13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Василий Великий, святитель
Василий Великий, свт. Письмо 206. К Терентию Комиту
206. К ТЕРЕНТИЮ КОМИТУ (214).
Просит Терентия не преклоняться на сторону поддерживающих Павлина, которые в доказательство, что Павлину принадлежит епископский престол в Антиохии, представляют письма о сем из Рима, и письмо св. Афанасия к самому Павлину; защищает права на сей престол Мелетия; объясняет немаловажность вопроса о различии слов Ипостась и сущность; дает Терентию советь отложить решение деда до возвращения Епископов из изгнания. (Писано в 375 году).
Когда услышал я о твой честности, что ты вынужден принять на себя попечение об общественных делах; сначала, сказать правду, встревожился,
85
рассуждая, что тебе, однажды на всегда освободившись от народных должностей, и занявшись попечением о душе своей, не по мысли будет опять по принуждению возвратиться к тому же. Потом встретился я с мыслью, что, может быть, среди тысячей беспокойств, в каких теперь Церкви наши, Господь, желая подать хотя это одно утешение, устроил так, что твоя степенность снова является при делах, и при сей мысли стал я благодушнее, потому что до отшествия своего из этой жизни, по крайней мере еще раз увижусь, может быть, с твоею честностью.
Но еще распространился у нас другой слух, что ты находишься в Антиохии, и вместе с высшими властями вступил в правление текущих дел. Кроме же этого слуха дошла до нас молва, что братия, которые на стороне Павлина, предлагают нечто твоей правоте о единении с нами, а под словом с нами разумею всех, которые держим сторону человека Божия, Мелетия Епископа. Братия сии, как слышу теперь, показывают письма е Запада, в которых епископство Антиохийской Церкви предоставляется им, и ни слова не говорится о досточудном Епископе истинной Божией Церкви Мелетии. И не дивлюсь этому; потому что одни вовсе не знают здешних обстоятельств, а другие, по-видимому, и знают, но объясняют им более пристрастно, нежели справедливо. Впрочем, вероятно, что они или не знают истины, или скрывают причину, которая блаженнейшего Епископа Афанасия заставила писать к Павлину. Но твое совершенство имеет там людей, которые могут обстоятельно пересказать, что было между Епископами в царствование Иовиана; почему прошу удостовериться от них.
Впрочем, поелику никого не осуждаю, но желаю иметь любовь ко всем, и особенно к присным
86
в вере; то радуюсь о получивших письма из Рима. И хотя бы письма сии заключали в себе какое-нибудь достоуважительное и важное для них свидетельство, желаю, чтоб оно было истинно, и подтверждалось самыми делами. Но ради сего никогда не могу уверить сам себя, что или Мелетия не знаю, или забыл, какая Церковь под управлением его; вопросов, по которым сначала произошло разногласие, не могу почесть маловажными и думать, что мало они значат в деле благочестия. Ибо никак не согласен я уступать потому только, что иной, получив от людей письмо, думает о нем высоко; но если бы пришел кто с самого неба, и не стал держаться здравого учения веры, то не могу признать и его сообщником святых. Ибо представь, чудный мой: и те, которые производят подлог истины и в святую веру Отцов вводят арианский раскол, в оправдание свое, почему не принимают благочестивого отеческого догмата, не указывают никакой другой причины, кроме понятия единосущия, которое сами толкуют лукаво и к оклеветанию веры, утверждая, что называем Сына единосущным по Ипостаси. Вели даем им некоторый повод делать такое заключение из слов, сказанных теми, которые говорят так, или подобным сему образом, более по простоте, нежели злонамеренно, то нимало не трудно и нам против себя подать случай к неоспоримым уликам и добавить сильное подкрепление их ереси; тогда как у них в рассуждении Церкви одна забота—не свое доказывать, а чернить наше. Ибо какая клевета была бы несноснее и более могла бы поколебать многих, как эта, будто бы и у нас оказываются иные утверждающими, что Ипостась Отца и Сына и Святого Духа, одна, и будто бы они, хотя весьма ясно учат разности Лиц, но и в этом предварены
87
Савеллием, утверждающим то же самое, что Бог один по Ипостаси, но в Писании олицетворяется различно: по свойству представляющейся нужды в каждый раз придаются Ему то отческие именования, когда представляется случай изобразить Его в этом лице; то названия приличные Сыну, когда Бог нисходит до попечения о нас, или до других, каких ни есть, домостроительных действований; иногда же облекается Он в лице Духа, когда обстоятельства требуют именований, заимствованных от такового лица. Итак, если и у нас окажутся иные утверждающими, что Отец, Сын и Святый Дух в подлежащем—одно, но исповедующими три совершенные Лица; то почему же не представят, по-видимому, ясного и беспрекословного доказательства, что утверждаемое ими о нас справедливо?
А что ипостась и сущность не одно и то же; сие, думаю, разумели и сами Западные братия, когда, подозревая недостаточность своего языка, имя: сущность, передали греческим словом, чтобы, ежели есть разность в мысли, сохранилась она в ясной и неслитной раздельности имен. Если же и мне должно выговорить кратко свое мнение, то скажу, что сущность к Ипостаси имеет такое же отношение, какое имеет общее к частному. Ибо и каждый из нас и по общему понятию сущности причастен бытию, и по свойствам своим есть такой-то и такой-то именно человек. Так и в Боге понятие сущности есть общее, разумеется ли, например, благость, Божество, или другое что. Ипостась же умопредставляетея в отличительном свойстве отчества, или сыновства, или освящающейсилы. Итак, если говорят, что Лица не ипостасны, то самое сие понятие заключает в себе несообразность; если же допускают, что Лица имеют истинную Ипостась, то пусть и счисляют, что исповедуют, чтобы и поня-
88
тие единосущия соблюдалось единством Божества и, благочестивое исповедание Отца, Сына и Святого Духа возвещалось совершенно и всецелою ипостасью Каждого из Именуемых.
Вместе желал бы я убедить твою честность, что тебе и всякому, кто, подобно тебе, заботится об истине и не презирает подвизающихся за благочестие, должно подождать, когда к сему союзу и миру укажут путь предстоятели Церквей, которых почитаю столпами и утверждением истины и Церкви, и тем более уважаю, чем далее они изгнаны, вместо наказания подвергшись сему удалению. Почему прошу тебя, блюди себя для нас непредубежденным, чтобы могли мы упокоиться положившись, по крайней мере, на тебя, которого Бог даровал нам во всем жезлом и опорою.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.