Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 227. К Амфилохию, епископу иконийскому

141

227. К ТОМУ ЖЕ АМФИЛОХИЮ (235).

Ответ на вопрос его.

На вопрос: что прежде—познание, или вера? ответствует, что в науках прежде вера, а в религии христианской прежде познание. В разрешение же лжеумствования Евномиан, что знающий Бога знает и сущность Божию, замечает, что наше знание бывает различно, и познаваемые предметы познаются нами в различных отношениях. (Писано 376 года).

Что прежде—знание, или вера? А мы утверждаем, что вообще в науках вера предшествует знанию, в рассуждении же нашего учения, если кто скажет, что веру предваряет знание, то не спорим в этом, разумея впрочем знание, соразмерное человеческому разумению. Ибо в науке должно прежде поверить, что буква называется азом, и изучив начертание и произношение, потом уже получить точное разумение, какую силу имеет буква. А в вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и оное собираем из рассматривания тварей. Ибо познаем премудрость, и могущество, и благость и вообще невидимая Его, уразумевая от создания мира. Так признаем Его и Владыкою своим. Поелику Бог есть Творец мира, а мы часть мира; то следует, что Бог и наш Творец. А за сим знанием следует вера, за таковою же верою — поклонение.

Теперь же, поелику слово: знание, многозначительно, то забавляющиеся над людьми простыми и хвастающиеся странностями, подобно тем, которые на зрелищах в глазах у всех скрадывают шарики, в вопросе схватывают все вообще. Так как слово: знание, простирается на многое, и познаваемым бывает иное относительно к числу, иное к величине, иное к силе, иное к образу бытия, иное ко времени происхождения, иное же относительно к

 

 

142

сущности: то они, объемля в вопросе все, как скоро получат от нас признание, что знаем, требуют у нас знания сущности. А если видят, что колеблемся отвечать утвердительно, то укоряют нас в нечестии. Но мы признаемся, что знаем познаваемое в Боге, знаем же еще и такое нечто, что избегает нашего разумения. Если спросишь меня: знаю ли, что такое песок, и отвечу, что знаю; то с твоей стороны будет явною притязательностью, если тотчас потребуешь сказать и о числе песчинок: потому что первый твой вопрос относился к виду песчинок, а последнее требование обращено к числу песчинок. Здесь то же лжеумствование, как если сказать: „Знаешь ты Тимофея? Если Тимофея знаешь, то знаешь поэтому и его естество: но ты признался, что Тимофея знаешь; следственно дай нам понятие об его естестве“. А я и знаю Тимофея и не знаю его; впрочем, не в одном и том же отношении, и не по тому же самому: ибо не в том отношении не знаю, в каком и знаю; но в одном отношении знаю, а в другом не знаю; знаю относительно к чертам лица и к прочим отличительным свойствам его, но не знаю относительно к сущности. Так и себя самого в том же разуме и знаю и не знаю. Знаю себя, кто я таков, и не знаю себя, поколику не познаю сущности своей.

Пусть объяснят нам: почему Павел сказал, что ныне отчасти разумеваем (1 Кор. 13, 9)? Ужели сущность Божию познаем мы отчасти, то есть, познаем как бы части сущности Божией! Но это ни с чем не сообразно; потому что Бог частей не имеет. Или познаем всецелую сущность? Итак, почему же, егда приидет совершенное, еже отчасти, упразднится (10)? В чем же обвиняются идолопоклонники? Не в том ли, что, разумеете Бога, не

 

 

143

яко Бога прославиша (Рим. 1, 21)? За что несмысленные Галаты укоряются Павлом, который говорит: ныне же познаете Бога, паче же Познани дывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии (Гал. 4, 9)? Почему был ведом в Иудеи Бог? Потому ли, что в Иудеи познана сущность, что она такое? Сказано: позна вол стяжавшего и (Ис. 1, 3). По-вашему, это значит, что вол познал сущность господина своего. И осел ясли господина своего; следовательно, и осел познал сущность яслей. Израиль же, сказано, Мене не позна. По-вашему, Израиль обвиняется в том, что не познал сущности Божией, что она такое. Сказано: пролей гнев Твой на языки, не знающия Тебе (Псал. 78, 6), то есть, не постигшие сущности Твоей. Но знание, как сказали мы, многоразлично. Ибо оно есть и познание Творца нашего, и разумение чудес Его, и соблюдение заповедей, и приближение к Нему. Они же, отвергнув все это, приводят знание к одному значению, к умозрению о самой сущности Божией. Сказано: да положиши прямо свидению, отонудуже познан буду тебе тамо (Исх. 30, 36). Ужели: познан буду, значит — явлю сущность Мою? Позна Господь сущыя Своя (2 Тим. 2, 19). Ужели поэтому сущность Своих познал, а сущности непокорных не знает? Позна Адам жену свою (Быт. 4, 1); ужели познал сущность ее? И о Ревекке сказано: дева, муж не позна ея (Быт. 24, 16): и: како будет сие, идеже мужа не знаю (Лук. 1, 34)? Ужели никто не знал сущности Ревекки? Ужели и Мария говорит: я не уразумела сущности ни одного мужа? Или словом: позна, Писанию обычно именовать супружеския объятия? И Бог будет познан с очистилища; это значит, явится священнослужащим. И позна Господь сущыя Своя (2 Тим. 2, 19), то есть, за добрые дела принял их в общение с Собою.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.