Поиск авторов по алфавиту

Автор:Антоний (Храповицкий), митрополит

Антоний (Храповицкий), митр. Письмо кн. Г. Н. Трубецкому от 8. 11. 1926 г.

ПИСЬМО МИТР. АНТОНИЯ К КН. Г. Н. ТРУБЕЦКОМУ

8. 11. 1926

Глубокоуважаемый Князь Григорий Николаевич!

Свой ответ я начну с уверения [неразб.] что я не сомневаюсь в бескорыстии и благородстве руководящих Вашими строками убеждений, но и в совершенной их ошибочности. Вы ссылаетесь, не называя лиц, на заявления в моск. тюрьмах Вл. Кирилла, Вл. Феодора. 8 Но разве действительность не оправдала их опасения, высказанные еще в 1922 г.? Патр. Тихона не смели трогать, пока он смело противостоял большевикам, а когда он «несомненно под давлением большевиков» (слова из письма ко мне вл. Евлогия в ноябре 1922 г.) закрыл в угоду им Высшее Церк. Управление за границей, они посадили его под арест, от коего он был освобожден по моему настоянию к Английскому Примасу, о чем последний писал мне. 9 Точно также не смели трогать митр. Петра, пока он не разослал послания с призывом (как и † патр. Тихон) повиноваться сов. власти: «Петр исполнил свою работу» и т. д. Слава Богу! Новые живоцерковцы, угодные Советам, оградили себя от всяких

237

 

 

обвинений в (заведомо ложных) обвинений законной иерархии в сношениях с эмигрантской церковью, в чем (кстати сказать) были виновны отнюдь не Карловцы, а всецело Париж, настаивавший пред патр. Тихоном и митр. Петром об упразднении заграничного Синода и т. д. Слава Богу, из Москвы им не отвечали на бумаге, а словесно выражали сетования на такие претензии, в коих я конечно не виню митр. Евлогия, а тех, под властью коих он состоит, получая от них жалование, тогда как они по тем же условиям состояли под властью евреев, о чем пришла в Синод коллективная жалоба из Парижа со многими подписями в. авторитетных людей, каковые подписи удивляли своею неожиданностью откликов [?]

Когда я их добром просил на Карлов. Соборе 1921 г. ответить на мое возражение о невмешательстве в политику, убеждая слушателей в том, что призыв народа к восстановлению династии есть не политика, а церковность, ибо всякий другой проект устройства государства будет противоцерковный, как и политика Временного Правительства 1917 г., с ярко враждебным отношением к Церкви, то никто ни слова мне не ответил, а еще более настойчивый мой вызов в газете и в книжке “Деяния Всезар. Церк. Собора 1921 г.». Этот ответ, всем тогда известный, не вызвал никакого возражения. Сказано в Библии: «пес не пошевелил на тебя языком своим». 10 Ответ этот замолчали и забаллотировали, как и большую часть всего, что я писывал с 1904 г.: ответить было нечего. Таков обычный прием наших кадетов и вообще всех русских нигилистов и их пособников.

Утверждаю, что большевики, невзирая ни на что, будут истолковывать мое участие в Заруб. Съезде11 как вмешательство Церкви в политику, и поэтому воздерживаться от участия значит постыдно пасовать там, где это совершенно бесполезно, ибо они обвиняли в политике и присуждали к смертной казни † митр. Вениамина, который открыто выражал свою симпатию большевикам еще на моск. соборе.

До получения Вашего письма я колебался ехать на съезд в Париж, о чем говорил вслух. Но узнав, что единственным русским иерархом там окажется раскольничий епископ Иннокентий (правда, мой уважаемый приятель), значило бы отдавать на посмеяние нашу Св. Церковь, главное — ее заграничную иерархию. Не монархического направления иерархи, а «кадеты» и «народные монархисты»

238

 

 

в дух. сане, вот кто определяет свои отношения к религии, к Церкви с чисто политической, партийной точки зрения, и сваливают вину с больной головы на здоровую. Судить о них строго не буду, ибо 1) «чей хлеб кушаешь, того и слушаешь», и 2) из-за их спины легко рассмотреть их руководителей, типа карамазовского Ракитина.

Я не требую и не прошу, чтобы письмо это Вы хранили в безусловном секрете, но надеюсь, что, со свойственным Вашему воспитанию тактом, Вы не скажете никому ничего такого, что еще более расстроит давно испорченные отношения в этой жизни с этими иерархами, а мне поверьте, что лично для себя я ничего не ищу, ни прежде, ни теперь, когда мне 63 года, а до 70 я и дожить не надеюсь, а возможно, что умру в этом или в след, году, что и препятствовало мне собираться за границу, в опасении там умереть без должного покаяния, во время съезда или вскоре после него.

Вы наверное читали мое слово 20 фев. 1905 в Исаакиевском соборе. 12 Что же? Разве не исполнились с буквальной точностью все мои предсказания, которые я высказал не с мистическим самообольщающим [ неразб. ], но по внушению благоразумия. Я верю в то, что Вы о себе писали мне сюда. Поверьте и мне в том же: я убежден, что все положения Карлов, собора 1922 г. имеют чисто церковную почву, и воздержаться от них было бы постыдным компромиссом. Помню, Вы же сами назвали мне одного иерарха из моих учеников: «преосвящ. Компромисс».

Пишу Вам из Хопова, куда прибыл вчера для пострижения вероятной преемницы м. Екатерины, быв. послушницы Зинаиды, а с сегодняшнего дня монахини Павлы (Клюевой, вдовы генерала). М. Нина уже 5 месяцев лежит в Панчевском госпитале и не встанет, хотя доктора говорят, что жизнь ее можно еще протянуть.

Писал я статью в защиту Евразийства, которую “Новое Время» не пожелало печатать, боясь раздразнить гусей, а от Н. С-ча13 так и не получил ни строчки, хотя посылал ему № “Военного Вестника»: я к нему всей душой, а он ко мне «всем тем» местом, откуда выходит то, что определил один ростовский член Купеческой Управы братушек, как Вы нам так типично рассказывали в вагоне железной дороги. Впрочем, я нисколько не сомневаюсь, что он остался таким же [ неразб. ] как и прежде. Что касается съезда, то я тоже мало доброго от него ожидаю, ибо более активные его [ неразб. ] заинтересованы не благом России, а тем,

239

 

 

что их самих ожидает в случае восстановления монархии: они не надеются, при таком условии, войти в Керенско-Львовское Министерство и потому борятся против монархии, а следов, и против России. Вы не принадлежите к их числу, но вокруг Вас бывшие Львенки и Керенские, а к Вам, князь, я отношусь с искренней симпатией, как благочестивому христианину, что для меня самое важное.

Преданный душевно,

Митрополит Антоний

P. S. Завтра пошлю Вам названную книжку, см. стр. 124-137.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.