Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. О пагубности сребролюбия для души человека. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду в Храме Христа Спасителя (16 апреля 2014 г.)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

16 апреля 2014 г.

О пагубности сребролюбия для души человека

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). Это предательство произошло в доме Симона

656

 

 

прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После кончины на тела усопших также возливали благовония, — чтобы как можно дольше сохранять их от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что цена мира равнялась целому состоянию.

И эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя! Один этот факт свидетельствует о том, что женщине было нечто открыто, — ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества — ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах, но ей было открыто нечто, — и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе и людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за все, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу.

И в тот же момент Иуда принимает решение пойти и предать Спасителя. Что означало это предательство? Оно означало большую услугу тем, кто хотел убить Господа. Поскольку Спаситель, совсем недавно воскресивший Лазаря, пользовался огромным уважением, так что вокруг Него собирались сотни, а может, и тысячи людей, то взять Его, арестовать при людях было опасно, — можно было навлечь на себя гнев разъяренной толпы. Поэтому те, кто замышлял это преступление, нуждались в помощнике, — им нужен был тот, кто предал бы Спасителя, кто сказал бы желающим схватить Его, где и когда это можно сделать без риска встретить народное сопротивление.

В тот самый момент, когда женщина возливала миро, что-то страшное, видимо, происходило в душе Иуды, — ведь он сразу же принимает решение пойти и предать Спасителя, а перед этим еще и говорит: «К чему такая трата? Ведь это миро можно было бы продать». Для Иуды было логичным закончить фразу так: «...а деньги забрать себе», но он не посмел этого сказать, а потому лицемерно предлагает деньги, которые можно было бы выручить, использовать для помощи нищим, на что Господь отвечает: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. О том, что сделала эта женщина, станет известно везде, где будет проповедано Евангелие, — она приготовила Меня к погребению». Безумная с точки зрения Иуды трата была поводом

657

 

 

к тому, чтобы пойти и донести на Спасителя, — поводом, но не причиной, потому что причиной было нечто другое.

Как свидетельствует Евангелие, Иуда носил ящик с общими деньгами, потому что у апостолов не было личных средств. Все, что жертвовали люди, складывалось в этот общий ящик, откуда затем извлекались деньги для покрытия необходимых расходов. Иуда был блюстителем этого ящика, но человеком нечестным, который запускал туда свою руку и похищал деньги, — другими словами, Иуда был вором. Этот страшный порок и стал внутренней причиной того, почему именно поступок женщины повлек за собой решение Иуды предать Спасителя. То, что совершила женщина, не соответствовало внутреннему миру — если угодно, идеалам Иуды. У него были другие ценности, он жил ради других целей, господствующей из которых было обогащение — правдой или неправдой. Иуда был сребролюбцем, а поскольку праведным путем эту страсть утолить было невозможно, он утолял ее иным путем, — воруя не принадлежащие ему средства.

На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия, — ведь он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все, кто похищают материальные ценности, — сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. Деньги так вожделенны для них, что раздумывать о средствах их получения уже невозможно: все средства хороши, лишь бы денег было как можно больше!

И ведь речь идет не только о преступниках, о ворах. Речь идет и о тех, кто пытается любыми способами, которые только допустимы в обществе, безгранично умножать свое богатство. И это имеет отношение к жизни не только нашего народа и нашего общества, но и любого другого народа и всего рода человеческого. Сребролюбие — это Иудина страсть, которая поразила сознание большинства людей. А если эта страсть господствует, то предательство становится делом легким и простым, — можно предать мужа или жену, можно предать детей, можно предать друзей, можно предать свой народ. Кого и что только нельзя предать для того, чтобы получить вожделенное!

Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему сребролюбия, говорит, что человек должен господствовать над деньгами, что он должен быть господином над ними, а не деньги должны господствовать над человеком, — и это очень правильное и точное определение! Господствовать — значит использовать материальные средства так, как человек считает нужным, а это в частности означает и способность отказываться от материальных средств в пользу других.

А святой Исидор Пелусиот, также размышляя на тему сребролюбия, говорит о том, что, ладно, если бы можно было взять с собой деньги после смерти, если бы они могли хоть как-то утешить человека, пораженного стра-

658

 

 

стью сребролюбия, — так ведь нет! Ни деньги, ни дома, ни обстановку, ни машины, ни другие ценности, которые люди стремятся приобретать здесь, взять с собой невозможно, — сколько бы богатств у человека ни было! Что же предлагает святой Исидор Пелусиот? Он говорит, что эти деньги нужно правильно вложить. Какую же «инвестицию» он предлагает? Святой Исидор учит вкладывать деньги, которые невозможно взять с собой после смерти, в других людей, — обменивая деньги на милость Божию.

Хорошо известна евангельская притча, которая содержит такие слова Господа: «Стяжите себе друзей от мамоны неправды» (Лк. 16, 9). Эта притча иногда с трудом понимается людьми, но смысл ее очень прагматичный и трезвый: Господь предлагает даже материальные средства использовать для спасения души.

И сегодняшнее евангельское чтение, которое свидетельствует о пагубности сребролюбия для души человека, должно каждого из нас подвигнуть к мысли о том, что будет с нами, с нашим материальным достоянием, когда мы уйдем в вечность. Многие считают, что достаточно оставить свои средства близким, родным... А может быть, недостаточно? Может быть, нужно найти иные способы обменять деньги на милость Божию?

У одних этих денег совсем немного, у других — больше, а у кого-то есть огромные деньги. Нужно помнить: чем больше денег — тем больше ответственности, тем больше нужно сделать, тем больше нужно их вложить, чтобы обменять богатство, по слову преподобного Исидора Пелусиота, на милость Божию. То, что имеет временное, преходящее значение, что является прахом для вечной жизни, может быть «инвестировано» в вечные ценности — через правильное отношение к деньгам и материальным средствам, пока мы живем в этом мире. И да поможет каждому из нас Господь действовать именно так, чтобы бренное и материальное мы могли обратить к вечному спасению!

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.