Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский

Феофилакт, блж. Севасту Иоанну сыну севастократора

Севасту Иоанну сыну севастократора. Феофилакт просит у него помощи. «Некто из монахов 3), презрев Бога и пренебрегая человеческим стыдом, облекся в одежду блудницы и снял с себя священный образ: мясоядец вместо постника, распущенный вместо воздержного, или лучше целомудренный сожительствует с женщиной и без всякого стыда выставляет на показ свое распутство. И это уж достойно горьких слез, но еще несносней то, что остается сказать. Выслушай же, что особенно и Бога прогневляет и нас печалит, ибо ты один можешь поправить зло. Ибо, как тот, который отбросил Божий страх и сказал Господу: я не хочу знать твоих путей, он стремится сделаться могущественным посредством порока и становится пособником в нечестивых и беззаконных предприятиях приверженцев Иасита 4). Они же величают его и чуть не на голове

3) Lamio 7. Теист следует исправить во многих местах: Τῶν τίς γὰρ μοναχῶν καὶ ἱερέων, τῶν ἐμιῦν κακῶν! Cod, κρεωβόρος δέ ἀντὶ νηστευτοῦ.

4) Καὶ τοῖς ἀνθρώποις τοῦ Ἰασήπου τῶν ἀδίκων καὶ ἀθέσμων λημμάτων πρόξενος γίνεται. Cod. два раза Ἰασίτου. Это лицо имеет, как увидим далее, весьма важное значение в судьбе Феофилакта; к сожалению, роль его остается для нас не совсем выясненною. Константинопольские Иаситы (знатный род) являются в числе учеников и приверженцев И. Итала, учение которого было потом осуждено на соборе: Анна р. 263. 6—7; καὶ ὃρα μοι τοὺς

 

 

32

носят. А бедные летят вниз головой и гибнут от наветов, ибо нет спасителя и искупителя. Я послал и привели ко мне этого проклятого, и он содержался у меня до мясопустной недели (τῶν κυριακών της ἀπώφεω). Не нашедши никого из лиц судебного ведомства и не имея перед кем вести процесс, я освободил его 1). И христиане, люди Иасипа, воздают ему почести 2). Восстань же на них, господин мой, и скажи два слова: и извержен будет лукавый, вредящий народу Божию. Да не обольстит тебя никто тщетными словами, что этот вор раскается: сколько уже средств к раскаянию предлагал я ему и прошлый год и ныне, и письменно и при личной встрече! Но я говорил с глухой волной: пантера остается дика и после удара. Помилуй же бедных и прежде них сжалься над его жалкой душой, которая, прежде чем погубить его в мучениях, сама заражается пороком; и да изгнан будет отсюда как язва и эпидемическая болезнь. Если же мне самому удастся схватить его, то он погибнет в башне, как государственный преступник 3).

τοῦτον μαθητὰς, τὸν Σολομῶντα Ἰωάννην καὶ τινας Ἰασίτας καὶ Σερβλίας καὶ ἄλλους τάχα περὶ τὴν μάθησιν ἐσπουδακότας. Зонара (lib. XVIII. С, 22) сообщает, что один Иасит был зятем царя Алексея I Комнина: τῇ δ Εὐδοκίᾳ τὸν τοῦ Ἰασίτου Κωνσταντίνον παῖδα συνέζευξεν. ὃς ττε συνεύνῳ οὐχ ὡς βασιλέως ἐκέχρητο θυγατρὶ ἀλλ ἐκ τοῦ κρείττονος ὡμίλει ταύτῃ καὶ προσεφέρετο, καὶ τ βασιλίσςῃ δὲ πλειστάκις προσκεκρούκει καὶ πενθερᾷ, ἥπερ αὐτῷ προσοχθίσασα τὴν θυγατέρα νοσήσασαν εὐθὺς ἀποκείρει καὶ τὸν Ἰασίτην ἀπελαύνει τῶν βασιλείων. Упоминается еще Иасит катапан Ивирия, Cedreni II, р. 519. б. Сравни еще Meursio 33. Χωρίον τ καθ ἡμᾶς ἐκκλησίᾳ διαφέρον περὶ τὸ Βαρδάριον διακείμενον, τοῖς ἀθεωτάτοις πράκτορσιν ἐφόδιον πρὸς τὴν ἡμετέραν κάκωσιν γίνεται, καὶ μάλιστα τῷ μὴ τὴν ἀπληστίαν ἰασίμην Ἰασίτῃ. На него же делается намек в письме и Феодулу митрополиту солунскому Meursio 11; сравни еще Muralt, Essai de Chronographie, p. 431 (a. 1274).

1) Cod. μὴ εὐρεθἤναι μηδένα τῶν τῆς βουλής μερῶν μήτε κατὰ τίνος ἐγκαλέσαι.

2) Καὶ οἱ χριστιανοί οἱ τοῦ Ἰασίτον ἄνθρωποι περιέπουσιν αὐτὸν (ἐν πραιτορίῳ? Слово пропущенное в изданном тексте и плохо читаемое в кодексе); перевод был бы такой: и христиане, приверженцы Иасита, сопровождают его в преторию.

3) В этом монахе, сеятеле некоторого нового учении, можно видеть попа Василия, учители болгарских богомилов, о котором сообщает Анна Комнина в XV кн. Алексиады (Migne, Patrologia 131, p. 1168 и след.). Из-

 

 

33

вестия Феофилакта вводят нас в историю распространения богомильского учения и знакомят с обстоятельствами, способствовавшими и усилению его. Если прибавим, что существующие источники (Евфимий Зигабен, Анна и Н. Акоминат) знакомят с этим учением уже в тот момент, когда оно сделалось известным в столице, то сообщения Феофилакта о раннем периоде деятельности попа Василия приобретают неоцененную важность.

 


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.