Поиск авторов по алфавиту

Автор:Антоний (Вадковский), митрополит с.-петербургский и ладожский

Антоний (Вадковский), митр. Речь за Божественной литургией в академической церкви 11 апреля 1900 г. в память Болотова В. В.

РЕЧЬ,

произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим АНТОНІЕМ, митрополитом с.-петербургским и ладожским, за Божественной литургией в академической церкви 11 апреля.

Христос Воскресе!

С светлым праздником Воскресения Христова приветствую Вас, возлюбленные о Господе братие. Но выражая Вам этот привет радости, не могу умолчать пред Вами и о моем глубоком соболезновании Вам и моем сердечном соучастии в скорби Вашей по случаю смерти дорогого нам Василия Васильевича. Тяжелая эта утрата и для нас всех и для всей русской богословской науки. Но Господу угодно было отозвать от нас своего доброго и верного работника пред светлым праздником, чтобы радостью Воскресения облегчить нам нашу скорбь. Мы празднуем теперь победу над смертью, как слышим вдохновенные песнопения о жизни вечной и радостях нескончаемых. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго

3

 

 

начало, и играюще поем виновнаго, единаго благословеннаго Отцев Бога, и препрославленнаго».

Итак, да не скорбим, как не имеющий упования, но поищем христианского утешения в скорби нашей. Слово Божие время бытия человеческого разделяет на два века: век сей, настоящий, и век тот, грядущий. Первый обозначает собою текущий порядок жизни, в которой женятся, посягают, трудятся, суетятся, радуются, плачут и наконец умирают. Второй же обозначает иной порядок жизни, в которой сподобившиеся достигнуть его становятся равными ангелам, сынами Божиими, будучи сынами воскресения и умереть уже не могут (Лук. XX, 34-36).

Настоящий век есть приготовительный к тому, грядущему. Но и в этой жизни для человеческого сознания в большей или меньшей степени доступны вечные начала жизни грядущей. Есть даже люди настолько сродные строю жизни того века, что жизнь настоящая для них кажется как бы чуждою, и они живут и здесь всецело строем жизни той. Таков был несомненно наш бесценный Василий Васильевич. Существуя во времени, он в сущности жил в вечности. Текущая жизнь его ничуть не занимала, современные ее интересы были для него вполне чужды. Он жил только в области научной, в бессмертном царстве идей. Это был в полном смысле ученый отшельник, но отшельник свобод-

4

 

 

ный от сухого бесплодного книжничества. Не в букве книжной был интерес его жизни, а в духе животворящем. Поэтому сверх области научной, он любил в особенности жить еще жизнью Церкви, этого единственного на земле учреждения с живыми началами бессмертия и вечной жизни. Жизни эта и при отшельничестве почившего давала полный расцвет и широкий простор возвышенным качествам души его, которые заставляли не только удивляться ему, уважать его, как ученого, но и любить его, как человека-христианина, всегда прекрасного и высоко привлекательного.

И в личной своей жизни этот удивительный человек был до конца верен себе. Он знал только жизнь духа, а жизни тела как бы не ощущал. С немощами тела, плодом истощения от неустанных трудов для жизни духа, он боролся до последней крайности, и сложил покорно свои руки только тогда, когда это тело стало умирать и когда он почувствовал, что ему надо перебираться на новое жилье, как в полу сознании сказал он мне сам при последнем моем с ним свидании в больнице (1 апреля). И сын вечности отошел в сродную ему вечность, сын воскресения скончался пред светлыми днями Воскресения Христова, неустанный работник переселился в место покоя, верующий христианин разрешился от уз тела, чтобы быть со Христом. Итак не скорбеть нам надо, а уте-

5

 

 

шаться упованием веры, и Бога благодарит, что Он судил нам в наши лукавые дни видеть работавшим с нами и среди нас Своего поистине верного и доброго раба, который вошел теперь в радость Господа своего.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего Василия, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Аминь.

6


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.