13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Анастасий (Грибановский), архимандрит
Анастасий (Грибановский), арх. Письмо кн. Г. Н. Трубецкому от 28. 6/11. 7. 1925 г.
3.
28. 6/11. 7. 1925, Иерусалим
Досточтимый князь Григорий Николаевич!
Вопрос, затронутый Вами в связи с моим письмом, так деликатен, что его можно обсуждать только в доверительной обстановке. Есть в нем такие стороны, которые нельзя доверять даже письму, и я мог высказаться пред Вами с полной откровенностью только в устной беседе.
Возвращаясь к «завещанию», я должен сказать, что оно только по недоразумению называется этим именем: это «послание» к пастве, рассчитанное на полное выздоровление и возвращение к исполнению своих обычных обязанностей святейшего Патриарха.
У меня есть целый ряд достоверных сведений из Москвы, свидетельствующих о том, что курс церковной политики в последние годы вполне совпадает с точкой зрения, изложенной в послании. Те тяжкие недоумения, которые возникают при этом, и которые Вы так хорошо сформулировали в Вашем письме, доказывают только существование глубокого психологического разделения
232
между нами, доходящее до того, что мы перестаем понимать друг друга.
Кажущаяся безысходность положения ввиду укрепления большевизма по необходимости заставила их приспособляться к обстановке: стоит сделать только один шаг в этом направлении, чтобы за ним незаметно последовал другой и третий, а за практикой следует и теория, ее оправдывающая. Внутренние противоречия последней видны нам, но не тем, кто создали ее для успокоения своей совести.
Я не смею никого осуждать, ибо не уверен, что не поступил бы хуже, если бы оказался в таком горниле испытаний, но, конечно, не могу считать для себя и нравственно обязательным то, что не мирится с моею совестью. Очень опасаюсь, что преемники Св. Отца пойдут дальше, чем хотел он, и разрыв будет объявлен прежде всего с их, а не с нашей стороны. Что касается нас, то мы должны, конечно, исчерпать все средства и все свое долготерпение, чтобы сохранить нерушимым наше единение с канонической Церковью в России, но Вы сами изволите знать, что бывает такое положение, когда мы обязаны сказать поп possumus и по необходимости начать самостоятельно устраивать свою церковную жизнь. Наконец, в России просто может начаться церковная анархия. В предвидении такого исхода дел мы и должны серьезно подумать об организации нашего церковного строя за границей.
Все попытки ввести наши внутренние церковные отношения за границей в определенную систему и придать им более или менее стройный и законченный вид до сих пор не увенчались, к сожалению, успехом. Порядок, который предносится Вами, как лучший из возможных, т. е чтобы каждая епархия жила за границей самостоятельной жизнью, не представляется для меня таковым. 1) Это разделение не пройдет безболезненно и расколет на части не только заграничную иерархию, но и паству: отчасти это наблюдается уже в настоящее время, когда у нас образовалась своя «восточная» и своя «западная» Церковь. 2) Разъединение создаст известную деморализацию в наших рядах и ослабит нас одинаково и пред лицом Православной России, и пред другими православными и христианскими церквами, пред которыми мы должны иметь единство представительства. Моя поездка по Востоку и Западу (особенно в Англии) убедила меня, как чутко там относятся к нашим внутренним разногласиям — особенно в церковных вопросах. До сих пор у нас был, по крайней мере, видимый символ
233
нашего православного единства — это Святейший Патриарх: в нем мы все сходились, как лучи в центре, хотя бы на перифериях мы и расходились между собой.
С уходом его — мы можем превратиться в саморазделившееся царство, которое не устоит пред натиском врагов. Я не сторонник той крайней и опасной меры, которую Вы так остроумно называете «церковной кирилловщиной». Мы не можем никому в России вменить в обязанность повиноваться избранному нами заместителю Патриарха:5 этот вопрос обсуждался уже на прошлогоднем епископском соборе и единогласно решен в отрицательном смысле. Но отсюда, однако, не следует, что мы не должны стремиться создать единую церковную организацию для заграницы, дабы сплотить церковные ряды и предупредить опасность борьбы за власть, что бывает всегда, когда усиливается центробежное «автокефалистическое» течение. Вот мысли, которыми я хотел бы поделиться с Вами теперь; если Бог судит нам свидеться в скором времени, я дополнил бы их более конкретными доказательствами, от которых я должен воздержаться в письме. Вероятно, этого большого вопроса коснется и Ваше епархиальное собрание, и от того направления, какое оно даст церковной жизни в Западном округе, будет в значительной степени зависеть последующее течение нашей заграничной церковной жизни вообще.
Кажется, в Париже будет созван, наконец, давно уже преднамеченный и столь благовременный теперь патриотический съезд, который также должен будет затронуть наш церковный вопрос, ибо последний стоит теперь в центре всей жизни. Дай Бог, чтобы это было во благо Церкви. Мой усердный привет всей Вашей семье. Господь да благословит Вас.
Душевно преданный Вам
Арх. Анастасий
234
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.