13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Тихон (Белавин), патриарх
Тихон (Белавин), свт., патр. Послание святейшему Димитрию, Патриарху сербскому
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕМУ ДИМИТРИЮ, ПАТРИАРХУ СЕРБСКОМУ
1 (14) ноября 1923 г. Москва, Донской монастырь
Ваше Святейшество, Святейший Владыко, возлюбленный о Христе собрат Наш.
Послание Вашей святыни от 7 (20) августа сего года, когда было получено мною, наполнило сердце мое радостью и благодарением Господу Богу, дающему Нам утешение в общении и единении Своей Церкви, а также и чувством признательности к Вам, вселюбезный собрат, чрез которого Господь ниспослал Нам сие утешение. Наипаче благодарим Господа за то, что Он даровал нам утешение в общении с Вашим Святейшеством в те дни, когда Мы в этом нуждались.
Небезызвестно, конечно, Вам, Святейший Владыко, о тех скорбях, которые постигли нашу Российскую Церковь и кои терзают Наше архипастырское сердце. Во время невольного удаления Нашего от церковных дел восстали некоторые мятежные пресвитеры и недостойные епископы и произвели немалую смуту в нашей Российской Церкви, нагло и легкомысленно попирая и нарушая Апостольские правила и церковные каноны. Но да будет благословенно имя Господне. Бог не
158
попустил стаду Нашему искуситься паче, неже могло оно понести. Еще в отсутствие Наше много было ревнителей Православия и из боголюбезных епископов, пресвитеров и из верующего народа, которые истину Православия предпочитали всему и мужественно противостояли беззаконным новаторам. Снова вступив с 1 июля с. г. * в исполнение своего первосвятительского в Церкви Российской служения, Мы вместе с многим сонмом верных своему долгу епископов вменили в ничто постановления бывшего в Москве в мае месяце с. г. собрания, которое тщетно пыталось выдать себя за поместный церковный собор **.
Мы осудили всех признавших самочинное церковное управление как отпавших от единства Церкви раскольников и призвали всех их к покаянию. Благодарение Богу — почти все епископы, большинство клира и православный народ остались верны Нам и законной иерархии. Но по Божию
* Святейший Патриарх Тихон был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ 27 06. 1923, а 1 07 1923 обратился к пастве с воззванием, осуждающим постановления обновленческих организаций и призывающим к преодолению раскола.
** 2-9 05 1923 проходил обновленческий лжесобор («Второй поместный собор Русской Православной Церкви»), пытавшийся узаконить противоканонические реформы ВЦУ «о белом женатом епископате», «о второбрачии духовенства», «о мощах», «о реформе календаря» и др. Главной целью «лжесобора» было принятие резолюции о лишении Святейшего Патриарха Тихона сана и монашества.
159
попущению есть и упорствующие в заблуждениях своих и не могущие смирить покаянием увлекающего их духа гордыни и мятежа.
Церковь наша переживает очень трудное и ответственное время. Нам не только нужно собрать паки воедино православных людей, но нам нужно устроить свое существование в особых условиях нашей государственной жизни. Мы надеемся, что Господь поможет нам достигнуть более мирных отношений с нашей государственной властью и воспользоваться плодами той религиозной свободы, которая возвещена в наших гражданских законах.
Дошли до Нас известия о тех суждениях по разным церковным вопросам, которые были на константинопольском православном конгрессе*, хотя Мы непосредственно никакого сообщения от Вселенского патриарха не получали. Постановление об исправлении церковного времясчисления принципиально приняли и Мы после тщательного рассмотрения сего вопроса с Нашими епископами и по сему предмету обращаемся к верующим с осо-
* В 1923 г (10 05-3 06) Константинопольским патриархом Мелетием IV было созвано Всеправославное совещание, на котором отсутствовали уполномоченные от Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Всероссийского патриархатов Важнейшими решениями совещания были, о календарной реформе и о втором браке священников и диаконов Восточные Церкви Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская отвергли постановления совещания, как не соответствующие преданию и учению Святой Церкви.
160
бым посланием, при сем прилагаемым. Но так как послание это, по не зависящим от Нас обстоятельствам, крайне запоздало выходом из печати, то приходится обязательное введение нового времясчисления с 1 октября отложить временно, тем более что ныне стало известно Нам, что Православные Церкви Востока отложили введение нового стиля в церковное употребление. В согласии с Востоком день Святой Пасхи мы будем в следующем году праздновать 14 (27) апреля*.
Другие вопросы, обсуждавшиеся на константинопольском собрании, затрагивали порядки, установленные Апостольскими правилами, а потому Мы и не могли этих вопросов обсудить, не имея возможности в настоящее время созвать собора епископов Наших: когда к Нам обращаются второбрачные клирики или женатые на вдовах, появившиеся при самочинном церковном управлении и прельстившиеся постановлением незаконного Собора
* Под давлением начальника 6-го отделения СО ГПУ-ОГПУ Е. А. Тучкова святитель Тихон согласился на введение григорианского календаря в Русской Церкви Было составлено патриаршее послание, на новый стиль предполагалось перейти с 1 5 октября 1923 г Однако послание задержалось в печати, а тем временем Святейший Патриарх Тихон получил сведения об отрицательном отношении некоторых Автокефальных Церквей к переходу на новый календарь Это обстоятельство, а также протест церковного народа, особенно в провинции, дали основание Святейшему, воспользовавшись задержкой в обнародовании послания, 8 ноября 1923 г сделать распоряжение «о приостановлении введения нового стиля в церковное употребление».
161
1923 года. Мы всех таковых запрещаем в служении, пока этот вопрос не будет разрешен всей Православной Церковью.
Братски лобызая Вашу святыню, прошу Ваших святых молитв и с истинным почтением и совершенною преданностью остаюсь
Вашего Святейшества покорнейший послушник и собрат во Христе
Тихон, Патриарх Московский и всея России
БС №6 С 264-267
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.