13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Приложение A. Antedatirung или Postdatirung?
Спорный вопрос в вавилонской хронологии.
На предшествовавших страницах я говорил с полною уверенностью, что Кир вступил в Вавилон в 539 г. до р. Хр. Кто даст себе труд навести справку в Unger, 286, или Nö1dеkе, 22, тот увидит, что и эти учёные стоят за 539-й же год. Но кому попадут в руки Peter, 84. 286, или Evers, 13, или Hagen, 28. 29, тот заметит, что они столь же категорично высказываются за 538 год.
Есть читатели различного умственного склада. Одни из них, наталкиваясь на подобную разноголосицу, формулируют вопрос строго логически: если 539-й год правда, то 538-й год лож. И наоборот. Следовательно, кто-нибудь из учёных не имел нравственного права — писать ту цифру, которая у него написана. — Такие читатели, очевидно, спо-
5)Novum? 7) Вместе с Унгером.
325
собны потребовать от писателя, чтобы он объяснил по меньшей мере основание такого разноречия. — Другие, напротив, никакого вопроса о правых и виновных не ставят, а прямо приходят в уныние и заключают: стало быть это неясно, нетвёрдо, ненадёжно. Если читатели этой второй категории становятся писателями, то они обычно блистают своим индифферентизмом в вопросах „меньшей важности; а что касается хронологии, то огромное большинство пишущих просто повторяет „что ему книга последняя скажет“, и это логично, коль скоро истина всё равно признана недостижимою.
Вопрос о 539-м и 538-м годе не лежит за пределами постижимого: из одних и тех же источников (канона Птолемея и летописи Набунаида) берут и первую и вторую цифру; только приемлющие 539-й год хотят из новооткрытых клинописных памятников извлечь всё то, что они вносят в науку нового, а сторонники 538 года пробавляются повторением вышепройденного, твердят, по старине, то, что когда-то всеми разумеющими дело было признано за научную истину, но теперь оказывается просто ошибочным предположением.
____________
Все народы, сколько-нибудь культурные, держатся той или другой формы года и знают день нового года. Так для русского новый год начинается с 1. января, для египтянина с 1.тоут, для древнего вавилонянина — с 1. нисанну. Но далеко не все даже высоко культурные народы имели определённую эру для своего летосчисления. Для нас напр. каждый год получает свою определённость, лишь только мы обозначим его по (условной, но вполне твёрдой) эре от рождества Христова. Это обстоятельство ведёт за собою то важное следствие, что наидревнейшее из летоисчислений, счёт по годам правления государей, отходит для нас на второй план: даже такой выразительный представитель „кесарева“, как монета, и она носит на себе год от рождества Христова, не год царствующего государя. — Совсем иначе стояло дело и в Египте и в Вавилоне: там никакой эры не знали и считали по годам царствующих государей. Для нас это счисление — роскошь, к которой мы прибегаем в самых торжественных случаях: для
326
египтянина, для вавилонянина, это была повседневная необходимость. Мы без всякого неудобства можем позволить себе такой хронологический пуризм, как счёт годов царствования от дня восшествия на престол по день ему предшествующий (для счета годов с 1. января по 31. декабря у нас есть эра от рождества Христова); но в Египте и Вавилоне такая точность отзывалась бы житейскими неудобствами 1). Естественно в этих странах пришли к мысли — год царствования отождествить с гражданским годом, счёт годов царствования начинать с 1. тоут, resp. с 1. нисанну. Что эта техника в самое счисление по годам царствующего государя вносила искусственность, манерность, это ясно как день. Но задача исторической хронологии в том и состоит, чтобы разгадать, в чём заключалась эта манера.
Существовали две системы счисления: египетская (александрийская) и вавилонская. Чтобы их особенности сделать понятными и для непосвящённых, я объясню их на примерах из новейшей русской истории.
|
С И С Т Е М Ы Т Е М Ы |
|||||
ИМПЕРАТОРЫ |
европейская |
александрийская |
вавилонская |
|||
ВСЕРОССИЙОКИЕ |
Царство- вал |
С — по |
Царствовал |
С — по |
Царство- вал |
С — по |
Николай I. . . |
29 л. и 67 дн. |
14. дек. 1825 — 18.февр.55 |
30 л. |
1. янв. 1825 — 31. дек. 54 |
30 д. |
1. янв. 1826 — 31. дек. 55 |
Александр II. |
26 л. 11 дн. |
19.февр. 1855 — 1. марта 81 |
26 л. |
1. янв. 1855 — 31. дек. 80 |
26 л. |
1. янв. 1856 — 31 дек. 81 |
Александр III. |
13 л. 233 дня. |
2. марта 1881 — 20. окт. 94 |
13 л. |
1. янв. 1881 — 31. дек. 93 |
13 л. |
1. янв. 1882 — 31. дек. 94 |
1) Мы, напр., привыкли думать, что январь означает начало года, декабрь - конец года. Можно себе представить, как звучали бы для нашего уха такие выражения: в самом начале 10-го года царствования императора Николая I, 20. декабря; 6. января в конец 6-го года царствования Александра II.
327
Из этой таблицы видно, что по александрийской системе год, в который государь вступает на престол, считается (начиная с предшествующего дня нового года) первым годом царствования. Это выразилось и на монетах, битых в Александрии. Если бы александрийский usus господствовал бы и на с.-петербургском монетном дворе, то на монетах, чеканенных от 21. октября по 31. декабря 1894 г. стоял бы штемпель LA, т. е. в первый год царствования Государя Императора НиколаяII; но с 1. января по 31. декабря 1895 г. монету отмечали бы уже штемпелем LB, т. е. во второй год Его царствования. Так как по этой системе каждый Государь представляется вступившим на престол ранее действительной исторической даты этого события, то александрийскую систему и обозначают техническим термином Antedatirung („предварение исторической даты“). Один органический недостаток неустранимо присущ этой системе; с 1. января 1881 г. начался бы 27-й год царствования Александра II; со 2. марта тот же год носил бы другую отмету: первый год Александра III. Но при своде LKZ + LA дали бы только LA. Большая цифра 27 от соединения с меньшей 1 должна исчезнуть бесследно, вопреки элементарным арифметическим представлениям!
Системе Antеdatirung несомненно следует и канон Птолемея в заключительной части, содержащей счёт лет римских императоров. Напр., 1-й год имп. Нерона считается с 1. тоут 802 г. Набонассара, т. е. с 11. августа 54 г. по р. Хр., 1-й год Домитиана — с 1. тоут 829 г., т. е. с 3. августа 81 г., 1-й год Нервы — с 1. тоут 844 г., т. е. с 30. июля 96 г. Между тем хорошо известно, что император Клавдий умер 13. октября 54 г., следовательно, Нерон исторически вступил на престол 13 или 14. октября, 63 или 64 дня спустя после мнимого начала своего царствования; что смерть Тита последовала 13. сентября 81 г. и следовательно Домитиан воцарился лишь 13 или 14 сентября, т. е., 41 или 42 дня спустя после даты канона; что Домитиан был убит 18. сентября 96 г., следовательно, Нерва воцарился не ранее 18. сентября, т. е. 50 дней спустя после своего мнимого воцарения. Из всех этих примеров вытекало для хронологов след. методическое правило: должно утверждать, что историческое вступление на престол римского императора последовало в течение того года его царство-
322
вания, который признаётся первым в каноне Птолемея, спустя несколько дней, или и месяцев, после 1. тоут этого 1-го года царствования, и что римский император умер спустя несколько времени после 1. тоут 1-го года царствования его преемника.
Это методическое правило оказалось вполне приложимым и к списку Птолемеев в каноне. Так, напр., Филипп Аридей, преемник Александра в., по канону царствует с 1. тоут 425 г. эры Набонассара, т. е. с 12. ноября 324 г. до р. Хр.; между тем в действительности Александр в. умер вечером 4. фармути 425 г. этой астрономической эры, т. е. 13. Июня 323 г. 2), следовательно 214-й день мнимого царствования своего преемника. Следовательно, система Antedatirung действует и здесь.
Errare humanum est. Учёные должны были предположить, что и предшествующие отделы канона (цари персидские и вавилонские) составлены по той же системе Antedatirung; что эта система вероятно изобретена астрономами халдейскими и усвоена и последовательно проведена астрономами александрийскими. Но, по канону, 1-й год царствования Кира начинается с 5. января 538 г., 1-й год Камбиза — с 3. января 529 г. Поэтому до восьмидесятых годов нынешнего столетия всякий методически образованный учёный должен был заключать: Следовательно Кир взял Вавилон после 5. января 538 г., а не в 539 г. Следовательно Кир умер после 3. января 529 г., а не в 530 г.
Но клинописные памятники, открытые в последнее 20-летие, во-очию показали, что в возникновении системы Antedatirung вавилоняне совсем не повинны. Из вышеприведённой таблички ясно, что заключительное „в лето царствования Нашего первое“ в манифестах Государя Императора Николая II только начиная с 1. января 1895 г. (и понятно — продолжая по 31. декабря 1895 г.) в Вавилоне перевели бы буквально: „ina šatti mahrîti šarrû-ti-na“ пв год первый царствования Нашего“. Во всех предшествующих Высочайших манифестах начиная с 20 октября вавилонянин должен был бы эту дату заменить условным выражением „ina rêši šarrû-ti-na“, „в начале царствования Нашего“. Это „начало“,
2) А. V. Gutschmid, Geschichte Irans und seiner Nachbarländer von Alexander dem Grossen bis zum Untergang der Arsaciden. Tübingen 1888, 16.
329
предшествующее „первому году“, хронолог очевидно должен был принимать за исходный пункт, за Null-Jahr. Таким образом арифметическую задачу:
„26-й год [с 1. января 1881 г.] царствования Александра II + 1-й год [со 2. марта 1881 г.] Александра III = хи вавилонская система разрешает математически строго и просто: 26 + res — 26 + 0 = 26-му году Александра II 3). Вавилонская система обозначается техническим термином Postdatirung („опоздание сравнительно с историческою датою начала царствования“).
Эта система не составляет теоретической выдумки вавилонских скалигеров. Она существовала в обыденной жизни вавилонян, как доказывают контракты торгового дома Егиби Сыновей, где термин „rêš šarrû-ti“ встречается весьма нередко. Очевидно в то же время, что и требованиям чисто математическим этот счёт отвечает как нельзя лучше. Невозможно, поэтому, допустить, чтобы светлые головы халдейских астрономов изобрели для своих астрономических записей какое-нибудь особое летосчисление типа Antedatirung. От добра добра не ищут. — А если так, то и для александрийских астрономов не велика была радость — редуцировать пост-датирующие отметы халдейских астрономов на анте-датирующую систему, т. е., год, который у вавилонян считали 1-м, 2-м, 3-м годом Навуходоносора, числить 2-м, 3-м, 4-м годом этого царя, и вдобавок явления, помеченные у халдеев под 43-м (последним) годом Навуходоносора, объявлять случившимся в 1-й год Иллоарудама (Амиль-Марудука).
Следовательно, всего естественнее допустить, что даты, относящиеся к царствованиям царей вавилонских и персидских, александрийские астрономы записали по системе Postdatirung, т. е. годы царствования вавилонян и персов, отмеченные в каноне Птолемея, следует переводить на годы до
3) На примере из немецкой истории ещё яснее выступает спутанность александрийской системы и логичность вавилонской. Возьмём памятный Drei - Kaiser - Jahr, 1888-й год. По александрийскому счёту этот год слагается из 18. года имп. Вильгельма I + 1. года Фридриха III + 1. года Вильгельма II и в результате = 1. году Вильгельма II. По системе вавилонской это 17-й год Вильгельма I + rêš Фридриха III + rêš Вильгельма II и равен 17 + 0 + 0 = 17. году Вильгельма I.
330
p. Xр. по вавилонской системе. А тогда неизбежно такое заключение: Так как 1-й год царствования Кира но канону начинается с 5. января 538 г., то в Вавилоне он начался с 1. нисанну (т. е. 23. марта) 538 г. Следовательно, год взятия Вавилона падает на rêš šarrû-ti Ku-ra-aš, на 539-й год. Так как 1-й год Камбиза начинается с 3. января 529 г., то в Вавилоне он начался с 1.нисанну (13. марта или 11. апреля) 529 г. Следовательно Кир умер в rêš šarrû-ti Kan-bu-zi-ia, m. e. в 530-м г. respective в самом начале 529.
______________
Но и между хронологами есть δυσανάγωγοι, которые может быть полагают, что так как перевести постдатирующие цифры в антидатирующие александрийских астрономов обязывала методическая последовательность, то они и выполнили эту редукцию. Следовательно, donec probetur contrarium, все даты Птолемеева канона должно понимать в смысле александрийской системы.
Этого „противного“ во всяком случае не „доказал“ Унгер, признавший достаточно убедительным простой факт, что в Вавилоне господствовало Postdatirung. И представить „доказательство противного“ весьма нелегко 4). Однако я думаю, что я заметил — по крайней мере — тень такого доказательства, которой Унгер не придал значения. Убедительность моего аргумента конечно, довольно условная; но таковы почти все аргументы в области исторических наук.
И вавилоняне и — как ясно из багистанской написи царя Дария — сами персы считали по лунным месяцам. Год вавилонян был лунно-солнечный, т. е. так называемый „связанный“: в некоторые годы они вставляли 13-й месяц. Это был или адар второй(„addaru arkû“, „addaru magru“), — как в календаре иудейском, — или же элуль второй. Год в 13 месяцев греки называли эмболимическим. По основаниям чисто астрономическим эмболимические годы обычно повторяются чрез два простых, реже чрез один простой. Но чтобы когда-либо два эмболимических года следовали непосредственно друг за другом, это пред-
4) Проще „посадить на мель“ поборников старины, потребовав от них самих „доказательств“, что годы царей вавилонских и персидских занесены в канон по системе алтедатации. Такого „доказательства нет и – думаю – быть не может.
331
ставляется a priori столь невероятным, столь неестественным (вообразите только: в двух годах 768 дней!), что конечно 99 хронологов из 100 признают это исторически невозможным. Однако такая невозможность оказывается похожей на факт: по контрактам Егиби во 2-м году царствования Кира был улюлю второй, а в 3-м году — аддару второй. „Один из двух эмболимических месяцев, — полагает Унгер, — обозначен вероятно ошибочно, wohl irrthümlich; может быть, vielleicht, первая дата относится к первому году Кира“ 5). Как видим, соображения чисто теоретического свойства. По моему мнению, если бы удалось показать, в какие два года до рождества Христова это столкновение двух эмболимических годов можно объяснить хотя какими-нибудь мотивами и в какие годы оно совсем непостижимо; то это послужило бы в то же время и доказательством или в пользу системы Antedatirung или же в пользу Postdatirung.
По канону Птолемея 2-й год Кира начался с 5. января 537 г., 3-й — с 4. января 536 г., 4-й — с 535 г. — Для хронологов не подлежит сомнению, что вавилонский год начинался не в январе, а в марте - апреле соответствующих годов. Разногласие состоит лишь в том, что те, которые и поныне считают по старине, думают, что исторический второй год Кира начался с 1. нисанну 536 г., третий — с 1. нисанну 535 г.; а те, которые, подобно Унгеру, полагают, что эта часть канона составлена по системе Postdatirung, утверждают, что исторический второй год Кира начался с 1. нисанну 537 г., а третий — с 1. нисанну 536 г.
Рассмотрим сперва первое предположение. В 536 г. весеннее равноденствие было 27. марта в 9 ч. 5 мин. утра по среднему вавилонскому времени, осеннее — 29. сентября в 1 ч. 12 м. пополудни. Совсем невероятно, что 1. марта в этом году в Вавилоне признали за 1. нисанну; напротив, вполне естественно, что 1. нисанну было 31. марта. В таком случае 1-е число улюлю было 24. августа. Следующее 1. число месяда приходилось на 23. сентября; в 7 день этого вавилонского месяца приходилось осеннее равноденствие. По астрономической логике 23. сентября следует
5) Unger, 300.
332
признать за 1. тишриту. Следовательно, с 536 г. элуля второго не должно бы быть. Допустим однако, что 23. сентября почему-то объявили за 1-е число улюлю второго; это неизбежно ведёт к тому, что 1. нисанну третьего года Кира было 19. апреля 535 г. Но и этот год был эмболимический, с аддару арку; следовательно, 1. нисанну четвертого года Кира приходилось на 7 мая 534 г. — Такой результат, при настоящем состоянии науки, приходится считать абсурдом. Два эмболимических года, следовательно, говорят решительно против системы Antedatirung.
Но, быть может, они не менее расходятся и с системою Postdatirung? —Унгер полагает, что второй год Кира начался 9. апреля 537 г., третий — 29. марта 536 г.; четвёртый — 17. апреля 535 г. Второй год Кира вюрцбургский профессор затрудняется признать эмболимическим. Это — по моему мнению — ошибка со стороны Унгера. — В 537 г. весеннее равноденствие было в 2 часа 57 мин. ночи по среднему вавилонскому времени с 26 на 27-е марта, осеннее — 29. сентября в 7 час. 24 мин. утра. Истинное астрономическое новолуние (conjunctio vera) в этом году было (по среднему же вавилонскому времени) 9. марта в 1 ч. 17 м. пополудни, истинное полнолуние (oppositio vera) — 25. марта в 9 ч. 25 м. утра 6). Следовательно, 12. марта было 1-е число или аддару арку или нисанну. Я думаю, что, по особым мотивам, это новолуние было признано новогодним. А если 12. марта было 1. нисанну, то весьма возможно, что 4-е сентября в Вавилоне затруднились признать за 1-е тишриту, так как характеристическое для этого месяца осеннее равноденствие приходилось бы на 26-е тишриту. Совершенно логично было признать 4. сентября за 1-е число улюлю второго. Судя по контракту Егиби, так и было на самом деле во 2-м году царствования Кира. Его третий
6) Эти две астрономические даты высчитаны по Syzygien-Tafeln für den Mond von Prof. Theodor von Oppolzer (Leipzig 1881), нo с „эмпирическими поправками“ Гинцеля (Ginzel, — беру их из R. Schram, Reductionstafeln für den Oppolzer’schen Finsterniss-Canon, Wien 1889). Таким образом conjunctio oppositio вычислены с той степенью точности, которая сделалась достижима для хронологов только благодаря трудам венских астрономов. По Ньюкомбу (ср. Хр. Чт. 1893, II, 170 прим.) полнолуние приходится 25. марта в 9 ч. 40 м. утра по среднему вавилонскому времени.
333
год начался с 31. марта 536 г. 1-е тишриту в этом году приходилось на 23. сентября. На 20-е марта 535 г. приходилось 1-е число или аддару арку или нисанну, По вавилонскому принципу, — как не без основания полагает Унгер, — 1. нисанну должно следовать за весенним равноденствием, а не предшествовать ему. Особых побуждений для отступления от общего правила в данном случай не было, и 20. марта объявили 1-м числом тринадцатого месяца. Третий год Кира вышел тоже эмболимическим, с адаром вторым, как это видно из контракта Егиби. — Таким образом загадочные даты этого вавилонского источника можно признать не ошибочными. В таком случае они говорят всецело в пользу того предположения, что годы царей вавилонских и — по меньшей мере — первых царей персидских внесены в канон Птолемея по вавилонской системе Postdatirung.
_______________
Мне остаётся разъяснить, по каким особым мотивам в Вавилоне могли (против принципа, выведенного Унгером и принимаемого мной) 12-е марта 537 г. признать за 1-е нисанну второго года царствования Кира.
В „летописи Набунаида“ не раз повторяется такая заметка: „царь к месяцу нисанну в Вавилон не прибыл; Набу в Вавилон не прибыл; Бель не вышел; праздник акиту отменен“ 7). В чём состоял „праздник акиту“, едва-ли известно с точностью 8). Из других данных видно, что акиту праздновали в начале года; но в самый ли день нового года? вот вопрос. Этот праздник стоял в какой-то связи с другим праздником в честь Мардука, известным под именем zak-mu-ku. По вавилон-
7) Hagen, 18 (под 9 годом): „šarru ana nîsanni ana Bâbili lâ illi-ku. Nаbû ana Bâbili lâ illi-ku. Bêl lâ ittaca-a. isinnu a-ki-tú ba-til”. Глагол batil = ἤργηται — „упразднися” = не праздновали.
8)Muss-Arnolt, 37.38 : „akîtu праздник, празднество, поклонение, feast, festival, worship”. Что акиту был блестящий (может быть самый главный?) праздник в Вавилоне, видно из выражения (в рассказе о потопе): „я устроил праздник словно в день акиту“. — Одна из улиц (в Вавилоне?) тоже называлась „акиту”,т.е. „праздничною”, festival street.
334
скому верованию в праздник закмуку „боги небес и земли“ собирались в какое-то „святилище судьбы“, „parak šimâti“ и решали судьбу людей на целый год. По-видимому, выражение „zakmuku rêš šatti“, „закмуку - начало года“ весьма обычно; но и закмуку праздновали, кажется, не 1. нисанну, а 8—11-го 9). В таком случае возможно, что акиту справляли в полнолуние нисанну, 15-го числа. Основные черты акиту, по-видимому, определяются выписанным выше текстом летописи: в Вавилон „приходил“ из Борсиппы, из Е-зи-да, идол Набу; в тоже время из Есаггиля „выходил“ 10) Бель-Мардук. Видимо обе статуи носили в торжественной процессии по улицам Вавилона. Для церемонии „акиту“ присутствие царя 11) считалось столь необходимым, что, когда Набунаид жил в Тема, этот праздник отменяли. — Мардук считался божеством утреннего и особенно весеннего солнца 12). Весьма возможно, что совпадение праздника акиту, с самым днём весеннего равноденствия признавали столь знаменательным, что ради этого решались начать год несколько ранее. Во 2-й год Кира 15-е нисанну совпадало с равноденствием. Это, быть может, и побудило вавилонских жрецов признать 12-е марта за 1-е нисанну.
Но мне могут возразить, что—по моему же счёту — 15-е нисанну в этом году приходилось 26-го марта, а равноденствие последовало лишь в ночь с 26. марта на 27-е. Я не стану парировать это возражение ссылкой 13) на то, что вавилоняне начинали свои сутки с восхода солнца (не с захода), с утра (а не с вечера); я укажу лишь на то, что вавилонские астрономические наблюдения не могли быть столь
9) S. Каrрре, Melanges de critique biblique et d’assyriologie в Revue Sémitique 1894, pp. 147. 148.
10) Из этого видно, что название развалины Bâbil в высокой степени точно: E-sag-ila признаётся храмом вавилонским, и потому Мардуку нет надобности „приходить“ в Вавилон: достаточно „выйти“ из храма, чтобы быть уже в Вавилоне.
11) Hagen, 28.
12) Karppe, 148.
13) Unger, Zeitrechnung, 552.
335
точны, чтобы на основании их решался выбор между 26-м и 27-м марта, как днём равноденствия. Бесспорный факт прогресса астрономии позволяет думать, что Клавдий Птолемей в Александрии в II в. по р. Хр. наблюдал точнее, чем халдеи в Вавилоне в VI в. до р. Хр. Однако Птолемей в 140 г. наблюдал весеннее равноденствие 22. марта в 1 час по полудни 14), а оно в действительности наступило ещё 21. марта в 6 ч. 40 м. вечера по среднему александрийскому времени. В своей „Географии“ 15) он полагает, что Александрия находится под 31°0' сев. шир. В действительности, она лежит под φ + 31°12'. Таким образом опытный александрийский астроном допустил погрешность 1/5 градуса! — Северная широта Вавилона, в той же „Географии“ 16) показана 35°0'. Но мы уже знаем, что даже Bâbil (Esagila), самая северная из вавилонских развалин, лежит под φ + 32°34'3. — Всю эту погрешность в +2°25.'7 относить на счёт Птолемея или объяснять несовершенствами тогдашней картографии едва ли возможно: совсем невероятно, чтобы в записях халдейских астрономов не содержалось никаких данных (в роде напр. измерения тени гномона) для определения северной широты Вавилона, и по всей вероятности в этих данных были элементы для той погрешности, в которую впал Птолемей. Его ошибка важна в том отношении, что на её основании можно заключать, что халдейские астрономы не запаздывали (как это случилось с Птолемеем) в наблюдении равноденствий, а предваряли это явление. Хорошо известно, что, чем севернее лежит тот или другой город, тем длиннее будет равноденственная тень в нём. Предположим, что в С.-Петербурге, Новгороде и Киеве 17) есть колокольни во 100 футов высоты.
14)Μαθηματική Σύνταξις, Г, β, 161.
15) Geogr. 4, 5, 9. — Древний Сарапион лежал на ю.-з. окраине города, и однако „колонна Диоклетиана“, занимающая центр этого здания, лежит под φ + 31°11'. След., место, которое для Птолемея служило обсерваторией (ср. Мαθ. Συντ. Г, β, 155: ἐπί γε τῶν παρ’ ημῖν ἐν τῆ παλαίστρα χαλκῶν κρίχων), лежавшее в средине города, было конечно под 31°12' с. ш.
16) Georg. 5, 20, 6.
17) По Connaissance des Temps pour l’au 1895 (Paris 1892)
С.-Петербург (Обсерв. Акад. Наук φ + 50° 56' 30"
Новгород Святая София) φ + 58° 31' 23"
Киев Обсерватория) φ + 50° 27'12"
336
В некоторый идеальный год, когда равноденствие придётся 8. марта в самый полдень 18) петербургская колокольня бросит тень
в 172.80 фута.
новгородская в 163.33 „
киевская ... в 121.11 „
Тень в 172.8 ф. в Новгороде возможна только при δ =—1°25/6//, т. е. 5. марта. Если бы новгородцы вообразили, что их город лежит под широтою С.-Петербурга, то это значило бы, что они принимают тень в 172.8 фута за равноденственную, т. е. наблюдают равноденствие на 3 дня ранее, чем следует. Вавилоняне, очевидно, полагали, что их город лежит севернее, чем это было в действительности. Гномон в 60 локтей (ср. Дан. 3, 1), поставленный в Бабиле 19),в равноденственный полдень дал бы тень
18)В самый момент равноденствия „склонение солнца“, declinatio, δ равно +0°0'0”. До весеннего равноденствия δ бывает отрицательное после весеннего равноденствия δ становится положительным.
19)Из того, что я ссылаюсь на Дан. 3,1, читатель догадывается, что я весьма склонен думал, что колоссальное çеlem dî dhehabh, тело злато назначалось и для элементарных астрономических целей, было чем то в роде гномона. Оно не представляло человеческой фигуры (respective фигура человека или бога в этом колоссе имела такое же значение, как напр. ангел на александровской колонне). При вышине в 60 локтей оно имело ширину только в 6 локтей. Отношение 10:1. Но широта человеческой фигуры в плечах равна около 1/4 всего роста человека. Гвардеец в 2 арш. 13 вершков (в 45 вершков) ростом, имеющий ширину вплечах только 41/2 вершка, представляет очевидно невозможную фигуру: он был бы тонок как соломина. Напротив отношение 1:10 — надлежащая пропорция изящной колонны или обелиска. Напр. монолит из красного гранита, составляющий стержень александрийской „колонны Диоклетиана“, имеет 20.50 mètres высоты, нижний диаметр в 2.66 mètres. Александрийский обелиск „игла Клеопатры“ имеет 20.46 mètres высоты при широте базы в 2.36 mètres, римский обелиск пред собором св. Иоанна латеранскаго — 32.16 mètr. высоты при 2.92 mètr. широты в базе. И в слове çеlem, как видно из соответствующего арабского çаnаmun, представление о cmoлбе доминирует: çanamahun значит не статуетка, а ствол птичьего пера. — Затем, из Ptolem. Maϑ. Σύντ. В, ε. ς, 75—77 видно, что когда древние астрономы говорили о гномоне и его тени, они гномон принимали за единицу, а длину тени выражали в шестидесятых долях этой единицы. Т. е. гномон принимали за градус, равный (само собой разумеется) 60 минутам, а тень измеряли минутами этого градуса. В виду этого вышина „тела злата“ именно в 60 локтей имеет хороший астрономический raison d’ être: локоть = минута.
337
в 38.443 локтей длины, а под φ + 35ο0'в 42.013 локтя. Можно думать, что, кроме неточностей в наблюдении, в дело замешалась и эстетическая жилка, любовь древних круглым цифрам. Если халдеи предположили, что равноденственная тень в Вавилоне имеет 40 локтей длины 20),то это значит, что они способны были признать за равноденствие и тот момент, когда δ = —1°7/7//, т. е. могли „наблюдать“ равноденствие тремя сутками ранее надлежащего.
__________
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.