13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский
Феофилакт, блж. патриарху Николаю III Грамматику
28
К патриарху 1): «Как ты осмелился, скажет кто-нибудь, говорить со своим владыкой, ты, который в течение стольких лет заградил своя уста молчанием и не проговорил ни малого, ни великого, хотя в том была твоя обязанность—приветствовать его устами и душой, и письмами, и чтить его выше всего не как владыку только, но как любвеобильного и милостивого отца. Ибо если у меня есть душа, то создал ее и образовал мне патриарх кротким и спасительным строением и образованием и снисходительностью к моим немощам — прирожденное ему и развиваемое качество.—Не незнает он о нынешних бичах и терниях священного сана, которые впились в нас и повергли в бедственное положение: наглость грешников доросла головой до неба, они убивают вдову и сироту, туземца и пришельца. Нет помощника или освободителя, все погибает, обманщики го-
готовления. В свази с заседаниями одного собора, неизвестно в каком городе, должны быть рассматриваемы письма к епископу Софии, Finetti 17,18, 19, Meursio 32.
1) Finetti 4. Уже ранее мы высказались, что это был Николай III, занимавший константинопольскую кафедру с 1084 по 1111 год. Как в этом, так особенно в следующем письме, к великому доместику Адриану, находим указание на существующую в Византии практику относительно крестьянских участков, когда умирал владелец. Если после смерти крестьянина не оставалось взрослых сыновей или родственников, которые бы согласились обрабатывать его участок и нести лежащие на нем повинности, то участок отбирался у вдовы и сирот или в пользу соседнего крупного землевладельца, или в казну. См. новеллы Никифора Фоки и Василия Болгаробойцы в III томе Цахарин. При императоре Алексее тот же порядок вызвал некоторые мероприятия со стороны правительства. Таким образом, в выражениях письма к патриарху: ὅτε οὐρανῷ μεν στηρίζει τὴν κεφαλὴν ἡ τῶν ἀμαρτολῶν καύχησις, χήραν καὶ ὀρφανὸν ἀποκτιννύντων καὶ φονεύονιων πάντα καὶ ἰθαγενῆ καὶ προσήλυτον —должно видеть указание на практику, которую предусматривает новелла 20 Алексея Комнина (1082 г.), Zachariae III. 8. 349. Ἐπεὶ δὲ ἀνέμαθε καὶ τοῦτο ἡ βασιλεία ἡμῶν, ὡς πολλοὶ ἄπαιδες καὶ ἀδιάθετοι (без завещания) θνήσκουσι, μηδένα ἔχοντες κατὰ τὸ ἐξ ἀδιαθέτου δίκαιον καλούμενον εἰς τὴν κληρονομίαν αὐτῶν, ἕτεροι δὲ αὐτονόμως ἐξιδιοῦντες καὶ σφετερίζοντες τὴν μηδόλως ἀνήκουσαν τούτοις ἐκείνων ὕπαρξιν, καὶ στερεῖται ὁ δημόσιος τῶν δικαίῳ λόγῳ ἀρμοζόντων αὐτῷ… повелевается, описав участок умершего, посадить на него хорошего крестьянина из той же деревни.
29
сподствуют над нами. Сборщики податей подбирают и тощие остатки от серпа … И если кто напомнит о царе и о мече, который он носит на страх злодеев, осмеивают это слово как потерявшее смысл..... Отсюда тяжкие дела и невыносимые исполнители: клириков обнажают и бичуют, париков исчисляют и тщательно обыскивают, землю размеряют скачками блохи,—все измерено и взвешено, безумная система доходит до измерения плоти и костей, и свойство одного Бога — испытание сердец и нервов—ныне сделалось качеством сборщиков податей, так что вседержитель не имеет никакого преимущества над миродержителями и Отец будущего века над властями века сего. Берут взятки и, получив, сердятся и стращают тех, которые сделали приношение, чтобы продолжали постоянно давать, и выходят из себя, получая отказ. И знать не хотят, что епископ может быть беден, как будто его земля производит без посева и обработки, как будто реки несут ему золото, а коней и мулов рождают ему собаки!....». Просит защиты у патриарха.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.