13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский
Феофилакт, блж. Брату царя Адриану
Брату царя Адриану 1): Начинает с известных уже фактов, как враги оклеветали его перед царем и восстановили против него жителей Охриды. «Подстрекнув того Лазаря (ты его знаешь: кому он неизвестен по козням против меня, как тот злодей, который, желая прославиться, сожег храм Артемиды Ефесской), они при его содействии достигли всего, чего желали. Сознавая, что для меня всего выше мое честное имя, он вонзил свой вострый меч — язык в самое чувствительное для меня место. Заваливая царские уши навозом своей души, он наполняет зловонием его, благоухающего добротой, так что его вырвало великою к нам милостью».—Повторив далее клевету о вымышленном поджоге, приводит новую черту в свое оправдание: «меня не было в Охриде, когда, по его словам, он потерпел от пожара. И при всем том, он так обставил обвинение и в такой картине представил невозможное, присоединяя к этому горькие слезы, повергая себя на землю и употребляя другие средства, свойственные лицемерным болгарам, причитая, что эти страшные несчастия обрушились на него за его радение к пользе общественной и за то, что он предпринял борьбу с архиепископской тиранией: всеми подобными средствами ему удалось весьма сильно подействовать на императора. Всех на
1) Meursio 43.
39
нас восстановляет, обещая в награду за восстание и лжесвидетельство желанное им облегчение от повинностей. И чего в самом деле не в силах сделать сборщик податей, имеющий власть сего смирить, а сего возвысить и пользующийся царским расположением! И теперь снова послав Лазаря, переговаривает с некоторыми жителями местечка, желая отделить их, наущая, что они должны говорить и имея в виду уничтожить для церкви силу царской грамоты и твое заступничество сделать для нас тщетным и немыслимым. В особенности же желает убедить царя в своих вымыслах, уничтожить акт обмена и обратить в паутину утвердивший его хризовул».—Просит доложить царю, чтобы дано было место его оправданию.
Не раз встречались мы с жалобами на попираемые права церкви. Предлагаем ряд писем, в которых обрисовывается этот хозяйственный вопрос со всею живостью. Здесь архиепископ жалуется уже не на притязания фиска, но на горожан и сельчан — своих соседей по имениям. Некоторые письма излагают предмет со всеми подробностями, другие же только делают намек на спорное право. Тяжба за целые поместья вызывала ряд решительных мероприятий со стороны Феофилакта и удержалась в переписке его так полно, что мы можем проследить ее от начала до конца. Что же касается мелочных вопросов, как разные угодья, например, рыбные ловли, об этом можно находить лишь упоминание. Охридяне отказали Феофилакту в праве на рыбные ловли. Он желал бы возвратить себе это право, но удерживался поднимать из-за него дело. Посылая рыбы дуке вардарской области, он замечает: «извини, что мало: подумай, мне не позволяют ловить рыбу в нашем озере» 1).
1) Meursio 64, о том же предмете Meursio 1.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.