле и какие уроки мы можем извлечь из этого. И существует подход идеологизированный, для которого любые исторические сведения интересны лишь постольку, поскольку их можно приспособить к продвижению определенных, заранее принятых идеологических постулатов. Многие из нас помнят время, когда об эпохе Романовых в истории России было принято говорить не иначе, как о «проклятом царизме», «тюрьме народов», «свинцовых мерзостях», от которых нас якобы спасла революция. В действительности, если сравнивать государственную деятельность царей с деятельностью тех, кто затем разрушил великую Россию, разорвал ее, с деятельностью тех, кто в XX веке нанес огромный ущерб общенациональным интересам, то, несомненно, личности царей из династии Романовых представляются нам высоким и замечательным образцом заботы о государстве и о народе.
Негативный, большевистский по происхождению взгляд на историю России подхватывается теми, кого не устраивает историческая и прежде всего духовная идентичность нашей страны, кто хотел бы представить всю ее историю как череду провалов и преступлений, так, чтобы нынешнее
12
поколение, особенно молодые люди, не испытывало ни гордости за своих предков, ни благодарности за свое наследие, ни чувства долга по отношению к современникам и потомкам. Но ведь без благодарности к тому доброму, что было в прошлом, осознания своей общности с предками и потомками здоровое общество невозможно.
Бывает и другая ошибка — люди, совершенно справедливо отвергающие такой подход, впадают в безудержную идеализацию этого периода нашей истории. Это тоже неверно. Мы не должны пропускать уроков истории, в том числе ее горьких уроков.
Мы должны искать правду — и историческую, и нравственную. Когда мы оцениваем деятельность государя и любого масштабного государственного деятеля, то ведь в первую очередь смотрим на результаты: что было сделано для страны, для народа, для развития общества; но личные качества часто находятся в тени.
Нужно сказать, что среди Романовых не было ни одного святого, кроме последнего Царя, который был прославлен в лике святых не как государственный деятель, не как полководец, не как политический лидер, а как страстотерпец. Поэтому, говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. И вот в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, как тлетворно влияло многое на жизнь нашего народа в XVIII веке — несомненно, при попустительстве тех же государей, которые сами оказывались увлечены духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. Поэтому при всем уважении, которое Церковь
13
всегда испытывала к государственной власти в соответствии с евангельскими наказами, все же нужно отметить, что существовала определенная дистанция между духовной жизнью народа и духовной жизнью нашей аристократии.
Иногда сверху, силой, предпринимались попытки навязать России неорганичные для нее установления, образ мышления и культуры, который казался части аристократии «европейским» и «прогрессивным».
Поэтому бывает трудно давать какие-то однозначные оценки. Возьмем, например, такую великую фигуру, как Петр I. Его заслуги как правителя несомненны: благодаря его победе в Северной войне, Россия вышла на мировую арену сильным, независимым государством, он укрепил армию, флот, развивал промышленность и торговлю...
Но Петр I, оглядываясь на протестантские страны Северной Европы, импортировал модель церковно-государственных отношений, сложившуюся на Западе в ходе Реформации, когда Церковь была подчинена светской власти, сделана частью государственного механизма. Кстати, впоследствии революция, возможно, потому так сильно ударила по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент... При Петре Патриаршество было ликвидировано, Православная Церковь стала «ведомством православного исповедания».
Петр ввел в России то, что ей не было свойственно: он ввел модель западноевропейского абсолютизма. Такого в России еще не было. Власть русского царя всегда уравновешивалась — Боярской думой, Церковью. Люди могли сказать царю: ты не прав. У народа через определенные способы
14
выражения общественного мнения была такая возможность.
Я знаю, что в нашем российском обществе существует некий особенный пиетет по отношению к Петру I. Я не оспариваю многого из того, что Петр сделал. Но он совершил и нечто очень опасное для страны: привил на нашу, в общем, не предрасположенную к этому почву культурную основу западного абсолютизма. И Церковь
15
потеряла свою независимость. А потом, когда произошла революция, речь шла уже не о модели церковно-государственных отношений, не о независимости Церкви, а о выживании.
Кроме того, в некоторых отношениях русские проявляли куда большую просвещенность, чем европейцы. Вспомним, например, Государя Александра I, победителя Наполеона. Когда французские войска, несшие на Русь «просвещение и передовые идеи», находились в Москве, они разрушали все, что могли, оскверняли храмы и даже, уходя, взорвали Московский Кремль.
И вот, войдя в Париж, великодушный Государь Император Александр приказал ничего не трогать, ничего не разрушать в столице Франции, не мстить. Поэтому его встречали с радостью, как освободителя.
Или вспомним реформы Императора Александра II. Примерно в те же годы отменили рабство в США — и как: с опустошительной гражданской войной, с морем крови. А в России глубокие, коренные преобразования прошли мирно. Одной из причин этого было то, что Государь ориентировался на национальную традицию. Модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства и технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную традицию народа. Это был удачный опыт гармонизации новаторства и традиции, государственнического мышления и полной преданности Промыслу Божиему.
И этот Государь был убит террористами — так уже тогда проявилось противостояние между
16
теми, кто искал продуманных реформ, которые бы органически вырастали из всего предыдущего опыта страны, и теми, кто хотел резкого переворота, разрыва с исторической Россией.
Если говорить о личности Императора Николая II, то надо сказать, что он многое сделал для России: за время его царствования значительно вырос уровень благосостояния людей, в значительной мере был решен земельный вопрос, как известно, ключевой для России, появились зажиточные крестьяне, стремительно развивалась промышленность и железнодорожный транспорт, стали появляться высококвалифицированные зажиточные рабочие, распространялись
17
образование, наука, модернизировалась армия. Конечно, были ошибки и просчеты в государственном управлении, что признавал позже и сам Государь...
Но, говоря о Царе-страстотерпце, мы в первую очередь вспоминаем его кончину, которая была отмечена великим мужеством, способностью не ожесточиться даже в тот момент, когда он шел на казнь. Своей смертью Государь засвидетельствовал ту силу духа, которой обладал, и которая для всех нас является примером. И потому Царь и Семья его прославлены в лике страстотерпцев, то есть тех, кто достойно встречает смерть, как и тех, кто достойно способен встретить любые жизненные невзгоды. Подобно святому Иову Многострадальному, в день памяти которого Государь родился, Царь и его Семья показали пример исповедания веры перед лицом страданий. Царская семья сохранила веру и преданность Господу...
Мы знаем, что семья является фундаментом, на котором единственно возможно созидание духовно сильного и нравственно здорового государства Российского. Мы воспринимаем семью как малую Церковь, как круг самых близких людей, объединенных отеческой верой. Не случайно в Евангелии сказано: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Именно устроение семьи во имя Господне позволяет наиболее правильно созидать отношения мужа и жены, детей и родителей, — отношения, при которых любое деяние сопровождается готовностью служить ближнему как самому себе.
Ярким примером христианской семьи является Семья Царственных страстотерпцев. Святые
18
Страстотерпцы явили нам пример осуществления завета апостольского: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Государь Император, его супруга и дети совместно несли свое общественное служение, стойко переносили клевету и ненависть. Когда Царевича Алексия, Царицу Александру Феодоровну или великих княжон постигали болезни, они, с терпением перенося физические страдания, стремились помогать друг другу...
В радости и в горе, в благополучии и в гонениях святые Царственные страстотерпцы всей душой болели о России, о тяготах и проблемах Отечества. Именно в таких семьях сегодня наш народ может и должен черпать свою крепость и силу.
То, что мы знаем о последних днях жизни Царской семьи, поражает подлинно христианским отношением к скорбям, к оскорблениям и к смерти. Они простили своих гонителей и убийц. В подвале Ипатьевского дома они должны были уйти в небытие, о них никто не должен был вспоминать, поэтому даже прах их хотели уничтожить... Но переформатировать Россию под требования революционной идеологии не получилось, хотя результаты такой попытки оказались просто страшными.
И сегодня от нас иногда хотят, чтобы мы разорвали с нашим прошлым ради чьих-то представлений о светлом будущем. Но мы уже знаем, что все обещания светлого будущего, которое надо купить ценой отречения от прошлого, оборачиваются порой трагедией. Поэтому нам так важно быть благодарными потомками, помнить и чтить наших предков, в том числе наших государей из династии Романовых.
26
Вспоминая юбилейные даты со дня рождения Государя Императора Николая II и со дня его мученической кончины, всякий раз мы получаем возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге Государя Императора Николая II и его Семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца Государя Императора Николая II и его Семью.
Екатеринбург — это Уральская голгофа, святые места, отмеченные кровью страстотерпцев, новомучеников и исповедников Церкви Русской во главе со святой Царской семьей. Здесь мы вспоминаем о Доме Романовых — царской династии, с которой связано усиление и возвышение России, превращение ее в великую державу. Как говорилось выше, у каждого человека, тем более у правителя, есть плюсы и минусы, которые историки часто препарируют в своих научных трудах и оценивают, что человек сделал доброго, а что менее доброго, какие правильные шаги предпринял и какие ошибки совершил. То же самое делается и по отношению к любому представителю трехсотлетней династии Романовых.
Но если посмотреть на результат, на то, что за эти триста лет произошло, то мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой
27
православной. Семью, в которой люди разных религий и национальностей чувствовали себя благополучно. Эта великая страна набирала огромную экономическую мощь, которая стала угрожать другим могущественным странам и силам, и в результате, как мы знаем, была развязана Мировая война, вслед за которой последовало крушение Российской державы.
А почему это произошло? А потому что людям внушили, что, изменив государственный строй и убив Царя, они станут счастливыми, создадут богатое и справедливое общество, где все будут равны и где все будут наслаждаться благами. Пройдя тяжелейшими десятилетиями XX века, мы знаем, что это была утопия или мечта... Вся пропаганда была направлена на то, чтобы разрушить основы государственной жизни великого народа.
17 июля 1918 года в Екатеринбурге произошло убиение Государя Императора Николая II и его Семьи. И здесь же мы празднуем дни рождения Государя Императора. Ежегодно даты рождения и смерти Царя, как бы смыкаясь, образуют один ряд, наполненный огромными смыслами. И один из больших вопросов, ответ на который раскрывает самый главный смысл нашей истории, заключается в следующем: а почему нам не удалось построить того общества, о котором мечтали люди? Почему нам не удалось добиться того самого процветания и справедливости, ради которой убили Царя, а потом вздыбили страну Гражданской войной?
У историков разные ответы на этот вопрос. Но есть, я думаю, самый важный ответ, который открывает нам смысл истории: невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи,
29
на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь Царскую семью, считали, что поступают праведно: «нужно стереть с лица земли эту Семью, а с ней — и память о прошлой России», мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед — нужно все уничтожить, разрушить этот мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым.
Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь неправедно пролилась кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле.
Но, вспоминая прошлое, мы ведь думаем о современной жизни своей, о будущем. Так вот, почему с нами произошла такая катастрофа? Почему так много крови было пролито? Почему такие страдания принял наш народ, включая и Первую мировую войну, и революцию, и войну Гражданскую, и террор, и репрессии, и затем Великую Отечественную войну? Миллионы и миллионы человеческих жизней были загублены для достижения мечты, которая так и не осуществилась.
Анализируя прошлое, думая о современной жизни, простирая взгляд в будущее, мы должны сделать правильные выводы. Никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни. Это имеет отношение к нашей работе. Как часто мы в процессе своего карьерного роста сталкиваемся с конкурентами, которые готовы уничтожить соперников! И ведь действительно бывают случаи, когда одни физически уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное
32
пространство, чтобы получить больше денег и больше власти...
Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома... Этого дома сейчас нет, но вместо него к небу взметнулся величественный Храм на Крови — как памятник тому, что здесь произошло, как памятник невинно убиенным и как некий символ и знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни, без крови, без насилия, без революций, без гражданских столкновений — так, как созидали великую Россию наши благочестивые предки.
И потому сегодня, в XXI веке, молитва наша перед Царственными страстотерпцами — о процветании Отечества нашего, всей исторической Руси и Российской державы; о процветании Церкви нашей — носительницы того самого духовного кода нации, сохраняя который мы сохраняем народ; о благополучии народа нашего; об укреплении веры православной; о процветании Екатеринбурга и всей земли екатеринбургской.
Пусть Господь хранит нас, оберегая умы и сердца от всякой смуты, от ложно понимаемых идеалов; сделает способными различать духов (1 Кор. 12, 10), отличать правду ото лжи и хранить всегда память о трагедии нашего народа для того, чтобы никогда более не повторилось разрушения Отечества.
Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего Государя и его Семьи. И возникает вопрос: а как все это
33
стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление Царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни, через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!
Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе то, что произошло с нашим Отечеством в XX веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.
А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки эту историю исказить.
37
Всегда с особым душевным чувством я посещаю Ганину Яму Пусть Господь хранит всех нас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину Яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову разрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
Быть может, на Ганиной Яме — месте мученического подвига Царственных страстотерпцев, — как нигде больше, понимаешь, через какие страдания прошел наш народ. И, умывшись, очистившись кровью наших мучеников, исповедников, страстотерпцев, мы должны стать другим народом, который бы никогда больше не допустил поругания своих святынь, никогда больше не отказался от Бога, который бы научился, соединяя молитву с трудом, воспитывать в великой духовной традиции своих детей и внуков.
...В качестве результата деятельности царей, принадлежавших к романовской династии, мы имеем несомненные огромные положительные достижения. И в этом смысле думаю, что первое чувство, которое мы сегодня должны испытывать к тем, кто возглавлял наше Отечество на протяжении трехсот лет, — это чувство благодарности, признательности за то, что было сделано. Но при всем том эта признательность не должна быть лубочной, картинной, искусственной.
На Ганиной Яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых
38
Страстотерпцев, ныне воздвигнут замечательный монастырь; 18 мая 2013 года здесь был освящен фундамент храма в честь Державной иконы Божией Матери.
Явление Державной иконы Божией Матери случилось в селе Коломенском в 1917 году. В этот день произошло вынужденное отречение Государя Императора Николая Александровича от Российского престола. Не вдаваясь в детали этого трагического события, скажем только, что никакие усилия, направленные на построение счастливой, справедливой, обеспеченной жизни, не могут принести плода, если связаны с преступлениями и страданиями. Наверное, те, кто принуждал Государя Императора к отречению, думали: вот уйдет с Российского престола Царь, полностью дискредитированный враждебными силами, потерявший авторитет в обществе, и придут другие — умные, интеллигентные, образованные, европейски просвещенные, те, кто произносил блестящие речи в тогдашнем парламенте, в Государственной думе. И эти ораторы, негодовавшие праведным гневом против Императора, полагали: как только им в руки дана будет власть, наступят новые времена и Россия будет жить счастливой жизнью.
Мы знаем, что отречение Государя Императора и приход к власти иных сил ни к чему подобному не привели. Те, кто забрал власть у Царя, отдали ее еще более радикальным силам, и мы знаем, чем закончилась эта трагедия. Закончилась не сразу — даже не после кровавой и страшной Гражданской войны, даже не после времен диктатуры и связанных с ней массовых репрессий, даже не после кровавой войны, унесшей миллионы и
40
миллионы жизней, даже не в послевоенное время и даже не тогда, когда в 90-е мы снова задумались о том, как изменить жизнь страны. Сколько было надежд на то, что это произойдет! Но затем рухнуло государство, распалась великая страна... И нужно быть просто слепым и неспособным видеть причинно-следственные связи, чтобы не прийти к простому выводу: через несправедливость, через обман, через злобу, через смерть никогда нельзя достичь добрых результатов.
В день отречения Государя Императора явилась икона «Державная», и это событие было всеми воспринято как явление Божественной воли. Ушел видимый царь, и на престол Российский взошла Царица Небесная. Произошедшее вызвало огромный энтузиазм в народе, проходивший тогда в Москве Поместный Собор воспринял это явление как чудо. Вскоре был составлен акафист Державной иконе Божией Матери — в его создании участвовали профессора богословия, светила тогдашней богословской науки. Но те, кто произвел в стране кровавый переворот, восприняли явление Державного образа как нечто для них опасное, и вскоре творцы акафиста, те, кто призывал почитать явление «Державной» Божией Матери, были уничтожены. Делалось это сознательно, чтобы и следа не осталось от этого события. Достаточно было упомянуть явление Державной иконы Божией Матери, чтобы человек был умерщвлен. Только подумайте: могла ли такая злоба происходить от человеков? Нет. Она происходила от темной силы. А если она происходила от темной силы, проводниками которой были власть имущие, то в какую же бездну погрузилось наше Отечество?
41
Если подводить итог тяжелейшему XX столетию, то, при всех достижениях нашего народа в науке, искусстве и иных областях, никогда из нашей памяти не уйдет эта национальная трагедия. Но хранить в памяти недостаточно — нужно делать выводы. Все, что произошло с нами сто лет назад и продолжалось на протяжении большей части века, являет нам величайший пример силы Божественного Промысла. Господь из камней сих может соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9). Он может чудесным образом изменить жизнь людей и целой страны. Но очень важно, чтобы перемены в нашей личной жизни и жизни общественной никогда не сопровождались той неправдой, той злобой, которая затворяет врата для Божественной благодати. Бог отступает и предает нас в наши собственные руки, если своей жестокостью, злобой, ложью мы пытаемся построить счастливую жизнь.
По милости Божией мы можем после столетия смуты искренне, без каких-либо политических комментариев, перевернуть эту страницу отечественной истории. Мы перелистываем ее, вспоминая мучеников, исповедников, невинно убиенных, но также героев труда и воинской славы. Мы молитвенно вспоминаем историю столетия и просим Господа, чтобы по молитвам Его Пречистой Матери, Державный образ Которой был явлен сто лет назад, и наша страна, и каждый из нас шли вперед в соответствии с Божиим нравственным законом, чтобы преступления, невинные жертвы, ложь, клевета, обман, доверчивость к злым и лживым словам никогда более не становились движущей силой, меняющей жизнь нашего народа. Мы будем просить Царицу Небесную о том,
42
чтобы Она приклонила милость ко всем нам, но более всего к молодому поколению. Дай Бог, чтобы никакие обстоятельства не помешали им, как и всем нам, сделать правильные выводы из тяжелейших уроков минувшего столетия.
Наверное, теми, кто убивал Царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководили, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного Государя Императора и его Семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой Семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о Царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего Императора, началось поминовение Государя и его Семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.
Ныне на том месте, где принял мученическую кончину Царь Николай Александрович со своей благочестивой Семьей, построен Храм на Крови. Его освящение совпало с днем святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима.
В апостольском чтении на этот день из Книги Деяний (см.: Деян. 6,1-7) повествуется об избрании диаконов — служителей Церкви. Когда увеличилась христианская община в Иерусалиме и апостолы осознали, что нужно не только собираться
43
для молитвы, но и помогать людям — кормить, поддерживать бедных и больных, тогда были избраны первые служители Церкви. Избраны не для того, чтобы господствовать над верующими, не для того, чтобы быть начальством, а для того, чтобы служить людям. С этого началось служение Церкви, и это было не только служение семи диаконов, на которых, помолившись, возложили руки святые апостолы. То было служение и жен-мироносиц. Отмечая день их памяти, мы вспоминаем, что эти женщины сопутствовали Спасителю вместе с апостолами. Наверное, они помогали нести какие-то бремена по бытовому устроению апостольской семьи.
Но что самое примечательное и важное, почему Церковь так прославляет жен-мироносиц? Потому что, когда наступили страшные моменты, связанные с истязаниями и распятием Спасителя, апостолы в страхе разбежались. Те, к кому Он адресовал все Свои слова, те, кто был свидетелем Его величайших чудес, включая воскрешение Четверодневного Лазаря, — все в страхе разбежались. Животный, инстинктивный страх за свою жизнь затмил все. Они забыли о верности и преданности, они забыли о тех словах, которые они обращали к Спасителю, а Петр, который клялся в верности, трижды отрекся от Спасителя — все из-за того же страха. А слабые жены-мироносицы — те, кто все время пребывал в тени, про кого Евангелие почти ничего не говорит, — остались вместе со Спасителем. Они поднимались вместе с Ним на Голгофу, они стояли у Его Креста, и никакой страх преследования, никакой страх смерти не мог разрушить их любви к Спасителю и их преданности Ему.
44
Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения.
45
Известно, что многие жители Екатеринбурга были готовы растерзать Царскую семью, расстрелять из пушки дом, где она находилась, так что даже гонителям, арестовавшим Государя, приходилось скрывать его от этой человеческой ненависти. Наверное, как страшно было проявлять чувство солидарности и поддержки! И ведь рядом не было никого — только сестры Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили пищу, проявляли заботу, подвергая себя смертельной опасности, и в конце концов, как известно, погибли за эту преданность и веру.
В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись: боялись, даже сохраняя в сердце веру, присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «Лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «Выкинем из квартиры», — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру.
До сих пор, встречаясь с людьми среднего и старшего возраста, которые ныне ходят в храм, исповедуют православную веру, спрашиваешь: «А как было в вашей семье? Откуда в вас эта вера?»
46
И ответ обычно такой: «Да мы росли безбожниками, и только бабушка напоминала нам о вере. Она нас тайно отнесла крестить, и потому мы стали крещеными». Этот подвиг верности наших российских жен-мироносиц и содействовал тому, что, когда наступил час и время пробуждения, было кому пробуждаться и было кому возрождать веру.
Промыслительно, что Император Николай II родился в день памяти святого Иова Многострадального. Этот ветхозаветный святой был богатым человеком, но Господь попустил, чтобы диавол сокрушил все его богатство, чтобы он потерял все — и деньги, и положение, и дом, и семью, и друзей — и оказался на гноище, на свалке. Искушая его, диавол говорил: «Ну, где же твой Бог? Ведь Он тебе не помог, Он не помог тебе сохранить твои деньги, твою власть, твое положение, твои красивые одежды, твой дом. Ты на свалке жизни, все закончено». Какую же огромную веру нужно было иметь, чтобы не поддаться этим лживым словам, этому внушению, чтобы остаться преданным и верным Господу!
Иногда люди, которые помогают Церкви, а потом вдруг сталкиваются с какими-то материальными неудачами, приходят с недоумением и спрашивают: «Как же так, Церкви помогал, а чего-то лишился, дело пошло не лучше, а хуже?» Таких людей порой трудно убедить, что вера — это не лотерея, это не выигрыш билета, который моментально и навсегда дает благополучие. Вера — это жизнь с Богом, а Бог проводит через радости и скорби, иногда испытывая нашу веру, и, наверное, каждый в глубине души, покопавшись в своей собственной истории, может сказать, что и он проходил через такое испытание.
47
Каким же страшным испытанием было для Государя Императора предательство всех, кто был рядом с ним, — генералов, министров, придворных и даже родственников! Он остался совершенно один — человек, который сделал для России столько, сколько, может быть, не сделал ни один император, потому что именно за время его царствования Россия стала великой державой, значительно вырос уровень благосостояния людей, появились зажиточные крестьяне, стали появляться высококвалифицированные зажиточные рабочие, распространялись образование, наука, модернизировалась армия. Казалось бы, такого человека надо было на руках носить и благодарить за то, что он своим тихим голосом, никогда никого не оскорбляя, сумел так организовать работу, что за короткое время, несмотря на испытания революцией 1905 года, страна стала сильной и могущественной!
И ведь война, которая была развязана именно для того, чтобы ослабить, подорвать и уничтожить Россию, не смогла подорвать и уничтожить ее. Даже пройдя через тяжкие испытания и разочарования первых лет Мировой войны, народ наш собрался, как собрался он впоследствии в Великую Отечественную войну, и началось мощное контрнаступление, грозившее полным разгромом противника.
Однако именно в это время народ соблазнился и отрекся от царя, от Родины, от веры и, влекомый призраком благополучия и некоего равенства, которое так и не наступило, разрушил свою собственную страну, разрушил святыни. И ведь всё это чувствовали Царь Николай и его Семья, пребывая в полном одиночестве в Ипатьевском
48
доме, оставленные всеми, кроме тех жен-мироносиц из Тихвинского монастыря, что приходили к ним с пищей!
Но Царская семья сохранила веру в Бога, преданность Господу Никакого ропота ни на Бога, ни на гонителей.
Имя Царя-страстотерпца Николая II и имя его Семьи мы вспоминаем с благодарностью и благоговением, видя в них пример исповедничества веры, подобно тому как исповедовал веру в Господа, несмотря на жизненные страдания, тот, в день памяти которого Государь родился, — святой Иов Многострадальный.
Эти примеры учат нас тому, что преданность Богу, хранение веры и верности являются величайшими ценностями. Вера и верность Богу всегда соединялись с любовью к Отечеству, заботой о своем народе и о своей стране. Вот почему православная вера всегда — на примере святых угодников и Царственных страстотерпцев — учит людей любви к своей стране и к своему народу, верности Господу, верности Его Промыслу, преданности Ему даже до смерти.
Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. Тогда никакие соблазны, никакие посулы, никакие обещания красивой жизни не соблазнят нас, если в обмен за это от нас потребуется отречение от Бога, от Церкви и отказ от принципиальных, глубинных интересов Отечества и народа.
Опыт, через который мы прошли в XX веке, потрясает своим драматизмом. Как много крови, как много страданий! Иногда говорят, что ребенка нужно наказать, чтобы он больше не поступал
49
плохо. Действительно, иногда наказание, с любовью совершаемое родителями, исправляет недостатки детей. Мы были страшно наказаны за богоотступничество, за предательство своего Отечества, за разрушение своей страны. Наверное, невозможно представить более сурового наказания, чем последовавшие после революции страшные десятилетия. Будем всегда помнить этот урок. То были страшные годы, и тысячи, десятки тысяч людей были уничтожены. То были годы расстрела не только Царской семьи, не отдельно взятых представителей народа нашего — то были годы расстрела исторической России. И когда затем на этой крови кому-то захотелось воссоздать историческую Россию и сделать ее могучим и сильным государством, то, опять-таки положив ради этой цели огромное количество человеческих жизней, этой цели не достигли. Буквально за три дня, без единого выстрела, то, что пытались сделать, без Бога воссоздавая историческую Россию, было уничтожено. В каком-то смысле расстрел Царской семьи — это символ, кровавый и страшный, всех тех событий, что произошли, круто изменив жизнь нашего народа, проведя его через многие соблазны, фантазии, утопии, искушения и через кровь.
Почему же это произошло с нами? Ведь у нас было так много монастырей и храмов. На одной только екатеринбургской земле было больше тысячи храмов. И храмы эти не были пустыми, они наполнялись народом. Почему же мы не вымолили у Господа спасения исторической Руси? Пока мы не ответим на этот вопрос, каждый и все вместе, мы не застрахованы от новых потрясений, новой крови, новых разрушений. Наверное, у каждого
58
есть свой ответ, но, взирая на всю историю спасения рода человеческого, можно сказать, что человеческие катаклизмы и потрясения есть осуществление Божией справедливости, есть наказание за грех, и то, что произошло с нами, есть наказание за грех нашего народа.
Те, кто знает историю, понимают, о чем идет речь. И храмы были, и монастыри стояли, и народ наш в храмы приходил, но элита нашего общества, интеллигенция — те, кто владел умами людей, — отвратились от Бога, стали богопротивниками. Нам, живущим в XXI веке в современной секулярной России, даже представить трудно, как была презираема вера в православной империи. Профессора университетов — те, кто еще хранили веру в сердце, — боялись сказать об этом своим коллегам; было поголовное безверие интеллигенции, студенчества; даже в духовных семинариях происходили забастовки и убийства преподавателей и профессоров. И все это происходило рядом с мощами святых угодников, рядом с прославленными иконами, великими святынями. Грех смешался со спасением, а кому много дано, с того много и спросится. Много было дано нашему народу, и спросил Господь с нас, сурово спросил.
А что сегодня? Некоторые говорят, что сейчас время каяться за все те старые грехи, некоторые призывают нас к всенародному покаянию, возбуждают народ. Но все наши грехи искуплены кровью. Это не просто эмоции, это не интеллигентские слезы по поводу чьей-то чужой вины, — это искупление греха страданиями, муками, кровью нашего народа, символом которых является насильственное умерщвление Царской семьи; и теперь мы должны сделать правильные выводы из этой истории.
59
Нам не уйти от эмоционального переживания того, что произошло со страной, с Государем Императором, с его Семьей, с нашими новомучениками и исповедниками, с тысячами и тысячами загубленных жизней, но, устремляясь вперед, мы должны делать выводы и извлекать уроки из нашей истории. А урок заключается в следующем: золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения. Они не предотвращают народ от падения.
Иногда нам говорят: «Не нужно ничего изобретать, давайте просто повторим то, что было до революции». Если повторим — снова наступим на те же грабли. Не для того Господь провел нас этими кровавыми путями, чтобы мы вновь впадали в те же ошибки, от которых и пострадал наш народ. Сегодня мы должны помнить, что храмы и купола — это видимые знаки нашей веры, горячей веры, христианского мировоззрения, твердых убеждений и жизни в соответствии с этой верой.
Также мы должны помнить, что сила слова — это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Идея, мысль артикулировалась и передавалась другим, а затем если она захватывала людей, то появлялись и деньги для ее реализации, а когда нужно — и военная сила. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Революция в России радикально изменила жизнь страны, приведя к огромным жертвам и потрясениям. А с чего все начиналось? Со слова! Слова, которое несло в себе ложь, провокацию, которое возбуждало человеческие чувства, в том
60
числе чувство справедливости и желание улучшить ситуацию, но само по себе было лживо. Вот только один пример. Когда знакомишься с материалами дореволюционной прессы, видишь, что большинство газет и журналов, а не только пресса большевистской партии, в ту пору призывали к революционным преобразованиям. Казалось бы, следовало ссылаться на факты, анализировать реальную ситуацию, но почему-то поступали иначе — шли на прямой обман, ложь, провокации.
К 1913 году Россия входила в группу стран-лидеров по ВВП. Наблюдалось стремительное развитие экономики, инфраструктуры. До недавнего времени большую часть железных дорог в нашей стране составляли те, что были построены при Государе Императоре Николае II. Мощными были армия и флот. Даже когда все силы были брошены на то, чтобы деморализовать армию, лишить ее боеспособности, она приносила победы в жесточайших схватках Первой мировой войны. Известны замечательные примеры героизма, солидарности, помощи другим странам. Если бы не русская армия, то Париж был бы взят немцами, — встречаясь 5 декабря 2016 года с господином Олландом, я ему об этом напомнил. Я сказал: «Вы должны помнить, как далеко простиралась симпатия русских людей к французам, ведь и в самое тяжелое время русские выступили против немцев, когда те угрожали Парижу». И мы знаем, чем закончилось это выступление — нашим поражением в Восточной Пруссии, разгромом армии Самсонова. Мы понесли жертвы, но Париж был огражден от нашествия иноплеменников.
Так вот, Россия находилась на подъеме и становилась действительно мощным государством.
61
Однако власти страны, которые управляли очень спокойно, мирно, стараясь объединить людей разных взглядов и убеждений, стали подвергаться невероятной клевете. Жуткие карикатуры на Царя и Царскую семью! Возникает вопрос: как это было возможно? Даже сейчас, в нашем свободном информационном обществе, это считается неприличным. Но было сделано все для того, чтобы опозорить, скомпрометировать, подорвать авторитет...
Почему я об этом говорю? Я говорю о силе слова. Слово может нести страшный потенциал и становиться разрушительной силой. Но, с другой стороны, слово несет и спасение людям. Мы знаем примеры, когда правильное слово военного священника, а позднее, уже в нерелигиозные времена, тех, кто отвечал за дух и настроение армии, могло подвигнуть людей на героизм. А самый сильный пример спасительного слова — это, конечно, Слово Божие, которое способно радикально изменить человеческую жизнь, не только принести спасение в этой жизни, но и открыть врата вечности.
Будем держаться крепко за веру православную, которая является стержнем всей нашей народной жизни. Будем доверять тому, чему нас учит Сам Христос, как доверял Господу до последнего дыхания Царь-страстотерпец Николай II.
Важной темой, волнующей не только церковное, но и светское общество на протяжении многих лет, является идентификация останков, найденных в 1979 году в окрестностях Екатеринбурга. В то время они были сокрыты, но в 1991 году первооткрыватели захоронения на Ганиной Яме заявили, что оно содержит останки расстрелянных в Ипатьевском доме членов Царской семьи
63
и их слуг, за исключением Цесаревича Алексия и великой княжны Марии.
Были проведены раскопки, останки были извлечены из земли. В российской прессе развернулась бурная полемика относительно их идентификации. Уже тогда говорилось о необходимости тщательного научно-криминалистического исследования. Сегодня для верующих эта тема имеет особое значение, поскольку речь может идти о мощах прославленных святых.
В июле 1993 года Священный Синод обратился с Посланием ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви Русской по случаю семидесятипятилетия убийства Царской семьи.
В Послании, в частности, содержался призыв к гражданским властям приступить к детальному расследованию екатеринбургского злодеяния.
Спустя два месяца была создана правительственная комиссия, в самом названии которой постулировалась принадлежность найденных под Екатеринбургом останков членам Царской семьи: «Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского Императора Николая II и членов его Семьи». Таким образом, историческая, антропологическая и генетическая экспертизы превращались в формальность. Благодарение Богу, в комиссию вошли лица, которые твердо отстаивали более взвешенный подход. Таковыми являлись митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, историк и академик Российской академии наук Вениамин Васильевич Алексеев, церковный археолог Сергей Алексеевич Беляев, заместитель министра культуры Вячеслав Иванович Брагин, художник Илья Сергеевич Глазунов,
64
предводитель Российского дворянского собрания Андрей Кириллович Голицын.
У этих членов правительственной комиссии возникли многочисленные вопросы относительно проводившегося научно-криминалистического исследования. Приведу некоторые из этих вопросов:
• почему следствие, которое выстраивалось на основе утверждений, содержащихся в так называемой записке цареубийцы Юровского, уклонялось от изучения подлинности этой записки, между тем как разные исследователи неоднократно ставили под сомнение эту подлинность?
• почему следствие не осуществило разработку всех возможных следственных версий, но с самого начала сосредоточилось на той версии, которая предполагала признание найденных останков принадлежащими Царской семье?
• почему следствие игнорировало данные следователя Николая Алексеевича Соколова, расследовавшего цареубийство в 1919 году и собравшего богатейший материал, основанный на нескольких сотнях свидетельских показаний и на многочисленных следственных действиях?
• почему грубо нарушались строгие правила хранения и транспортировки исследуемых материалов? Эксгумированные костные фрагменты великого князя Георгия Александровича, равно как и костные останки из екатеринбургского захоронения, хранились и перевозились в не опечатанном виде. Это вызвало серьезную критику со стороны ряда историков и криминалистов, поскольку таким образом создавались условия для возможных манипуляций исследуемыми материалами. Генетическая экспертиза велась без
65
необходимой в данной ситуации прозрачности, которая позволила бы гарантировать, что сравниваемые образцы действительно принадлежат исследуемым останкам.
С возникавшими вопросами упомянутые члены правительственной комиссии неоднократно обращались устно и письменно ко всем ее четырем председателям. Удовлетворительных ответов они так и не получили.
Равным образом, несмотря на направленные запросы, не были получены от руководителя следствия приемо-передаточные акты при транспортировке материалов на генетические исследования в зарубежные и российские лаборатории. Настойчивые требования члена комиссии академика Вениамина Васильевича Алексеева провести тщательную историческую экспертизу также были проигнорированы.
Церковное священноначалие призывало руководство правительственной комиссии к открытому диалогу.
В частности, предлагалось передать Церкви часть останков для проведения собственного генетического исследования в независимых научных лабораториях, чтобы можно было предоставить ученым возможность сопоставить результаты в научной дискуссии и в конечном итоге обрести истину.
Эти предложения были встречены резко отрицательно. На заседании Священного Синода 6 октября 1995 года приглашенные высокие государственные чиновники даже перешли к угрозам в адрес Патриарха и членов Священного Синода, приравнивая сомнения в выводах следствия к нарушению государственных законов.
72
В связи с отказом руководства правительственной комиссии от конструктивного диалога священноначалие официально направило в комиссию ряд вопросов по главным проблемам исследования екатеринбургских останков и предложило провести дополнительные историческую, антропологическую, судебно-медицинскую и генетическую экспертизы. Предложение было проигнорировано, а на поставленные вопросы получены отписки.
Все это послужило причиной того, что аргументы руководства правительственной комиссии в пользу признания екатеринбургских останков принадлежащими Царской семье были нами признаны неубедительными. При захоронении останков в Петропавловской крепости в 1998 году иерархи нашей Церкви не присутствовали, а заупокойное богослужение совершалось без поминовения имен.
На протяжении долгих лет Церковь отклоняла всякие предложения согласиться с результатами тех экспертиз, которые были проведены в 90-е годы. Эта позиция подвергалась критике, в том числе публичной. Но единственное, что нас останавливало от того, чтобы признать результаты проведенных экспертиз, — это непрозрачность исследовательского процесса и полное нежелание включить в этот процесс Церковь. То есть нам предлагалось просто поверить в результаты проведенных исследований; естественно, Церковь это не устраивало.
Вспоминаю достаточно непростые дискуссии, когда на заседание Священного Синода были приглашены представители государственной комиссии, которая занималась изучением данной
73
темы. Помню странные заявления от имени этой комиссии, которые полностью похоронили всякую надежду на то, чтобы Священный Синод согласился с результатами проведенных исследований. Позиция заключалась в следующем: вы должны принять результаты; все наши вопросы и недоумения отвергались. Односторонняя жесткая позиция, направленная на то, чтобы полностью исключить Церковь из процесса, вызвала естественное недоумение, и в контексте проведения такого рода работы над чрезвычайно важной для Церкви темой невозможно было представить, чтобы Церковь согласилась с результатами проведенных экспертиз.
С течением времени ситуация изменилась, и я, обсуждая эту тему с Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, сформулировал условия, при которых Церковь могла бы серьезно рассматривать результаты экспертизы. Наша позиция заключалась в следующем: весь процесс нужно повторить заново, и с самого начала до конца Церковь не должна наблюдать со стороны, она должна быть включена в этот процесс. В первую очередь мною был поставлен вопрос о необходимости эксгумации тела Государя Императора Александра III, отца Императора Николая II, с тем чтобы можно было заново провести соответствующие генетические экспертизы. Президент с пониманием отнесся к нашей позиции, были даны соответствующие указания следственным органам, дано согласие на эксгумацию.
В 2007 году были найдены останки, относительно которых возникло предположение об их принадлежности Страстотерпцам Цесаревичу Алексию и великой княжне Марии. По инициативе
74
правительства в 2015 году была образована комиссия по захоронению этих останков. В ответ на мое обращение с просьбой о возобновлении расследования дела о екатеринбургских останках и об эксгумации останков Государя Императора Александра III Президент России дал согласие на полномасштабное и всестороннее исследование данной темы. В Следственном комитете Российской Федерации была сформирована новая следственная группа, работа которой находится под постоянным контролем председателя Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина.
В отличие от ситуации 90-х годов, государство предоставило представителям Церкви — архиереям, клирикам и приглашенным ученым — возможность непосредственно участвовать в расследовании. В связи с этим была создана церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.
Ведется трехуровневая экспертиза: историческая, антропологическая и генетическая. Важным этапом экспертизы стало взятие проб для генетических исследований останков, приписываемых святым Страстотерпцам Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице Александре Феодоровне, а также останков Государя Императора Александра III в непосредственном присутствии представителей Церкви.
Мною получены заверения на самом высоком уровне, что никакой торопливости и привязывания окончания следствия к тем или иным датам допущено не будет. Следствие продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину.
75
Сегодня каждый может задавать любые вопросы. У Церкви еще не сформулирована позиция по результатам этих исследований, она будет формироваться, в том числе в контексте работы Синода и Архиерейских Соборов, но сегодня мы должны выслушать доклады экспертов и задать, как я уже сказал, любые вопросы, какие сочтем нужными. Ничто не предопределено, окончательное суждение будет иметь Архиерейский Собор. У меня самого есть целый ряд непростых вопросов, которые я бы тоже хотел обратить к экспертам.
Хотел бы призвать всех к открытой дискуссии — спокойной, уважительной, с тем чтобы мы могли максимально отстраниться от эмоционального фона, на мой взгляд, совершенно неуместного для серьезного научного разговора о проблеме, которая стоит на повестке дня. Да поможет нам Господь в результате всех исследований, которые были сделаны, принять правильные и мудрые решения.
Мы ищем ответы на судьбоносные вопросы, особенно это чувствуют члены нашей Церкви. Для нас это не просто вопрос о том, как совершено было это убийство, что все это означало, являются ли эти найденные останки останками членов Царской семьи или нет. Это еще и вопрос, связанный с духовной жизнью нашего народа, потому что Царская семья канонизирована и почитание ее очень глубокое в народе. Поэтому у нас нет права на ошибку.
В том деле, которым мы все вместе занимаемся, не может быть никакой поспешности. Мы не можем делать ни «к празднику», ни «к понедельнику», как говорится, ни «к новому году». Когда сделаем, тогда сделаем. Но результаты должны
78
нам дать очень твердое свидетельство в ту или иную сторону. Сейчас, я думаю, мы все открыты к тому, чтобы идти по этому непростому, но очень важному пути.
27 ноября 2017 года в Сретенском монастыре под моим председательством прошла конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия». Свободно обсуждались различные мнения, были поставлены самые разные вопросы — антропологического, исторического, медицинского, юридического и даже бытового характера. Присутствовавшие на конференции представители Следственного комитета и привлеченные следствием эксперты либо тотчас давали ответы на эти вопросы, либо, в тех случаях, когда по поднятой теме следствие еще не располагало официальным заключением, сообщали, что такое заключение будет дано впоследствии. Это соответствует пожеланию, выраженному Архиерейским Собором 2016 года, а именно: «Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований» (пункт 10 Постановлений Собора). Напоминаю, что, согласно решению этого Собора, «Решение о признании или непризнании “екатеринбургских останков” святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии» (там же). Это решение было подтверждено Архиерейским Собором, завершившимся 2 декабря 2017 года.
79
Дай Бог, чтобы результаты действительно привели к тем действиям в нашей Церкви, которые бы еще более сплотили наш верующий народ.
Церковный писатель II века Тертуллиан недаром говорил, что кровь мучеников — семя христианства. Есть какая-то тайна в том, что через страдания и скорбь убеждения передаются куда более действенно, чем в условиях благополучия, комфорта, духовного и физического расслабления.
Правда Божия всегда торжествует. Зло, ложь, коварство, измена — все то, что так больно обжигает нашу совесть, возбуждая в нас чувство протеста, — все это ничто перед силой Воскресшего Спасителя. Когда мы празднуем Пасху Христову, мы утверждаем победу Христа над диаволом.
Разве сегодня мы не сталкиваемся с обманом, ложью, лицемерием, коварством? Разве сегодня нет людей, которые бы хотели, чтобы никогда не было никакой памяти ни о Царственных страстотерпцах, ни о гонениях, ни о страданиях нашего народа? Разве все сегодня приветствуют появление святых Божиих храмов и возрождение веры? Но всякое сопротивление бессмысленно, потому что Христос уже победил диавола.
В этом и есть сила нашей веры. Не в способности произносить те или иные слова — вся сила христианства заключается в победе Христа над диаволом; а потому всякое господство лжи, коварства, измены, неверия, кощунства, лицемерия есть лишь временная победа. Зная это, мы должны быть спокойными, сильными, убежденными в правоте своего дела.
Сегодня, когда Церковь наша и народ наш живут в условиях полной свободы, когда нет никаких стесняющих нас обстоятельств, когда мы
80
действительно можем по своему свободному и разумному выбору устроить свою жизнь, мы должны помнить об уроках прошлого, мы должны призывать в молитве святых Страстотерпцев, которые жизнь свою отдали со смирением и любовью к людям. И верим, что Господь по молитвам мучеников и исповедников Российских приклонит милость к нам — свободным наследникам того прошлого, в котором они жили, — и поможет нам обустраивать жизнь личную, семейную, общественную, государственную таким образом, чтобы величайшие духовные идеалы, провозглашенные Спасителем, утверждались в нашем народе, подлинно преобразуя изнутри жизнь каждого и все наше Отечество.
Молитвами святых Царственных страстотерпцев да поможет Господь всем нам идти по пути, который венчается Царствием Его, Божественным Царством, наступающим уже здесь, в нашей жизни, и в полной мере открывающимся нам в вечности.
81
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.