13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский
Феофилакт, блж. Великому Доместику Адриану
Великому Доместику Адриану 1): «В то время как я наблюдал это смешение жизни и насилие любостяжания, и наглость, которая бесстыдно блудодействовала и оскверняла дела; когда я видел, что государственные чины скорее грабители, чем собиратели податей, что они божеские и царские законы разрывают как паутину, и что христианство гибнет и несется к пропасти и нет никакой надежды на спасение, я потерял всякую способность рассуждать и как труп лежал, отчаявшись в исправлении зла. Но когда благороднейший зять твой 2) принял на себя управление нашими делами, странное зрелище поразило меня; снова возвратилась улетевшая надежда и все вокруг меня стало оживать. Потом он возвратился к вам, оставив нам одно безутешное воспо-
1) Meursio 24. К объяснению этого письма см. предыдущее примечание.
2) Может быть, речь идет о Григории Гавре, см. Анна VIII. 9. (р. 417 Bonn.).
30
минание. Кто теперь соберет остатки мелким собственникам, кто возведет в состояние довольства тех, которые пьют от чаши бедности? Кто доставит сиротам как милость засвидетельствовать это самою смертью, чрез которую они лишились немощных родителей и взамен получили такого сильного покровителя? Чьи повеления утвердят границу вдовьего участка? Чьи глаза отрут слезы притесняемых и доведут до горьких слез притеснителей — и поспешит сей разложить штраф на ту и другую сторону: одной большую часть, другой меньшую. Найдет ли теперь бедняк, кто бы стал преследовать хищных богачей, и богач отыщет ли адвоката против злонравных бедняков и сикофантов? И сословие священнослужителей найдет ли такого слугу, который не делает различия между достоинствами, но смотрит на все как на лучшие и верует в освятительную их силу чрез помазание Духа, и всех несогласных с этим мнением считает невеждами и несовершенными, лишенными всякой святительской благодати?—Прекрасному и доброму севасту противно это место власти, как истинное место развращения, или селение Кедар, или железная печь, поэтому он и унесся к вашим блаженным странам».
В связи с общим вопросом администрации Болгарии стоит другой: каковы были отношения архиепископа — грека к славянской, пастве. Здесь, пользуясь теми же письмами Феофилакта, мы намерены показать, чем обусловливалась и поддерживалась не рознь (это слово далеко не выражает существа дела), но резвая вражда между архиепископом и его паствой. Феофилакт везде встречал преграды и нарушения своих прав: среди епископов и низшего духовенства, в горожанах и сельчанах, наконец между собственными париками. Напрасно думают заключить из некоторых мест переписки, будто архиепископ примирился потом с болгарами и полюбил свою паству: все сочувственные слова и выражения о болгарах относятся не к нации, но к приверженцам и друзьям Феофилакта, жившим в Болгарии. Если
31
бы нужно было сослаться на одно место, полнее выражающее чувства архиепископа к нации, мы указали бы на письмо к И. Перивлептину 1). Нет сомнения, что и болгары платили теми же чувствами то затаенной, то открытой вражды. «Ты сам знаешь, говорит Феофилакт 2) в одном письме, каковы дела болгарские: кто держит власть, тот всегда имеет перед глазами образы (идолы) войны». Приводимые ниже письма рисуют яркими красками это положение дел.
1) Meursio 46. Вспомнив о бесовской силе, которая вошла в стадо свиней и понесла их в море, Феофилакт продолжает: εἰ δὲ καὶ τοῖς χοίροις ἐπιπέμψει τὸν τούτου φόρτον καὶ τοὺς ἐπιστατουμένους ἀξἴως ὑπὸ τούτου Βουλγάρους ὡσεὶ κατὰ τοῦ προσήκοντος αὐτοῖς κρημνοῦ, οὐδὲν τοῦτο πρᾶγμα, μόνον ἡμεῖς ἀκωλύτως τὴν οἰκείαν ὁδὸν ὁδεύοιμεν....
2) Офеомаху, Meursio 10.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.