Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тареев Михаил Михайлович, проф.

Тареев М. М. У. Джемс. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Тареев М. М.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

НОВЫЕ КНИГИ.

II.

 

У. Джемс. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. Перев. с англ. СПб. 1904.

В книге помещено 10 статей; из них первые четыре «Зависимость веры от воли», «Стоит ли жить?» «Чувство рациональности», «Рефлекторные акты и теизм» посвящены преимущественно защите законности религиозной веры. В первой статье, давшей заглавие всей книге, автор исходить из того наблюдения, что наши верования в действительности порождаются не только анализом и логикой, как-бы могущественно ни было то и другое в теории, но прежде всего эмоциональными стремлениями и хотениями, из которых одни предшествуют вере, а другие следуют за ней, при чем и последние, хотя оказываются запоздалыми, однако не бывают излишними, если предшествующая эмоциональная работа велась в соответствующем им направлении. Тезис, защищаемый автором, кратко выражен им в следующих словах: «Наша эмоциональная природа не только имеет законное право, но и должна решать выбор между двумя предложениями, каждый раз как выбор этот истинен (т. е. относится к вопросу живому, необходимому и важному) и по природе своей недоступен решению на интеллектуальных основаниях». Отрицательное обоснование этого тезиса дается в том, что отказаться от решения вопроса при таких условиях было-бы таким же эмоциональным решением, как если бы мы склонились на сторону да или нет, и притом решением, связанным с таким же риском ошибиться. Положительное оправдание веры указывается автором в том, что вера в факт может способствовать возникновению последнего. Он иллюстрирует это положение примерами из обыденной жизни. «Например, возьмем вопрос: любите ли вы меня или нет? Это зависит в бесчисленных случаях от того, иду ли я вам навстречу, склонен ли я предполагать, что вы любите меня, ожидаю ли этого, выказываю ли вам доверие. В таких случаях именно предварительная вера в существование вашей любви вызывает последнюю. Но если я буду стоять далеко от вас, отказываясь подви-

400

 

 

401

нуться хотя бы на вершок, прежде нежели ваша привязанность станет для меня объективно-очевидной, держу пари, что у вас никогда не зародится расположение ко мне. Сколько раз мужчина покорял сердце женщины, пылко уверяя последнюю, что она должна полюбить его! В данном случае жажда известной истины вызывает последнюю к существованию; так же бывает и в бесчисленном количестве других случаев... Любой социальный организм сохраняет свою организацию потому, что каждый член исполняет свой долг в надежде на то, что другие члены будут делать то же. Каждый раз, как любой желаемый результат достигается путем сотрудничества многих отдельных лиц, он является простым следствием предварительной веры друг в друга всех участвующих. Правительство, войско, коммерческое предприятие, корабль, колледж, атлетическое состязание—все это существует лишь под условием веры, без которой не только ничто никогда не осуществлялось, но и не предпринималось... Итак, вера, основанная на желании, является законным, а может быть и неизбежным средством для достижения истины, поскольку это достижение зависит от нашего личного участия». С точки зрения этих данных автор оценивает и собственно религиозную веру: она дает верующему действительное внутреннее благо. Неверующий и верующий не имеют права ставить veto один другому, не следует им также обмениваться обидными словами. Напротив, каждый из нас должен бережно и глубоко уважать свободу другого. «Что вы думаете о себе? что вы думаете о мире?—вот вопросы, которые каждый решает по своему. Каков бы ни был сделанный нами выбор, мы делаем его на свой страх. Мы стоим в горном проходе, среди снегов и вихрей, окутанные туманом, сквозь который иногда открывается вид на тропинки, быть может, ненадежные. Если мы будем стоять без движения, мы рискуем замерзнуть; если мы выберем ложный путь, мы можем разбиться на смерть; мы даже не знаем наверное, есть ли истинный путь? Что же нам делать? Не терять присутствия духа! Действовать, надеясь, что все к лучшему, а там, будь, что будет! Если всему конец смерть, то лучше встретить смерть невозможно!» 

 

 

402

Мы должны принять, что это речь эмпириста — думающего, что есть истина и что человек может обрести ее, но не может он безошибочно знать, что она действительно достигнута им. Знать и знать достоверно, что мы знаем— две вещи разные. Мы должны далее помнить, что эта речь была обращена не к верующим, а к аудитории, состоящей из слушателей высших учебных заведений: «парализование природной способности веры и боязливая абулия в области религии—вот свойственная подобным слушателям форма интеллектуальной слабости, порожденная усердно-внушаемой им мыслью, что существует научная очевидность, способная избавить их от опасности потерпеть крушение в поисках за истиной». Такого рода слушатели и читатели найдут для себя много поучительного в этой речи. Верующим же здесь нечего искать. Однако и для них интересно видеть, что можно сказать в пользу веры с точки зрения эмпирической.

Такой же интерес и такое же значение имеют и остальные статьи, из которых вторая заканчивается словами: «не бойтесь жизни, верьте, что стоит жить и благодаря вашей вере это действительно будет так»,—третья сводится к положению: «высшее благо может быть достигнуто только в том случае, если мы живем подобающей нам жизнью, а последнее возможно лишь с помощью моральной энергии, порожденной верою», а четвертая развивает мысль, что «мировоззрение без Бога не рационально, мировоззрение, стремящееся превзойти Бога, невозможно».

Из прочих статей наибольший интерес вызывают «Детерминизм и связанная с ним дилемма», «Философ моралист и моральная жизнь», «Великие люди и среда» и «Значение индивидуумов».

Перевод названной книги Джемса принадлежит С. И. Церетели и исполнен добросовестно и изящно.

Т.

 


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.