Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. О спасительном значении смиренного крестоношения

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

7 марта 2010 г.

О спасительном значении
смиренного крестоношения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Крестопоклонная Неделя, то есть воскресенье Великого поста, которое посвящено воспоминанию о Кресте Христовом и поклонению Честному Крестному Древу.

В Евангелии от Марка, отрывок из которого мы только что прослушали, содержатся слова, хорошо известные каждому православному христианину: кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34; Мф. 16, 24; Лк. 9, 23). Эти слова множество раз повторяются в храме, на тему крестоношения часто произносятся проповеди, и в наше сознание прочно входит очень важная мысль, которую Господь

391

 

 

передает нам и всему миру: мы должны взять свой крест, подъятие которого и означает нашу готовность следовать за Христом.

Однако нередко первая часть этой евангельской фразы как бы уходит в сторону, не затрагивая нашего сознания. А между тем она является очень важной, ибо без нее невозможно понять, что есть крестоношение. Господь предлагает нам: отвергнисъ себя, и возьми крест свой. Что же означает это отвержение? Если бы какой-то человек предложил нам отказаться от себя, мы, наверное, сочли бы его ненормальным, потому что такое предложение идет вразрез с нашим опытом. Но поскольку слова отвергнисъ себя не человеческие, а Божественные — мы не можем от них отмахнуться, но должны постараться проникнуть в их суть и понять заключенный в них глубинный смысл.

Бог создал человека самосознающей личностью, воспринимающей и познающей окружающий мир через собственное «я», которое, хотим мы того или нет, всегда будет центром нашего мировосприятия, — так возжелал Бог. Поэтому наше понимание мира всегда субъективно и зависит от нашего самосознания, которое, в свою очередь, формируется под воздействием различных факторов: среды, в которой мы живем, семьи, школы, уровня образования и культуры — всего того, что составляет человеческую личность. Наше «я» становится основным инструментом познания мира и главным фильтром, через который мы «просеиваем» всю информацию, получаемую из окружающей действительности. Но если воля Божия, Его замысел о человеке были таковы, чтобы человек познавал мир через самого себя, значит, это не греховно, а богоугодно.

А что же тогда греховно? — Греховна эгоцентричность: в ней мы видим, и видим справедливо, что-то недолжное, неправильное, ложное. И эта неправильность заключается не в познании мира через себя, ибо другого пути просто нет, а в нашем желании весь мир Божий переделать исключительно под себя — вот в этом и проявляет себя грех.

Кто-то может сказать: «А я вовсе не хочу менять мир — пусть он остается таким, каков есть». Но, говоря о мире, мы имеем в виду не космос, не вселенную — переделать их под себя нам и не дано, — а ту часть окружающей действительности, которая имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Именно здесь мы чаще всего и пытаемся сделать все так, как хочется нам. Но поскольку род человеческий весьма разнообразен и в нем нет абсолютно повторяющих друг друга личностей, то не может быть и одинаковых восприятий окружающей действительности. И если каждый человек, при отсутствии какого-либо организующего начала, будет стремиться переделать мир под себя и для себя, то понятно, что все эти разные люди будут сталкиваться в непримиримых конфликтах.

392

 

 

Так и происходит в жизни. Иногда всего лишь одно мнение, высказанное против нашего собственного, лишает нас всякого покоя. Мы воспринимаем человека, который отважился сказать нечто противное нашему пониманию той или иной реальности, как своего конкурента, врага, опасного человека. А если мы к тому же обладаем властью, то нередко стремимся употребить ее на то, чтобы удалить, устранить такого человека, особенно если он выражает свое несогласие с нами довольно часто. Почему же мы видим в нем опасность? — Да потому, что стараемся весь мир устроить только под себя и в каждом, кто противоречит нам, видим угрозу для своего замысла.

А причем же здесь крест? Что он означает? Крест — это страдание, но не всякое. Мы знаем людей, страдающих по различным причинам: кто-то злоупотребляет алкоголем, кто-то наркотиками, кто-то сознательно идет на преступление и потом страдает в тюрьме. Но такие страдания едва ли можно назвать крестом, потому что их источником являемся мы сами: это наш грех и наша расплата за него.

Крестом именуется то страдание, которое попускает нам Господь. Это могут быть и скорби, и болезни, и катаклизмы, это то, чего мы очень хотели бы избежать, но с чем нам приходится жить. И это не наш взгляд на мир и человека, не наша система устроения мира вокруг нас, — это нечто, превходящее в наш внутренний мир. Вот такое страдание, которое не от нас, но от Бога, — это наш крест.

А как мы реагируем на то, чего не желаем? — Мы начинаем бороться с этим, а понимая невозможность одержать в такой борьбе победу, мучаемся, впадаем в отчаяние, уныние, ропот. Эта наша неразумная форма самозащиты, которая ни от чего не защищает, — мы лишь усугубляем свое страдание.

В свете сказанного становится понятным, что означает «отвергнуться себя»: это означает внутренне принять — без ропота, уныния и отчаяния — тот крест, который Бог на нас возлагает и который будет ограждать нас от желания преобразовывать под себя мир. Мы никогда не изменим своей природы и всегда будем воспринимать мир через себя — и крест будем воспринимать так же, но страдание, горе и переживания, которые мы будем испытывать, неся свой крест, заставят нас «наступить на горло собственной песне» и прежде всего — уступить центральное место в своей жизни Богу, потому что только Он может избавить нас от креста, облегчить его или дать силы его нести. «Отвергнуться себя» означает вместе с крестом принять Христа в свою душу и в свою жизнь, это значит превратить страдание, которое кажется бессмысленным и ненужным, в способ спасения и духовного возрастания.

Отвержение себя, способность принять и нести свой крест — это и означает желание идти тем путем, который предлагает нам Бог. Если кто хочет

393

 

 

за Мною идти — не за сильными или мудрыми мира сего, а за Богом, — тот должен отвергнуться себя и со смирением принять крест, понимая, что он дается для спасения. Не уныние, не ропот, не отчаяние, не злобное сопротивление, а смиренное приятие креста Господня преобразует человеческую жизнь, меняет человеческие отношения, пронизывая их Божественной мудростью.

Да поможет всем нам Господь нести свой крест во спасение!

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.