13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский
Феофилакт, блж. Паниперсевасту Вриеннию зятю царя
Паниперсевасту Вриеннию зятю царя 4): «Идите, послушайте мое повествование, что сделал душе моей Паниперсеваст. Он возвел меня к свету жизни и умилостивил ко мне царя и не дал злобе поднять голову над истиной… Причина всему этому — ненасытность и злоба сборщиков податей, которые не выноси моих речей, бичующих их неправду, зачали труд и родили беззаконие. — То лично клеветали на меня державному императору, то чрез подставных лиц раздували до неба клевету. Подстрекнув против нас
4) Meursio 41. Разумеется Никифор Вриенний, муж цесаревны Анны Комниной.
34
Лазаря, одного из церковных париков, человека свободолюбивого образа мыслей, замышлявшего освободиться от ярма парикии 1), научили его как и что говорить и наполнили слух царя и омрачили до тех пор чистое по отношению в нам его сердце. Как скоро Лазарь понял, что его навет идет как по маслу, а наша правда едва тащится как против течения, он продолжал, повинуясь натуральным склонностям. Болгарская же природа — кормилица всякой злобы. Не имея надежды на содействие охридян в войне, которую он предпринимал против нас, обходит другие области Болгарии и тщательно разведывает, кого мы подвергли церковному наказанию: уличенных в ереси 2), в полигамии, в незаконном брачном сожительстве. Собравши таковых большое количество, он пользуется ими против нас как охридянамн, несчастными существами (будто бы), на пашнях и в винограднике нами захваченными. Бывает и так, что, нашедши в столице кого-нибудь, имеющего дело до царя, убеждает его вместе с ним злословить мое имя. Ибо знает в голову меня поражающий, что, если только вскрикнет, призывая царя на архиепископа, уже тем самым осрамит мою честь. Недавно, например, утверждал, что я произвел у него пожар, хотя никто не поджигал его, да и нет у него имущества, которое мог бы потерять. Удалившись из Охриды, ибо, говорит, не могу выносить страшных бедствий, остановился в Пелагонии, пораженный тяжкою болезнью. И царя, человека твердого, не легко поддающегося обману, уговорил, окаянный; и сколько он притворялся, какими горькими слезами заливался,
1) τὸν Λάζαρον, ὃς πάροικος ὤν τῆς ἐκκλησίας καὶ φρονῶν ἐλευθεριώτερον, ἐπόθει τὸν τῆς παροικίας ἀπαυχενίσαι ζυγόν. Одно из самых точных и ясных мест, определяющих отношения к церкви париков.
2) Из рассказа Анны Комниной об отношении императора Алексея к Богомилам можно видеть, что решительные меры против ереси были приняты не раньше 1118 г. и что некоторое время поп Василий пользовался расположением (притворным, настаивает Анна) императора. Феофилакт в своей епархии вел борьбу с Богомилами еще до осуждения их на соборе в Константинополе.
35
какие произносил клятвы, чтобы дать веру вымыслу о поджоге и убедить, что это несчастье он потерпел от архиепископа, как возмездие за расположение к народу, обираемому им! 1). Что мои пути усыпаны сыром, и горы мои текут молоком, и не знаю сколько талантов нажил я взятками, что живу как сатрап, что бедною показалась бы мидийская обстановка в сравнении с тою, какая у архиепископа, дворцы в Сузе и Екватанах при сопоставлении с моими—простые хижины. Все это изветы демонической мысли и нелепости языка, привыкшего к злословию. Сказалось, что кроме пресловутой земли 2), ничем не владеет из общественного достояния этот великий силою и равный Алоидам 3), хотя его несправедливо злословят и поносят. Нельзя судить меня, давая веру лишь обвинениям сборщика податей, но да будет выслушано оправдание со стороны церкви. Об этом особенно умоляю твое царство. Не прошу ничего странного, несвойственного святой и божественной душе царя, прошу лишь наблюдать и по отношению то мне то, что соблюдается всегда и для всех: не осуждать меня по словам врага и мстителя. Если он утверждает, что клирики должны нести государственные повинности, то я нисколько в этом не виновен 4). И прежде я не
1) Обстоятельства, упоминаемые в этом письме, изложены еще в 43 Menrsio. В этом последнем лучше прочитаны также многие места рукописи.
2) Место любопытное. Архиепископ сознается, что этим поместьем он пользовался несправедливо. Спорные права на поместье дали повод ко многим письмам.
3) Титаны Отос и Ефиалт, ведшие борьбу с богами Олимпа. Grote, History of Greece I. (New—Jork 1865) p. 136.
4) Eἰ μὲν γὰρ ἐκ τῶν κληρικῶν… Здесь клирики вместо парики или клирико-парики, как это встречается в новелле от 1086 г. Zachariae, Jus Grаесоrom. III. s. 366. Церковные крестьяне вообще были освобождены от поземельной подати (зевгарий), собираемой в казну. Но император Алексей Комнин, крайне нуждаясь в средствах для войны, распространил, как видно, зевгарий и на церковных крестьян. В половине XII в., при императоре Мануиле, духовенство достигло снова привилегий и изъятий, уничтоженных Алексеев. См. новеллу de possessionibus monasterioram, Zechariae III. я. 453: οὐκ ἔξεσται τὰ τῶν μοναστηρίων ἀκίνητα ἀναγράφεσθαι ἤ καπνολογεῖν, ἡ ἀωαζητεῖν μέτρα γῆς ἤ παροίκων ποσότητα ἤ γῆς τὸ ὐπέρπλεον...
36
злоупотреблял своим правом над ними: изъятые от одного только зевгария, остальное они вносили в общественную кассу, кроме того они были освобождены от десятины с домашних животных. И это никакой судья не мог бы назвать воровством общественных сумм, но скорее припишет недостаточному пониманию царской щедрости, от которой они пользовались полною рукой. Ныне же, когда эта милость ограничена известною дополнительной статьей, справедливо, что они внесли в государственную кассу больше против прежнего определения и при самом сборе выразили некоторый протест. Главнейше же, что достойно слез, многие не воспользовались свободою от дани в один зевгарий, ни от новой дани, которою обложен скот; но сообразно с тем, сколько разметчик или онищик показал у них рогатого скота и домашних животных, не только подвергались вымогательствам в том, в чем они считали себя изъятыми, но и чрезмерным начетам. И с других предметов были несоразмерные сборы. Например, с мельниц клирик платил вдвое, чем мирянин, равно с рыбных ловель, называемых на болгарском языке стругами, а на греческом заводями (δίωρυχας), были обложены вдвойне против крестьян. Таковое измыслил тот верный и благочестивый, дабы поднять доход, приносимый государству клириками и дабы оклеветать меня, ненасытного и неблагодарного, будто я нанес ущерб моему благодетелю. Тоже самое я могу сказать и о дани, которую он собрал с церковных людей. И они, монахи и священные евнухи, обложены были весьма несправедливо. И еще некоторые миряне, не больше пяти, вероятно, не имеющие ни клочка общественной земли,—как вносить их в окладной список? сам царь не может того сделать. Меня самого подверг ужасным вымогательствам. С мельниц, давно уже разрушенных, высчитал подать за все годы, с существующих взял вдвое больше чем с болгар. С одной болотины, на которой существует убогая тоня, принудил платить тринадцать оболов с восьми штук, хотя никогда нельзя поймать там
37
рыбу, которая бы стоила больше диобола, и на других подобных тонях обложил каждую рыбу диоболом. Церковь по царской милости владела привилегией не платить ни с крепких, ни со слабых животных: названные люди обложены были десятиной с тех очень немногих животных, которые были им даны от меня в малое утешение. Чтобы не говорить обо многом, он во всем уничтожил силу указа, недавно изданного твоей милостью. Многообразно свирепствуя над местечком и устрашая крестьян, что каждого из них обременит податями, если они останутся под властью архиепископа, он злодейски отписывал от церкви зажиточнейших крестьян местечка, за которых в силу этого царского указа она должна вносить подать. Когда мы настаивали на требовании описать их согласно с их достатками, потом приписать к церкви, он сердился на нас, говоря: «обложу первого и седьмого, когда настанет кадастр, и волей-неволей вы подчинитесь. Кто воспротивится моей воле, кто будет судить меня»? Еще и то говорит, что с париков, пожалованных церкви, которых число он также увеличил, переписав их весьма несправедливо, что и с них церкви не идет другой подати, кроме одного зевгария 1); угрожает также присвоить и все другие права, на что ясно не уполномочивает грамота
1) Права епископа определяет новелла Исаака Комнина (1057 — 59), Zachariae III. s. 323, и полнее новелла Алексея Комнина от 1086 г. ibid. s. 366. Каноническая подать со всей епархии τὸ κανονικὸν объяснена в новелле от 1107 года, ibid. III. 423: τὸ κανονικὸν διὰ τοῦτο ἀφωρίσθη τοῖς ἀρχιερεῦσιν, ἵνα διερχόμενος ἕκαστος καὶ διδάσκων ἐξ αὐτοῦ διατρέφηται. Но помещичьи права епископа на землях, занятых церковными париками и клириками, могут быть определяемы на основании отрывочных фактов и указаний. Право собирать τὸ κανονικὸν подвергалось равным ограничениям. Различаются в этом отношения земля царские, церковные, свободные (αὐτοδέσποτα), Zachariae III. s. 408, и помещичья (τὰ τῶν ἀρχόντων) Lamio, 20. В письме к кесарю Мелиссину, благодаря за новый указ о канонической дани (Lamio 5), имеющий специальное приложение и Болгарии, Феофилакт делает намек, что оставались все же земли, выделенные из его ведомства по вопросу о канонической дани: τὰ λοιπὰ χωρία, τὰ δεσποτικὰ κτήματα, то есть царские поместья.
38
на передачу местечка. Сие он делает с тою целью, чтобы отнять у меня всю энергию, и чтобы усилить власть его любезнейшего друга Лазаря. При самой передаче земли он нарушает меру и счет: как ему знать законы геометрии? Он употребляет всевозможные средства, пользуется местом, причиной, временем, делом и лицом, чтобы нанести мне вред и ущерб и поношение. На все это я прошу дать место моему оправданию и не принимать его слова за оракул. Прежде же всего прошу прислать мне указ, который бы дал мне невозбранный выход отсюда, дабы мне совсем не упасть духом: мои силы не каменные».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.